Уроки биологии с краеведческим компонентом, как средство реализации системно-деятельностного подхода
статья по биологии на тему

Макеева Ольга Олеговна

Из опыта работы учителя биологии. Методическая разработка .Уроки биологии с краеведческим компонентом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_komp.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки биологии с краеведческим компонентом, как средство реализации системно-деятельностного подхода

Макеева Ольга Олеговна

Учитель биологии МБОУ «СОШ №21» г. Симферополь

«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного». А.С. Арсеньев 

Системно-деятельностный подход  предполагает  процесс сотрудничества  ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся.  Успешность  любого школьника  в учебе  зaвиcит  от того, насколько он научился ее самостоятельно планировать и реализовывать. 

Изучение биологии  по новому стандарту ФГОС начинается с пятого класса. И от  того, как воспримет ученик предмет  на самом начальном этапе и будет зависеть успешность обучения биологии в дальнейшем ,в  среднем и старшем звене. Важно, чтобы  ученики научились добывать знания самостоятельно, и при этом, могли  опираться на свой личный опыт.

Биология изучает природу живых организмов, закономерности их развития. Поэтому , главной задачей учителя  становится   не только  делать упор  на добывание  биологических знаний, но   и обращать внимание на природу родного края, на уникальность  родного края ,природы Крыма.

Уже в начальной школе дети обучаются добывать новые знания, но  у  большинства пятиклассников  эти навыки еще не до конца сформированы. Как заинтересовать детей к изучению нового школьного предмета? Конечно же ,применять игровые приемы и очень активно использовать краеведческий материал и растения из кабинета биологии.

В пятом классе предусмотрены  2 экскурсии в природу: «Осенние явления в природе родного края» и «Весенние явления в природе родного края». Ребята учатся наблюдать природные явления, oписывать oбъекты и явления, pаботать в группе ,сравнивать, анализировать и обсуждении  результаты, оформлять выводы . В качестве домашнего задания предлагаю оформить  творческий отчет «Осенние явления в природе», «Весенние явления в природе родного края»( форма отчета – произвольная, на выбор ребенка (презентация,аппликация , рисунок или  небольшая исследовательская работа ,например, тема «Листопадные  и вечнозеленые растения школьного двора» или «Сроки распускания почек на многолетних растениях пришкольной территории»). Исследовательская работа предполагает более длительное наблюдение за растениями ,с дальнейшим составлением графиков, таблиц, диаграмм и соответствующими выводами.

При изучении темы «Среды жизни»  использую опережающее обучение , в качестве домашнего  задания одной группе учеников поручаю подготовить примеры  растений приспособленных к определенной среде жизни, а другой группе – примеры животных. И животные, и растения должны представлять Крымский  регион. На этапе закрепления.рефлексии школьники выделяют общие и отличительные черты в двух средах жизни на выбор.

    В отличае от пятиклассников, ученики  шестого класса более самостоятельные, они могут выполнять элементарные лабораторные опыты , проводить домашние эксперименты с растениями , или с их частями , предоставлять  результаты своих исследований  в группе, сравнивать и анализировать  свои  результаты с результатами аналогичных опытов у одноклассников. Работа  у ребят может проходить как в группах, так и индивидуально. В качестве примера может быть мини-исследование «Многообразие листьев растений,произрастающих на пришкольной территории», «Наблюдение за прорастанием семян, помещенных в разные условия».Учитель выступает лишь в роли помощника, направляет деятельность детей.

Лабораторные опыты по теме « Транспирация», «Передвижение воды по стеблю», «Фотосинтез» ученики могут закладывать на занятиях внеурочной деятельности «Занимательная биология» , а результативность своих исследований и наблюдений представляют на уроке в виде схем, таблиц, фотографий и рисунков.

Технологии системно-деятельностного подхода предполагают решение ситуационных задач. Например. Ученики нашей школы, участвовали в экологической акции «Сдай макулатуру - сохрани дерево». В итоге они  сдали 300 кг вторсырья. Сколько деревьев им удалось сохранить? Какое количество углекислого газа могут поглотить эти деревья?

