Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести учащихся к пониманию значимости общебиологических понятий, таких как уровни организации живого, взаимосвязь строения и функций тканей и органов, взаимосвязь организма и окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bio_6_kl.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель биологии
Мехрякова Светлана Михайловна ,
МБОУ «СОШ №2»
г. Саянск, Иркутская область
Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Задачи урока:
Систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений;
обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;
систематизировать знания о взаимосвязи органов и процессов жизнедеятельности в растительном организме, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;
развить представления о влиянии факторов окружающей среды на процессы жизнедеятельности растений .
продолжить работу по формированию и развитию умения обобщать , выделять главное, делать выводы, работать с таблицами, схемами, текстом учебника.
тип урока : обобщающий
методы и приемы работы: беседа, самостоятельная работа, работа с таблицей и схемой.
Ход урока:
1. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Учитель вместе с обучающимися ставит цель урока:
Обобщить знания о процессах жизнедеятельности растения, выявить взаимосвязи этих процессов между собой и с окружающей средой. – на доске.
Как вы считаете, какие понятия нам сегодня пригодятся. Ответы учащихся записываем на доске. И в ходе урока обращаться к списку и может его дополнять. ( рюкзачок - возьмем с собой в дорогу)
Общебиологические понятия:
- Уровни организации живого ( клетка – ткань – орган – система органов – организм)
- Взаимосвязь строения и функций тканей, органов
- Взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами окружающей среды.
Опорные знания: питание: почвенное, воздушное; фотосинтез, дыхание;
экологические группы растений; размножение; развитие и рост;
суточные и сезонные ритмы, экологические факторы;
внешнее и внутреннее строение листа, стебля, цветка, их функции.
1. Процессы жизнедеятельности и органы растительного организма .
Взаимосвязь между ними.
Предлагаем учащимся, используя имеющиеся знания, сведения из учебника, самостоятельную работу. Результаты работы они фиксируют в таблице :
организм |
| Процессы жизнедеятельности растений | ||||
фотосинтез | дыхание | испарение | размножение | рост и развитие | ||
орган | Органы, в которых протекает процесс. | |||||
ткань | Ткани, осуществляющие процесс. | |||||
клетка | Клетки, участвующие в процессе. | |||||
Другие органы, от которых зависит протекание процесса. |
Проводим фронтальную проверку выполнения задания, постоянно обращая внимание учащихся на первый столбец таблицы - уровни организации живого :
организм – орган – ткань - клетка.
После акцентируем внимание учащихся на последней строке таблицы.
На доске предлагаем учащимся составить схему взаимосвязи органов, от которых и в которых протекает процесс жизнедеятельности, обосновывая ответы примерами:
(Примерная схема, которая должна получиться):
Корень Цветок
Побег
В конце первой части подводим учащихся к выводу о том, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2. Влияние условия среды на процессы жизнедеятельности растений.
фронтальная беседа - В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы?
В ответах ребята могут использовать примеры, записанные в таблице.
Данная таблица заполнялась учащимися самостоятельно по ходу изучения темы.
Условия среды | Процессы жизнедеятельности растений | ||||
фотосинтез | дыхание | испарение | размножение | рост и развитие | |
Свет | |||||
Влага ( вода) | |||||
Тепло | |||||
Воздух | |||||
Сезонная периодичность | |||||
Суточная периодичность |
На данном уроке мы обсуждаем результаты проделанной самостоятельной работы каждым учащимся, делаем общие выводы и корректируем записи.
По окончанию работы с таблицей предлагается сделать общий вывод, содержащий ответ на вопрос:
Как условия среды влияют на процессы жизнедеятельности растений?
В конце урока внимание учащихся снова обращаем на список опорных понятий, с которыми они познакомились в ходе изучения всей темы.
И предлагаем на отдельных листочках выполнить самостоятельную работу ( ответить на один из вопросов – на какой сможет) :
- Когда и зачем применяют искусственное освещение для выращивания растений?
- Осеннее изменение окраски листьев – это физиологическая реакция или результат разрушающего действия неблагоприятной среды?
- В какое время дня следует поливать растение? Почему?
- Почему , ни один самый крупный или мелкий цветок в букете,… поставленном в воду, не образует зрелого плода?
2. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.
3. РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 6кл. Основные процессы жизнедеятельности растений
Урок обобщения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений...
Контрольная работа по ботанике на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"
Данная контрольная работа представлена в виде разноуровневого теста в 2 вариантах (с ответами)...
Самостоятельная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».
Самостоятельная работа и готовые карточки по теме "Основные процессы Жизнедеятельности растений" 6 класс....
Контрольная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», И.Н.Пономарева 6 класс
Повторить главу 4, § 13-18...
Обобщение урока по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений" И.Н.Пономарева
Подготовка к контрольной работе...
Самостоятельная работа на тему "Основные процессы жизнедеятельности: часть 1" (6 класс, биология)
Самостоятельная работа включает в себя вопросы по темам: минеральное питание, дыхание, фотосинтез, обмен веществ....
Кроссворд для закрепления темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» для 6 класса.
Степень актуальности и значимости для образовательной практики: используя цифровые ресурсы на уроке, обучающимся легко получать/повторять/закреплять полученные знания в игровой форме. Одни и те ...