Рабочая программа по курсу биология для 10 «А» классa профильный уровень.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Представлена рабочая программа по курсу биология для 10 классa профильный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_profil.docx | 63.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
|
Рабочая программа
по курсу биология
для 10 «А» классa
профильный уровень
на 2018-2019 учебный год
Автор-составитель:
Базанова Валентина Леонидовна,
учитель биологии
г.Кстово
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего
образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программа среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В. Б. Захарова) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2005)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общая биология. Профильный уровень. 10 класс» - М.: Дрофа.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на профильном уровне отводиться 204 часов, в том числе 102 часов в 10 классе и 102 часов в 11 классе. Согласно
действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
· освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
· ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции,
биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент,
моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
· овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической
терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами
человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
· воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных
ценностей и рационального природопользования;
· приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в
экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной
системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Результаты обучения приведены в Рабочей программе в графе «Планируемые результаты обучения». Требования на профильном уровне
направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория
эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т.
Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
· особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
· особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток
прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
· причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
· приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
· приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила;эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека;единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародышачеловека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразиявидов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
· оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонированиечеловека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значениебиологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
· аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов вприроде; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождениячеловеческих рас;
· выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы иидиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компонентыэкосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
· устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
· правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы
скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
· исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы
своей местности;
· самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и
использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области
рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
· соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайныхситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и другихзаболеваний;
· оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Содержание курса биологии в 10 классе.
(102 часа, 3 часа в неделю) профильный уровень
Введение (1 час)
Курс «общая биология» - основа понимания единства строения и происхождения живого, взаимозависимости всех уровней организации живого на Земле. Место курса в системе естественнонаучного знания. Значение общебиологических знаний для рационального природопользования, сохранения окружающей среды, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения.
1.Введение в биологию (5 часов)
1.1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи(2ч)
Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи, методы и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира.
1.2 Основные свойства живого. Многообразие живого мира(3ч)
Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.
Демонстрация таблиц (схем), отражающих уровни организации живого; схем, отражающих связь биологии с другими науками; портретов ученых – биологов; методов познания живой природы, биологических систем.
2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (16 часов)
2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле(4ч)
Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца. Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера. Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия).
2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле(5ч)
Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первичной атмосферы. Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ.
2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле(7ч)
Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А.И.Опарина, Холдейна. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза. События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза.
3. Учение о клетке (32 часа)
3.1. Введение в цитологию(1ч)
Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.
3.2. Химическая организация живого вещества (9ч)
История открытие клетки. Клеточная теория. Основные положения первой клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии. Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.
Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов.
Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. Структурные и функциональные особенности моносахаридов и дисахаридов. Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль.
Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования.
АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.
Лабораторные работы
№1 Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.
№2 Определение крахмала в растительных тканях.
3.3. Строение и функции прокариотической клетки (1ч)
Клеточные формы жизни – прокариоты и эукариоты. Особенности строения прокариот, их рост и размножение. Значение прокариот в природе и жизни человека.
Неклеточные формы жизни. Вирусы, особенности строения, жизнедеятельности и репродукции. Бактериофаги. Профилактика и лечение вирусных заболеваний растений, животных и человека. Вирус СПИДа.
3.4. Структурно – функциональная организация клеток эукариот (6ч)
Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Особенности строения оболочек прокариотических и эукариотических клеток.
Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы, его свойства и функции.
Ядро интерфазной клетки. Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.
Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов (белки, липиды, полисахариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической мембраны и лизосом. Строение и функции лизосом.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и липидов, их накоплении и транспорте. Защитная функция ЭПС (изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ). Функции шероховатой ЭПС (участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки).
Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.
Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.
Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строение и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.
Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий. Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кислородного дыхания в эволюции.
Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.
Лабораторные работы
№3.Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
№4 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
3.5. Обмен веществ и энергии в клетке(7ч)
Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Основные итоги световой фазы - синтез АТФ, выделение кислорода, образование восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ∙Н2). Фотофосфорилирование. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза. Фотосинтез и урожай сельскохозяйственных культур. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. К.А.Тимирязев о космической роли зеленых растений. Хемосинтез и его значение в природе.
Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.
Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе гена.
3.6. Жизненный цикл клетки (2ч)
Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл. Амитоз и его значение. Митоз - цитологическая основа бесполого размножения. Фазы митоза, их характеристика. Структурные изменения и физиологические особенности органоидов клетки во время митотического деления. Веретено деления, строение и функции нитей веретена. Биологическое значение митоза.
Мейоз - цитологическая основа полового размножения. Первое деление мейоза, его фазы, их характеристика. Уменьшение числа хромосом как результат первого деления. Второе деление мейоза, фазы, их характеристика. Биологическое значение мейоза.
3.7 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2ч)
Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Болезни, вызываемые вирусами.
3.8 Клеточная теория (4ч)
История развития клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии.
4.Размножение организмов (7ч.)
4.1 Бесполое размножение растений и животных(2ч)
Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение.
4.2 Половое размножение(5ч)
Половое размножение, его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп организмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.
5.Индивидуальное развитие организмов (13ч.)
5.1Эмбриональное развитие животных(6ч)
Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация.
5.2 Постэмбриональное развитие животных (2ч)
Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.
5.3 Онтогенез высших растений (1ч)
Эмбриональное и постэмбриональное развитие растений. Основные этапы эмбрионального развития человека. Влияние факторов среды на рост и развитие организмов.
5.4 Общие закономерности онтогенеза (1ч)
Биогенетический закон, его современная интерпретация.
5.5 Развитие организма и окружающая среда (3ч)
Роль факторов окружающей среды в развитии организма. Понятие о регенерации.
6.Основы генетики и селекции (28 часов)
6.1История представлений о наследственности и изменчивости (2ч)
Предмет, задачи и методы генетики. Основные разделы генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в разработке проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства. Практическое значение генетики.
История возникновения и развития генетики. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина в становлении генетики. Вклад отечественных ученых в развитие генетики в России (Н.И.Вавилов, Н.К. Кольцов, Г.А. Надсон, С.Г.Филиппов, Г.Д. Карпеченко, С.С.Четвериков, П.П.Лукьяненко, Н.П.Дубинин).
Г.Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.
6.2Основные закономерности наследственности (14ч)
Наследование при моногибридном скрещивании. Доминантные и рецессивные признаки. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления. Правило чистоты гамет. Цитологические основы расщепления при моногибридном скрещивании. Статистический характер расщепления.
Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.
Наследование при дигибридном скрещивании. Независимое комбинирование независимых пар признаков - третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования пар признаков.
Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.
Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов. Возможные механизмы объяснения этого явления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности.
Лабораторная работа
№5Решение генетических задач.
6.3 Основные закономерности изменчивости(6ч)
Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики.
Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в объяснении эволюционных процессов, селекции организмов. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические). Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.
Лабораторные работы
№6 «Изучение изменчивости»
№7«Построение вариационной кривой»
6.4 Генетика человека (3ч)
Генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических клеток.
Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека. Медико-генетическое консультирование. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.
Лабораторные работы:
№8 Составление родословных.
6.5 Селекция животных, растений и микроорганизмов (3ч)
Задачи современной селекции. Значение исходного материала для селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Значение различных видов искусственного отбора в селекции. Близкородственные и дальнородственные скрещивания.
Основные методы селекции растений. Получение чистых линий. Гетерозисная селекция. Полиплоидия. Методы получения полиплоидов и их использование в селекции. Отдаленная гибридизация. Методы преодоления бесплодия отдаленных гибридов, работы Г.Д. Карпеченко.
Типы скрещиваний и методы разведения животных. Методы анализа наследственных признаков у животных-производителей. Гетерозис и отдаленная гибридизация в селекции животных.
Значение достижений селекции для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов и т.д.).
Генетическая инженерия, ее задачи и достижения. Синтез и выделение генов, доставка генов в ДНК клетки. Хромосомный уровень генетической инженерии. Клеточная инженерия; гибридизация соматических клеток, культура клеток и тканей. Селекционные учреждения и селекционная работа в вашей местности. Достижения селекции в России.
Тематическое планирование изучения биологии
в 10 классе.
Профильный уровень
(102 часа, 3 часа в неделю)
№ уро-ка | Дата проведения | Название раздела/ Тема урока | Количество часов | Тип урока | Форма текущего контроля | Требования к уровню ЗУН | Домашнее задание (стр.) | ||
план | Факт | Знать | Уметь | ||||||
1 | Введение Биология – наука о жизни. | 1 1 | Урок изучения нового материала | Знать место учебного предмета в системе естественнонаучных дисциплин. | Уметь объяснять значение предмета для понимания единства всего живого. | 7-9 | |||
1.Введение в биологию (5ч) 1.1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой матери (2ч) | |||||||||
2 | Предмет и задачи общей биологии. | 1 | Урок изучения нового материала | Устный опрос | Знать цели и зада-чи курса, методы исследования в биологии. | Объяснять роль биоло-гии в формировании научного мировоззре-ния, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира | 7-9 | ||
3 | Уровни организации живой материи. | 1 | комбинированный | Устный опрос | Знать уровни организацииживой материи. | Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни. | 13-17 | ||
1.2 Основные свойства живого. Многообразие живого мира (3ч) | |||||||||
4 | Единство химического состава. Клеточное строение организмов. | 1 | комбинированный | Устный опрос | Знать основные группы химичес-ких элементов и молекул, образую-щие живое веще-ствобиосферы | Уметь сравнивать строение различных клеток. | 19-20 | ||
5 | Основные свойства живого. | 1 | комбинированный | Устный опрос | Знать общие свойства живых систем. | Уметь объяснять основные свойства живых организмов | 20-27 | ||
6 | Царства живой природы. | 1 | комбинированный | Устный опрос | Знать царства живой природы. | Уметь выделить основ-ные признаки царств жи-вой природы, объяснять видовое разнообразие и принципы организации живых организмов. | 27-28 | ||
2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле(16ч) 2.1 История представлений о возникновении жизни на Земле(4ч) | |||||||||
7 | Представление древних и средневековых философов. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать представ-лениядревних и средневековых философов о возникновении жизни на Земле. | Обосновывать биогенез и абиогенез, суждения по проблемепроисхож-дения жизни. | 31-33 | ||
8 | Работы Луи Пастера. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать материалис-тическиепредста-вления о возник-новении жизни | Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни | 33-34 | ||
9 | Теории вечности жизни | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать сущность теорий вечности жизни. | Анализировать и оценивать различные гипотезы вечности жизни. | 34-35 | ||
10 | Материалистические теории происхождения жизни. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знатьматериалис-тическиепредста-вления о возник-новении жизни | Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни. | 36-37 | ||
Тема 2.2 Предпосылки возникновения жизни на Земле(5ч) | |||||||||
11 | Космические предпосылки. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать космические предпосылки возникновения жизни абиоген-ным путем на нашей планете. | Уметь приводить пример реакций ядерного синтеза | 39-41 | ||
12 | Планетарные предпосылки. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать понятия планетарных систем, образо-вании энергии в них | Уметь приводить примеры планетарных предпосылок | 41-47 | ||
13 | Химические предпосылки эволюции материи. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать элементар-ный состав атмосферы Земли. | Перечислять вещества, определяющие состав первичной атмосферы. | 48-49 | ||
14 | Источники энергии и возраст Земли. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать возможные источники энергии. | Объяснять роль различных источников энергии на процессы образования органических молекул. | 49-52 | ||
15 | Условия среды на древней Земле. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать условия жизни на древней Земле | Описывать методику проведения опыта С.Миллера и П.Юри. Обосновывать, что вода – необходимое условие для жизни. | 52-56 | ||
2.3 Современные представления о возникновении жизни на земле(7ч) | |||||||||
16 | Термическая теория. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать сущность термической теории | Теория происхождения протобиополимеров Уметь объяснять с мате-риалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как есте-ственное событие в цепи эволюционных преоб-разований материи в целом. | 58 | ||
17 | Низкотемпературная теория. Теория адсорбции. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать сущность теории адсорбции и низкотемпера-турной теории. | Уметь объяснять с мате-риалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как есте-ственное событие в цепи эволюционных преобра-зований материи вцелом. | 59-60 | ||
