Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе Бактерии
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
в системно - деятельностном подходе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bakterii_5_kl.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
в системно - деятельностном подходе
учителя биологии высшей квалификационной категории
Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края
Тема | Бактерии | ||||||
Тип урока | изучение нового материала | ||||||
Форма урока | Урок «открытие новых знаний»; комбинированный с использованием электронного приложения, презентации | ||||||
Методы обучения | 1) проблемный 2) частично - поисковый 3) интерактивный | ||||||
Цель | Формирование знаний о царстве Бактерии | ||||||
Задачи |
| ||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Существенные признаки представителей царства бактерии, их характеристика, строение. Особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Личностные -сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды | Метапредметные - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий | Предметные Учащиеся научатся: выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий; отличать бактерии от представителей других царств живой природы. Учащиеся получат возможность научиться: объяснять роль бактерий в природе и жизни человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | |||||
Универсальные учебные действия | |||||||
Личностные - самоопределение - смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание; | Регулятивные - целеполагание - прогнозирование - планирование, -самостоятельное принятие решений - самооценка - самоконтроль | Познавательные - умение структурировать знания - поиск и выделение необходимой информации, -логика изложения, -умение делать выводы; - анализ | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -умение работать в группе, - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль; | ||||
Организация образовательного пространства | |||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||||
Литература, русский язык, экология | учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г. технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами. | - фронтальная - индивидуальная - в группе | |||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||||
Самоопределение к деятельности | I этап. | УУД | |||||
1. Орг. момент 2.Определение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение)
| Учитель: Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Слайд 1 А девизом нашего урока будут такие слова: Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! И открытия нас ждут обязательно! Учитель: Демонстрирует рисунки. Слайд 2 - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? (Витамины) Слайд 3 - Какие изменения произошли с яблоком ? (Оно стало портиться. Стало гнить.) - Результат деятельности каких организмов мы увидели? (Микробов. Микроорганизмов. Бактерий.) Как вы думаете, что сегодня будем изучать на уроке? Какая тема урока? Слайд 4 (Бактерии.) - Что вы хотите узнать о бактериях? (Кластер) На доске ключевое слово «Бактерии»: 1.Строение бактерий. 2.Размножение бактерий. 3.Форма бактерий. 4.Значение спор. 5. Положительная роль бактерий. 6.Отрицательная роль бактерий. 7. Меры профилактики. (Вокруг ключевого слова) - Запишем тему урока в тетрадь. Слайд 5 Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист А. Левенгук. - Вы любите путешествовать? Ответы детей. - Отправляемся в путешествие в мир бактерий. Транспорт, на котором отправитесь в путешествие, уже вас ждёт (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, воздушный шар, летучий корабль, самолёт, вертолёт, ракета). Начинаем наше путешествие! | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные - умение вести диалог | |||||
Учебно - познавательная деятельность | II этап | УУД | |||||
2. 1 Первичное усвоение знаний |
- У каждой группы своё задание, которое нужно выполнить, а по возвращении - отчитаться. Записи делайте в своих бортовых журналах. - Выберите спикера группы, который будет выступать с результатами работы. 1 группа -Прочитайте текст параграфа 11 с 60-61, начиная со слов «Бактерии очень просто устроены… заканчивая словами так и образовывались группы.» -Подготовьте рассказ о строении бактерий. -Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Можно нарисовать. 2 группа -Прочитайте текст параграфа 11 с 61(2 и 3 абзацы) . -Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках с 61, используя только прилагательные. -Можно нарисовать формы для отчёта.
-Прочитайте текст параграфа 11 с61 (5 и 6 абзацы) . -Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. Можно использовать рис. с62 -Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?
-Прочитайте текст параграфа 11 с 62 (1 абзац) . -Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…». -Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? 5 группа -Прочитайте текст параграфа 11 с 62 (2 и 3 абзацы) . -Подготовьте рассказ о положительной роли бактерий в природе и жизни человека. Изобразите в виде схемы или рисунка. 6 группа -Прочитайте текст параграфа 11 с 62 (4 абзац 1 и 2 предложения) . -Подготовьте рассказ об отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека. Изобразите в виде схемы или рисунка. 7 группа -Прочитайте текст параграфа 11 с 62 (4 абзац начиная со слов Чтобы предотвратить заболевание… и до конца . -Составьте правила профилактики заболеваний. Изобразите в виде схемы или рисунка. | Познавательные УУД: - Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию. -Анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения, -выделять в учебном материале главное. Регулятивные УУД: -умение планировать работу -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы | |||||
Интеллектуально - преобразовательная деятельности | III этап | УУД | |||||
3.1 Проверка знаний. Физкультминутка | - Пора возвращаться из путешествия и отчитаться о проделанной работе. - Выполняя своё задание, вы могли встретить разных животных, мы сейчас отдохнём и повторим их движения. (Под музыку делают движения.) Спикер каждой команды отчитывается, все слушают и делают записи в свои бортовые журналы, то есть в тетради. Приём педагогической техники «Учебник на доске» Каждая группа отчитывается по заданиям. -Молодцы! Хорошо справились с заданием. | Познавательные УУД: -искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: -Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Личностные УУД -Оценивать собственный вклад в работу группы | |||||
Закрепление | IV этап | УУД | |||||
4. Закрепление материала. |
- Итог подведём, составив синквейн по нашей теме. Первое слово «бактерии» Задача. (если останется время) Объясните, почему доски для разделки мяса и рыбы нельзя использовать, если в них появились трещины? (В остатках быстро размножаются бактерии) | Личностные: смыслообразование, Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль | |||||
V этап. Рефлексивная деятельность | |||||||
Сегодня урок: | Я: | ||||||
- Трудный - лёгкий - интересный – не интересный - полезный – ненужный | - старался – ленился - был внимателен на уроке – был невнимателен - урок усвоил – не усвоил - узнал новое – все знал (ничего не узнал нового) - моя поставленная цель достигнута – не достигнута - трудности были – не были |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА - Вулканизм- 6 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАГеография 6 класс...
Технологическая карта конструирования урока в 9 классе
"Добро пожаловать в Вашингтон"...
Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)».
Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)» составлена на основе УМК "Английский в фокусе" авторы Дж.Эванс и др....
Технологическая карта конструирования урока в 7 классе.Спотлайт
конспект урока...
Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС по биологии....
Технологические карты конструирования уроков биологии «Живой организм» 6 класс
Технологические карты к двум первым урокам курса биологии "Живой организм" позволяют легко понять смысл создания таких карт к урокам. Последовательность и логическое развертывание материала урока гарм...
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе "Грибы"
Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека....