Тема тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в работе над физическими упражнениями .Оказание тьюторской помощи во время физических упражнений, основные моменты в деятельности тьютора при переходе от физической нагрузки к умственной .
материал по физкультуре
Основные моменты в тьютерской деятельности во время уроков,а так же при подготовки к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в работе над физическими упражнениями .Оказание тьюторской помощи во время физических упражнений, основные моменты в деятельности тьютора при переходе от физической нагрузки к умственной .
Прежде чем коснуться данной темы , хотела бы в целом охарактеризовать роль тьютора на уроках общеобразовательных предметов , переменах , уроках по физической нагрузке.
Тьютор, как говорилось выше, является посредником между обучающимися и пространством, следовательно, его задача - установление связи между индивидуальными потребностями личности и деятельностью. Тьютор призван соотносить культурные образцы, нормы, понятия с типом поведения и ожиданиями отдельного обучающегося-инвалида. Б. Д. Эльконин отмечает, что в отличие от педагога тьютор занимается составлением с подопечным планов и программ своей работы (учебной, образовательной, воспитательной), т. е. организованностью действий в ресурсно-целевом поле, где человеку необходимо определить область и границы своих возможностей [8].
В целом осуществлять тьюторскую деятельность возможно только в открытом образовательном пространстве, выделив три основные вектора в работе тьютора:
социальный вектор - анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор - изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор - выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов .
В первую очередь проводится предварительное знакомство с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице), его размерами, определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал, с объяснения назначения спортивного инвентаря и оборудования, используемых на занятиях, мер предосторожности при самостоятельном передвижении. Это устраняет чувство страха пространства и развивает умение ориентироваться в нём.
Основу обучения на занятиях физической культуры (I - IV года) составляют естественные виды движений. Дошкольники должны овладеть навыками простейших видов построений и перестроений, основными положениями различных частей тела и элементарными движениями, являющимися основой всех обшеразвивающих упражнений. Значительное место в программе по физическому воспитанию отводится ходьбе, бегу, лазанью, упражнениям с мячом, прыжкам, а также специальной группе упражнений.
На базе нашей школы - интерната, обучаются дети - инвалиды с нарушением зрения и тотальной слепотой.Зрительный дефект ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Уровень физического развития с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Дети, поступающие к нам в школу , скованы, и из - за страха пространства у них ограничена двигательная активность, нарушена координация движений. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх. Планируя уроки адаптивной физической культуры, я учитываю состояния зрения, уровень физической подготовленности и возраст учащихся. Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки и сенсорных возможностях детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонаций и команды учителя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко , строго ) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. На уроках физкультуры, большое значение имеет использование слуховых анализаторов, воспринимая звуки, слепые и с нарушением зрения учащиеся ориентируются в окружающей среде, определяют направления и нахождения звука, что дает им познавать окружающий мир. Основным методическим приемом обучения являются слова. В своей работе с детьми я использую - беседы, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ощибок, указание, команды, устное оценивание. Благодаря которым, слепой ребенок осознает и представляет себе двигательный образ.На уроках я использую адаптированный спортивный инвентарь - это озвученные мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные , малые мячи, а также мячи для игры в гандбол.Мячи должны быть несколько тяжелее по весу, чем обычный, тяжелый мяч лучше ощущается незрячими.Используемый спортивный материал должен быть безопасным. Организуя урок с озвученным мячом, учащиеся определяют его размер (маленький, большой, средний), качество покрытия (кожаный, резиновый, пластмассовый, и т. д.).В работе с данной категорией детей используются все методы обучения, однако , учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах, они изменяются в зависимости от физических возможностях ребенка, запаса знаний и умений, наличие предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умение пользоваться остаточным зрением. Для обучения физических упражнений для незрячих и слабовидящих детей, я использую многократное повторение изучаемых движений, учитывая трудности восприятия учебного материала, я подбираю упражнения , которые у детей вызывают доверие, ощущения безопасности. Изучаю общеразвивающие упражнения с детьми сначала по частям, каждое движение отдельно, а затем объединяю их вместе.
Упражнения - направленные на формирования правильной осанки.
1) ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить.
2) ходьба в полуприседе (спина прямая), ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные в разные концах зала.
3) ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего.
4) легкий бег с сохранением правильной осанки.
позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед, руки вперед ладонями вперед, лопатки сблизить.
Также использую:
- ориентиры при передвижении (звуковые, осязательные ,обонятельные)
- имитационные упражнения( например, велосипед в положении лежа, метание без снаряда и т.д.
- подражательные упражнения ( как ходит медведь, лиса, стойка аиста, лягушка - присесть, положить руки на колени и т.д.)
