Рабочая программа по биологии (8 класс)
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина "Биология. Многообразие живых организмов. Животные." 8 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
ПРИНЯТО методическим объединением учителей естественно-математического цикла Протокол №___ от « » _________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________Лаврентьева О.Е. « » _________________20___г. |
Рабочая программа
по биологии
в 8 классе
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории Машина Т.В. |
Барашево - 2018
Содержание программы
Раздел 1. Царство Животные (52 ч)
Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (2 ч)
Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы
Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 1.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (4 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы
Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Тема 1.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 1.4. КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бес полое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы
Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Тема 1.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червейпаразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы
Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 1.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные и практические работы
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 1.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 1.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)
Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение моллюсков.
Тема 1.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (6 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паукакрестовика. Различные представители класса паукообразных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих*.
Тема 1.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 1.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)
Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 1.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (4 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схемы строения кистепёрых и лучепёрых рыб.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (4 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурнофункциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.
Тема 1.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (4 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурнофункциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы
Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.
Тема 1.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 ч)
Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.
Тема 1.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (6 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурнофункциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Изучение внутреннего строения млекопитающих*. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Тема 1.17. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНЫХ (2 ч)
Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных.
Демонстрация
Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп.
Лабораторные и практические работы
Анализ родословного древа царства Животные.
Тема 1.18. ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.
Демонстрация
Использование животных человеком.
Раздел 2. Вирусы (2 ч)
Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВА ВИРУСОВ (2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Раздел 3. Экосистема (10 ч)
Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (2 ч)
Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения.
Демонстрация
Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.
Лабораторные и практические работы
Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян.
Тема 3.2. ЭКОСИСТЕМА (2 ч)
Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Демонстрация
Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы.
Лабораторные и практические работы
Анализ цепей и сетей питания.
Тема 3.3. БИОСФЕРА - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.
Демонстрация
Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.
Тема 3.4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)
Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
Демонстрация
Схемы круговоротов веществ в природе с участием живых организмов.
Тема 3.5. РОЛЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В БИОСФЕРЕ (2 ч)
Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.
Демонстрация
Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.
Резервное время - 4 ч.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
Раздел 1. Царство Животные | 52 | |
2 | Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных | 2 |
3 | Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные | 4 |
4 | Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные | 2 |
5 | Тема 1.4. Кишечнополостные | 2 |
6 | Тема 1.5. Тип Плоские черви | 2 |
7 | Тема 1.6. Тип Круглые черви | 2 |
8 | Тема 1.7. Тип Кольчатые черви | 2 |
9 | Тема 1.8. Тип Моллюски | 2 |
10 | Тема 1.9. Тип Членистоногие | 6 |
11 | Тема 1.10. Тип Иглокожие | 1 |
12 | Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 |
13 | Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 4 |
14 | Тема 1.13. Класс Земноводные | 4 |
15 | Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся | 4 |
16 | Тема 1.15. Класс Птицы | 4 |
17 | Тема 1.16. Класс Млекопитающие | 6 |
18 | Тема 1.17. Основные этапы развития животных | 2 |
19 | Тема 18. Животные и человек | 2 |
Раздел 2. Вирусы | 2 | |
20 | Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов | 2 |
Раздел 3. Экосистема | 10 | |
21 | Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы | 2 |
22 | Тема 3.2. Экосистема | 2 |
23 | Тема 3.3. Биосфера – глобальная экосистема | 2 |
24 | Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере | 2 |
25 | Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере | 2 |
26 | Итоговая контрольная работа | 1 |
27 | Резервное время | 2 |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
1 | Вводный урок | 1 | с.3-4 | ||
Раздел 1. Царство Животные (52 ч) | |||||
Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных (2 ч) | |||||
2 | Общая характеристика животных. Организм животных как целостная система. | 1 | с.6-8 | ||
3 | Систематика животных. Взаимоотношения животных в биогеоценозах. Пр/р "Анализ структуры биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях". | 1 | с.6-8 | ||
Тема 1.2. Подцарство Одноклеточные животные (4 ч) | |||||
