Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Феняк Людмила Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Славянский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №28станицы Анастасиевской

муниципального образования Славянский район

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                       решение педсовета

                                                                                                             протокол №1

                                                                                                                       от 31.08.2018года

Председатель педсовета              

_____________________

                                                                                                                               М.И. Рябцева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности по биологии

 «Экологическая тропа»

для учащихся 7 класса

Программа разработана на основе авторских программ Александровой Ю. Н.

« Юный эколог» (Волгоград: Учитель, 2010)

                                           

                             

Пояснительная записка

Программа по экологическому воспитанию составлена в соответствие ФГОС.

Экология – это наука о взаимоотношении живых организмов со средой их обитания. Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос – отмечается экологическое неблагополучие в состоянии природных ресурсов, ухудшение воды, воздуха и земли, которое происходит в результате интенсивной деятельности человека, что неблагоприятно влияет как на взрослый, так и на детский организм. Проблема – в низком уровне экологической культуры с детства. Решение проблемы связано с воспитанием и образованием людей.

Глубокий экологический кризис, который переживает вся цивилизация, требует экологизации всей жизни, культуры человека. Экология ныне понимается, как форма мышления, самосознания цивилизации. Экологическое воспитание и образование должно рассматриваться как новый аспект работы в детской организации в области охраны окружающей среды. Правильно поставленная экологическая работа приводит детей к обобщению «всё связано со всем», к экологическому мышлению, которое включает ответственное отношение к общественному и личному здоровью, к окружающей природной среде, к памятникам природы и культуры. Формирование у ребенка основ экологической культуры должно осуществляться за счёт максимального простроенной технологии и включения семьи, образовательных учреждений. Общественных организаций, специалистов, учёных, СМИ.

Формирование в подрастающем поколении России личных качеств, необходимых для полноценной жизни в нашем веке с его такими сложными и разнообразными экологическими проблемами, может происходить только через настойчивое и упорное воспитание любви к природе и устремлённости к её сохранению за счёт ограничения личных потребительских наклонностей при безграничном развитии личных творческих способностей.

Воспитание это должно проходить красной нитью, через все формы деятельности ребёнка и при согласованном участии всех, кто, так или иначе, отвечает за его воспитание: семьи, ОУ, специалистов, учёных, СМИ. Подсказать пути и формы интегрирования этих разных сфер деятельности – одно из главных назначений данной программы. Очень важно также, что воспитание экологической культуры, отвечающей предназначению личности как гражданина, должно идти через: активное ознакомление; активное участие в их сбережении и развитии; объединение личных усилий с усилиями других людей и групп - проведение массовых экологических акций, неделя экологической культуры

Цель: формирование у обучающихся экологической инициативности в улучшении среды обитания, подготовка лидеров детских экологических объединений.

Задачи:

1. Помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой.

2.Способствовать росту экологического сознания подростков через формирование нравственных качеств личности.

3. Способствовать развитию лидерских качеств личности.

Основные формы обучения:

дискуссии, деловые игры, экскурсии. Исследовательская деятельность. Моделирующие и подвижные игры, проектная деятельность, лекции и семинары, мастер – классы, самостоятельная деятельность.

Технологии кружка:

Предполагается применение технологии критического мышления, здоровьесберегающая, проектная технология, игровая технология, ИКТ – технология.

Используются дидактические методы обучения, словесные, наглядные, практические, поисковые, обобщающие и другие.

Формы работы:  

индивидуальные, парные,  групповые.

Творческие работы в кружке:

1.Постановка  биологических опытов и их описание

2.Написание докладов, рефератов, эссе, проектов.

3.Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.

4.Составление слайдового материала, презентаций.

5.Создание благоприятной среды для проживание растений и животных нашей местности.

6.Обработка  и классификация собранного материала.

7. Подготовка  ребят к научно – практическим конференциям

Программа кружка «Экологическая тропа»

Программа рассчитана на 34 час  в год, 1 раз в неделю.  Программа состоит из трёх разделов, каждый раздел соответствует одному триместру. В первом триместре «Здоровая осень», ребята знакомятся с работой  экологического кружка, предлагают свои идеи по реализации экологической работы, составляют план работы на год. Учатся работать в команде, участвовать в выборах актива.  Помогают классифицировать книги для начального звена, в поисках экологической литературы. Знакомятся с учёными, описывают вклад учёных в развитие знаний о биологии.  Создают благоприятную среду для  выживания «маленьких друзей» природы, оказывая помощь в создании кормушек и подкормке птиц. Учатся работать в малых группах, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Во втором триместре «Здоровая зима», ребята погружаются в проблему здорового образа жизни. Узнают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят анкетирование и тестирование по ЗОЖ.  Учатся привлекать внимание к проблемам здоровья, находить меры профилактики  распространённых заболеваний. Соблюдать санитарно – гигиенические нормы и правил здорового образа жизни.  В третьем триместре «Здоровая весна», учащиеся применяют свои знания на практике, активно проводят и участвуют в праздниках посвящённых дню земли, воды, пробуют себя в экологической литературе - пишут стихи и экологические сказки. Составляют кодекс экологической этики и размещают в соцсетях,  создают и распространяют буклеты. Итогом работы за год – это экскурсия по экологическим местам своего города и области. Составляют экологические  маршруты  для себя и своей семьи.

