Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"
проект по теме
Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет. Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного естественнонаучного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погорельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Н. И. Черкасова Зубцовского района Тверской области
Проект
Тьюторское сопровождение
проектно-исследовательской
деятельности учащихся
в общеобразовательной школе
Автор проекта:
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Погорельская СОШ»
Панцова Наталья Ивановна
- год
Актуальность.
XXI век, по определению ЮНЕСКО, является веком приоритета личности, следовательно, приоритеты модернизации образования сосредоточены на инновационности и индивидуализации самого процесса образования и его содержания. При современной, пусть и модернизируемой, классно – урочной системе личностно – ориентированный подход направлен на адаптацию имеющейся программы под возможности и способности каждого ученика. Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования, развитию творческих способностей. Индивидуализация образования ориентирована на разработку индивидуальной образовательной программы, основанной на социальном заказе учащегося и его родителей и выявленном векторе познавательного интереса учащихся. Ведущим в такой системе образования становится не просто педагог, классный руководитель, специалист школы, а тьютор, специалист образования, обладающий квалификацией сопровождать учащегося в его пути развития и обучения. В общеобразовательных учреждениях неуклонно растет доля учащихся, чьи образовательные запросы, так или иначе, требуют особого отношения. Развертывание для них индивидуального и группового тьюторского сопровождения в массовой школе позволит достичь дополнительной продуктивности образования.
Цель: Оценка возможности и необходимости тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
Задачи: для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучалась научная литература по данной теме;
- разрабатывалась и апробировалась модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- осуществлялся мониторинг эффективности тьюторского сопровождения
Гипотеза:
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся приводит к активизации уровня заинтересованности учащихся, развитию творческого потенциала, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.
Основные концептуальные положения проекта.
В современной педагогической науке и практике широко используются понятия открытого и закрытого образовательного пространства обучающегося. Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны на уровне организации практического педагогического воздействия. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, по которому надо провести ученика, это конкретные методы преподавания, выбранные учителем. Любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать и выбирать другие варианты его образования, что часто вызывает неприятие со стороны учащихся и их родителей.
Цель открытого образовательного пространства – предоставить ученику множественный выбор образовательных траекторий. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, позволяет вырабатывать качества ориентации в мире образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Помочь учащимся сориентироваться в открытом образовательном пространстве, сделать правильный выбор должен педагог-тьютор. Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования. Это посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.) [5].
В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как равноценные составляющие, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии [7].
Тьютором может быть учитель – предметник, классный руководитель, педагог – психолог, владеющий методологической подготовкой, коммуникативными компетентностями и интерактивными технологиями.
Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов.
- Определение познавательного интереса подростка.
- Формулирование образовательного вопроса.
- Постановка цели образовательной деятельности.
- Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “карты познавательного интереса”.
- Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - “создание портфолио”, “образовательный проект”.
- Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.
- Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив [1].
На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися. В задачи тьютора входят: методическая подготовка и проведение групповых занятий-практикумов (тьюториалов); помощь в выполнении аттестационных работ, их проверка и оценка; консультации и другие формы психологической и педагогической поддержки обучающихся; индивидуальная помощь обучающимся в решении академических или личных проблем, связанных с обучением; профессиональная ориентация и консультирование по вопросам карьеры. [7].
Формы тьюторского сопровождения укладываются в систему преемственности этапов образовательного процесса в содержании и отличаются по направленности. В начальной школе основная задача тьютора – разбудить и конкретизировать познавательный интерес ребенка, причем производится это, в основном через проектирование и игровые технологии. В основной школе – основная задача – совместно с учащимся спроектировать индивидуальную образовательную программу и развиваться в её русле. Именно на этом этапе обучения тьютору важно перевести обучающегося в открытое образовательное пространство, научив добывать, отсеивать и анализировать информацию. На этапе старшей школы тьюторское сопровождение акцентировано на предпрофессиональнную подготовку обучающегося через погружение в научный мир, научные знания и научные теории, подготавливая его к продолжению образования на высшей ступени. Тьюторское сопровождение наиболее эффективно может использоваться в рамках дополнительного образования, так как оно осуществляется в коучинг – группах, объединенных общим познавательным интересом [6].
