Рабочая программа по биологии (7 класс)
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа по биологии к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова "Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения." 7 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

ПРИНЯТО

методическим объединением

учителей естественно-математического цикла

Протокол №___ от «    » _________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________Лаврентьева О.Е.

«     » _________________20___г.

Рабочая программа

по биологии

в 7 классе

на 2018-2019 учебный год

               Составитель:

               учитель биологии высшей

               квалификационной категории

               Машина Т.В.

Барашево – 2018

Содержание программы

Раздел 1. От клетки до биосферы (4 ч)

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (1 ч)

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.

Демонстрация

Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.

Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (1 ч)

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.

Демонстрация

Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.

Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (1 ч)

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.

Демонстрация

Представители фауны и флоры различных эр и периодов.

Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 ч)

Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы

К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

Демонстрация

Родословное древо растений и животных.

Лабораторные и практические работы

Определение систематического положения домашних животных.

Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

Демонстрация

Строение клеток различных прокариот.

Лабораторные и практические работы

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (1 ч)

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (4 ч)

Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (1 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.

Демонстрация

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (2 ч)

Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.

Демонстрация

Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация

Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Раздел 4. Царство Растения (17 ч)

Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ; СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ (3 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (1 ч)

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (3 ч)

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.

Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).

Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (4 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.

Различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).

Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (5 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения цветкового растения, строения цветка.

Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.

Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (1 ч)

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.

Демонстрация

Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.

Лабораторные и практические работы

Построение родословного древа царства Растения.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (4 ч)

Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (2 ч)

Растительные сообщества - фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.

Демонстрация

Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Лабораторные и практические работы

Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Демонстрация

Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Лабораторные и практические работы

Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (1 ч)

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Демонстрация

Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.

Лабораторные и практические работы

Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.

Резервное время- 2 ч.

 

Учебно-тематическое планирование

 п/п

Название темы

Количество часов

1

Вводный урок

1

Раздел 1. От клетки до биосферы

4

2

Тема 1.1. Многообразие живых систем

1

3

Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов

1

4

Тема 1.3.  История развития жизни на Земле

1

5

Тема 1.4. Систематика живых организмов

1

Раздел 2. Царство Бактерии

3

6

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии

2

7

Тема 2.2. Многообразие бактерий

1

Раздел 3. Царство Грибы

4

8

Тема 3.1. Строение и функции грибов

1

9

Тема 3.2. Многообразие и экология грибов

2

10

Тема 3.3. Группа лишайники

1

Раздел 4. Царство Растения

17

11

Тема 4.1. Группа отделов водоросли: строение, функции, экология

3

12

Тема 4.2. Отдел Моховидные

1

13

Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные

3

14

Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные

4

15

Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения

5

16

Тема 4.6. Эволюция растений

1

Раздел 5. Растения и окружающая среда

4

18

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

        2

19

Тема 5.2. Растения и человек

1

20

Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ

1

21

Итоговая контрольная работа

1

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Кол-во

часов

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1

Вводный урок

1

Раздел 1. От клетки до биосферы

4

2

Многообразие живых систем

1

с.5-8

3

Ч. Дарвин  о происхождении видов

1

с.9-12

4

История развития жизни на Земле

1

с.13-16

5

Систематика живых организмов. Практическая работа   «Определение систематического положения домашних животных»

1

с.17-20

Раздел 2. Царство Бактерии

3

6

Подцарство Настоящие бактерии. Происхождение и эволюция бактерий

1

с. 22

7

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Практическая работа  «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерии»

1

с. 23-26

8

Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека.