18 | Коацерватная теория А.И.Опарина. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определение понятия коацер-ваты. | Описывать модель образования коацерват-ныхкапель. Сравнивать коацерваты с живыми существами. Называть возможности преодоле-ния низких концентра-ций. | 60-66 | ||
19 | Эволюция протобионтов | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определе-ния ключевым понятиям | Перечислять главные события добиологической эволюции. | 67-71 | ||
20 | Начальные этапы биологической эволюции. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определе-ния ключевым понятиям | Составлять схему симбиотического возникновения живот-ной и растительной клетки. | 72-74 | ||
21 | Происхождение многоклеточных организмов. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определе-ния ключевым понятиям | Описывать процесс появления многоклеточности. | 74-77 | ||
22 | Контрольная работа№1 по теме «Происхождение и начальные этапы жизни на Земле». | 1 | урок проверки знаний и умений | контрольная работа | Знать определе-ния ключевым понятиям | Анализировать и оценивать современные представления овозник-новении жизни на Земле. | 58-77 | ||
3.Учение о клетке(32ч) 3.1 Введение в цитологию(1ч) | |||||||||
23 | Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | Знать определение понятию цитоло-гия. Знать методы изучения клетки. | Описывать клетки как объект изучения цитологии. | 83-84 | |||
3.2 Химическая организация живого вещества(9ч) | |||||||||
24 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать элементар-ный состав живого вещества. Знать роль катионов и анионов впроцессе жизнедеятельности клетки. | Объяснять единство органического мира на основе сопоставитель-ного анализа состава химических элементов. Обосновывать зави-симость функций воды в клетке от строения ее молекул.Характеризовать значение макро- и микроэлементов, воды и минеральных солей. | 85-87 | ||
25 | Органические вещества клетки. Белки: строение, функции. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать структу-рную организацию белков, их конфигурации | Уметь объяснять функции белков | 90-95 | ||
26 | Биологические катализаторы - ферменты. Их классификация и роль в деятельности клетки. Лабораторная работа№1 Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма. | 1 | урок применения знаний и умений. | лабораторная работа | Знать строение, классификацию и функции фермен-тов. | Уметь объяснять каталитическую функцию белков. | 95-99 | ||
27 | Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов. Лабораторная работа №2 Определение крахмала в растительных тканях. | 1 | урок применения знаний и умений. | лабораторная работа | Знать структурную организацию моно и дисахаридов | Характеризовать строение углеводов. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. | 100-101 | ||
28 | Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать особенности строения жиров и липидов | Характеризовать строение жиров и липидов. | 102-103 | ||
29 | Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. ДНК, строение, функции. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать особенности строения и фун-кции ДНК | Объяснять принципы строения молекулы ДНК. Характеризовать функции ДНК. Устанав-ливатьвзаимосвязи строения и функций молекул ДНК в клетке. | 106-109 | ||
30 | РНК: строение и функции. Генетический код | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать особенности строения и фун-кции РНК, свой-ствагенетическо-го кода | Называть виды РНК. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул РНК в клетке | 109-112 | ||
31 | Решение биологических задач. | 1 | урок применения знаний и умений. | устный опрос | Знать важнейшие понятия | Уметь решать задачи | 109-112 | ||
32 | Контрольная работа №2 по теме «Химическая органи-зация живого вещества». | 1 | урок проверки знаний и умений. | контрольная работа | Знать важнейшие понятия | Уметь выполнять задания по теме контр. работы. | 85-112 | ||
3.3 Строение и функции прокариотической клетки(1ч) | |||||||||
33 | Строение и функции прокариотической клетки. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать особенности строения и функ-циипрокариоти-ческой клетки | Называть уровни клеточ-ной организации, значе-ние бактерий в биоцено-зе. Описывать строение прокариотическойклетки | 136-139 | ||
3.4Структурно-функциональная организация клеток эукариот(6ч) | |||||||||
