Рабочая программа по биологии (8 класс)
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа по биологии к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина "Биология. Многообразие живых организмов. Животные." 8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

ПРИНЯТО

методическим объединением

учителей естественно-математического цикла

Протокол №___ от «    » _________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________Лаврентьева О.Е.

«     » _________________20___г.

Рабочая программа

по биологии

в 8 классе

на 2018-2019 учебный год

               Составитель:

               учитель биологии высшей

               квалификационной категории

               Машина Т.В.

Барашево - 2018

Содержание программы

Раздел 1. Царство Животные (52 ч)

Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.

 Демонстрация 

 Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

 Лабораторные и практические работы

Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 1.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (4 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторные и практические работы

Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Тема 1.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 1.4. КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бес полое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация 

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные и практические работы

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 1.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червейпаразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные и практические работы

Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 1.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторные и практические работы

Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 1.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы

Внешнее строение моллюсков.

Тема 1.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (6 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паукакрестовика. Различные представители класса паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.

Тема 1.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 1.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.

Демонстрация

Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 1.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (4 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация

Многообразие рыб. Схемы строения кистепёрых и лучепёрых рыб.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (4 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурнофункциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация

Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.

Тема 1.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурнофункциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.         

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.

Лабораторные и практические работы

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 1.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 ч)

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.

Тема 1.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (6 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурнофункциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Изучение внутреннего строения млекопитающих*. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

Тема 1.17. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.

Демонстрация

Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.

Лабораторные и практические работы

Анализ родословного древа царства Животные.

Тема 1.18. ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.

Демонстрация

Использование животных человеком.

Раздел 2. Вирусы (2 ч)

Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВА ВИРУСОВ (2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация

Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Раздел 3. Экосистема (10 ч)

Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (2 ч)

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.

 Демонстрация

Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.

Лабораторные и практические работы

Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.

Тема 3.2. ЭКОСИСТЕМА (2 ч)

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Демонстрация

Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.

Лабораторные и практические работы

Анализ цепей и сетей питания.

Тема 3.3. БИОСФЕРА - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.

Демонстрация

Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.

Тема 3.4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.

Демонстрация

Схемы круговоротов веществ в природе с участием живых организмов.

Тема 3.5. РОЛЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.

Демонстрация

Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.

Резервное время - 4 ч.

        

Учебно-тематическое планирование

 п/п

Название темы

Количество часов

1

Вводный урок

1

Раздел 1. Царство Животные

52

2

Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных

2

3

Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные

4

4

Тема 1.3.  Подцарство Многоклеточные животные

2

5

Тема 1.4. Кишечнополостные

2

6

Тема 1.5. Тип Плоские черви

2

7

Тема 1.6. Тип Круглые черви

2

8

Тема 1.7. Тип Кольчатые черви

2

9

Тема 1.8. Тип Моллюски

2

10

Тема 1.9. Тип Членистоногие

6

11

Тема 1.10. Тип Иглокожие

1

12

Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

13

Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

4

14

Тема 1.13. Класс Земноводные

4

15

Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся

4

16

Тема 1.15. Класс Птицы

4

17

Тема 1.16. Класс Млекопитающие

6

18

Тема 1.17. Основные этапы развития животных

2

19

Тема 18. Животные и человек

2

Раздел 2. Вирусы

2

20

Тема 2.1. Общая характеристика  и свойства вирусов

2

Раздел 3. Экосистема

10

21

Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы

2

22

Тема 3.2. Экосистема

2

23

Тема 3.3. Биосфера – глобальная экосистема

2

24

Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере

2

25

Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере

2

26

Итоговая контрольная работа

1

27

Резервное время

2

Итого:

68


Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1

Вводный урок

1

с.3-4

Раздел 1. Царство Животные (52 ч)

Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных (2 ч)

2

Общая характеристика животных. Организм животных как целостная система.

1

с.6-8

3

Систематика животных. Взаимоотношения животных в биогеоценозах. Пр/р "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях".

1

с.6-8

Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные (4 ч)

4

Общая характеристика Простейших.

1

с.9

5

Особенности организации клеток Простейших. Л/р "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки".

1

с.9-11

6

Разнообразие Простейших.

1

с.13-19

7

Роль Простейших в биогеоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

1

с.12

Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные(2 ч)

8

Общая характеристика Многоклеточных животных.

