Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе "Грибы"
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему
Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_griby_5_kl.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
в системно - деятельностном подходе
учителя биологии высшей квалификационной категории
Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края
Тема | Грибы | |||||||||
Тип урока | изучение нового материала | |||||||||
Форма урока | Урок «открытие новых знаний»; комбинированный с использованием электронного приложения, презентации | |||||||||
Методы обучения | 1) проблемный 2) частично - поисковый 3) интерактивный | |||||||||
Цель | Формирование представлений о грибах как об отдельном царстве. | |||||||||
Задачи |
| |||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Личностные - формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды - сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | Метапредметные - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий | Предметные формировать умение характеризовать роль грибов в природе; формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека; формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы; формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза. | ||||||||
Универсальные учебные действия | ||||||||||
Личностные - самоопределение - смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание; | Регулятивные - целеполагание - прогнозирование - планирование, -самостоятельное принятие решений - самооценка - самоконтроль | Познавательные - умение структурировать знания - поиск и выделение необходимой информации, -логика изложения, -умение делать выводы; - анализ | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -умение работать в группе, - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль; | |||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||||||
Литература, русский язык, экология | Учебник Н. И. Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г. технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами, электронное приложение, этикетки с названием групп. | - фронтальная - индивидуальная - в группе | ||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||||||
Самоопределение к деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||
1. Орг. момент 2.Вызов. Определение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение) | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с царствами природы. Настроились на работу и в путь. – Определите тему сегодняшнего урока. Вспомним осенний лес. Войдя в него, мы сразу чувствуем ИХ запах и начинаем смотреть под ноги в поисках … чего? - Составление кластера «Грибы». - Что вы хотите узнать о грибах? Грибы (в центре на доске) 1.Группы грибов. (как лучи солнца) 2.Строение грибов. 3.Размножение грибов. 4. Питание. 5.Значение грибов в природе. 6. Значение грибов для человека. 7. Признаки отравления ядовитыми грибами и меры первой помощи. Проблемный вопрос – Грибы это растения или животные? Электронное приложение 1 Электронное приложение 2 Общее с растениями и животными. Грибы выделяют в особое царство. 1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши. Сегодня мы не просто ученики, а учёные – микологи, которые занимаются изучением грибов. Работать будем группами. | Настраиваются на работу.
Отвечают на вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Работа со схемой. Отвечают на вопросы. Оформляют схему в тетрадях. Высказывают своё мнение. Записывают в тетрадь. Обсуждение. Отвечают на проблемный вопрос. | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные - умение вести диалог | |||||||
Осмысление | УУД | |||||||||
1 Первичное изучение нового материала | - У каждой группы своё задание, которое нужно выполнить, а затем отчитаться. – Распределите работу в группе. - Выберите спикера группы, который будет выступать с результатами работы. – Напишите на оценочном листе фамилии участников вашей группы. Образованны 9 групп 1группа Исследователи: выполните лабораторную работу «Строение шляпочных грибов». Используйте текст пар. 12 абзац 2 с. 64 2 группа Теоретики: используя текст пар. 12 с. 64 абзац 3, подготовьте рассказ о питании грибов 3 группа Теоретики: используя текст пар. 12 с. 65 абзац 2, подготовьте рассказ о размножении грибов 4 группа Теоретики: выяви особенности плесневых грибов, используя пар. 12 с. 65 абзац 3 заканчивая словами «…для получения ценных лекарств» 5группа Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Выяви особенности дрожжей, используя пар. 12 с. 65 абзац 3 начиная со слов «Непривычный для грибов внешний вид имеют дрожжи. Заканчивая словами «…размножение почкованием» 6группа Теоретики: изучение пар. 12 с. 65 абзац 4 и с. 66 абзацы 1 и 2, а так же рисунки. Определите съедобные и ядовитые грибы. Правила безопасного сбора грибов 7 группа Теоретики: выяви роль грибов, изучение пар. 12 с. 66 абзацы 3 и 4. 8 группа Теоретики: изучение пар. 12 с. 66 абзац 4. Рассказать о грибах-паразитах. 9 группа Проектная группа: признаки отравления грибами и первая помощь при отравлении. | Работа в группах. | Познавательные УУД: - Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию. -Анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения, -выделять в учебном материале главное. Регулятивные УУД: -умение планировать работу -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы | |||||||
Осмысление | УУД | |||||||||
2. Интеллектуально - преобразовательная деятельность Физкультминутка
Домашнее задание | - Работа учёного необычайно сложна, требует большого напряжения, внимания. Терпения, поэтому сделаем паузу в работе. - Ребята, переходим к представлению полученных результатов. Во время отчётов групп внимательно слушайте информацию, можете задавать выступающим вопросы. _Ребята, мы ответили на вопросы, которые ставили в начале урока? Оцените работу каждого в группе и поставьте оценки на оценочном листе рядом с фамилией каждого участника. Выполнить задания. 1. Составьте схему: Значение грибов для биосферы и человека. – Проверьте. Оцените работу. 2.Закончи предложение, одним словом. 1.Плодовое тело гриба образовано 2.В отличие от бактерий в клетках грибов есть … 3.В отличие от растений в клетках грибов нет … 4.Специальные клетки, с помощью которых гриб размножается и расселяется… 5.Пример плесневого гриба… 6.Гифы гриба это… 7.Корни, сросшиеся с грибами… Варианты ответов: спора, ядро, хлорофилл, микориза, мукор, мицелий, ножка и шляпка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте 3.Электронное приложение- собери лукошко. Определить съедобные и ядовитые грибы. Параграф 12. Сообщения о грибах нашей местности (по желанию) |
Выполняют физкультминутку Отчёт групп. Выходят к доске, объясняют, что они узнали, демонстрируют свои мини проекты. Вывешивают на доску рядом с вопросом. (Работа с кластером «Грибы») Слушают. Задают вопросы.
Отвечают. Самооценка и взаимооценка. Самооценка Взаимооценка. | Познавательные УУД: - искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: - Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Личностные УУД - Оценивать собственный вклад в работу группы | |||||||
Рефлексия |
| УУД | ||||||||
| - Наш урок подходит к концу. - Предлагаю вам составить синквейн со словом «Грибы». (1 слово - Грибы. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Предложение . 5. Слово – синоним) | Составляют синквейн. Чтение вслух по желанию. | Личностные: смыслообразование, Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль | |||||||
Сегодня урок: | Я: | |||||||||
- Трудный - лёгкий - интересный – не интересный - полезный – ненужный | - старался – ленился - был внимателен на уроке – был невнимателен - урок усвоил – не усвоил - узнал новое – все знал (ничего не узнал нового) - моя поставленная цель достигнута – не достигнута - трудности были – не были | Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ИСТОРИИ в 9 КЛ составлена согласно требованиям ФГОС...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
Технологическая карта урока...
Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по биологии....
Технологические карты конструирования уроков биологии «Живой организм» 6 класс
Технологические карты к двум первым урокам курса биологии "Живой организм" позволяют легко понять смысл создания таких карт к урокам. Последовательность и логическое развертывание материала урока гарм...
Уроки биологии с краеведческим компонентом, как средство реализации системно-деятельностного подхода
Из опыта работы учителя биологии. Методическая разработка .Уроки биологии с краеведческим компонентом...
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе Бактерии
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...
Технологическая карта конструирования урока на деятельностной основе
Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах раз...