34 | Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазмати-ческая мембрана. Лабораторная работа№3 Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках. | 1 | комбинированный | лабораторная работа | Знать особенности строения и функции эукариотической клетки | Называть функции мембраны. Характеризо-вать механизм мембран-ноготранспорта.Уста-навливать взаимосвязи строения и функций мембраны.Сравнивать процессы пиноцитоза и фагоцитоза | 142-145 | ||
35 | Органоиды эукариотическай клетки. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определения ключевым понятиям. Знать особенности строения и функции эукариотической клетки | Находить различия между гладкими и шероховатыми мембранами ЭПС.Устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки | 145- 154 | ||
36 | Особенности строения растительной клетки. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать особенности строения расти-тельной клетки под микроскопом. | Характеризовать пластиды растительной клетки. Выделять особенности строения растительной клетки | 176-178 | ||
37 | Лабораторная работа №4 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» | 1 | урок применения знаний и умений. | лабораторная работа | Знать особенности строения растительной и животной клеток. | Овладеть практическими навыками Устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки. | 145- 154 | ||
38 | Клеточное ядро. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать особенности строения и функции ядра | Доказывать, что ядро центр управления жизне-деятельности клетки. Ус-танавливать взаимосвя-зи строения и функций ядра, хромосом. Сравн-ивать хромосомы эука-риот и бактерий, карио-тип мужчин и женщин. | 157-163 | ||
39 | Контрольная работа №3 по теме «Структурно – функ-циональная организация клеток эукариот» | 1 | урок проверки знаний и умений. | контрольная работа | Знать важнейшие понятия. | Уметь выполнять задания по теме контр. работы | 142-163 | ||
3.5 Обмен веществ в клетке(метаболизм)(7ч) | |||||||||
40 | Метаболизм – основа существования живых организмов. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать сущность обмена веществ. | Уметь доказывать, что метаболизм- основа существования живых организмов | 118-119 | ||
41 | Биосинтез белков. Транскрипция, её сущность и механизм. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать этапы биосинтеза белков, биологи-ческий смысл и значение. | Объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на иРНК, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, значение понятия реакции матричного синтеза.Характеризовать этап транскрипции. | 119-120 | ||
42 | Трансляция, сущность и механизм. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать сущность и механизм трансляции. | Характеризовать этап трансляции. | 121-123 | ||
43 | Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать этапы катааболизма, биологический смысл и значение | Характеризовать этапы катааболизма. | 123-126 | ||
44 | Фотоснтез. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать значении и фазы фотосинтеза. | Характеризовать фазы фотосинтеза. | 126-129 | ||
45 | Хемосинтез. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать уравнение реакций хемосин-теза. | Сравнивать процесс фотосинтеза ихемо-синтеза. Характери-зовать роль хемосинте-зирующих бактерий на Земле | 129 | ||
46 | Гетеротрофный тип обмена веществ. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать основные понятия темы | Уметь характеризовать гетеротрофный тип обмена веществ. | 129-130 | ||
3.6 Жизненный цикл клеток(2ч) | |||||||||
47 | Митоз. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать фазы митоза. | Объяснять биологический смысл митоза. Характеризовать митоз. | 167-172 | ||
48 | Амитоз. Биологическое значение митоза. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать биологичес-кое значение митоза. | Объяснять биологичес-кое значение митоза. | 173 | ||
3.7 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги(2ч) | |||||||||
49 | Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать механизмы взаимодействия вируса и клетки | Выделять особенности строения и жизнедея-тельности вирусов. | 181-185 | ||
50 | Болезни, вызываемые вирусами. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать профилактику вирусных заболеваний | Обосновывать пути предотвращения вирус-ных заболеваний. | 181-185 | ||
3.8 Клеточная теория(4ч) | |||||||||
51 | История развития клеточной теории. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать историю развития клеточной теории. | Уметь объяснять историю развития клеточной теории | 179 | ||
52 | Основные положения клеточной теории. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать положения клеточной теории. | Уметь объяснять положения клеточной теории | 180 | ||
53 | Значение клеточной теории для развития биологии. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать значение клеточной теории. | Уметь объяснять значение клеточной теории | 179-180 | ||
54 | Контрольная работа №4 по теме «Учение о клетке» | 1 | урок проверки знаний и умений. | контрольная работа | Знать основные понятия темы | Уметь выполнять зада-ния по теме контрольной работы | |||
4. Размножение организмов(7ч) 4.1 Бесполое размножение растений и животных(2ч) | |||||||||
55 | Бесполое размножение растений. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать формы бес-полого размноже-ния растений. | Уметь различать формы бесполого размножения,. у растений. | 193-197 | ||
56 | Бесполое размножение животных. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать формы бес-полого размноже-ния животных. | Уметь различать формы бесполого размножения,. у животных. | 193-197 | ||
4.2 Половое размножение(5ч) | |||||||||
57 | Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать особенности полового размно-жения, периоды гаметогенеза. | Уметь характеризовать развитие половых клеток | 199-202 | ||
58 | Период созревания (мейоз). | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать этапы мейоза, используя рисунки. | Уметь объяснять этапы мейоза, используя рисунки. | 202-207 | ||
59 | Период формирования половых клеток. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определения | Уметь давать характеристику этапам гаметогенеза. | 207-208 | ||
60 | Оплодотворение у растений и животных. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать основные понятия темы. | Уметь объяснять процессы оплодотворения у организмов. | 208 210 | ||
61 | Контрольная работа №5 по теме «Размножение организмов» | 1 | урок проверки знаний и умений. | контрольная работа | Знать основные понятия темы. | Уметь выполнять зада-ния по теме контрольной работы | 199-208 | ||
5. Индивидуальное развитие организмов(13ч) 5.1 Эмбриональный период развития(6ч) | |||||||||
62 | Краткие исторические сведения об онтогенезе. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определения ключевым понятиям. | Характеризовать вклад российских ученых в развитие эмбриологии | 215-217 | ||
63 | Эмбриональный период развития. Дробление. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать определения ключевым понятиям, биологическое значение дробления. | Сравнивать стадии зиготы и бластулы. Объяснять биоло-гическое значение дробления. Выделять особенности дробления по сравнению с мито-зом. Характеризовать процесс дробления | 217-220 | ||
64 | Гаструляция. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать закономер-ности образования двуслойного зародыша | Объяснять механизм гаструляции. Сравнивать стадии гаструлы и нейрулы. | 220-222 | ||
65 | Органогенез. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать первичный органогенез и дальнейшую дифференцировку органов | Объяснять механизм органогенеза. | 222-223 | ||
66 | Управление размножением растений и животных. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать механизмы управления размножением организмов. | Объяснять механизмы управления размножением организмов. | 223-224 | ||
67 | Клонирование растений и животных. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать и объяснять механизмы устойчивого состояния дифференцированного состояния клеток. | Объяснять механизм Клонирования. Анали-зировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке. | 223-224 | ||
Тема 5.2 Постэмбриональное развитие животных(2ч) | |||||||||
68 | Непрямое развитие. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать стадии непрямого развития. | Уметь различать непрямое и прямое развитие., уметь приводить примеры животных с непрямым развитием. | 228-232 | ||
69 | Прямое развитие. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать стадии прямого развития. | Уметь различать непрямое и прямое развитие., уметь приводить примеры животных с прямым развитием. | 228-232 | ||
Тема 5.3 Онтогенез высших растений(1ч) | |||||||||
70 | Эмбриональное и постэмбриональное развитие растений. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать биологический смысл двойного оплодотворения у растений. | Описывать жизненный цикл растений. Обос-новывать зависимость типа размножения растений от условий среды. Сравнивать строение спорофита и гаметофита у высших споровых растений Обосновывать зависи-мость типа оплодотво-рения от условий среды обитания | 228-232 | ||
Тема 5.4 Общие закономерности онтогенеза(1ч) | |||||||||
71 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определения ключевым поня-тиям. Знать вклад в развитие биоге-нетического зако-на А.Н.Северцова. | Уметь делать сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития | 235-238 | ||
Тема 5.5 Развитие организма и окружающая среда(3ч) | |||||||||
72 | Роль факторов окружающей среды в развитии организма.
| 1 | комбинированный | устный опрос | Знать компоненты окружающей среды, влияющие на развитие конкретного организма. Знать критические периоды в развитии эмбриона. | Уметь объяснять роль факторов окружающей среды в развитии организма. Обосно-вывать влияние полноценного питания на рост и развитие организмов. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, наркотических средств, никотина на развитие зародыша человека. | 238-243 | ||
73 | Понятие о регенерации. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать понятие о регенерации, эволюционной способности к регенерации. | Уметь приводить примеры животных с этим свойством. | 243-245 | ||
74 | Контрольная работа №6 по теме «Индивидуальное развитие организмов» | 1 | урок проверки знаний и умений. | контрольная работа | Знать основные понятия темы. | Уметь выполнять зада-ния по теме контрольной работы | 215-245 | ||
Раздел 6 Основы генетики и селекции(28ч) Тема 6.1 История представлений о наследственности и изменчивости(2ч) | |||||||||
75 | История развития генетики. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать представ-ление древних о родстве и характе-ре признаков, роль Г.Менделя в развитии генетики | Иметь представление об основных этапах развития генетики. | 251 | ||
76 | Основные понятия генетики. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать основные понятия генетики. | Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков. Схематично обозначать хромосомы, располо-жение аллельных генов на диплоидном и гаплоидном наборах. | 252-255 | ||
Тема 6.2 Основные закономерности наследственности(14ч) | |||||||||
77 | Гибридологический метод изучения наследования признаков. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать гибридоло-гический метод изучения наследования признаков | Раскрывать сущность гибридологического метода. | 261-263 | ||
78 | Первый закон Менделя -закон доминирования. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать формулировку I закона Менделя. | Называть условия прояв-ления доминантных и рецессивных признаков. Записывать обозначения доминантных ирецес-сивныхгенов, гомозигот и гетерозигот. Характе-ризоватьмоногиб-ридное скрещивание. | 264-266 | ||
79 | Второй закон Менделя - закон расщепления. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать формулировку IIзакона Менделя. | Называть тип доминиро-вания, при котором расщепление по фенотипу и генотипу совпадает. Составлять схемы процесса образования «чистых гамет», закона расщепления. Объяснять цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). Составлять схему закона расщепления. | 268-269 | ||
80 | Закон чистоты гамет. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать закон чистоты гамет. | Уметь объяснять закон чистоты гамет. | 269-271 | ||
81 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого комбинирования. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать формули-ровкуIII закона Менделя. | Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы третьего закона Г. Менделя (закона неза-висимого наследования). Решать биологические задачи по теме. | 272-276 | ||
82 | Лабораторная работа №5 Решение генетических задач. | 1 | урок применения знаний и умений. | лабораторная работа | Знать алгоритм решения задач. | Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа. | 264-271 | ||
83 | Анализирующее скрещивание | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать основные определения | Составлять схемы анализирующего скрещивания. Объяснять практическое значение анализирующего. Характеризовать проявление анализиру-ющего скрещивания, решать задачи по теме. | 276-277 | ||
84 | Хромосомная теория наследственности | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать определения хромосомной теории наследст-венности. | Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом. Характеризовать положения хромосомной теориинаследствен-ности. | 280-282 | ||
85 | Сцепленное наследование генов. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать закон сцепленного наследования Т. Моргана. | Объяснять цитологичес-кие основы проявления закона сцепленного наследования. | 282-284 | ||
86 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать типы хромосом в гено-типе, механизм генетического определения пола, приводить приме-рымеханизмов определения пола. | Объяснять причины соотношения полов 1:1, механизмы наследо-вания гемофилии и дальтонизма. Анали-зировать родословные. Решать простейшие задачи на сцепленное наследование. | 285-289 | ||
87 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать строение гена эукариот, сущность взаимодействия генов, приводить примеры. | Составлять схемы скрещивания, опреде-лять по фенотипу генотип, и, наоборот, по генотипу фенотип, по схемам число типов гамет, вероятность проявления признака в потомстве, решать задачи разного типа. | 291-292 | ||
88 | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать строение гена эукариот, сущность взаимодействия генов, приводить примеры. | Составлять схемы скрещивания, опреде-лять по фенотипу генотип, и, наоборот, по генотипу фенотип, по схемам число типов гамет, вероятность проявления признака в потомстве, решать задачи разного типа. | 292-295 | ||
89 | Решение генетических задач. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать основные генетические понятия, алгоритм решения задач. | Составлять схемы для решения задач, правильно оформлять задачи. Решать генетические задачи разного типа. | 276-289 | ||
90 | Контрольная работа №7 теме «Основные закономерности наследственности». | 1 | урок проверки знаний и умений. | контрольная работа | Знать основные понятия темы. | Уметь выполнять зада-ния по теме контрольной работы | |||
Тема 6.3 Основные закономерности изменчивости(6ч) | |||||||||
91 | Наследственная (генотипическая изменчивость). Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости» | 1 | урок применения знаний и умений. | лабораторная работа | Знать причины возникновения комбинаций генов. | Приводить примеры генотипической измен-чивости. Объяснять причины проявления генотипической изменчивости у организмов,размножа-ющихся половым путем. | 301-302 | ||
92 | Классификациямутаций. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать примеры разных типов классификации мутаций. | Обосновывать биологическое значение мутаций. Объяснять последствия влияния на организм мутаций. | 302-306 | ||
93 | Причины и свойства мутаций. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать причины наследственных изменений; генных и хромосомных мутаций. | Описывать проявление свойств мутаций. Характеризовать типы мутаций. Выявлять источники мутагенов в среде. | 303-307 | ||
94 | Фенотипическая, или модификационная изменчивость | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать отличительные особенности модификационной изменчивости, причины ненаследственных изменений. | Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление орган-измов к среде обитания. Характеризовать био-логическое значение модификаций. Использо-вать математические методы статистики в биологии. | 310-313 | ||
95 | Статистические закономер-ности модификационной изменчивости. Лабораторная работа№7 «Построение вариационной кривой» | 1 | урок применения знаний и умений. | лабораторная работа | Знать основные понятия темы. | Объяснять результаты учебно –исследователь-ской деятельности, осуществлять их проверку. | 310-313 | ||
96 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать закон гомологических рядов. | Уметь применять закон в системе биологических знаний. | 323-324 | ||
Тема 6.4 Генетика человека(3ч) | |||||||||
97 | Итоговая контрольная работа. | 1 | урок проверки знаний и умений | контрольная работа | Знать основные вопросы курса биологии. | Уметь решать задачи по теме контрольной работы. | |||
98 | Методы изучения наследственности человека. Лабораторная работа №8«Составление родословных» | 1 | урок применения знаний и умений. | лабораторная работа | Знать методы изучения наследственности человека. | Анализировать схемы родословной. | |||
99 | Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать причины наследственных заболеваний, влияние мутагенов на организм человека | Уметь объяснять влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на человеческий организм. | |||
Тема 6.5 Селекция животных, растений и микроорганизмов(3ч) | |||||||||
100 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | урок ознакомления с новым материалом. | устный опрос | Знать основные центры многообразия и происхождения культурных растений. | Уметь дать характеристику центра. | 320-323 | ||
101 | Методы селекции растений и животных | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать основные методы селекции растений и животных. | Сравнивать отдаленную гибридизацию у растений и животных. Выделять признаки породы.Характеризовать типы скрещивания в животноводстве. | 325-333 | ||
102 | Селекция микроорганизмов. Достижения селекции. | 1 | комбинированный | устный опрос | Знать вклад отечественных ученых на развитие селекции. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсед-невной жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом
Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География. Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О...
Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 2 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2010 г., авторской программы учебн...
Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 3 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2010 г., авторской программы учебн...
Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 6 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г., авторской программы у...
Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 7 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г. и авторской программы М...
Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 8 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г. и авторской программы М...
Рабочая программа курса «английский язык», базовый уровень, 9 класс
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе требований компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 г. и авторской программы М...