Организационно, тьюторская деятельность реализуется через индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториалы (семинары), тьюторские проекты и другие деятельностные формы, определяемые в тьюторской практике как образовательные события (см приложение 1).
Тьюторское сопровождение в рамках образовательного учреждения распространяется на три целевые группы: учителя, обучающиеся, родители. Основными этапами тьюторского сопровождения, как для педагогов, так для учащихся и родителей, являются:
-диагностико-мотивационный
- проектировочный
- реализационный
- аналитический.
Каждый из этих этапов имеет свою специфику (см приложение 2), которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта (учителя, учащегося, родителя), так и в соответствующих способах работы тьютора. Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки – портфолио. Портфолио применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения. В практике тьюторского сопровождения используется несколько типов портфолио.
Портфолио, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки.
В рамках проектировочного этапа тьюторант собирает тематический, информационный портфолио. После системно – деятельностного анализа тематического портфолио формируется портфолио презентационный, реализуемый в различных формах (статьи, программы, реферат, защита проектной и курсовой работы, выступления и т.д.). На аналитическом этапе становится востребованным портфолио достижений [4].
Возникает закономерный вопрос: «Зачем нужно тьюторство, когда в педагогике существует личностно – ориентированный подход в педагогике?!». Личностно – ориентированный подход предполагает, по сути, адаптацию существующих программ образования к возможностям и личности каждого обучающегося, оставляя образование закрытым рамками программ, тьюторское сопровождение даёт возможность осознать и усилить особые результаты работы педагога, создающего полноту открытого образовательного пространства для своих учащихся.
Модели тьюторского педагогического сопровождения обучающихся могут быть различными в зависимости от направления сопровождения и уровня подготовленности тьюторантов.
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района.
В МБОУ «Погорельская СОШ» имени Героя Советского Союза Н.И.Черкасова Зубцовского района Тверской области с 1996 года работает объединение учащихся «Исследователи природы». В рамках деятельности объединения учащиеся различных возрастных групп выполняют индивидуальные и групповые исследовательские работы и осуществляют эколого-социальные проекты. В течение многих лет с положительной стороны себя зарекомендовала система работы с детьми по формированию исследовательской компетенции в форме тьюторского педагогического сопровождения.
Модель тьюторского сопровождения членов объединения «Исследователи природы» включает в себя четыре ступени, которые несколько изменяют классический порядок педагогического тьюторского сопровождения обучающихся общеобразовательной школы.
(описание характеристики ступеней см приложение 3).
Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере организации исследования и выполнения групповой исследовательской работы) - таблица 1
№ | Этапы работы | Форма работы | Содержание деятельности | Результат | |
тьютор (педагог) | тьюторант (учащийся) | ||||
1 | Диагностика интересов учащихся | Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа | Подготовка материалов для диагностического исследования | Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов | Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности |
2 | Выбор темы исследования и определение гипотезы | Тьюторская консультация | Формирование примерного перечня тем для исследований. | Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии. | Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач. |
(таблицу 1 полностью и примерную карту комплекса тьюториалов см в приложении 4 к проекту)
Этапы реализации модели тьюторского педагогического сопровождения могут занимать различное время в зависимости от уровня подготовленности учащегося или группы.
Результативность деятельности учащихся оценивается по материалам портфолио достижений (см приложение 5). Личные портфолио наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности исследовательской деятельности, что так же повышает мотивированность других учащихся.
Практическая значимость проекта.
Тьюторское сопровождение в общеобразовательной школе – это педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении тьюторантом компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии), развитии творческого потенциала, умений и навыков разрешения проблемных ситуаций.
Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В итоге выстраивается индивидуальная модель тьюторского сопровождения конкретного учащегося, позволяющая создать для него ситуацию успешности его деятельности. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Такие модели динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями.
Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности и развивая творческие способности.
Мониторинг результативности проекта
1.Для оценки отношения учащихся к исследовательской деятельности и экологическому образованию была проведена анкета среди учащихся 9- 10 классов (см приложение 6). Анализ анкетирования показал заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности и позитивное отношение к экологическому образованию.
2.Результатом тьюторского педагогического сопровождения становится повышение мотивации к изучению предмета, возросший уровень участия в предметных олимпиадах, результаты итоговых испытаний - ЕГЭ, экзамен по выбору в 9 классе (сводную таблицу результативности за 3 года см в приложении 7)
3. Другими показательными цифрами является портфолио достижений - участие обучающихся - участников конкурсов и конференций разного уровня и ставших призерами и победителями (подробно в приложении 7).
Год | Количество конкурсов | Количество участников | Результативность |
2008-2009 | Региональных 3– | 18 человек | 2 призера, 2 победителя, ост. - участники |
Всероссийских 4 | 6 человек | 3 место и у остальных дипломы участников | |
2009 - 2010 | Региональные 2 | 2 человека | 1 победитель, 1 - призер |
2010 – 2011 | Региональный 2 | 3 человека | 1 – победитель, грамот участников |
Всероссийский 1 | 1 человек | Диплом участника финала | |
2011 - 2012 | Региональные 2 | 7 человек | 1 победитель ,2 призёра |
Всероссийский 1 | 1 человек | 1 - призер |
4.Отмечается позитивная динамика количества выпускников, поступивших в ВУЗы и ССУЗы биологического, сельскохозяйственного, медицинского и ветеринарного направления (в течение 3 лет - 13 человек)
Выводы и рекомендации.
Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:
- Гипотеза, выдвинутая в проекте, нашла своё подтверждение - тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся приводит к активизации уровня заинтересованности учащихся, развитию творческого потенциала, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.
- Цель проекта достигнута - тьюторское педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе возможно и необходимо, особенно в рамках введения ФГОС второго поколения.
Рекомендации:
- Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся, разработанная и апробированная в рамках осуществления проекта, дала положительные результаты и может быть рекомендована для использования в других ОУ.
Список литературы
- Беспалова Г.М. «Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения»- Материал взят с сайта http://festival.1september.ru
- Каспржак А.Г., К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. «Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA.» 2000—2005, 128С.// http://www.orenipk.ru/seminar/trebov.htm.
- Корнеева, Т. Б. «Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT — профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет». http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.
- Корнеева, Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере IT и место в нем тьюторской позиции». http://www.thetutor.ru/distance/article002.html
- Ковалева Т. М. «Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения» - Ж. Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121
- Суханова Е.А., к.п.н., зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании», ТГУ, член правления Межрегиональной тьюторской ассоциации - «Тьюторство как ресурс развития практики образования» - http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.
- Щенников С.А «Открытое дистанционное образование». – М.: Наука, 2002. – 527 с.
Приложения
Приложение 1
Основные формы работы тьютора
- Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
- Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].
- Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
- Тренинг
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
- Образовательное событие
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Приложение 2
Описание этапов тьюторского сопровождения
1. Диагностико-мотивационный этап.
На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным.
Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса к проекту. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы тьюторанта и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).
На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению тьюторанта любого возраста, в том числе и учителя, в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.
Работа на данном этапе направлена на развитие и стимулирование у обучающегося мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
2. Проектировочный этап.
Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой, прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и тьюторантом (учителем, школьником, воспитателем). На этапе поиска новой информации, формулировки темы предстоящего исследования или проекта, а также в период подготовки выступления или защиты, необходимо вовремя внимательно рассмотреть, проанализировать и обработать полученную тематическую информацию.
