урок биологии в 8 классе по теме "Круги кровообращения" линия основной школы под руководством В.В.Пасечника
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Боровскова Ирина Ивановна
Урок по теме : Круги кровообращения. 8 класс, учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дидактические средства: учебник, маршрутный лист, карточки с заданиями, муляж «Сердце», таблицы «Эволюция кровеносной системы», «Круги кровообращения», фильм в формате 3D, очки, для просмотра Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран. Оформление: на доске эпиграф: «Она не томится сосудистым пленом, Бежит по упругим артериям, венам, Большим или малым, не сыщешь числа…. Н . Рудой. Цель урока: Изучить особенности работы кругов кровообращения. Задачи урока:  сформировать знания учащихся об особенностях строения большого, малого и сердечного круга кровообращения  научить связывать особенности строения и функционирования кругов кровообращения со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.  воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.  формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_krugi_krovoobrashcheniya.rar39.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме : Круги кровообращения. 8 класс, учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.

Дидактические средства: учебник, маршрутный лист, карточки с заданиями,  муляж «Сердце», таблицы «Эволюция кровеносной системы», «Круги кровообращения»,  фильм в формате 3D, очки, для просмотра

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Оформление: на доске  эпиграф:  «Она не томится сосудистым пленом,

Бежит по упругим артериям, венам,

Большим или малым, не сыщешь числа….

                                              Н . Рудой.

Цель урока: Изучить особенности   работы  кругов кровообращения.

Задачи урока:

  •  сформировать знания учащихся об особенностях строения  большого, малого и сердечного круга кровообращения
  • научить связывать особенности строения и функционирования кругов кровообращения  со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.
  • воспитывать  культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.
  • формировать  нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

        Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  1. учащиеся  получают знания об особенностях строения и функционирования кругов кровообращения человека, о понятиях «малый (или легочный) круг кровообращения», «большой круг кровообращения», «верхняя полая вена», «нижняя полая вена», «венечная артерия», «легочная артерия», «легочная вена», «легочный ствол».

Метапредметные:

Познавательные: 

  1. находить и использовать нужную информацию. 
  2. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 
  3. применять знания из других предметных областей:   физики, химии.

Коммуникативные: 

  1. учиться слушать и понимать речь другого человека. 
  2. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. 
  3. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли. 

     Регулятивные: 

  1. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) 
  2. учиться осуществлять самоконтроль,  коррекцию и оценку деятельности.

Личностные 

  1. учащиеся развивают   коммуникационные, информационные умения, навыки здоровьесбережения;

Ход урока

1. Мотивация  (Организационный момент) (1 мин.) 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. 
-Ребята! Распределитесь на группы по цвету  жетонов, полученных при входе в класс.. 
 Проверьте готовность к уроку: тетрадь, дневник, учебник. Садитесь.

Давайте отбросим наше волнение, предлагаю вам его стряхнуть с себя.

А теперь приступим к уроку.

 2 этап.Актуализация знаний  10 мин.

Задание 1 . Мозговой штурм. Устные ответы по порядку. (вопрос задаю ученику в группе, если не отвечает,  перехожу к другой группе, стоимость ответа 1 балл)

  1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа … (внутренняя  среда организма).
  2. Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
  3. Кровь состоит из плазмы и  (форменных элементов)
  4. Кровеносная система у всех позвоночных-… замкнутая
  5. Орган, работающий как насос, перекачивающий кровь- (сердце)
  6. Обмен между кровью и тканями происходит в -… (капиллярах)
  7. Самая крупная артерия- аорта
  8. Небольшой бобовидный орган, биологический фильтр лимфатической системы-  узел
  9. Сосуды, несущие кровь от сердца- артерии
  10. Сосуды, несущие кровь к сердцу (вены).
  11. Замкнутые с одного конца тонкие трубочки лимфатической системы- капилляры
  12. Ослабленные или убитые микроорганизмы – возбудители заболеваний, вводимые в организм человека для повышения активности иммунной системы, – … (вакцина).
  13. Процедура введения вакцины-... (прививка)
  14. Препарат, содержащий готовые антитела-… (сыворотка)
  15. Жидкая часть крови- (плазма)

Задание 2 (групповая работа).