Тематическое  планирование

п/п

Темы

Количество часов

Деятельность учеников

I РАЗДЕЛ «Здоровая осень»

1.

1.

Отчёт о работе «Экологического Десанта»

1

Составление плана  и работы

2.

2.

Общее собрание членов ЭО «Экологический Десант» - выборы актива

1

Голосование. Выбирают актив. Делятся на сектора

3.

3.

Акция

«Моя красивая школа»

1

Озеленение кабинетов и школы

4.

4.

Путешествие в мир книги для начальных классов

 (экологическая выставка)

1

Оформление выставки

5.

5.

Конкурс знатоков

 «Великие открытия биологии»

1

Создают календарь

6.

6.

Городской конкурс

«Каждой пичужке -  наша кормушка»

1

Сбор корма, изготовление кормушек

7.

7.

Игра

«Сотвори свою планету»

1

Создают команды, речёвки

8.

8.

Операция

«Лоскутное одеяло»

1

Сбор информации о защите животных, растений. Сшивают лоскутки в виде одеяла

9.

9.

Проведение экологических сказок  для начального звена

1

Изготовление костюмов и показ сказок

10.

10.

Конкурс рисунков

 «Осень глазами детей»

1

Оформление рисунков

11.

11.

Экологические тренинги

1

Работают с тестами

II РАЗДЕЛ «Здоровая зима»

12.

1.

Конкурс плакатов

 «Здоровый образ жизни»

 

1

Рисуют плакаты в группах

13.

2.

Акция «Красная лента»

1

Проводят анкетирование и тестирование

14.

3.

Конкурс рисунков

«Нет вредным привычкам»

1

Работают в парах

15.

4.

Занимательные часы о животных на тему:

«Эти забавные животные»

1

Выпуск листовок, плакатов, стикеры, закладки

16.

5.

«Азбука витаминов»

 «Витамины нужно знать в лицо»

1

Создают книжку - раскладушку

17.

6.

Конкурс из пластилина

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

1

Работа с пластилином.

Создают мини выставку

18.

7.

Занимательные часы о растениях. Зелёный патруль школы проводит акцию «Живые кондиционеры»

1

Сажают комнатные растения. Изготавливают картотеку цветов

19.

8.

Операция

 «Огород на окне»

1

Выращивают зелень на окне. Записывают в дневниках наблюдения

20.

9.

Акция

«НЕТ жевательной резинке!»

1

Оформляют плакаты.

Создают и раздают листовки

21.

10.

Мастер-класс

«Самочувствие в твоих руках»

1

Создают группы. Работают в парах. Делают записи.

22.

11.

Акция

 «Покормите птиц зимой»

1

Собирают корм для птиц. Изготавливают кормушки

23.

12.

Экологические спектакли для начальной школы

1

Сбор информации.  Репетиции

III РАЗДЕЛ «Здоровая весна»

24.

1.

Урок-обсуждение.

«Акупунктурный массаж и его положительное влияние на здоровье человека»

1

Работают в парах. Изучают пользу массажных принадлежностей «Мурашка», «Фараон»

25.

2.

 Работа  с программой

«Power Point»

 Создание буклетов, листовок.

1

Создают буклеты.

Работают с программой.

26.

3.

Кодекс экологической этики.

1

Создают план.

Размещают в соцсетях

27.

4.

Игра «Природа и мы»

1

Работают в команде.

28.

5.

Урок – игра

 «Зелёная аптека»

1

Собирают информацию о пользе лекарственных растений. Сочиняют стихи

29.

6.

Проведение праздника

«День Земли»

1

Сбор информации.

Проводят инфо – минутки

30.

7.

Проведение праздника

«День воды»

1

Сбор информации.

Проводят инфо – минутки

31.

8.

Конкурс экологических стихов

1

Сбор экологических стихов.

Размещают в соцсетях

32.

9.

Конкурс экологических сочинений

1

Создание презентации

33.

10.

 Экологическая тропа

«Эмоциональное воздействие зелёного мира на человека»

1

Экскурсия в Дубовую рощу

34.

11.

Экологическая тропа

«Эмоциональное воздействие зелёного мира на человека»

1

Создание  маршрута экологической тропы для себя и своей семьи

СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

Протокол заседаний ШМО учителей                            ___________________________

естественнонаучного  цикла                                            ____________ (                          )

МБОУ СОШ№ 28

от 29.08.2018г. №1                                                                    от  30.08.2018г.

____________  Феняк Л.В.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности Традиции руского воинства учащихся 5-11 классов

Данная программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении. Основная линия программы - формирование активной, патриотиче...