Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая кара урока | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока
с использованием CДМ
_____Куликова М.А., Прокофьева Ю.Н.__________
учителя Ф.И.О.
Предмет, класс, УМК | Биология , 6 класс. УМК Сухоруковой Л.Н. | ||||
Тема урока, № урока по теме | Внешнее строение листа. Листорасположение. 4 | ||||
Цель урока | Сформировать представление у обучающихся о строении, листорасположении и классификации листьев, продолжать формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы о строении и разнообразии листьев, классифицировать листья по определённым признакам. | ||||
Планируемые результаты обучения | Личностные: 1) Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. 2) Присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения. Предметные : Знают строения листовой пластинки, её составных частях, их взаимосвязи; умеют отличать сложные листья от простых, черешковые от сидячих Метапредметные Регулятивные УУД: 1 Умеют самостоятельно формулировать учебную проблему. 2. Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают из предложенных и ищут самостоятельно средства достижения цели Познавательные УУД: :
Коммуникативные УУД: 1. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определяют цели, функции участников, способов взаимодействия. 2. Ставят вопросы — инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации; 3. Управляют поведением партнёра — контролируют, корректируют, оценивают его действия. 4. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, учебный диск, компьютеры, ресурсы Интернет, наглядный материал , гербарные экземпляры растений, мыслительные листы, заготовленные заранее и высушенные листья растений | ||||
Этап 1 Организационный. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | |||||
Задачи | 1Мотивировать обучающихся на изучение темы с помощью создания проблемной ситуации 2Актуализировать знания учащихся для изучения нового материала, необходимого для «открытия нового знания» 3Научить выявлять затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||||
Длительность этапа | 15 мин | ||||
Методы и приемы работы | 1.Постановка перед обучающимися учебной проблемы 2. Диалог с обучающимися, постановка вопросов, выявляющих затруднения | ||||
Деятельность учащихся | 1)Выдвигают свои версии решения проблемной ситуации , выбирая лучшие. 2) Применяют полученные ранее знания для решения данной ситуации, выполняя задание в рабочей тетради стр.33 , заполняют таблицу, используя учебник. Таблица №1 Простые и сложные листья.
3) Проводят взаимопроверку заполнения таблицы 4) Представляют полученные результаты 5)Отвечают на поставленные вопросы | ||||
Деятельность преподавателя | 1)Создаёт проблемную ситуацию. Рассмотрите листья нескольких гербарных и принесённых вами растений. Выявите черты сходства и различия между ними. Выберите среди них по 2 примера растений с простыми и сложными листьями. 2) Рекомендует задание по заполнению таблицы на основе самостоятельного проведённого отбора и формулирование вывода. 3)Предлагает обучающимся сравнить полученные результаты с эталоном. 4) Корректирует полученные результаты. Задаёт вопросы 1)Каково сходство во внешнем строении листьев различных растений? 2)Чем черешковый лист отличается от сидячего? 3)Приведите примеры растений с черешковыми и сидячими листьями. 4)Найдите черты отличия простого листа от сложного, на примере гербарных экземпляров растений. 5.Обсуждает с обучающимися варианты ответов и при необходимости корректирует их. | ||||
Формируемые УУД | Познавательные: 1 Умеют осуществлять сравнение, и классификацию по заданным критериям 2.Анализируют объекты с целью выделения признаков. 3. Умеют выбирать критерии для сравнения, классификации объектов Коммуникативные: 1. Участвуют в сотрудничестве по поиску и сбору информации с другими участниками группы. 2.Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные УУД: Умеют корректировать собственные знания и осуществлять самоконтроль. | ||||
Этап 2. Постановка учебной задачи | |||||
Задачи | Формировать умение работать с биологическими рисунками, находить нужную информацию с помощью рисунков | ||||
Длительность этапа | 4-5 минут | ||||
Методы и приемы работы | Работа с текстом учебника, ресурсами Интернет | ||||
Деятельность учащихся | 1Используют рисунки учебника и Интернет ресурсы (копированные материалы) 2. Находят фотографии и рисунки растений с простыми и сложными, черешковыми и сидячими листьями 3Приводят примеры с указанием рода и вида растений
| ||||
Деятельность преподавателя | 1.Организует работу обучающихся в группе. 2.Корректирует ответы обучающихся. | ||||
Формируемые УУД | Коммуникативные УУД: Умеют работать в группе , оценивать и корректировать свою деятельность | ||||
Этап 3. Открытие нового знания | |||||
Задачи | Формировать умение извлекать информацию из текста учебника , ресурсов Интернет и применять её в практической деятельности | ||||
Длительность этапа | 7-8 мин | ||||
Методы и приемы работы | Работа с текстом учебника, ресурсами Интернет | ||||
Деятельность учащихся | 1 Работают в творческих группах (5-6 человек) 2 Выполняют задания(Приложение №1) 3 Оформляют мыслительные листы | ||||
Деятельность преподавателя | 1.Предлагает задания каждой группе 2. Выдаёт мыслительные листы 3.Направляет деятельность обучающихся, корректирует работу в группе | ||||
Формируемые УУД | Регулятивные УУД:
| ||||
Этап 4. Первичное закрепление | |||||
Задачи | Формировать умение представлять результаты изучения нового материала в устной и письменной форме | ||||
Длительность этапа | 4-5 мин | ||||
Методы и приемы работы | Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Деятельность учащихся | Выполняют терминологический диктант, с последующей взаимопроверкой и оценкой деятельности своего партнера по критериям. | ||||
Деятельность преподавателя |
. | ||||
Формируемые УУД | Коммуникативные УУД Уметь самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД: Уметь самостоятельно добывать информацию, выделять главные понятия по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение.» | ||||
Этап 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | |||||
Задачи | Формировать умение обучающихся работать с алгоритмом | ||||
Длительность этапа | 4-5 мин | ||||
Методы и приемы работы | Работа обучающихся по заданному алгоритму | ||||
Деятельность учащихся | По описанию биологических объектов выполняют рисунки на мыслительных листах, используя предложенный учителем алгоритм Сравнивают с образцами – эталонами Оценивают результаты своей деятельности | ||||
Деятельность преподавателя | Предлагает обучающимся описание разных биологических объектов (Приложение 3) | ||||
Формируемые УУД | Познавательные: Описывают биологические объекты с помощью заданного алгоритма. Регулятивные : 1.Ставят учебные цели, ищут и используют необходимые средства и способы достижения, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. 2. Осознают и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме. Коммуникативные: Умеют взаимодействовать в группе. | ||||
Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение | |||||
Задачи | 1.Научить оформлять гербарий из предложенных материалов в соответствии с требованиями. 2. Продолжать формировать умение обучающихся работать в группе , с справочниками- определителями. | ||||
Длительность этапа | 7-8 мин | ||||
Методы и приемы работы | Практическая работа (Приложение №4) | ||||
Деятельность учащихся | 1.Знакомятся с алгоритмом изготовления гербария в ходе практической работы . 2. Выполняют практическую работу. 3. Формулируют вывод | ||||
Деятельность преподавателя | Работа тьютера- консультанта | ||||
Формируемые УУД | Коммуникативные: 1.Умеют работать в группе 2.Сотрудничают в поиске и сборе информации Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | ||||
Этап 7. Рефлексия деятельности (итог урока) | |||||
Задачи | Формировать у обучающихся умение самооценки учебной деятельности | ||||
Длительность этапа | 5 мин | ||||
Методы и приемы работы | Самооценка, самоконтроль | ||||
Деятельность учащихся | 1.Оценивают результаты своей деятельности 2. Выполняют творческие задания (Приложение №5) | ||||
Деятельность преподавателя | Помогает обучающимся провести самооценку результатов своей деятельности | ||||
Формируемые УУД | Регулятивные УУД: Осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | ||||
Итоговый контроль, подведение итогов | Представление результатов своей деятельности в форме древа знаний. |
Приложение №1.
