Рабочая программа по биологии (10 класс)
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа по биологии к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой "Биология. Общая биология. Базовый уровень." 10-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

ПРИНЯТО

методическим объединением

учителей естественно-математического цикла

Протокол №___ от «    » _________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________Лаврентьева О.Е.

«     » _________________20___г.

Рабочая программа

по биологии

в 10 классе

на 2018-2019 учебный год

               Составитель:

               учитель биологии высшей

               квалификационной категории

               Машина Т.В.

Барашево - 2018

Содержание программы

(34 часа, 1 час в неделю)

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). 

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (1ч)

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2ч)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

Раздел 2. Клетка (11 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (1ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 Демонстрация.  Схемы: «многообразие клеток».

 Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2. Химический состав клетки (5ч)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества - сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация.  Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (3ч)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация.  Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы.                                                                                                                                                   Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.             Сравнение строения клеток растений и животных.                                                           Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хроиосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1ч)

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация.  Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 2.5. Вирусы (1ч)

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация.  Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

Раздел 3. Организм (19 часов)

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация.  Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Тема 3.2.  Обмен веществ и превращение энергии (2ч)

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация.  Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ, Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Тема 3.3.  Размножение (4ч)

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», « Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.4.  Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2ч)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

Тема 3.5.  Наследственность и изменчивость (8ч)

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. 

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы.                                                                               Составление простейших схем скрещивания.                                                                                       Решение элементарных генетических задач.                                                                                       Изучение изменчивости.                                                                                                                         Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

             Основные понятия.  Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

 Тема 3.6.  Основы селекции. Биотехнология (2ч)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонировании человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы6 «породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения.

Лабораторные и практические работы.                                                                                   Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.        

 Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.                                                          

 

                                                                                                               

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество  часов

Введение

1

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

3

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук

1

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2

Раздел 2. Клетка

11

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

1

Тема 2.2. Химический состав клетки

5

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клетки

3

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1

Тема 2.5. Вирусы

1

Раздел 3. Организм

19

Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов

1

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии

2

Тема 3.3. Размножение

4

Тема 3.4. Индивидуальное развитие

2

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

8

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Всего часов

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение

1

с. 4-5

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

3

2

Краткая история развития биологии

1

с. 8-11

3

Сущность жизни и свойства живого

1

с. 11-15

4

Уровни организации живой материи. Методы биологии

1

с. 15-21

Раздел 2. Клетка

11

5

История изучения клетки. Клеточная теория

1

с. 24-28

6

Химический состав клетки

1

с. 28-33

7

Неорганические вещества клетки

1

с. 33-37

8

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды

1

с. 37-40

9

Органические вещества. Углеводы. Белки

1

с. 41-47

10

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

1

с. 47-53

11

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Лабораторная работа. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

1

с. 53-63

12

Клеточное ядро. Хромосомы.                                 Лабораторная работа. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

1

с. 63-68

13

Прокариотическая клетка

1

с. 68-73

14

Реализация наследственной информации в клетке

1

с. 73-79

15

Неклеточная форма жизни: вирусы

1

с. 79-85

Глава 3. Организм

19

16

Организм - единое целое. Многообразие организмов

1

с. 90-93

17

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

1

с. 93-98

18

Пластический обмен. Фотосинтез

1

с. 98-102

19

Деление клетки. Митоз

1

с. 102-107

20

Размножение: бесполое и половое

1

с. 108-113

21

Образование половых клеток. Мейоз

1

с. 113-120

22

Оплодотворение

1

с. 120-124

23

Индивидуальное развитие организмов

1

с. 124-129

24

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

1

с. 130-136

25

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики

1

с. 136-139

26

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.  Лабораторная работа. Составление простейших схем скрещивания.                                            

1

с. 140-146

27

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа. Решение элементарных генетических задач.                                                          

1

с. 146-150

28

Хромосомная теория наследственности

1

с. 150-153

29

Современные представления о гене и геноме

1

с. 154-157

30

Генетика пола

1

с. 158-164

31

Изменчивость: наследственная и ненаследственная. Лабораторная работа. Изучение изменчивости.

1

с. 164-169

32

Генетика и здоровье человека.                                Лабораторная работа. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

1

с. 170-176

33

Селекция: основные методы и достижения.

1

с. 176-183

34

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Лабораторная работа. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

1

с. 183-191

Итого

34

Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного)

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Промежуточная аттестация проводится в письменной форме в виде тестирования или контрольной работы.

Учебно-методическое обеспечение

для учителя

Программа для общеобразовательных учреждений по биологии (6-11 классы). -М.: Дрофа, 2005г.

Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология.  Базовый уровень» /Козлова Т.А.- М.: Дрофа, 2014 г.

Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2013 г.

для ученика

Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2013 г.

Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Рабочая тетрадь к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень».- М.: Дрофа, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....