Рабочая программа внеурочной деятельности для 6-7 классов "Биологическое проектирование"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Попова Марина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Биологическое проектирование" разработана для 6-7 классов, рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа содержит результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и деятельности, тематическое планирование и календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biol._proektir.68.doc488 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Разделы

Страницы

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

2

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и деятельности

5

3. Тематическое планирование.

9

4. Приложение .

Календарно-тематическое планирование.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

− сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;

-осознание себя  членом социума, уважительное и тактичное отношение к мнению других членов общества.

Предметные результаты:

 − приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований;

 − формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение объяснять биологические явления и процессы с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

− овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

− умение работать с различными источниками биологической информации;

− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

− умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 − формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Формируемые УУД

        В результате внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Личностные УУД

1. Ценить и принимать базовые ценности.  

2. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

3. Понимать смысл и цель самообразования.

4. Давать нравственно-этические оценки.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2.Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и деятельности

Тема занятия

Содержание

Формы организации и  деятельности

Научная организация труда юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (10ч)

Основы самоопределения

Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов.

Беседа, обсуждение

Планирование деятельности

Этапы реализации проекта. Планируемый результат. Продукт проекта.

Работа в группах

Информационные ресурсы

Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет).

Работа в библиотеке

Поиск информации

Использование поисковых программ для  нахождения информации.

Практикум в компьютерном классе

Графическое представление информации

Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы.

Практикум в компьютерном классе

Компьютерное представление данных

Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы.

Практикум в компьютерном классе

Компьютерная презентация

Правила представления информации в презентации. Оформление слайда.

Работа с программой PowerPoint

Практикум в компьютерном классе

Мои  исследования (20ч)

Структура проекта

Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта.

Рассказ.

Разработка плана действий, определение сроков, выбор формы представления результатов.

Этапы работы над проектом

Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация.

Беседа.

Обсуждение с учителем предложенной для изучения информации. Выявление проблемы. Выдвижение гипотезы. Устанавливание цели.

Ресурсы

Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы.

беседа

Исследование, методы исследования

Проблема, проблемный вопрос, теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы; опыт, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, измерение).

беседа

Этапы исследования

Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы .

Рассказ.

Разработка плана действий, определение сроков, выбор формы представления результатов.

Выбор темы исследования

Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования.

Собеседование.

Определение групп для проектов.

Распределение обязанностей в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования.

Разработка путей решения проблемы

Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний.

«Мозговой штурм»

Составление плана исследования

Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов.

Составление индивидуальных планов работы.

Реализация плана

Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов

«Звёздочка обдумывания»

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет.

Общественное мнение

Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса

практикум

Промежуточный контроль

Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик

консультация

Проведение исследования

Обработка данных исследования

Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных

практикум

Анализ полученных данных

Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования

консультация

Оформление исследования

Написание исследовательской работы. Оформление  паспорта проекта.

консультация

практикум

Оформление паспорта работы

Публичное выступление (10ч)

Публичное выступление

Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п.

Рассказ, демонстрация, первые пробы

Конференция

Организация конференции исследователей. Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра

конференция

Требования к компьютерной презентации

Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования

рассказ

Подготовка защиты

Подготовка буклета, презентации, статьи

Семинар.Репетиционно-консультативное занятие

Защита проекта

Подведение итогов работы над общим проектом.

презентация

Обучение рефлексивной деятельности (4 ч)

Рефлексия

Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе)

Круглый стол

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. Анализ достигнутых результатов, причин  успехов и неудач.

Критерии оценки

Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации.

семинар

Самоанализ и самооценка.

Групповая рефлексия

Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта.

Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность

-беседа

Самооценка реализации поставленных целей.

