Рабочая программа по биологии (11 класс)
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа по биологии к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой "Биология. Общая биология. Базовый уровень." 10-11 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
ПРИНЯТО методическим объединением учителей естественно-математического цикла Протокол №___ от « » _________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________Лаврентьева О.Е. « » _________________20___г. |
Рабочая программа
по биологии
в 11 классе
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории Машина Т.В. |
Барашево – 2018
Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
Раздел 4. Вид (19 часов)
Тема 4.1. История эволюционных идей (4ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (8ч)
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Экскурсия. Многообразие видов (окрестности школы).
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 4.3. Происхождение жизни на земле (3ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
Лабораторные и практические работы Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Экскурсия. История развития жизни на Земле (краеведческий музей).
Основные понятия. Теория Опарина-Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 4.4. Происхождение человека (4ч)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия. Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).
Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
Раздел 5. Экосистемы (11 часов)
Тема 5.1. Экологические факторы (3ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 5.2. Структура экосистемы (4ч)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.
Экскурсия. Естественные (лес, поле, и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы. Ферма и др.) экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (2ч)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Тема 5.4. Биосфера и человек (2ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
Лабораторные и практические работы Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Резерв времени - 4 часа.
Учебно-тематическое планирование
Название темы | Количество часов |
Раздел 4. Вид | 20 |
Тема 4.1. История эволюционных идей | 4 |
Тема 4.2. Современное эволюционное учение | 9 |
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле | 3 |
Тема 4.4. Происхождение человека | 4 |
Раздел 5. Экосистемы | 12 |
Тема 5.1. Экологические факторы | 3 |
Тема 5.2. Структура экосистем | 4 |
Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема | 2 |
Тема 5.4. Биосфера и человек | 3 |
Резерв времени | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название темы | Всего часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
Раздел 4. Вид | 20 | ||||
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея | 1 | с. 196-200 | ||
2 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | с. 201-204 | ||
3 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | 1 | с. 205-209 | ||
4 | Эволюционная теория Ч.Дарвина | 1 | с. 209-217 | ||
5 | Вид: критерии и структура. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | с. 217-221 | ||
6 | Популяция как структурная единица вида. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 1 | с. 221-225 | ||
7 | Популяция как единица эволюции | 1 | с. 225-228 | ||
8 | Факторы эволюции | 1 | с. 228-232 | ||
9 | Естественный отбор-главная движущая сила эволюции | 1 | с. 232-238 | ||
10 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | 1 | с. 238-246 | ||
11 | Видообразование как результат эволюции | 1 | с. 247-250 | ||
12 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 1 | с. 251-254 | ||
13 | Доказательства эволюции органического мира | 1 | с. 254-262 | ||
14 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | 1 | с. 262-266 | ||
15 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | с. 266-273 | ||
16 | Развитие жизни на Земле | 1 | с. 273-281 | ||
17 | Гипотезы происхождения человека | 1 | с. 282-285 | ||
18 | Положение человека в системе животного мира | 1 | с. 285-290 | ||
19 | Эволюция человека | 1 | с. 290-296 | ||
20 | Человеческие расы | 1 | с. 296-300 | ||
21 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Вид» | 1 | |||
Раздел 5. Экосистема | 12 | ||||
22 | Организм и среда. Экологические факторы | 1 | с. 304-309 | ||
23 | Абиотические факторы среды | 1 | с. 309-313 | ||
24 | Биотические факторы среды. Практическая работа «Составление цепей питания» | 1 | с. 313-319 | ||
25 | Структура экосистем | 1 | с. 319-325 | ||
26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | 1 | с. 326-329 | ||
27 | Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая работа «Решение экологических задач» | 1 | с. 330-332 | ||
28 | Влияние человека на экосистемы. Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | 1 | с. 333-335 | ||
29 | Биосфера - глобальная экосистема | 1 | с. 336-339 | ||
30 | Роль живых организмов в биосфере | 1 | с. 339-344 | ||
31 | Биосфера и человек | 1 | с. 344-352 | ||
32 | Основные экологические проблемы современности. Практическая работа «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» | 1 | с. 352-358 | ||
33 | Пути решения экологических проблем. Практическая работа «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» | 1 | с. 358-364 | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экосистема» | 1 | |||
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного)
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Промежуточная аттестация проводится в письменной форме в виде тестирования или контрольной работы.
Учебно-методическое обеспечение
для учителя Программа для общеобразовательных учреждений по биологии (6-11 классы). -М.: Дрофа, 2005г. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» /Козлова Т.А.- М.: Дрофа, 2014 г. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2013 г. | для ученика Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2013 г. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Рабочая тетрадь к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень».- М.: Дрофа, 2018 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....