Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Особенности строения семян однодольных растений 6 класс | 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока.
Тема урока | Особенности строения семян однодольных растений | |
Предмет | Биология | |
Класс | 6 класс | |
Тип урока | комбинированный урок с выполнением лабораторной работы. | |
Цели урока | изучить строение семян однодольных растений, выявить особенности строения семян однодольных и их отличие от двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения. | |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение Технологии формирования УУД 1) проблемно-диалогическая технология 2) организация учебного сотрудничества 3) технология оценки образовательныхдостижений 4) информационно-коммуникативные технологии Методы:
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах | |
Время реализации урока | 40 минут | |
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) | Предметные универсальные действия - знать строение семян, - распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, - называть значение семян. Личностные универсальные учебные действия - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу группы Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- работать с учебником; - находить отличия; - работать с информационными текстами; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки;
- обсуждать в парах информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. | |
Термины и понятия | растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш | |
Необходимое оборудование и материалы | сухие и набухшие семена пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, компьютер, проектор, интерактивная доска; подготовить заранее: замочить семена пшеницы (за 2-3 дня) | |
Дидактическое обеспечение урока | презентация “Строение семян”, выполненная в программе PowerPoint; карточки с заданиями для парной работы. | |
Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников. | ||
1. Мотивация и актуализация знаний. Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений | Учитель: -Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу. Продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним: Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? у которых образуется цветок; покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №2) Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3) Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4) Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. На какие группы делятся их органы? (Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя) (слайд №5) | |
2 . Создание проблемной ситуации. Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | А сейчас послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мы с Вами будем говорить на этом уроке? У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и могучий корень. Дружно прорастут в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою всё воет Спит и дышит жизнь у меня в руке. Будущий побег и могучий корень. (слайд №6) (О семенах) Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень? (В семенах, в зародыше семени) Учитель: Правильно. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь? (Так как из семян появляется новое растение). - Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7) На прошлом уроке мы знакомились со строением семян двудольных растений. Почему они так названы? (в зародыше семени 2 семядоли). Какие растения к ним относятся? ( фасоль, горох, дуб , яблоня). Каково строение семян двудольного растения? ( у доски работа со схемой семени фасоли). С какими растениями вы еще знакомы? (однодольными). Каково строение их семян? ( проблема) (слайд №8) – тема урока. Какова тема нашего урока? (слайд №9) – цели урока. Каковы цели нашего урока? Тема нашого урока «Особенности строения семян однодольних растений». Запишите тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольних растений, выполним лабораторную работу. Ответьте на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?» Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека. Давайте послушаем интересные сообщения про семена: 1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы. Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10) 2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоитиз 30 клеток, мало запасних питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и бістро теряют всхожесть.Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11) 3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя- это сухие семена.У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно. 4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12) 5.Есть семена лекарственные. (слайд №13) а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е. Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот. б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника. в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни. г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство. д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря. 6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14) | |
3. “Открытие нового знания”. Цель этапа: формирование основтеоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | Все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предлагают план работы) Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеют семена однодольных? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются? Для этого вы выполните ЛР. Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян однодольних растений» (слайд №15) | |
Физкультминутка (слайд №16) | Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) | |
4. Планирование. Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №21) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш). А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить). Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия (слайд №22) Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат (слайд №23). Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №24) 1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества. 2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3. Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат. . При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) Первым из семени выходит зародышевый корешок. Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве). Затем появляется зародышевый побег. Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Почему? ( Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш.).Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш. | |
6. Применение нового знания. Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. | 1.Работа со схемами строение семени фасоли (слайд №25,26) и зерновки пшеницы (слайд №27,28). 2. Выполнение в тетради теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой (слайд №29,30). | |
7. Рефлексия. Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | «Оцените урок»(слайд №31). | |
8.Домашнее задание | Изучить §1, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена для эксперимента. Задание-эксперимент: — Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды? Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.
| |
1 вариант. Поставь знак = или + с номером утверждения. | 2 вариант. Поставь знак = или + с номером утверждения. | ||
1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм | 1. Семенная кожура выполняет защитную роль. | ||
2. Семена растений, имеющие одну семядолю называются двудольными. | 2. Растения класса двудольных имеют одну семядолю. | ||
3. Через семявход в семя проникает вода. | 3. Семенная кожура- это часть зародыша | ||
4. Снаружи семя покрыто корой. | 4. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша | ||
5. Запас питательных веществ может находиться в эндосперме. | 5. В зерновке пшеницы запасные питательные вещества находятся в эндосперме. | ||
6. В семени двудольных растений две семядоли. | 6. Зародыш зерновки содержит две семядоли. | ||
7. Семядоли - это часть зародыша. | 7. Зародыш семени двудольных растений содержит 2семядоли, корешок, стебелек, почечка. | ||
8. Запасные питательные вещества находятся в стебельке | 8. У семени фасоли питательные вещества содержатся в зародыше. | ||
9. Семена однодольных растений содержат одну семядолю. | 9. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается. | ||
10. У семян фасоли наибольшую массу имеют семядоли. | 10. Семя - зачаток растения. |
1 вариант. Поставь знак = или + с номером утверждения. | 2 вариант. Поставь знак = или + с номером утверждения. | ||
1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм | 1. Семенная кожура выполняет защитную роль. | ||
2. Семена растений, имеющие одну семядолю называются двудольными. | 2. Растения класса двудольных имеют одну семядолю. | ||
3. Через семявход в семя проникает вода. | 3. Семенная кожура- это часть зародыша | ||
4. Снаружи семя покрыто корой. | 4. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша | ||
5. Запас питательных веществ может находиться в эндосперме. | 5. В зерновке пшеницы запасные питательные вещества находятся в эндосперме. | ||
6. В семени двудольных растений две семядоли. | 6. Зародыш зерновки содержит две семядоли. | ||
7. Семядоли - это часть зародыша. | 7. Зародыш семени двудольных растений содержит 2семядоли, корешок, стебелек, почечка. | ||
8. Запасные питательные вещества находятся в стебельке | 8. У семени фасоли питательные вещества содержатся в зародыше. | ||
9. Семена однодольных растений содержат одну семядолю. | 9. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается. | ||
10. У семян фасоли наибольшую массу имеют семядоли. | 10. Семя - зачаток растения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок строение семян однодольных и двудольных.
Цель данного урокаПознакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений;Сформировать представления о значении семян в жизни растений;Продолжить формирование навыков ...
Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.
Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...
Технологическая карта урока биологии по теме "Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий" (6 кл)
Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во "Академкнига/Учебник"....
Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"
Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....
Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления
Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...
Биология 6 класс_ Тема урока: "Строение семян двудольных растений"_УМК Биология. Пасечник В.В. 6 класс
Презентация к уроку "Строение семян двудольных растений"....
Методическая разработка урока по теме «Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».
Разработка урока по биологии в 6 классе....