1. Мотивация (Организационный момент) (1 мин.) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм; создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. -Ребята! Распределитесь на группы по цвету жетонов, полученных при входе в класс.. Проверьте готовность к уроку: тетрадь, дневник, учебник. Садитесь. Давайте отбросим наше волнение, предлагаю вам его стряхнуть с себя. А теперь приступим к уроку. 2 этап.Актуализация знаний 10 мин. Задание 1 . Мозговой штурм. Устные ответы по порядку. (вопрос задаю ученику в группе, если не отвечает, перехожу к другой группе, стоимость ответа 1 балл) - Кровь, межклеточное вещество и лимфа … (внутренняя среда организма).
- Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
- Кровь состоит из плазмы и (форменных элементов)
- Кровеносная система у всех позвоночных-… замкнутая
- Орган, работающий как насос, перекачивающий кровь- (сердце)
- Обмен между кровью и тканями происходит в -… (капиллярах)
- Самая крупная артерия- аорта
- Небольшой бобовидный орган, биологический фильтр лимфатической системы- узел
- Сосуды, несущие кровь от сердца- артерии
- Сосуды, несущие кровь к сердцу (вены).
- Замкнутые с одного конца тонкие трубочки лимфатической системы- капилляры
- Ослабленные или убитые микроорганизмы – возбудители заболеваний, вводимые в организм человека для повышения активности иммунной системы, – … (вакцина).
- Процедура введения вакцины-... (прививка)
- Препарат, содержащий готовые антитела-… (сыворотка)
- Жидкая часть крови- (плазма)
Задание 2 (групповая работа). - Группа. Заполните схему «Транспортные системы» (приложение № 1)
2-4 группа Сосуды. 2 группа. Выполните задание. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы (приложение № 2.1). Расскажите о строении и функциях артерий. 3 группа. Выполните задание. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы (приложение № 2.2.) Расскажите о строении и функциях вен. 4 группа. Выполните задание. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы (приложение № 2.3.) Расскажите о строении и функциях капилляров
Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
| Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
Учащиеся- ассистенты раздают жетоны
Выбрать командира группы, он будет фиксировать результаты
Работайте вместе с группой
Оцените работу своей группы. Оценка________ | Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения. Личностные УУД:- самоопределение, смыслообразование
|
3. Этап. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации) (2 мин.) Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
- На доске схема: сердце- артерии- капилляры-вены.
И эпиграф. «Она не томится сосудистым пленом, Бежит по упругим артериям, венам, Большим или малым, не сыщешь числа…. Н . Рудой. Учитель: Ребята, посмотрите на схему, и слова эпиграфа к нашему уроку. Предположите тему урока.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Предметные УУД: - применяют ранее изученный материал для решения практических задач Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения. Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.
|
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Учитель подготавливает мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Таблица: Круги кровообращения у позвоночных животных. Что представлено на таблице? (Круги кровообращения позвоночных животных). 1. 1. Вспомните, как называется тип кровеносной системы у позвоночных, почему так называется? 1.2. Покажите круги кровообращения птиц и млекопитающих. Почему так считаете? Что будет являться целью нашего урока? Изучить особенности кругов кровообращения у человека, выяснить значение кровообращения | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем цель (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Предметные УУД:- учатся понимать биологические термины: живой организм. Регулятивные УУД:- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
|
4. Этап. «Открытие» нового знания (12 мин.) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. |
Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить строение кругов кровообращения? (изучить материал учебника, спросить у учителя. Посмотреть учебный фильм) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки. видеофрагмент ) Мы с вами сегодня выберем работу в группах и по группам изучим новый материал.
1группа. Прочитайте статью. Два круга кровообращения, рассмотрите строение сердца, ответьте на вопросы и расскажите другим группам 1. В какой полости тела располагается сердце. 2. На что разделяет сплошная продольная перегородка сердце. 3.Какую кровь содержит левая половина сердца 4. Какая кровь находится в правой половине сердца 5.Как называется верхняя камера сердца?, нижняя камера сердца? 6.Куда собирается кровь, приносимая сосудами? 7.Куда направляется из предсердий, желудочков? 8.Что считают началом кровообращения? 2 группа. Прочитайте статью Большой круг кровообращения, ответьте на вопросы и расскажите другим группам о большом круге кровообращения 1.Где начинается большой круг кровообращения? 2. В какой сосуд выбрасывается кровь из левого желудочка? 3.Какие сосуды отходят от дуги аорты? К каким частям тела они идут? Чем снабжают артерии органы и ткани? 4. Что происходит в капиллярах большого круга кровообращения? 5. Куда собирается кровь после газообмена и обмена питательными веществами? 6. куда несут кровь вены верхней половины тела? Нижней половины тела? 7. Куда несут кровь нижняя и верхняя полые вены? 8. Где завершается большой круг кровообращения?