Материалы тематического портфолио, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. К этой информации тьютор, школьные педагоги и сам учащийся будут еще не раз возвращаться: сопоставлять и сравнивать намеченные планы и их реализацию; анализировать время, посвященное тому или иному проекту или исследованию; намечать перспективы.
На этом этапе тьютор, прежде всего, помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов. Фрагменты тематического портфолио, составляемого учащимся, но только при условии его предварительного согласия, затем могут быть продемонстрированы на тьюторских семинарах, совместных консультационных встречах с родителями, в беседах со школьным психологом и классным руководителем.
3. Реализационный этап.
На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация может быть организована разными способами.
На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования). Эти материалы могут быть, затем, продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.
4. Аналитический этап.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудитории. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
Таким образом, в целом аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.
Приложение 3
Характеристика ступеней модели тьюторского педагогического сопровождения членов объединения «Исследователи природы» МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района.
Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей исследовательской образовательной деятельности.
На данной ступени осуществляется работа с учащимися 6-7 классов. Они начинают проводить простейшие исследования по темам, которые для них понятны и интересны. Часто это часть более серьёзной работы, выполняемой старшими учащимися, которые показывают, как наиболее рационально провести исследования в природе, как лучше обработать материал в лабораторных условиях.
Вторая ступень – диагностирование потребностей и приоритетов обучающихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения.
Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса учащихся. Учителю-тьютору важно не пропустить правильное направление индивидуальной программы ребёнка, чтобы его познавательный интерес не угас. Материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. Это напрямую связано с выбором тем исследований и проектов для учащихся.
Третья ступень – непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся. Организация системной исследовательской деятельности на основе тьюторской деятельности педагога. Учитель или старший ученик оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Деятельность учащихся осуществляются по определённым этапам:
- постановка вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них;
- выдвижение гипотез;
- использование различной информации для построения доказательства гипотезы;
- составление плана наблюдений или исследований;
- полевые или лабораторные исследования, классификация и обработка получаемых данных, мониторинг;
- анализ данных и оформление работы;
- презентация результатов.
Задача тьютора заключается в оказании помощи на каждом из этих этапов, в роли тьюторов здесь могут выступать более опытные члены объединения.
Четвертая ступень – использование полученного опыта исследовательской деятельности для обучения младших школьников и повышения уровня своей исследовательской компетентности, создание портфолио достижений учащихся, анализ и презентация опыта и достижений исследовательской деятельности учащихся.
Презентация опыта может быть организована разными способами:
- устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере или выполняющими групповую исследовательскую работу или проект);
- выступление на классном часе или уроке (учитель - тьютор должен заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником о выступлении тьюторанта с результатами исследования или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа);
- специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ;
- участие в конкурсах различного уровня и т.п.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время защиты исследовательской работы или проекта, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение самого выступления. Завершается этот этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
Приложение 4
Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся
(на примере организации исследования и выполнения групповой исследовательской работы) - таблица 1
№ | Этапы работы | Форма работы | Содержание деятельности | Результат | |
тьютор (педагог) | тьюторант (учащийся) | ||||
1 | Диагностика интересов учащихся | Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа | Подготовка материалов для диагностического исследования | Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов | Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности |
2 | Выбор темы исследования и определение гипотезы | Тьюторская консультация | Формирование примерного перечня тем для исследований. | Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии. | Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач. |
3 | Составление плана работы по выбранной теме | Тьюторская консультация | Подготовка образцов различных инструкционных карт для проведения исследований | Выбор наиболее приемлемых карт исследований, составление плана работы и графика проведения полевых и лабораторных исследований | Создание плана работы для проведения исследований по выбранной теме. Распределение ролей участников исследовательской группы. Определение списка литературы для изучения и выбор методик исследования. |
4 | Изучение материала по выбранной теме исследования | Тьюториал | Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, сайты и Т.П.). Обеспечение доступа в Интернет (работа в информационном центре школы). | Изучение материалов | Создание теоретической обзорной части работы, окончательный выбор методики полевого или лабораторного исследования. |
5 | Полевые и лабораторные исследования | Тренинг | Подготовка тьюторов - учащихся (если тренинг проходит с их участием). Обеспечение лабораторным оборудованием, определителями и т.п. Обеспечение соблюдения правил т/б при проведении полевых и лабораторных исследований | Практические исследования | Классификация и обработка получаемых данных, мониторинг. |
6 | Самостоятельная работа по теме исследования | Тьюторская консультация | Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возможно возникающие проблемы (поиск научного консультанта, возможность работать в архиве, связь с лесничеством и т.п.) | Работа над темой исследования | Оформление материалов исследовательской работы |
7 | Подготовка к презентации результатов работы | Образовательное событие Тьюторская консультация | Организация рефлексии среди членов объединения Перспективная презентация исследовательской работы | Презентация и защита результатов выполненной работы | Подготовка к презентации исследовательской работы в конкурсах, научных конференциях различных уровней. |
8 | Оценка результативности проделанной работы | Тьюторская консультация | Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности. | Самоанализ | Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения). |
Комплекс тьюториалов (семинарское занятие)
по подготовке к проведению общешкольной научно-практической конференции на тему «Наркотики и человек».
Цель:
Помочь учащимся сделать осознанный выбор в отношении наркотических веществ и своего будущего.
Задачи:
- развивать опыт исследовательской деятельности;
- способствовать формированию коммуникативных компетентностей;
- развивать информационную компетентность учащихся;
- развивать умение выстраивать целеполагание и реализовывать поставленные цели;
- способствовать самореализации учащихся, создавая ситуацию успешности;
- способствовать развитию толерантного мышления и поведения;
- формировать здоровые модели поведения.
Участники: активные - учащиеся 9-11 классов; пассивные – учащиеся 7-8 классов.
Место проведения – информационный центр школы (свободный доступ в интернет) и актовый зал.
Ход тьюториалов
1.Актуализация
- тьютор сообщает о результатах проведённого вводного диагностического исследования уровня информированности учащихся 7-11 классов по предложенной для конференции теме;
- сообщает о направлениях исследований, которые будут наиболее интересны для учащихся:
- наркомания и здоровье человека;
- наркотики и демография;
- наркотики и медицина;
- творческие способности человека и наркотики;
- бизнес и наркотики;
- экономика и наркотики;
- здоровье и жизнь наркомана;
- что такое «крокодил»?
- социальные последствия наркомании;
- живые мертвецы;
-историческая справка о наркотических веществах;
2.Определение этапов работы по подготовке к научно-практической конференции
Карта тьюториала | |||||
№ | Этапы работы | Форма работы | Содержание деятельности | Результат | |
тьютор (педагог) | тьюторант (учащийся) | ||||
Предварительный этап | |||||
1 | Диагностика интересов учащихся | Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа | Подготовка материалов для диагностического исследования | Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов | Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности |
2 | Выбор темы исследования и определение гипотезы | Тьюторская консультация | Формирование примерного перечня тем для исследований. | Определение темы исследования | Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач, составление примерного плана |
3 | Создание малых групп для работы по одной теме | Тьюторская консультация | Рекомендация по подбору партнёров для работы | Распределение частей работы | Распределение заданий по теме исследования |