Итоговое занятие

Экология человека (15часов)  

Здоровый образ жизни  и его составляющие. Режим дня.     Закаливание. Виды закаливания. . Режим сна – составляющая здорового образа жизни Роль спорта в жизни человека. Гигиена и ее значение в жизни человека Люди и паразиты Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Домашние животные в квартире. Необходимый уход за домашними животными - условие экологической чистоты квартиры. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система. Экология жилища. Одежда человека. Функциональное и эстетическое значение. Значение питания в жизни человека. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор Витамины. Их значение для человека. Минеральные вещества. Зачем нужна клетчатка?  Вода и ее значение в жизни человека. Самые полезные продукты.  Упакованная и консервированная пища Пищевые добавки: за и против. Безопасность питания. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. О чем может рассказать упаковка. Плох обед, если хлеба нет.  Молоко и молочные продукты. Откуда к нам оно пришло вкусное молоко Рациональное питание и культура здоровья. Болезни, связанные с питанием и их предупреждение. Вредные привычки и их влияние на развитие организма. Дым, уносящий здоровье. Нет наркотикам.   

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД  (9 часов)

Семена овощных и декоративных культур. Посев семян на рассаду

Подготовка почвы на пришкольном участке Составление паспорта участка.

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических  удобрений. Высадка рассады  на участке. Составление графика полива

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Декоративные растения и цели их выращивания. Вредители сельскохозяйственных культур. Биологические методы борьбы с вредителями. Работа над проектом. Почему нужно защищать природу.

3. Тематическое планирование.

№ п/п

                                    Названия   разделов,  темы уроков

Количество часов

1

Научная организация труда юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды

10

2

Мои  исследования

20

3

Публичное выступление

10  

4

Обучение рефлексивной деятельности

4

5

Экология человека(15 часов)

15

6

  Сельскохозяйственный труд  (9 часов)

9

итого

68

4. Приложение .

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Корректировка

Дата

План

Факт

Научная организация труда в освоении информационно-образовательной среды (10ч)

Основы самоопределения

5.09

Планирование деятельности

Информационные ресурсы

Поиск информации

Графическое представление информации

Компьютерное представление данных

Компьютерная презентация

8

Компьютерная презентация

9

Компьютерная презентация

10

Компьютерная презентация

Мои исследования (20 ч)

11-12

Структура проекта

13

Этапы работы над проектом

14

Ресурсы

15-16

Исследование, методы исследования

17-18

Этапы исследования

19

Выбор темы исследования

20-21

Разработка путей решения проблемы

22

Составление плана исследования

23-24

Реализация плана

25

Общественное мнение

26

Промежуточный контроль

27

Обработка данных исследования

28

Анализ полученных данных

29

Оформление исследования

30

Оформление исследования

Публичное выступление (10 ч)

31

Публичное выступление

32-33

Конференция

34-35

Требования к компьютерной презентации

37-38-39

Подготовка защиты

40

Защита проекта

41

Защита проекта

Обучение рефлексивной деятельности (4 ч)

42

Рефлексия

43

Критерии оценки

44-45

Самоанализ и самооценка. Групповая рефлексия

Экология человека(15 часов)

46

Здоровый образ жизни  и его составляющие .                             Режим дня.

47

Закаливание. Виды закаливания.        Роль спорта в жизни человека.

48

Режим сна – составляющая здорового образа жизни

49

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

50

Вакцина. Прививка.

51

Люди и паразиты. Гигиена и ее значение в жизни человека.

52

Домашние животные в квартире.Необходимый уход за домашними животными - условие экологической чистоты квартиры

53

Экология жилища.

54

Одежда человека

55

Значение питания в жизни человека.
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор

56

Вода и ее значение в жизни человека.

57

Упакованная и консервированная пища Пищевые добавки: за и против. Безопасность питания.Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. О чем может рассказать упаковка»

58

Плох обед, если хлеба нет.
 Молоко и молочные продукты.

59

Рациональное питание и культура здоровья.Болезни, связанные с питанием и их предупреждение.

60

Вредные привычки и их влияние на развитие организма                              Дым, уносящий здоровье. Нет наркотикам.

  Сельскохозяйственный труд  (9 часов)

61

Семена овощных и декоративных культур. Посев семян на рассаду.

62

Составление паспорта участка. Составление проекта клумбы

63

Пикировка. Подготовка почвы на пришкольном участке.

64

Акция «Сохраним

первоцвет!»

65

Декоративные растения. Высадка рассады  на участке. Составление графика полива.

66

Рыхление.

67

Вредители сельскохозяйственных культур. Биологические методы борьбы с вредителями. Работа над проектом.

68

Почему нужно защищать природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"

Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...