4 | Общая характеристика Простейших. | 1 | с.9 | ||
5 | Особенности организации клеток Простейших. Л/р "Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки". | 1 | с.9-11 | ||
6 | Разнообразие Простейших. | 1 | с.13-19 | ||
7 | Роль Простейших в биогеоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 1 | с.12 | ||
Тема 1.3. Подцарство Многоклеточные животные(2 ч) | |||||
8 | Общая характеристика Многоклеточных животных. | 1 | с.21-22 | ||
9 | Простейшие многоклеточные - губки, их распространение и экология, значение. | 1 | с.23-25 | ||
Тема 1.4. Тип Кишечнополостные (2 ч) | |||||
10 | Тип Кишечнополостные. Особенности организации Кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Регенерация. Л/р "Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры". | 1 | с.26-30 | ||
11 | Многообразие и распространение Кишечнополостных. | 1 | с.30-34 | ||
Тема 1.5. Тип Плоские черви (2 ч) | |||||
12 | Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. | 1 | с.36-38 | ||
13 | Многообразие ресничных червей и их роль в биогеоценозах. Л/р "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня". | 1 | с.38-42 | ||
Тема 1.6. Тип Круглые черви (2 ч) | |||||
14 | Тип Круглые черви. Особенности организации круглых червей. | 1 | с.44-47 | ||
15 | Л/р "Жизненный цикл человеческой аскариды". | 1 | с.47-49 | ||
Тема 1.7. Тип Кольчатые черви (2 ч) | |||||
16 | Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей. Л/р "Внешнее строение дождевого червя". | 1 | с.51-53 | ||
17 | Многообразие кольчатых червей. | 1 | с.54-58 | ||
Тема 1.8. Тип Моллюски (2ч) | |||||
18 | Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Л/р "Внешнее строение Моллюсков". | 1 | с.59-62 | ||
19 | Многообразие моллюсков. | 1 | с.63-70 | ||
Тема 1.9. Тип Членистоногие (6 ч) | |||||
20 | Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих. | 1 | с.72-73 | ||
21 | Многообразие Членистоногих. Л/р "Изучение внешнего строения и многообразие Членистоногих". | 1 | с.73 | ||
22 | Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. | 1 | с.74-79 | ||
23 | Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. | 1 | с.81-87 | ||
24 | Класс Насекомые. Общая характеристика класса. | 1 | с.88-95 | ||
25 | Многообразие и значение насекомых. Размножение и развитие. | 1 | с.95-99 | ||
Тема 1.10. Тип Иглокожие (1 ч) | |||||
26 | Тип Иглокожие. Общая характеристика. | 1 | с.101-106 | ||
Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 ч) | |||||
27 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика. | 1 | с.108-111 | ||
Тема 1.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (4 ч) | |||||
28 | Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. Происхождение рыб. | 1 | с.113-115 | ||
29 | Особенности строения Рыб. Л/р "Особенности внешнего строения рыб, связанный с их образом жизни". | 1 | с.115-120 | ||
30 | Класс Хрящевые рыбы. | 1 | с.121-122 | ||
31 | Класс Костные рыбы | 1 | с.123-125 | ||
Тема 1.13. Класс Земноводные (4 ч) | |||||
32 | Класс Земноводные. Происхождение земноводных. | 1 | с.127-128 | ||
33 | Общая характеристика класса Земноводные. Л/р "Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни". | 1 | с.128-134 | ||
34 | Размножение, среда обитания и экологические особенности Земноводных. | 1 | с.134-135 | ||
35 | Многообразие и роль Земноводных в природе и жизни человека. | 1 | с.135-136 | ||
Тема 1.14. Класс Пресмыкающиеся (4 ч) | |||||
36 | Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика Пресмыкающихся. Особенности строения. | 1 | с.138-140 | ||
37 | Многообразие Пресмыкающихся. | 1 | с.140 | ||
38 | Внутреннее строение Пресмыкающихся. Л/р "Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы, змеи". | 1 | с.140-144 | ||
39 | Роль Пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 1 | с.144-145 | ||
Тема 1.15. Класс Птицы (4 ч) | |||||
40 | Класс Птицы. Общая характеристика птиц. | 1 | с.147-148 | ||
41 | Особенности строения Птиц. Л/р "Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни". | 1 | с.148-156 | ||
42 | Экологические группы Птиц. | 1 | с.158-165 | ||
43 | Роль птиц в природе и жизни человека. | 1 | с.165 | ||
Тема 1.16. Класс Млекопитающие (6 ч) | |||||
44 | Класс Млекопитающие. Общая характеристика. | 1 | с.167-168 | ||
45 | Особенности внутреннего строения Млекопитающих. Л/р "Изучение внутреннего строения Млекопитающих". | 1 | с.168-178 | ||
46 | Размножение и развитие Млекопитающих. | 1 | с.178-179 | ||
47 | Многообразие Млекопитающих. | 1 | с.180-185 | ||
48 | Л/р "Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека". | 1 | |||
49 | Значение Млекопитающих в природе и жизни человека. | 1 | |||
Тема 1.17. Основные этапы развития животных (2 ч) | |||||
50 | Основные этапы развития животных. Л/р "Анализ родословного древа царства Животные". | 1 | с.187-189 | ||
51 | Основные направления эволюции животных. | 1 | с.189 | ||
Тема 1.18. Животные и человек (2 ч) | |||||
52 | Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных. Значение с/х производства. | 1 | с.190 | ||
53 | Значение животных в природе и жизни человека. Домашние животные. | 1 | с.190-192 | ||
Раздел 2. Вирусы (2 ч) | |||||
Тема 2.1. Общая характеристика и свойства вирусов (2 ч) | |||||
54 | Вирусы. Общая характеристика Вирусов. | 1 | с.194-196 | ||
55 | Значение Вирусов. | 1 | с.194-196 | ||
Раздел 3. Экосистема (10 ч) | |||||
Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы (2 ч) | |||||
56 | Экосистема. Среда обитания. | 1 | с.198 | ||
57 | Экологические факторы. | 1 | с.198-204 | ||
Тема 3.2. Экосистема (2 ч) | |||||
58 | Экосистема. Структура экосистемы. | 1 | с.206 | ||
59 | Пищевые связи в экосистемах. Л/р "Анализ цепей и сетей питания". | 1 | с.206-209 | ||
Тема 3.3. Биосфера – глобальная экосистема (2 ч) | |||||
60 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 1 | с.210 | ||
61 | Биосфера. Структура биосферы. | 1 | с.210-213 | ||
Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере (2 ч) | |||||
62 | Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода | 1 | с.214-215 | ||
63 | Биотические круговороты. Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора. | 1 | с.216-218 | ||
Тема 3.5. Роль живых организмов в биосфере (2 ч) | |||||
64 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | с.219 | ||
65 | Формирование полезных ископаемых. | 1 | с.220-221 | ||
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Резервное время (2 ч) |
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- признаки организма как целостной системы;
- основные свойства животных организмов;