1

с.21-22

9

Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология, значение.

1

с.23-25

Тема 1.4. Тип Кишечнополостные (2 ч)

10

Тип Кишечнополостные. Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Регенерация. Л/р  "Изучение плакатов и  таблиц, отражающих ход регенерации у гидры".

1

с.26-30

11

Многообразие и распространение Кишечнополостных.

1

с.30-34

Тема 1.5. Тип Плоские черви (2 ч)

12

Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей.

1

с.36-38

13

Многообразие ресничных червей и их роль в биогеоценозах. Л/р  "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".

1

с.38-42

Тема 1.6. Тип Круглые черви (2 ч)

14

Тип Круглые черви.  Особенности организации круглых червей.

1

с.44-47

15

Л/р  "Жизненный цикл человеческой аскариды".

1

с.47-49

Тема 1.7. Тип Кольчатые черви (2 ч)

16

Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей. Л/р "Внешнее строение дождевого червя".

1

с.51-53

17

Многообразие  кольчатых червей.

1

с.54-58

Тема 1.8. Тип Моллюски (2ч)

18

Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Л/р "Внешнее строение Моллюсков".

1

с.59-62

19

Многообразие моллюсков.

1

с.63-70

Тема 1.9. Тип Членистоногие (6 ч)

20

Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих.

1

с.72-73

21

Многообразие Членистоногих. Л/р  "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих".

1

с.73

22

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака.

1

с.74-79

23

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

1

с.81-87

24

Класс Насекомые. Общая характеристика класса.

1

с.88-95

25

Многообразие и значение насекомых. Размножение и развитие.

1

с.95-99

Тема 1.10. Тип Иглокожие (1 ч)

26

Тип Иглокожие.

Общая характеристика.

1

с.101-106

Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные  (1 ч)

27

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика.

1

с.108-111

Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы  (4 ч)

28

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. Происхождение рыб.

1

с.113-115

29

Особенности строения Рыб. Л/р "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни".

1

с.115-120

30

Класс Хрящевые рыбы.

1

с.121-122

31

Класс Костные рыбы

1

с.123-125

Тема 1.13. Класс Земноводные (4 ч)

32

Класс Земноводные. Происхождение земноводных.

1

с.127-128

33

Общая характеристика класса Земноводные. Л/р "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни".

1

с.128-134

34

Размножение, среда обитания и экологические особенности Земноводных.

1

с.134-135

35

Многообразие и роль Земноводных в природе и жизни человека.

1

с.135-136

Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся (4 ч)

36

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика Пресмыкающихся. Особенности строения.

1

с.138-140

37

Многообразие Пресмыкающихся.

1

с.140

38

Внутреннее строение Пресмыкающихся. Л/р "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи".

1

с.140-144

39

Роль Пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

с.144-145

Тема 1.15. Класс Птицы (4 ч)

40

Класс Птицы. Общая характеристика птиц.

1

с.147-148

41

Особенности строения Птиц. Л/р  "Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни".

1

с.148-156

42

Экологические группы Птиц.

1

с.158-165

43

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

с.165

Тема 1.16. Класс Млекопитающие (6 ч)

44

Класс Млекопитающие.

Общая характеристика.

1

с.167-168

45

Особенности внутреннего строения Млекопитающих.

Л/р "Изучение внутреннего строения Млекопитающих".

1

с.168-178

46

Размножение и развитие Млекопитающих.

1

с.178-179

47

Многообразие Млекопитающих.

1

с.180-185

48

Л/р "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека".

1

49

Значение Млекопитающих в природе и жизни человека.

1

Тема 1.17. Основные этапы развития животных (2 ч)

50

Основные этапы развития животных. Л/р "Анализ родословного древа царства Животные".

1

с.187-189

51

Основные направления эволюции животных.

1

с.189

Тема 1.18. Животные и человек (2 ч)

52

Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных. Значение с/х производства.

1

с.190

53

Значение животных в природе и жизни человека. Домашние животные.

1

с.190-192

Раздел 2. Вирусы (2 ч)

Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов (2 ч)

54

Вирусы.

Общая характеристика Вирусов.

1

с.194-196

55

Значение Вирусов.

1

с.194-196

Раздел 3. Экосистема (10 ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы (2 ч)

56

Экосистема. Среда обитания.

1

с.198

57

Экологические факторы.

1

с.198-204

Тема 3.2. Экосистема (2 ч)

58

Экосистема. Структура экосистемы.

1

с.206

59

Пищевые связи в экосистемах.

Л/р  "Анализ цепей и сетей питания".

1

с.206-209

Тема 3.3. Биосфера – глобальная экосистема (2 ч)

60

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1

с.210

61

Биосфера. Структура биосферы.

1

с.210-213

Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере (2 ч)

62

Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода         

1

с.214-215

63

Биотические круговороты. Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора.

1

с.216-218

Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере (2 ч)

64

Роль живых организмов в биосфере.

1

с.219

65

Формирование полезных ископаемых.

1

с.220-221

66

Итоговая контрольная работа

1

Резервное время (2 ч)

        

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- признаки организма как целостной системы;

- основные свойства животных организмов;

- сходство и различия между растительными и животными организмами;

- что такое зоология, какова её структура;

- признаки одноклеточного организма;

- основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

- значение одноклеточных животных в экологических системах;

- паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;

- современные представления о возникновении многоклеточных животных;

- общую характеристику типа Кишечнополостные;

- общую характеристику типа Плоские черви;

- общую характеристику типа Круглые черви;

- общую характеристику типа Кольчатые черви;

- общую характеристику типа Членистоногие;

- современные представления о возникновении хордовых животных;

- основные направления эволюции хордовых;

- общую характеристику надкласса Рыбы;

- общую характеристику класса Земноводные;

- общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

- общую характеристику класса Птицы;

- общую характеристику класса Млекопитающие;

- гипотезу о возникновении эукариотических организмов;

- основные черты организации представителей всех групп животных;

- крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;

- значение животных в природе и жизни человека;

- воздействие человека на природу;

- сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;

- методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;

- особенности жизнедеятельности домашних животных;

- общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;

- пути проникновения вирусов в организм;

- этапы взаимодействия вируса и клетки;

- меры профилактики вирусных заболеваний;

- определение науки экологии;

- абиотические и биотические факторы среды;

- определение экологических систем;

- определение биогеоценоза и его характеристики;

- учение В. И. Вернадского о биосфере;

- биотические круговороты;

- характер преобразования планеты живыми организмами.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

- представлять эволюционный путь развития животного мира;

- классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

- применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

- использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

- работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

- распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

- раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

- применять полученные знания в практической жизни;

- наблюдать за поведением животных в природе;

- определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

- работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

- объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

- использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;

- характеризовать экологическую роль хордовых животных;

- характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;

- наблюдать за поведением животных в природе;

- оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;

- характеризовать основные направления эволюции животных;

- объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;

- описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;

- анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

- выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;

- обращаться с домашними животными;

- разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;

- оказывать первую помощь при травмах и отравлениях;

- выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

- объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;

- характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);

- осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний;

- характеризовать взаимоотношения между организмами;

- анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом;

- выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;

- приводить примеры цепей и сетей питания;

- давать определение понятия «экологическая пирамида»;

- характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;

- описывать круговороты основных химических элементов и воды;

- сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

- устанавливать причинноследственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

- приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;

- выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику методов изучения биологических объектов;

- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

- находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

- разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации;

- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

- пользоваться поисковыми системами Интернета;

- сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

- выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

- обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;

- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

- выявлять причинноследственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

- выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

- находить в словарях и справочниках значения терминов;

- выделять тезисы и делать конспект текста;

- самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

- делать выводы из непосредственного наблюдения.

 Личностные результаты обучения:

- проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

- осознание ответственности и долга перед Родиной;

- проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;

- формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

- построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;

- осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;

- признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

- проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;

- умение аргументировать и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

 Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является аттестационная работа в форме теста. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

- стартовой диагностики;

-  текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  - первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и поняти

  (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ по предмету;

творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

        

Учебно-методическое обеспечение

для учителя

Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы/Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. –М.: Дрофа, 2012.

Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Животные»/ Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2014 г.

Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2015 г.

для ученика

Биология. Многообразие живых организмов. Животные.  8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2015 г.

Биология. Многообразие живых организмов. Животные.  8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Животные»/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....