1

с. 27-30

Раздел 3. Царство Грибы

4

9

Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Лабораторная работа                                                «Строение плесневого гриба мукора»                  

1

с. 32-36

10

Многообразие и экология грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты

1

с. 36-42

11

Съедобные  и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Практическая работа  «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

12

Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников

1

с. 43-48

Раздел 4. Царство Растения

17

13

Общая характеристика царства Растения. Водоросли – низшие растения

1

с. 50-51

14

Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида и строения водорослей»

1

с. 52-57

15

Многообразие водорослей: отдел Зеленые водоросли, Красные водоросли, Бурые водоросли. Экологическая роль и практическое значение

1

с. 58-62

16

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельность. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида и строения мхов»

1

с. 63-69

17

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности

1

с. 70-73

18

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности.                         Лабораторная работа  «Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща»                

1

с. 73-75

19

Отдел Папоротникообразные, особенности строения и жизнедеятельности.                             Лабораторная работа                             «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах)»

1

с. 76-81

20

Отдел Голосеменные. Строение, жизненные формы голосеменных

1

с. 82-84

21

Размножение голосеменных (на примере сосны). Лабораторная работа «Изучение  строения хвои и шишек хвойных растений     ( на примере местных видов)»

1

с. 84-88

22

Многообразие голосеменных.

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1

23

Роль голосеменных в биоценозах и практическое значение

1

с. 88-89

24

Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Строение, жизненные формы покрытосеменных. Лабораторная работа «Изучение строения покрытосеменных растений»

1

с. 90-95

25

Размножение Покрытосеменных

1

с. 95-98

26

Класс Однодольные. Основные семейства (лилейные, злаковые)

1

с. 98-99

27

Класс Двудольные. Основные семейства (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные)

1

с. 99-101

28

Многообразие цветковых растений, их роль в биоценозах и жизни человека.   Практическая работа  «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»

1

с.102

29

Основные этапы развития растений на суше. Практическая работа «Построение родословной древа царства Растения»

1

с. 103-106

Раздел 5. Растения и окружающая среда

4

30

Растительные сообщества – фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность

1

с. 108-110

31

Роль отдельных растительных форм в сообществе.  Практическая работа «Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозах»

1

с. 111-117

32

Значение растений в жизни планеты и человека.  Практическая работа  «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе»

1

с. 118-120

33

Методы и средства охраны природы. Практическая работа «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории»

1

с. 121-125

34

Итоговая контрольная работа

1

Итого

34

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;

- основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;

- подразделение истории Земли на эры и периоды;

- искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;

- принципы построения естественной системы живой природы;

- основные понятия, относящиеся к строению про-  и эукариотической клеток;

- строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

- особенности организации шляпочного гриба;

- меры профилактики грибковых заболеваний;

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

- определение понятия «фитоценоз»;

- видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;

- роль растений в жизни планеты и человека;

- необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.

Учащиеся должны уметь:

- в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;

- объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;

- иметь представление о естественной системе органической природы;

- давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле;

- давать общую характеристику бактерий;

- характеризовать формы бактериальных клеток;

- отличать бактерии от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

- давать общую характеристику бактерий и грибов;

- объяснять строение грибов и лишайников;

- приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

- характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

- определять несъедобные шляпочные грибы;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

- давать общую характеристику царства Растения;

- объяснять роль растений в биосфере;

- характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

- характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

- объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов;

- определять тип фитоценоза;

- выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;

- обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- существующую программу курса;

- учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;

- иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии);

- осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.

Учащиеся должны уметь:

- различать объём и содержание понятий;

- различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;

- определять аспект классификации и проводить классификацию;

- выстраивать причинно-следственные связи;

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

- разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

- пользоваться поисковыми системами Интернета;

- пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

- объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов;

- под руководством учителя оформлять отчёт о проведённом наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

Личностные результаты обучения

- соблюдение учащимися правил поведения в природе;

- осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

- умение реализовывать теоретические познания на практике;

- осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;

- признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;

- умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;

- понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

 Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является аттестационная работа в форме теста. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

- стартовой диагностики;

-  текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  - первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и поняти

  (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

- выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

- выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ по предмету;

творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Учебно-методическое обеспечение

для учителя

Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы/Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. –М.: Дрофа, 2012.

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.  7 класс: Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения»/ Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2014 г.

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017 г.

для ученика

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.  7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017 г.

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.  7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. »/В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....