4. | Разработка положения о конкурсе в рамках конференции | Дискуссия | Составляет проект положения и критериев оценивания в рамках конкурса | Обсуждают критерии и индикаторы, разрабатывают оценочные листы и квоту общественного жюри | Положение о конкурсе – конференции и материалы проведения конкурса. |
Тьюториал I. Выбор тем, обсуждение и планирование исследовательской деятельности. Организационная подготовка конференции | |||||
Основной этап | |||||
5 | Изучение материала по | Индивидуальная | Корректировка и оценка достоверности и | Поиск и изучение материалов | Подготовка материалов докладов. |
выбранной теме исследования | исследовательская деятельность | доказательности полученной информации.. Организация доступа в Интернет (работа в информационном центре школы). | |||
6 | Социологическое исследование | Социологический опрос | Помощь в обработке и анализе полученных материалов социоло8гического исследования.. | Практическая деятельность | Анализ отношения разных категорий учащихся к проблеме наркотиков в человеческом обществе |
7. | Промежуточный результат исследования | Тьюторская консультация | Тьютор сопровождает выработку рекомендаций по теме и обеспечивает соблюдение корректности и этических норм. | Готовит рекомендации и завершает подготовку самого доклада и презентации к нему | Оформление результатов исследования - разработка докладов и создание презентаций к ним. |
Тьюториал II. Результаты исследовательской и диагностической деятельности в рамках подготовки конференции. Обсуждение результатов, рекомендации по подготовке докладов и презентаций. | |||||
Обобщающий этап | |||||
8 | Апробация презентации результатов работы | Образовательное событие Тьюторская консультация | Организация рефлексии среди членов объединения Предварительная презентация работы | Презентация и защита результатов выполненной работы | Подготовка к презентации работы к научно-практической конференции |
9 | Оценка результативности проделанной работы | Тьюторская консультация | Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности. | Самоанализ | Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения). |
Тьюториал III. Обобщение подготовки к конференции. Планирование проведения мероприятия и конкурса. Установочные рекомендации. | |||||
10 | Конференция | Образовательное событие | Ведет конференцию, комментируя выступления | Выступления | 1.Обобщение материалов по теме. 2.Определение победителя конкурса |
Тьюториал IV. Обсуждение результатов конференции. Рефлексия. Планирование дальнейшей работы. |
Приложение 5
В портфолио достижений могут входить:
оригиналы или копии исследовательских или проектных работ тьюторанта (можно на электронных носителях);
отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса;
- грамоты, дипломы, сертификаты полученные учащимися во время участия в различных конкурсах и акциях.
Приложение 6
Анкета по изучению отношения учащихся к исследовательской деятельности и экологическому образованию (9 - 10 классы)
1.Что является для Вас окружающей средой?
а) окружающая природная среда.
б) социально природная среда
в) человеческое общество
2. Заботит ли Вас состояние природного ареала?
а) да
б) нет
в) меня это не интересует
3. Каким фактором влияния на окружающую среду является деятельность человека?
а) позитивным
б) негативным
в) смешанным
4. Как Вы считаете, через какую деятельность можно изучать природу?
а) учебную
б) исследовательскую
в) проектную
5. В какой форме Вам интересно получать знания по экологии?
а) теоретические занятия
б) научное познание
в) практические занятия
6. Для кого важнее всего результаты экологической деятельности?
а) для государства
б) для личности
в) для общества
7. Какая доля (%) от общего здоровья человека определяется влиянием окружающей среды?
а) 70 - 80%
б) 15-20%
в) не влияет
8. Как вы считаете, кто может изменить окружающую среду в лучшую сторону?
а) Законы государства
б) сам человек
в) общество в целом
Анализ анкетирования
Вопрос | Варианты ответов | ||
А | Б | В | |
1. Что является для Вас окружающей средой? | 21 | 17 | 6 |
2. Заботит ли Вас состояние природного ареала? | 25 | 6 | 6 |
3.Каким фактором влияния на окружающую среду является деятельность человека? | 0 | 13 | 24 |
4. Как Вы считаете, через какую деятельность можно изучать природу? | 16 | 29 | 8 |
5. В какой форме Вам интересно получать знания по экологии? | 12 | 7 | 22 |
6. Для кого важнее всего результаты экологической деятельности? | 6 | 7 | 26 |
7.Какая доля (%) от общего здоровья человека определяется влиянием окружающей среды? | 32 | 3 | 2 |
8. Как вы считаете, кто может изменить окружающую среду в лучшую сторону? | 3 | 19 | 23 |
Анализ проведённого анкетирования показывает, что большинство учащихся считают окружающей средой не только природную, но и социальную её составляющую. Подавляющее большинство обеспокоены состоянием природного ареала обитания человека и его деятельность в природной среде считают смешанным фактором, признавая позитивность и негативность антропогенного воздействия.
Учащиеся считают оптимальными формами изучения окружающей среды исследовательскую деятельность (55%) и учебную(30%), значимость проектной деятельности, по мнению учащихся, недостаточна. Наиболее важной результативность экологической деятельности осознаётся учащимися для общества в целом, на общество же (по мнению учащихся) ложится и ответственность за изменения в среде обитания.
Анализ, проведённый по отобранным критериям, показывает, что учащиеся позитивно относятся к исследовательской деятельности и осознают значимость экологического образования на современном этапе развития общества.
Приложение 7
Сводная таблица результативности педагогической деятельности
Панцовой Натальи Ивановны,
учителя биологии МБОУ «Погорельская СОШ»
- Результаты обученности учащихся
предмет | класс | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
Обученность % | Качество % | Обучен ность % | Качество % | Обучен ность % | Качество % | ||
биология | 6 | 100 | 78 | 100 | 63 | 100 | 72 |
7 | 100 | 68 | 100 | 58 | 100 | 64 | |
8 | 100 | 70 | 100 | 66 | 100 | 75 | |
9 | 100 | 53 | 100 | 75 | 100 | 68 | |
10 | 100 | 79 | 100 | 83 | 100 | 100 | |
11 | 100 | 69 | 100 | 82 | 100 | 92 |
2. Результативность сдачи ЕГЭ по биологии
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
Кол-во (%) учащихся, выбравших для сдачи биологию | 2 / 9% | 2 / 18% | 7 / 28% |
Средний балл ЕГЭ по биологии в школе | 67 | 71 | 56 |
Средний балл ЕГЭ по биологии в районе | 55,93 | 64,11 | 61,5 |
Средний балл ЕГЭ по биологии в регионе | 56,06 | 57,94 | 55,64 |
3. Результаты экзаменов по биологии в 9 классе (экзамен по выбору)
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
Кол-во (%) учащихся, выбравших для сдачи биологию | 3 /12,5 | 3 /17,6 | 4 / 18,1 |
Средний оценочный балл | 3,6 | 4,0 | 4,25 |
4.Результаты участия обучающихся в школьных, районных, областных, федеральных олимпиадах, конкурсах.
4.1.Участие в предметных олимпиадах
Класс предмет | Уровень олимпиады и результативность | |||||||
школа | Муниципалитет (район) | Регион (область) | Заключительный этап (федерация) | |||||
Кол-во участини ков | %от общего числа | участники | результат | участники | результат | участники | результат | |
2009-2010год | ||||||||
биология | ||||||||
9 класс | 8 | 47% | 1 | 1 место | 1 | 14 место | - | - |
10 класс | 6 | 50% | 1 | - | - | - | - | - |
11 класс | 8 | 31% | 2 | 1 место 3 место | 1 | 1 место | - | - |
экология | ||||||||
9 класс | 5 | 29% | 1 | - | - | - | - | - |
10 класс | 4 | 33% | 1 | - | - | - | - | - |
11 класс | 7 | 27% | 2 | 1 место 2 место | 1 | 2 место | 1 | призёр |
2010-2011год | ||||||||
биология | ||||||||
9 класс | 5 | 23% | 2 | 1 место | 1 | 13 место | - | - |
10 класс | 5 | 42% | 1 | 2 место | - | - | - | - |
11 класс | 3 | 27% | 1 | - | - | - | - | - |
экология | ||||||||
9 класс | 4 | 18% | - | - | - | - | - | - |
10 класс | 5 | 42% | 2 | 1 место | 1 | 4 место | - | |
11 класс | 3 | 27% | - | - | - | - | - | - |
2011-2012год | ||||||||
биология | ||||||||
9 класс | 9 | 38% | 3 | 3 место | - | - | - | - |
10 класс | 9 | 64% | 3 | 2 место 3 место | - | - | - | - |
11 класс | 6 | 50% | 3 | 2 место 3 место | - | - | - | - |
экология | ||||||||
9 класс | 9 | 38% | 1 | 3 место | - | - | - | - |
10 класс | 4 | 29% | - | - | - | - | - | - |
11 класс | 6 | 50% | 2 | 1место 2 место | 1 | 2 место | - | - |
9 класс | Всероссийская олимпиада УДОД по биологии – победитель регионального этапа | |||||||
11 класс | Всероссийская олимпиада по экологии «Ломоносов» - победитель отборочного тура |
4.2. Участие в различных конкурсах и акциях