Курс «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» является логическим продолжением курса «Биология. Живой организм.». В седьмом классе многие уроки предполагают использование краеведческого материала. Так, при изучении темы «Вид» использую  примеры видов живых организмов крымского региона, при изучении тем «Природное сообщество», «Экосистема» привожу примеры конкретных естественных и искусственных экосистем Крымского полуострова.

При изучении главы « Эволюция живой природы» учащиеся  рассматривают  примеры реликтов и эндемиков Крыма, совершают экскурсии в  краеведческий музей Республики Крым.

В 7 классе ученики изучают две большие темы «Растения-производители органического вещества» и «Животные-потребители органического вещества». Так , при изучении темы «Водоросли» ребята пользуются гербариями  водорослей Черного и Азовского морей; при изучении темы «Шляпочные грибы» упор делается на умение распознать съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в Крыму. Ребята знакомятся с мерами профилактики грибных отравлений и правилами оказания первой помощи при отравлении грибами.

При изучении темы «Разнообразие современных папоротниковидных, хвощевидных» обращаю внимание учеников на представителей крымской флоры, на растения ,занесенные в Красную книгу Крыма.

При выполнении практической работы «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур» используется региональный материал.

При изучении главы «Животные - потребители органического вещества» в каждой теме упоминаются животные Крыма, в том числе , занесенные в Красную книгу Крыма.

В разделе «Биологическое разнообразие и пути его сохранения» учащиеся готовят проекты по ООПТ  Крыма.

Основная задача курса 8 класса – формирование здорового образа жизни человека. Больше уделяется внимания самостоятельной работе со справочной литературой, другими источниками информации. При изучении темы «Железы внутренней секреции» ставится проблемный вопрос: «Что такое эндемичный зоб? Почему в Крыму, несмотря на близость  Черного моря , много людей страдают от заболевания щитовидной железы?» В ходе обсуждения выясняем: главную причину - нехватка йода в питьевой воде и в продуктах питания, затем ребята разрабатывают памятку по профилактике  йододефицита  в питании в форме буклетов или плакатов.

Ребята активно  используют  самонаблюдения за своим организмом, измеряют свою массу тела и рост , изучают координацию работы мышц, определяют гибкости позвоночника, выявляют  наличие плоскостопия, измеряют кровяного давление ,изучают изменения размера зрачка, выявляют слепое пятно на сетчатке глаза и др.

Курс биологии  в 9 классе базируется на основе иерархии вложения «организм, популяция, вид, экосистема, биосфера». В данныx  курсaх испoльзoвaние  крaеведчeскoгo материала сводится к минимуму. Однако есть темы, где возможно обратиться к местному материалу: «Экология-наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды», «Селекция - эволюция направляемая человеком» и другие, а также тематические экскурсии. При изучении  селекции, в первую очередь акцентирую внимание на породы домашних животных и районированные  сорта сельскохозяйственных  растений, выведенные в Крыму; при изучении биогеоценозов обсуждаем и описываем биогеоценозы родного края.  В теме «Охрана природы. Особо охраняемые природные территории» тоже предполагает  использование регионального краеведческого материала и Красной книге Крыма.

Делая вывод , можно с уверенностью сказать ,что системно-деятельностный подход в обучении  по предмету биология  актуален и сегодня. Использование краеведческого материала  делает учебный материал более  интересным,понятным и близким  для учеников.                                                  

Список литературы.

1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. -  М., «Просвещение», 2010

2.Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом.7-9 классы. Волгоград. Издательство «Учитель»,2014

3.Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа  с А.М. Кондаковым// Справочник руководителя образовательного учреждения,  №1,  2009

4.Л.Згуровская  Крымский календарь природы для детей.По следам четырех сезонов.- Симферополь: Н.Ореанда,2013

5. Л.Згуровская   Рассказы о деревьях Крыма .Симферополь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...