  1. Группа. Заполните схему «Транспортные системы» (приложение № 1)

2-4 группа Сосуды.

2 группа. Выполните   задание. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы (приложение № 2.1).  Расскажите о строении и функциях артерий.

3 группа. Выполните   задание. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы (приложение № 2.2.) Расскажите о строении  и функциях вен.

4 группа. Выполните   задание. Разгадайте ребус. Ответьте на вопросы (приложение № 2.3.) Расскажите о строении и функциях капилляров

   Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. 

Учащиеся- ассистенты раздают жетоны

Выбрать командира группы, он будет фиксировать результаты

Работайте вместе с группой

 Оцените работу своей группы.

Оценка________

Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- самоопределение, смыслообразование

3. Этап. Постановка учебной задачи  (Создание проблемной ситуации) (2 мин.) Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. На доске схема:  сердце- артерии- капилляры-вены.

И эпиграф.

 «Она не томится сосудистым пленом,

Бежит по упругим артериям, венам,

Большим или малым, не сыщешь числа….

                                              Н . Рудой.

Учитель: Ребята, посмотрите на схему, и слова  эпиграфа к нашему уроку. Предположите тему урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

  Формулируют тему урока. 

Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные УУД: - применяют ранее изученный материал для решения практических задач
Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Учитель подготавливает мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 

Таблица: Круги кровообращения у позвоночных животных.

Что представлено на таблице? (Круги кровообращения позвоночных животных).

1. 1. Вспомните, как называется тип кровеносной системы у позвоночных, почему так называется?

1.2. Покажите круги кровообращения птиц и млекопитающих. Почему так считаете? 

Что будет являться целью нашего урока? Изучить особенности кругов кровообращения у человека, выяснить значение кровообращения

 

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем цель  (главный вопрос) урока.

Осознают цель предстоящей деятельности.

  
Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. 

Предметные УУД:- учатся понимать биологические термины: живой организм.
Регулятивные УУД:- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

4. Этап. «Открытие» нового знания (12 мин.) 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели.  

Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. 
- Каким образом мы можем изучить строение кругов кровообращения? (изучить материал учебника, спросить у учителя. Посмотреть учебный фильм) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки. видеофрагмент )

 

Мы с вами сегодня выберем работу в группах и по группам изучим новый материал.

 1группа. Прочитайте статью. Два круга кровообращения,  рассмотрите строение сердца, ответьте на вопросы и расскажите другим группам

1. В какой полости  тела располагается сердце.

2. На  что разделяет сплошная продольная перегородка сердце.

3.Какую кровь содержит левая половина сердца

4. Какая кровь находится в правой половине сердца

5.Как называется верхняя камера сердца?, нижняя камера сердца?

6.Куда собирается кровь,  приносимая сосудами?

7.Куда направляется из предсердий, желудочков?

8.Что считают началом кровообращения?

2 группа. Прочитайте статью  Большой круг кровообращения, ответьте на вопросы и расскажите другим группам о большом круге кровообращения

1.Где начинается большой  круг кровообращения?

2. В какой сосуд выбрасывается кровь из левого желудочка?

3.Какие сосуды отходят от дуги аорты? К каким частям тела они идут? Чем снабжают артерии органы и ткани?

4. Что происходит в капиллярах большого круга кровообращения?

5. Куда собирается кровь после газообмена и обмена питательными веществами?

6. куда несут кровь вены верхней половины тела?  Нижней половины тела?

7. Куда несут кровь нижняя и верхняя полые вены?

8. Где завершается большой круг кровообращения?

3 группа. Малый (или легочный)   круг кровообращения  Прочитайте статью Малый  круг кровообращения, ответьте на вопросы и расскажите другим группам о малом круге кровообращения

1.Где начинается малый   круг кровообращения?

2. В какой сосуд направляется  кровь из правого желудочка?

3.На что ветвится легочный ствол?

4. Куда ведет правая, левая легочные артерии? Какая кровь движется по артериям?

5.  На что разделяются тонкие артерии в легких? Что оплетают капилляры?

6. Что происходит между капиллярами и легочными пузырьками?

7. С  чем соединяется альвеолярный воздух. Какой становится кровь?

8. Куда и по каким сосудам возвращается артериальная кровь?