- сходство и различия между растительными и животными организмами;
- что такое зоология, какова её структура;
- признаки одноклеточного организма;
- основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
- значение одноклеточных животных в экологических системах;
- паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;
- современные представления о возникновении многоклеточных животных;
- общую характеристику типа Кишечнополостные;
- общую характеристику типа Плоские черви;
- общую характеристику типа Круглые черви;
- общую характеристику типа Кольчатые черви;
- общую характеристику типа Членистоногие;
- современные представления о возникновении хордовых животных;
- основные направления эволюции хордовых;
- общую характеристику надкласса Рыбы;
- общую характеристику класса Земноводные;
- общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
- общую характеристику класса Птицы;
- общую характеристику класса Млекопитающие;
- гипотезу о возникновении эукариотических организмов;
- основные черты организации представителей всех групп животных;
- крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;
- значение животных в природе и жизни человека;
- воздействие человека на природу;
- сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;
- методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
- особенности жизнедеятельности домашних животных;
- общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
- пути проникновения вирусов в организм;
- этапы взаимодействия вируса и клетки;
- меры профилактики вирусных заболеваний;
- определение науки экологии;
- абиотические и биотические факторы среды;
- определение экологических систем;
- определение биогеоценоза и его характеристики;
- учение В. И. Вернадского о биосфере;
- биотические круговороты;
- характер преобразования планеты живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
- представлять эволюционный путь развития животного мира;
- классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
- применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
- использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
- работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
- распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
- раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
- применять полученные знания в практической жизни;
- наблюдать за поведением животных в природе;
- определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
- работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
- объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
- использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;
- характеризовать экологическую роль хордовых животных;
- характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
- наблюдать за поведением животных в природе;
- оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;
- характеризовать основные направления эволюции животных;
- объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;
- описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;
- анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
- выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;
- обращаться с домашними животными;
- разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;
- оказывать первую помощь при травмах и отравлениях;
- выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
- объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
- характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
- осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний;
- характеризовать взаимоотношения между организмами;
- анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом;
- выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;
- приводить примеры цепей и сетей питания;
- давать определение понятия «экологическая пирамида»;
- характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;
- описывать круговороты основных химических элементов и воды;
- сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
- устанавливать причинноследственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
- приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;
- выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику методов изучения биологических объектов;
- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
- находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать планконспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета;
- сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
- выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
- обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;
- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
- выявлять причинноследственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
- выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
- находить в словарях и справочниках значения терминов;
- выделять тезисы и делать конспект текста;
- самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
- находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
- делать выводы из непосредственного наблюдения.
Личностные результаты обучения:
- проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознание ответственности и долга перед Родиной;
- проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
- формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
- построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
- осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
- признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
- проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще;
- умение аргументировать и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является аттестационная работа в форме теста. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики;
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
- первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и поняти
(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по предмету;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Учебно-методическое обеспечение
для учителя Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы/Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. –М.: Дрофа, 2012. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Животные»/ Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2014 г. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2015 г. | для ученика Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2015 г. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Животные»/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2018 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....