Год | Конкурс | Кол -во учас тни ков | Результативность |
2008-2009 | Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост», региональный этап | 2 | 2 призёра в номинации «учебно- исследовательская деятельность: экология лесных растений» |
Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост», федеральный этап | 1 | Диплом участника финального тура конкурса, именной приз -ноутбук, медаль участника конкурса. | |
Региональный экологический конкурс «Сохраним природу Верхневолжья! | 1 | 1 место в номинации «Особо охраняемые природные территории, объекты. | |
Всероссийская акция « Летопись добрых дел по сохранению Природы», региональный этап | 15 | Диплом победителей областного этапа Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» | |
Всероссийская акция « Летопись добрых дел по сохранению Природы», федеральный этап | 1 | Диплом 3 степени победителя олимпиады природолюбия в конкурсе проектов участников Всероссийской акции в номинации «Сохранение наземных экосистем». Бронзовая медаль победителя | |
1 | Диплом активного участника финала Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» | ||
Всероссийский конкурс на лучшую школьную и студенческую учебно-исследовательскую работу по экологии «Природа. Человек. Страна.» | 3 | Дипломы участников финального этапа» | |
2009 - 2010 | Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост», региональный этап | 1 | Диплом призёра в номинации «Экология лесных растений» |
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, региональный этап | 1 | Диплом победителя (1 место) в номинации «Ботаника и экология растений» | |
Школьный проект «Первоцвет» | 6 | Мониторинг знаний учащихся школы по проблемам сохранения рано цветущих растений. | |
2010-2011 | Областная конференция юных лесоводов и юных друзей природы. Финал регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») | 1 | Диплом победителя (1 место) в номинации «Экология лесных растений» |
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, федеральный этап | 1 | Диплом и медаль участника финала конкурса | |
Межмуниципальная научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся «Экология и здоровье человека» | 2 | Грамоты за участие в конференции | |
2011-2012 | Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, региональный этап | 4 | Свидетельства участников Диплом победителя в номинации «Зоология позвоночных животных» |
Региональный этап Всероссийского юниорского конкурса (За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») | 3 | Свидетельства участников, .Диплом победителя 2 диплома III степени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)...
Проект «Тьюторское сопровождение развития профессиональных горизонтов учащихся 8 «В» класса».
Для учащихся основной школы должно быть создано пространство выбора для самоопределения с целью конкретного видения своих профессиональных планов: кем быть, где продолжать обучение после 9 класса....
Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Метод проектов – это определенна...
Психологическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся
Проектно-исследовательская деятельность является важным ресурсом для интеллектуального и личностного развития учащегося среднего образовательного учреждения. Именно в процессе самостоятельной проектно...
Статья "«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе»
Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению...
Методическая разработка на тему "Модель проектно-исследовательской среды в условиях средней общеобразовательной школы."
Компоненты образовательной среды и их современное применение...