3 группа. Малый (или легочный) круг кровообращения Прочитайте статью Малый круг кровообращения, ответьте на вопросы и расскажите другим группам о малом круге кровообращения
1.Где начинается малый круг кровообращения? 2. В какой сосуд направляется кровь из правого желудочка? 3.На что ветвится легочный ствол? 4. Куда ведет правая, левая легочные артерии? Какая кровь движется по артериям? 5. На что разделяются тонкие артерии в легких? Что оплетают капилляры? 6. Что происходит между капиллярами и легочными пузырьками? 7. С чем соединяется альвеолярный воздух. Какой становится кровь? 8. Куда и по каким сосудам возвращается артериальная кровь?
4 группа. Кровообращение в сердце. Отток лимфы. Прочитайте статьи Кровообращение в сердце и отток лимфы , ответьте на вопросы и расскажите другим группам 1. К какому кругу относится кровообращение в сердце? 2.Какой сосуд отходит от аорты к мышцам сердца? 3. Почему артерию называют венечной? На что ветвится артерия? 4. Что происходит в капиллярах? Куда собирается венозная кровь? 5.Куда впадают сердечные вены? Отток лимфы. 1..Какая транспортная система уносит из тканевой жидкости продукты жизнедеятельности, отмершие клетки и попавшие микроорганизмы, а также некоторые питательные вещества из кишечника? 2.Где очищается лимфа? 3.Куда впадает очищенная в лимфатических узлах лимфа?
Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул. За день сердце сокращается почти 100 тыс. раз, а за 1 ч перекачивает около 300 л крови (демонстрация «сердце – насос»). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом 200 г на высоту 1 м, а за 1 мин сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома. | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).
Применяют выбранный способ действия для решения задачи, поставленной перед ними. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Отвечают на вопросы. Сообщают о результатах выполненной работы. Осуществляют самоконтроль. На листе А4 отмечают движение крови, названия сосудов, частей сердца. Готовятся к рассказу о кругах кровообращения.
| Предметные УУД: - учатся описывать строение сердца, круги кровообращения Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; - учатся выражать свои мысли. Личностные УУД:- формирование личностного и жизненного самоопределения. Регулятивные УУД:- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
|
- Этап. Первичное закрепление ( Учебные действия по реализации плана. Выражение решения.
Применение нового знания) (5 мин.) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. |
Просмотр видеофрагмента и заполнение таблицы в тетради. Изменения крови в кругах кровообращения. Ток крови | Большой круг | Малый круг | В каком отделе сердца начинается? |
|
| В каком отделе сердца заканчивается? |
|
| Где располагаются капилляры? |
|
| Где осуществляется газообмен? |
|
| Какая кровь движется по артериям? |
|
| Какая кровь движется по венам? |
|
|
|
Просматривают фильм, сопоставляют с имеющимися знаниями Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.
| Предметные УУД: - - учатся понимать смысл биологических терминов. Познавательные УУД: , учатся анализировать просмотренную информацию. учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения. |
6. Этап Самостоятельная работа с проверкой (5 мин) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия, применения новых знаний. |
Включение знания в систему. 1, 3 группа. .Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г) ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) вена | 2) артерия | 3) капилляр | 4) левый желудочек | 5) правый желудочек | 6) правое предсердие | 7) артериальная | 8) венозная |
2, 4 группа Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. КРОВООБРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по лёгочным артериям попадает в _____(Б) лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) кислород 2) углекислый газ 3) питательное вещество 4) предсердие 5) желудочек 6) артерия 7) вена 8) капилляр
| Учащиеся самостоятельно выполняют задания. На этапе проверки задания формулируют свой ответ. | Предметные УУД: - учатся выделять особенности строения кругов кровообращения, - учатся понимать смысл биологических терминов. Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека и выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения. |
7. Этап Включение знания в систему (8 мин) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Работа с заданиями на странице №137 - группа, 3 группа стр. 138. Ла.р. Функция венозных клапанов
2, 4 группа Л.Р. изменение в тканях пи перетяжках, затрудняющих кровообращение | Выполняют лабораторные работы, готовят отчет | Предметные УУД: - учатся определять функцию венозных клапанов, роль оттока лимфы и межклеточной жидкости Познавательные УУД:- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения.
|
- Этап. Рефлексия.(3 мин).
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. |
Организует подводящий диалог. -Вернемся к цели нашего урока! Демонстрирует: тему урока, цель Сформулируйте выводы, продолжив предложения.
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.
Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.
|
|
- Этап. Домашнее задание. (2 мин).
|
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Озвучивает домашнее задание. Дома вам предлагается выполнить следующую работу: 1. Прочитать п.21 стр.110 -114 (задание обязательное для всех). 2.Задание1-3 по выбору, по желанию письменно | Записывают домашнее задание. | Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |