Уроки биологии с краеведческим компонентом, как средство реализации системно-деятельностного подхода
статья по биологии на тему
Из опыта работы учителя биологии. Методическая разработка .Уроки биологии с краеведческим компонентом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_komp.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки биологии с краеведческим компонентом, как средство реализации системно-деятельностного подхода
Макеева Ольга Олеговна
Учитель биологии МБОУ «СОШ №21» г. Симферополь
«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного». А.С. Арсеньев
Системно-деятельностный подход предполагает процесс сотрудничества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Успешность любого школьника в учебе зaвиcит от того, насколько он научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.
Изучение биологии по новому стандарту ФГОС начинается с пятого класса. И от того, как воспримет ученик предмет на самом начальном этапе и будет зависеть успешность обучения биологии в дальнейшем ,в среднем и старшем звене. Важно, чтобы ученики научились добывать знания самостоятельно, и при этом, могли опираться на свой личный опыт.
Биология изучает природу живых организмов, закономерности их развития. Поэтому , главной задачей учителя становится не только делать упор на добывание биологических знаний, но и обращать внимание на природу родного края, на уникальность родного края ,природы Крыма.
Уже в начальной школе дети обучаются добывать новые знания, но у большинства пятиклассников эти навыки еще не до конца сформированы. Как заинтересовать детей к изучению нового школьного предмета? Конечно же ,применять игровые приемы и очень активно использовать краеведческий материал и растения из кабинета биологии.
В пятом классе предусмотрены 2 экскурсии в природу: «Осенние явления в природе родного края» и «Весенние явления в природе родного края». Ребята учатся наблюдать природные явления, oписывать oбъекты и явления, pаботать в группе ,сравнивать, анализировать и обсуждении результаты, оформлять выводы . В качестве домашнего задания предлагаю оформить творческий отчет «Осенние явления в природе», «Весенние явления в природе родного края»( форма отчета – произвольная, на выбор ребенка (презентация,аппликация , рисунок или небольшая исследовательская работа ,например, тема «Листопадные и вечнозеленые растения школьного двора» или «Сроки распускания почек на многолетних растениях пришкольной территории»). Исследовательская работа предполагает более длительное наблюдение за растениями ,с дальнейшим составлением графиков, таблиц, диаграмм и соответствующими выводами.
При изучении темы «Среды жизни» использую опережающее обучение , в качестве домашнего задания одной группе учеников поручаю подготовить примеры растений приспособленных к определенной среде жизни, а другой группе – примеры животных. И животные, и растения должны представлять Крымский регион. На этапе закрепления.рефлексии школьники выделяют общие и отличительные черты в двух средах жизни на выбор.
В отличае от пятиклассников, ученики шестого класса более самостоятельные, они могут выполнять элементарные лабораторные опыты , проводить домашние эксперименты с растениями , или с их частями , предоставлять результаты своих исследований в группе, сравнивать и анализировать свои результаты с результатами аналогичных опытов у одноклассников. Работа у ребят может проходить как в группах, так и индивидуально. В качестве примера может быть мини-исследование «Многообразие листьев растений,произрастающих на пришкольной территории», «Наблюдение за прорастанием семян, помещенных в разные условия».Учитель выступает лишь в роли помощника, направляет деятельность детей.
Лабораторные опыты по теме « Транспирация», «Передвижение воды по стеблю», «Фотосинтез» ученики могут закладывать на занятиях внеурочной деятельности «Занимательная биология» , а результативность своих исследований и наблюдений представляют на уроке в виде схем, таблиц, фотографий и рисунков.
Технологии системно-деятельностного подхода предполагают решение ситуационных задач. Например. Ученики нашей школы, участвовали в экологической акции «Сдай макулатуру - сохрани дерево». В итоге они сдали 300 кг вторсырья. Сколько деревьев им удалось сохранить? Какое количество углекислого газа могут поглотить эти деревья?
Курс «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» является логическим продолжением курса «Биология. Живой организм.». В седьмом классе многие уроки предполагают использование краеведческого материала. Так, при изучении темы «Вид» использую примеры видов живых организмов крымского региона, при изучении тем «Природное сообщество», «Экосистема» привожу примеры конкретных естественных и искусственных экосистем Крымского полуострова.
При изучении главы « Эволюция живой природы» учащиеся рассматривают примеры реликтов и эндемиков Крыма, совершают экскурсии в краеведческий музей Республики Крым.
В 7 классе ученики изучают две большие темы «Растения-производители органического вещества» и «Животные-потребители органического вещества». Так , при изучении темы «Водоросли» ребята пользуются гербариями водорослей Черного и Азовского морей; при изучении темы «Шляпочные грибы» упор делается на умение распознать съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в Крыму. Ребята знакомятся с мерами профилактики грибных отравлений и правилами оказания первой помощи при отравлении грибами.
При изучении темы «Разнообразие современных папоротниковидных, хвощевидных» обращаю внимание учеников на представителей крымской флоры, на растения ,занесенные в Красную книгу Крыма.
При выполнении практической работы «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур» используется региональный материал.
При изучении главы «Животные - потребители органического вещества» в каждой теме упоминаются животные Крыма, в том числе , занесенные в Красную книгу Крыма.
В разделе «Биологическое разнообразие и пути его сохранения» учащиеся готовят проекты по ООПТ Крыма.
Основная задача курса 8 класса – формирование здорового образа жизни человека. Больше уделяется внимания самостоятельной работе со справочной литературой, другими источниками информации. При изучении темы «Железы внутренней секреции» ставится проблемный вопрос: «Что такое эндемичный зоб? Почему в Крыму, несмотря на близость Черного моря , много людей страдают от заболевания щитовидной железы?» В ходе обсуждения выясняем: главную причину - нехватка йода в питьевой воде и в продуктах питания, затем ребята разрабатывают памятку по профилактике йододефицита в питании в форме буклетов или плакатов.
Ребята активно используют самонаблюдения за своим организмом, измеряют свою массу тела и рост , изучают координацию работы мышц, определяют гибкости позвоночника, выявляют наличие плоскостопия, измеряют кровяного давление ,изучают изменения размера зрачка, выявляют слепое пятно на сетчатке глаза и др.
Курс биологии в 9 классе базируется на основе иерархии вложения «организм, популяция, вид, экосистема, биосфера». В данныx курсaх испoльзoвaние крaеведчeскoгo материала сводится к минимуму. Однако есть темы, где возможно обратиться к местному материалу: «Экология-наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды», «Селекция - эволюция направляемая человеком» и другие, а также тематические экскурсии. При изучении селекции, в первую очередь акцентирую внимание на породы домашних животных и районированные сорта сельскохозяйственных растений, выведенные в Крыму; при изучении биогеоценозов обсуждаем и описываем биогеоценозы родного края. В теме «Охрана природы. Особо охраняемые природные территории» тоже предполагает использование регионального краеведческого материала и Красной книге Крыма.
Делая вывод , можно с уверенностью сказать ,что системно-деятельностный подход в обучении по предмету биология актуален и сегодня. Использование краеведческого материала делает учебный материал более интересным,понятным и близким для учеников.
Список литературы.
1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М., «Просвещение», 2010
2.Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом.7-9 классы. Волгоград. Издательство «Учитель»,2014
3.Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А.М. Кондаковым// Справочник руководителя образовательного учреждения, №1, 2009
4.Л.Згуровская Крымский календарь природы для детей.По следам четырех сезонов.- Симферополь: Н.Ореанда,2013
5. Л.Згуровская Рассказы о деревьях Крыма .Симферополь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка
методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС.»
Выступление на методическом объединение....