«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»
статья по психологии (5 класс) по теме
Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете школы | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Криницыной Т.В. на педсовете на тему «Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе»
Пятый год обучения в младших классах школы I, II вида завершает первый этап школьной жизни ребенка.
К пятому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.
Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же умения, важны для успешности в 5-м классе
(или какие умения должны быть сформированы у четвероклассника, что бы успешно пройти период адаптации в 5-м классе и остаться успешным учеником):
-слушать учителя;
- выделять главную мысль сообщения;
- связно пересказывать содержание текста;
- отвечать на вопросы к тексту;
- ставить вопросы к тексту;
- делать выводы на основе полученной информации;
- письменно выражать свою мысль;
- привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
- адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, и более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и словарь.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.
Индивидуальные способности и склонности детей.
К пятому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше.
Но бывает что, у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается. Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Социальная ситуация развития:
Пятиклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Пятый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Пятиклассники – это выпускники начальной школы.
Хотя в пятом классе предметы ведет не один учитель, а несколько. Все же основные предметы преподает один учитель. И среднем звене это создаст особые трудности.
Переход из начальной школы в среднюю будет связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это будет довольно серьезным испытанием для психики школьника. Необходимо сделать все, чтобы самооценка ребенка только возрастала.
Рекомендация: контролируя ученика, не забывайте хвалить чаще. Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы, знать, что самоценен, что у него все получится.
Мотивация:
В пятом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
- Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
- Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
- Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Новообразование:
В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Развитие ребенка в процессе обучения в начальной школе, как и любой другой этап развития, имеет свои новообразования.
Наиболее важные новообразования:
- Перестройка познавательных процессов - формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
- Развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
- Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
- Овладение навыками домашнего труда.
- Развитие саморегуляции поведения, воли;
- Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении;
- Расширение сферы общения, появление новых авторитетов(учитель), формирование отношений в ученическом коллективе;
- Формирование способности выполнять действия в уме, в частности развития рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает.
Дети пятых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У них уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Рекомендация:
Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи.
И объясните, как их можно избежать.
Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его.
Так он научится адекватно себя оценивать.
Исходя из новообразований в развитии младшего школьника, психологической службой и педагогами начальных классов был создан “портрет выпускника начальной школы”, который и является самоцелью совместной работы психолога и педагогов.
Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
- овладение учебными навыками и действиями;
- развитие познавательной сферы должно соответствовать актуальному уровню возрастным нормам;
- обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;
- сформированные учебно-познавательные мотивы;
- наличие сформированного контроля и самоконтроля;
- наличие положительной самооценки;
- хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу;
- владение словесной речью на уровне соответствующим требованиям программы школы I,II вида;
- овладение навыками общения, освоения внутригрупповых и межличностных ролей, модели поведения и речевой деятельности.
Особое место в портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, необходимо помнить, что при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы владел словесной речью на уровне соответствующим требованиям программы школы I,II вида, должен иметь опыт успешных коммуникативных действий.
Общению наших пятиклассников характерны следующие признаки:
1. Неустойчивость контактов.
2. Эмоциональность.
3. Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
4. Разрыв между мальчиками и девочками.
5. Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
Рекомендация: не говорите при ученике негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Ну и конечно одно из главных направлений в работе педагога в формировании личности ребенка это работа с родителями.
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
- обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
- основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.
Учитывая и применяя на практике все выше сказанное, адаптация детей при переходе в среднее звено тогда пройдет успешно. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в...
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекц...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».
Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....
Программа по адаптации учащихся 5-х классов к обучению в средней школе
Программа состоит из трёх блоков и представляет собой пошаговое руководство по проведению психологической адаптации с постепенным привыканием пятиклассников к обучению в условиях средней школы....
"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".
Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....
«Преемственность в обучении технологии учащихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу»
laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком" В.А.Сухомлинский...