 4 группа. Кровообращение в сердце. Отток лимфы. Прочитайте статьи Кровообращение  в сердце и отток лимфы , ответьте на вопросы и расскажите другим группам

1. К какому кругу относится кровообращение в сердце?

2.Какой сосуд отходит от аорты к мышцам сердца?

3. Почему артерию называют венечной? На что ветвится артерия?

4. Что происходит в капиллярах? Куда собирается венозная кровь?

5.Куда впадают сердечные вены?

Отток лимфы.

1..Какая транспортная система уносит из тканевой жидкости продукты жизнедеятельности, отмершие клетки и попавшие микроорганизмы, а также некоторые питательные вещества из кишечника?

2.Где очищается лимфа?

3.Куда впадает очищенная в лимфатических узлах лимфа?

  Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул. За день сердце сокращается почти 100 тыс. раз, а за 1 ч перекачивает около 300 л крови (демонстрация «сердце – насос»). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом 200 г на высоту 1 м, а за 1 мин сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.

Высказывают свои предположения.

Выбирают способ (как?) и средства

 для построения нового знания

 (с помощью чего?).

 

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, поставленной перед ними.

Фиксируют в тетрадях своё «открытие».

Отвечают на вопросы.

Сообщают о результатах выполненной работы.

Осуществляют самоконтроль.

 На листе А4 отмечают движение крови, названия сосудов, частей сердца. Готовятся к рассказу о кругах кровообращения.

Предметные УУД: - учатся описывать строение сердца, круги кровообращения

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД:- формирование личностного и жизненного самоопределения.
Регулятивные УУД:- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

  1. Этап. Первичное закрепление  ( Учебные действия по реализации плана. Выражение решения.

 Применение нового знания) (5 мин.) 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. 

Просмотр видеофрагмента и заполнение таблицы в тетради.

Изменения крови в кругах кровообращения.

Ток крови

Большой круг

Малый круг

В каком отделе  сердца начинается?

В каком отделе сердца заканчивается?

Где располагаются капилляры?

Где осуществляется газообмен?

Какая кровь движется по артериям?

Какая кровь движется по венам?

Просматривают фильм, сопоставляют с имеющимися знаниями

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).

Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).

 

Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.

Предметные УУД: -   - учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД: , учатся анализировать просмотренную информацию.

учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; 
Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения. 

6. Этап Самостоятельная работа с проверкой (5 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия,  применения новых знаний.

Включение знания в систему.  

1, 3  группа. .Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г)

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вена

2) артерия

3) капилляр

4) левый желудочек

5) правый желудочек

6) правое предсердие

7) артериальная

8) венозная

2, 4  группа

 Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

КРОВООБРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по лёгочным артериям попадает в _____(Б) лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кислород 2) углекислый газ

3) питательное вещество 4) предсердие

5) желудочек 6) артерия 7) вена 8) капилляр

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

На этапе проверки задания формулируют свой ответ.

Предметные УУД: - учатся  выделять особенности строения кругов кровообращения, - учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека и выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; 
Личностные УУД:  - формирование личностного и жизненного самоопределения. 

7. Этап Включение знания в систему (8 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Работа с заданиями на странице №137

  1. группа,  3 группа  стр. 138. Ла.р. Функция венозных клапанов

2, 4 группа Л.Р. изменение в тканях пи перетяжках, затрудняющих кровообращение

Выполняют лабораторные работы, готовят отчет


Предметные УУД: - учатся определять функцию венозных клапанов, роль оттока лимфы и межклеточной жидкости 
Познавательные УУД:- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения.

  1. Этап. Рефлексия.(3 мин). 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. 

Организует подводящий диалог. 
-Вернемся к
 цели нашего урока! Демонстрирует: тему урока, цель
Сформулируйте выводы, продолжив предложения.


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

  1. Этап. Домашнее задание. (2 мин). 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Озвучивает домашнее задание. 
Дома вам предлагается выполнить следующую работу:

1. Прочитать п.21 стр.110 -114 (задание обязательное для всех).

2.Задание1-3 по выбору, по желанию письменно

Записывают домашнее задание. 

Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения.

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.

Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...

Конспект урока биологии 6 класса "Основные свойства живого", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении  комбинированных и обобщающих уроков...

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...

«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»

Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)

Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....