Рабочая программа по биологии (9 класс)
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина "Биология. Общие закономерности." 9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
ПРИНЯТО методическим объединением учителей естественно-математического цикла Протокол №___ от « » _________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________Лаврентьева О.Е. « » _________________20___г. |
Рабочая программа
по биологии
в 9 классе
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории Машина Т.В. |
Барашево – 2018
Содержание программы
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 ч)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (18 ч)
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2ч)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка.
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвин о происхождении видов путем естественного отбора (3 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Лабораторная работа
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (1 ч)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5. Микроэволюция (2 ч)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюции (3 ч)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношений путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (1 ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (4 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин З.Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И.Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений.
Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца ХV – первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Физическая география. История континентов.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (15 ч)
Тема 2.1. Химическая организация клетки (4 ч)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы. Микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества; вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3. Строение и функции клеток (8 ч)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма – главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положение клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)
Тема 3.1. Размножение организмов (4 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К.Мюллер). Работы А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость (12 ч)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (9 ч)
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (2 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (1 ч)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельско-хозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельско-хозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12 ч)
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (8 ч)
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмлов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Демонстрация:
а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные е составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильмов «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Тема 5.2. Биосфера и человек (4 ч)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы.
Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т.д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.
Физика. Понятия о дозе излучения и биологическая защита.
Резервное время – 4 ч.
Учебно-тематическое планирование
Название темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | 18 |
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 |
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 3 |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 1 |
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 1 |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 4 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | 15 |
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 4 |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 8 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 |
Тема 3.1. Размножение организмов | 4 |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 2 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | 12 |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 9 |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 2 |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 1 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 12 |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 8 |
Тема 5.2. Биосфера и человек | 4 |
Резерв | 4 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы | Всего часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
1 | Введение. Биология – наука о жизни | 1 | с. 3-5 | ||
Раздел 1. Эволюция живого мира | 18 | ||||
2 | Многообразие живого мира | 1 | с. 8-9 | ||
3 | Основные свойства живых организмов | 1 | с. 9-11 | ||
4 | Развитие биологии в додарвиновский период | 1 | с. 12-14 | ||
5 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | с. 15-17 | ||
6 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина | 1 | с. 18-20 | ||
7 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | с. 21-24 | ||
8 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | с. 24-35 | ||
9 | Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | с. 35-52 | ||
10 | Вид, его критерии и структура | 1 | с. 53-55 | ||
11 | Лабораторная работа «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | 1 | с. 55-58 | ||
12 | Главные направления эволюции | 1 | с. 59-66 | ||
13 | Общие закономерности биологической эволюции | 1 | с. 66-70 | ||
14 | Современная система растений и животных – отображение макроэволюции | 1 | |||
15 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | с. 70-77 | ||
16 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру | 1 | с. 78-81 | ||
17 | Жизнь в палеозойскую эру | 1 | с. 81-88 | ||
18 | Жизнь в мезозойскую эру | 1 | с. 88-91 | ||
19 | Жизнь в кайнозойскую эру | 1 | с. 91-93 | ||
20 | Тематический зачет «Эволюционное учение. Возникновение и развитие жизни на Земле»» | 1 | |||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | 15 | ||||
21 | Клеточная теория строения организмов | 1 | с. 141-143 | ||
22 | Цитология – наука о клетке Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» | 1 | |||
23 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества | 1 | с. 104-107 | ||
24 | Химическая организация клетки. Органические вещества - белки | 1 | с. 107-109 | ||
25 | Химическая организация клетки. Органические вещества – углеводы и липиды | 1 | с. 109-110 | ||
26 | Химическая организация клетки. Органические вещества – нуклеиновые кислоты | 1 | с. 111-112 | ||
27 | Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана | 1 | с. 127-129 | ||
28 | Цитоплазма и ее органоиды | 1 | с. 125-132 | ||
29 | Клеточное ядро | 1 | с. 132-136 | ||
30 | Строение растительной клетки | 1 | с. 131 | ||
31 | Прокариотическая клетка | 1 | с. 122-124 | ||
32 | Вирусы – неклеточная форма жизни | 1 | |||
33 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен | 1 | с. 113-116 | ||
34 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен | 1 | с. 117-119 | ||
35 | Обмен веществ растительной клетки | 1 | с. 119-121 | ||
36 | Деление клетки | 1 | с. 136-141 | ||
37 | Тематический зачет «Основы цитологии» | 1 | |||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | ||||
38 | Бесполое размножение организмов | 1 | с. 146-149 | ||
39 | Половое размножение организмов | 1 | с. 150-155 | ||
40 | Оплодотворение у цветковых растений | 1 | |||
41 | Общие принципы клеточной организации | 1 | |||
42 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие | 1 | с. 156-161 | ||
43 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие | 1 | с. 162-166 | ||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость | 12 | ||||
44 | Генетика как наука | 1 | |||
45 | Гибридологический метод изучения наследственности | 1 | с. 174-175 | ||
46 | Основные понятия генетики | 1 | с. 172-174 | ||
47 | Моногибридное скрещивание | 1 | с. 176-180 | ||
48 | Дигибридное скрещивание | 1 | с. 180-186 | ||
49 | Генетика человека | 1 | с. 188-192 | ||
50 | Лабораторная работа «Решение генетических задач и анализ составленных родословных» | 1 | |||
51 | Хромосомная теория наследственности | 1 | с. 186-188 | ||
52 | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость | 1 | с. 196-200 | ||
53 | Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость Лабораторная работа «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой» | 1 | с. 201-203 | ||
54 | Генетические основы эволюционной теории | 1 | |||
55 | Селекция организмов | 1 | с. 204-213 | ||
56 | Тематический зачет «Основы генетики. Селекция растений, животных и микроорганизмов» | 1 | |||
Глава 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 12 | ||||
57 | Экология как наука | 1 | |||
58 | Структура биосферы | 1 | с. 216-221 | ||
59 | Круговорот веществ в природе | 1 | с. 221-225 | ||
60 | Биогеоценоз | 1 | с. 225-229 | ||
61 | Биоценоз | 1 | с. 239-246 | ||
62 | Агроценоз | 1 | |||
63 | Абиотические факторы | 1 | с. 231-239 | ||
64 | Биотические факторы | 1 | с. 239-267 | ||
65 | Биосфера и человек. Антропогенные факторы | 1 | с. 268-269 | ||
66 | Природные ресурсы и их использование | 1 | с. 269-272 | ||
67 | Проблемы экологии | 1 | с. 273-280 | ||
68 | Эволюция биосферы. Ноосфера | 1 | с. 280-283 | ||
Итого | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Промежуточная аттестация проводится в письменной форме в виде тестирования или контрольной работы.
Учебно-методическое обеспечение
для учителя Программа для общеобразовательных учреждений по биологии (6-11 классы). - М.: Дрофа, 2005г. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности»/Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2014 г. Биология. Общие закономерности. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н. И. Сонин.- М.: Дрофа, 2013 г. | для ученика Биология. Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н. И. Сонин.- М.: Дрофа, 2013г. Биология. Общие закономерности. 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности»/ А.Ю.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2018г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....