Задание 1 группе:
- Изучите текст «Листорасположение»;
- Выделите ключевые слова в тексте и дайте им определение;
- Расположите ключевые слова в логическом порядке.
Задание 2 группе:
- Используя тетрадь тренажер ст. 18задание №2.
- Рассмотрите рисунки побегов, укажите лист расположения каждого из них;
- Используя текст учебника и Интернет ресурсы приведите по 2 примера растений каждого типа листорасположения.
Задание 3 группе:
- Отберите гербарные образцы и комнатные растения с разным листорасположением;
- Заполните таблицу
Изучение листорасположения у растений
Вид расположения | Характерная особенности | Примеры растений |
- Сформулируйте вывод.
Приложение №2
Биологический диктант:
Вариант 1.
- Боковая часть побега
- Суженная, стеблевидная часть листа
- Часть листа ,связывающая лист с узлом стебля
- Лист с черешком
- Лист с одной листовой пластинкой
Ответы:
- Лист
- Черешок
- Основание
- Черешковый лист
- Простой лист
Вариант 2.
- Выросты ,образующиеся на основании листа
- Лист без черешка
- Лист с несколькими листовыми пластинками, расположенными на одном общем черешке
- Порядок размещения листьев на побеге
- Попарное листорасположение , при котором листья размещаются один против другого
Ответы:
- Прилистники
- Сидячий лист
- Сложный лист
- Листорасположение
- Супротивное листорасположение
Приложение 3.
Используя описание внешнего строения листа нарисуйте рисунок.
Лист состоит из листовой пластинки, черешка, основания, прилистников. Листовая пластинка расширенная часть листа. Она переходит в черешок- суженную стеблевидную часть листа. Нижняя часть черешка переходит в основание которое связывает лист с узлом стебля.
Алгоритм действий:
- Внимательно прочитайте текст.
- Выделите из него главные части листа.
- Сделайте рисунок.
- Проверьте рисунок 4.7. на стр 76.
Приложение №4
Практическая работа № 3 : «Изготовление гербария различных листьев растений»
Цель работы:
Оборудование: Высушенные заранее листья , отдельные экземпляры растений , справочники определители ,клей, нитки, листы бумаги формата А4, ручка.
Ход работы:
1.Закрепить растения на листах бумаги клеем или нитками, подписать родовое и видовое название
2. Переверните готовый лист так, чтобы растение было снизу, и слегка встряхните.
3.Крупные отпавшие фрагменты нужно закрепить еще раз.
4 Определите к какой группе листьев относятся листья на вашем гербарии.
5.Свои результаты оформите в виде таблицы
Название растения | Простой лист | Сложный | Черешковый | Сидячий | Влагалищный |
6. Сформулируйте вывод к работе.
Приложение 5
Алгоритм оформления древа знаний
1.Взять макет листьев любого цвета
2. Написать на макетах прилагательные, оценивающие свою работу на уроке
3. Прикрепить макеты листьев на ствол дерева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта конструирования урока физики по теме “Сообщающиеся сосуды”
Методическая цель: организация процесса тренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала, приобретения умений ставить эксперимент.Образовательная цель: обеспечение усвоения ...
Технологическая карта конструирования урока иностранного языка (английский) на тему "Экология. Можем ли мы спасти планету?", 8 класс
Тема урокаEcology. Can our Planet be Saved?Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностные§ Сформируют языковые, фонетические, орфографические, лексические навыки в рамк...
Технологическая карта конструирования урока по теме "Дома" 5 класс
цель данного урока освоить новые лексические единицы по теме "Дом, квартира" во всех видах речевой деятельности, опираясь на аудиокассеты , первично отработать лексические выражения через схемы-опоры....
Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)».
Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)» составлена на основе УМК "Английский в фокусе" авторы Дж.Эванс и др....
Технологическая карта конструирования урока по английскому языку по теме "Проснись!", 5 класс
Введение новых лексических единиц по теме "Распорядок дня"....