Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе "Грибы"
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

 Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_griby_5_kl.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

                                                                    учителя биологии высшей квалификационной категории

 Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края

Тема

 Грибы

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

Урок «открытие новых знаний»; комбинированный  с использованием электронного  приложения, презентации

Методы обучения

1) проблемный 2) частично - поисковый  3) интерактивный

Цель

Формирование представлений о грибах как об отдельном царстве.

Задачи

  1. Изучить особенности строения грибов, их жизнедеятельности;
  2. Показать роль грибов в природе и жизни человека;
  3. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Основное содержание темы, термины и  понятия

 Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Планируемые результаты

Личностные

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды  

                                                                    - сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных  универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);        

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель,  осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий

Предметные  формировать умение характеризовать роль грибов в природе; формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека; формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы; формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

- смыслообразование,                    - нравственно-эстетическое оценивание;

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятие решений

- самооценка

- самоконтроль

Познавательные

- умение структурировать знания

- поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литература, русский язык, экология

 Учебник Н. И. Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г.

технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами, электронное приложение, этикетки с названием групп.

- фронтальная  

- индивидуальная  

- в группе  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Самоопределение к деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Орг. момент

2.Вызов.

Определение темы.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация (самоопределение)
учебной деятельности учащихся.

 Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с царствами природы. Настроились на работу и в путь.                                                                                                             

– Определите тему сегодняшнего урока.

Вспомним осенний лес.  Войдя в него, мы сразу чувствуем ИХ запах и начинаем смотреть под ноги в поисках … чего?

- Составление кластера «Грибы».

- Что вы хотите узнать о грибах?

 Грибы  (в центре на доске)                                             1.Группы грибов.   (как лучи солнца)                                          2.Строение грибов.                             3.Размножение грибов.                                    4. Питание.                                           5.Значение грибов в природе.                       6. Значение грибов для человека.                   7. Признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи.

Проблемный вопрос                                       – Грибы это растения или животные? Электронное приложение 1  

Электронное приложение 2                       Общее с растениями и животными.                            

Грибы выделяют в особое царство.

1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.
– Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл?
– Какова же роль грибов в этих примерах?
2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?               Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.

Сегодня мы не просто ученики, а учёные – микологи, которые занимаются изучением грибов. Работать будем группами.

Настраиваются на работу.

 

Отвечают на вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь.

Работа со схемой. Отвечают на вопросы.

Оформляют схему в тетрадях.

Высказывают своё мнение.

Записывают в тетрадь. Обсуждение.

Отвечают на проблемный вопрос.

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные - умение вести диалог

 Осмысление

УУД

 1  Первичное изучение нового материала

- У каждой группы  своё задание, которое нужно выполнить, а затем отчитаться. – Распределите работу в группе. - Выберите спикера группы, который будет выступать с результатами работы. – Напишите на оценочном листе  фамилии участников вашей группы.

Образованны  9 групп

1группа Исследователи: выполните лабораторную работу «Строение шляпочных грибов». Используйте текст пар. 12 абзац 2  с. 64

2 группа Теоретики: используя текст пар. 12 с. 64 абзац 3, подготовьте рассказ о питании грибов

3 группа Теоретики: используя текст пар. 12 с. 65 абзац 2, подготовьте рассказ о размножении грибов

4 группа Теоретики: выяви особенности плесневых  грибов, используя пар. 12 с. 65 абзац 3 заканчивая словами «…для получения ценных лекарств»

5группа Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Выяви особенности дрожжей, используя пар. 12 с. 65 абзац 3 начиная со слов «Непривычный для грибов внешний вид имеют дрожжи. Заканчивая словами «…размножение почкованием»                                    6группа Теоретики:  изучение пар. 12 с. 65 абзац 4 и с. 66 абзацы 1 и 2, а так же рисунки.  Определите съедобные и ядовитые грибы. Правила безопасного сбора грибов                                                             7 группа Теоретики: выяви  роль грибов, изучение пар. 12 с. 66 абзацы 3 и 4.

8 группа Теоретики: изучение пар. 12 с. 66 абзац 4. Рассказать о грибах-паразитах.                                                                                9 группа  Проектная группа: признаки отравления грибами и первая помощь при отравлении.                                  

Работа в группах.

Познавательные УУД:

- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию.

-Анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения,

-выделять в учебном материале  главное.

Регулятивные УУД:

-умение планировать работу                -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы

Осмысление

УУД

 2. Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Физкультминутка

 

Домашнее задание

 - Работа учёного необычайно сложна, требует большого напряжения, внимания. Терпения, поэтому сделаем паузу в работе.

- Ребята, переходим к представлению полученных результатов.

Во время отчётов групп внимательно слушайте информацию, можете задавать выступающим вопросы.

_Ребята, мы ответили на вопросы, которые ставили в начале урока?

Оцените работу каждого в группе и поставьте оценки на оценочном листе рядом с фамилией каждого участника.

Выполнить задания.

1. Составьте схему: Значение грибов для биосферы и человека.                                     – Проверьте. Оцените работу.

2.Закончи предложение,  одним словом.

1.Плодовое тело гриба образовано    2.В отличие от бактерий в клетках грибов есть …

3.В отличие от растений в клетках грибов нет …

4.Специальные клетки, с помощью которых гриб размножается и расселяется…                                        5.Пример плесневого гриба…    

6.Гифы гриба это…

7.Корни, сросшиеся с грибами…

Варианты ответов: спора,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ядро,  хлорофилл, микориза, мукор, мицелий, ножка и шляпка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте

3.Электронное приложение- собери лукошко. Определить съедобные и ядовитые грибы.

Параграф 12. Сообщения о грибах нашей местности (по желанию)

 

Выполняют физкультминутку

Отчёт групп. Выходят к доске, объясняют, что они узнали, демонстрируют свои мини проекты. Вывешивают на доску рядом с вопросом. (Работа с кластером «Грибы»)                                                    Слушают. Задают вопросы.

                                                       

Отвечают.

Самооценка и взаимооценка.

Самооценка

 Взаимооценка.

Познавательные УУД:                  - искать и выделять информацию, анализировать,  проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:                             - Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Личностные УУД                                - Оценивать собственный вклад в работу группы

                           Рефлексия

                                 

УУД

 

- Наш урок подходит к концу.                      - Предлагаю вам составить синквейн со словом «Грибы». (1 слово - Грибы. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Предложение . 5. Слово – синоним)                                

 Составляют синквейн.

Чтение вслух по желанию.

Личностные:   смыслообразование, Познавательные – анализ, вывод                            Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог;                               Регулятивные – самооценка, самоконтроль

Сегодня урок:

Я:

- Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

- старался – ленился                                   - был внимателен на уроке – был невнимателен                                                           - урок усвоил – не усвоил                                        - узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)                                                        - моя поставленная цель достигнута – не достигнута                                                      - трудности были – не были

Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог;                               Регулятивные – самооценка, самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ИСТОРИИ в 9 КЛ составлена согласно требованиям ФГОС...

Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.

Технологическая   карта   урока   разработана  в соответствии   с  требованиями  ФГОС  по   биологии....

Технологические карты конструирования уроков биологии «Живой организм» 6 класс

Технологические карты к двум первым урокам курса биологии "Живой организм" позволяют легко понять смысл создания таких карт к урокам. Последовательность и логическое развертывание материала урока гарм...

Уроки биологии с краеведческим компонентом, как средство реализации системно-деятельностного подхода

Из опыта работы учителя биологии. Методическая разработка .Уроки биологии с краеведческим компонентом...

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе Бактерии

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...

Технологическая карта конструирования урока на деятельностной основе

Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах раз...