- использование при ходьбе, беге лидера ( дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением.
- использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнения движения.
Одним из сильнейших средством всестороннего развития и воспитание незрячих и слабовидящих детей является - игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют. Используемый инвентарь должен быть безопасным. Во время игры, я использую свисток, который ориентирует играющих, дает правильное направление во время игры и предупреждает об опасности, свисток использую как условный сигнал, заменяющие зрительные восприятия. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у них могут возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому в игре, я регулирую физическую нагрузку.
На занятиях необходимо, часто использовать метод стимулирование двигательной активности, я поощряю детей , даю им возможность почувствовать радость движения, избавится от неуверенности в своих силах.
Подвижные игры для тотально слепых детей
"Передай мяч" .
Цель :развитие двигательной реакции и ловкости рук.
Инвентарь: озвученный мяч.
Методические указания:
В игре принимают участие учитель и ребенок. Учитель объясняет слепому ребенку , что необходимо держать руки наготове, ладонями вверх, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу. По свистку начинается игра.Учитель со слепым ребенком передают друг другу в руки озвученный мяч.
"Догони мяч".
Цель :развитие двигательной активности.
Инвентарь: озвученный мяч.
Методические указания: В игре принимают участие и тьютор и ребенок.Тьютор вместе с озвученным мячом идет быстрым шагом, при этом звенит мячом, слепой ребенок идет на звук мяча, пытается его догнать.
"Найди мячик"
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи
Инвентарь: озвученный мяч.
Методические указания: В игре принимают участие учитель и ребенок. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с ним. Ребенку закрывают уши специальными наушниками, чтобы не слышать шагов учителя и звука мяча. После того как мяч спрятан, ребенку открывают уши и он отправляется на его поиски.
Подвижные игры для детей с остаточным зрением.
"Пройди - не ошибись"
Цель :развитие координации .
Инвентарь: разноцветные ориентиры расположенные на одной линии, расстояние между ними полметра.
Методические указания: В игре принимают участие учитель и дети.
Необходимо пройти по прямой линии, переступая через ориентиры.
"Волк и зайцы"
Цель :развитие ловкости, быстроты.
Инвентарь: маска волка, линия начерченная на полу ( дом для зайцев)
Методические указания: В игре принимают участие учитель и дети.
Пока волк спит, зайцы бегают , веселятся.Вдруг волк просыпается , издает крик и начинает ловить зайцев. Зайцы убегают в свой домик.
"Догони меня"
Цель :развитие двигательной активности.
Инвентарь: звуковой сигнал.
Методические указания: В игре принимают участие учитель и дети. По сигналу учителя, дети бегут по залу хлопая в ладоши. Водящий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их осалить , осаленные дети останавливаются и поднимают руки в стороны, другие играющие дети , пытаются его от салить, коснуться его рукой.
На занятиях необходимо, часто использовать метод стимулирование двигательной активности, я поощряю детей , даю им возможность почувствовать радость движения, избавится от неуверенности в своих силах.
Подводя итоги, можно сказать, что дети с нарушением зрения с помощью средств адаптивной физической культуры могут осознавать и почувствовать свои силы и возможности. Постепенно они преодолевают физические и психологические барьеры , которые мешают полноценной жизни. У них появляются компенсаторные навыки. Они будут постоянно развиваться, благодаря достаточной активности и физической нагрузке. Постоянные занятия адаптивной физической культурой повысят их умственную и физическую работоспособность.
Так же тьютор оказывает помощь ученику 1-4 классов во время переодевания,во время посещения туалетной комнаты, при этом старается давать свободу деятельности ребенку совершить какое-либо действие самому.Цель- _приучить ребенка к самостоятельности. Но тьютор должен контролировать поведение и деятельность ребенка, помогать добиться поставленной цели,завершить задачу как и в учебном процессе будь то физическая нагрузка или же умственная ,так и в необходимых бытовых действиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...
Оказание первой медицинской помощи во время занятий физической культурой при травме руки (ноги).
Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги), полученной во время занятий физической культурой?...
Практическое занятие №9 «Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях»
Практическое занятие №9 «Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях»Цель занятия: овладеть основными приемами оказания первой помощи прикровотечениях....
Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»
Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»....
Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»
Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»...
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ОКАЗАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОМОЩИ К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:анализ и планирование деятельности; курсы по...
«Деятельность тьютора в образовательной организации при оказании поддержки ребенку с РАС»
В статье представлены теоретические основы деятельности тьютора, описан вариант организации работы тьютора в конкретной организации, подобраны литература и интернет-ресурсы, раскрывающие данную тему....