Технологическая карта урока "Характеристика Царство Грибы" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Общая характеристика грибов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_ikarta_uroka_har-ka_gribov.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №19
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Общая характеристика грибов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
1.Орг. Момент | - Добрый день, ребята.(слайд1) | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
2. Актуализация прежних знаний. | Для начала давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке. Вопрос к классу: Дайте определение бактериям - Нарисуйте, какие бывают формы бактерий - Подписать их название Для класса: - Найди ошибку ( слайд 2) | Учащиеся отвечают на вопрос. Работа у доски: (2 уч-ся) | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы. |
2.Мотивация | Создает для учеников проблемную ситуацию. Что за чудище такое? То поменьше, то большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки? Совершенно верно - это гриб (слайд 2) Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3) Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно): Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4) Тема урока: Царство Грибов. Общая характеристика грибов. (слайд 5) | Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы учителя. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать» Учащиеся работают с таблицей. Определяют тему урока и записывают её в тетради. | Регулятивные УУД: - развитие навыка решения простейших задач. -формирование способности к сопоставлению и выделению главного. Личностные УУД: -развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. |
3. Актуализация знаний
| Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться не один урок. Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6) Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли? Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство? Ваши версии (запись на доске) Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак? | Деятельность учащихся Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. | Регулятивные УУД: - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. Коммуникативные УУД: - групповая работа по обсуждению информации - слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Личностные УУД: - умение определять границы между знанием и незнанием. |
4.Целеполагание | Деятельность учителя Предлагает сформулировать цели урока (планируемые результаты урока) Какие цели мы перед собой поставим сегодня? Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока. | Деятельность учащихся Называют цели урока. 1. строение клетки грибов 2.способ питания 3. размножение грибов 4. роль грибов в природе и жизни человека. | Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока - определять критерии изучения темы Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли и идеи |
Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи? Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует. | Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий. Примерный план урока: 1. Роль бактерий в природе. А. Бактерии разложения и гниения. Б. Почвенные бактерии. | ||
6. «Открытие нового знания» (изучение новой темы) | Деятельность учителя Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию (по 5 – 6 учеников). В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует. Выполним задание (в группах). Вспомним правила работы в группах. (слайд 9) План работы групп таков: -прочитать задание, обсудить, выполнить, создать презентации на ноутбуках -вернуться в свои исходные группы и поделиться полученными знания о грибах с вашими товарищами. Работа в группах. Закончили работу? | Деятельность учащихся Осуществляют решение учебных задач. Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация Задание группы 1. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками. Задание группы 2. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками. Задание группы 3. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в презентации. Задание группы 4. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 и подготовьте выступление роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему в презентации, дополните ее картинками. | Предметные УУД: - составить представление о роли бактерий в природе. Личностные УУД: - сознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Регулятивные УУД - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение - определять критерии изучения темы Познавательные УУД: - работать с таблицей - составлять схемы-опоры - работа с информационными текстами - объяснять значения новых слов - сравнивать и выделять признаки биологических объектов -уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: - групповая работа по обсуждению информации - слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи |
Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы. Материал параграфа состоит из четырех пунктов. Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме. Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. (Слайд 12) | Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют. Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод. После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах. Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие», изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде. | ||
Физкультминутка | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Учащиеся выполняют упражнение на слова: « Вырос гриб на тонкой ножке. Встань и ты, постой немножко. Крышу сделай над собой, Как из шляпки грибной. Все тихонечко вздохнем, Вновь грибы учить начнем». | Выполняют упражнения в течение 1 минуты. | |
7. Закрепление | Деятельность учителя Организует закрепление знаний. Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини – дискуссия на темы: 1. строение клетки грибов 2.способ питания 3. размножение грибов 4. роль грибов в природе и жизни человека. | Деятельность учащихся Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания. | Предметные УУД: - составить представление о роли бактерий в природе и жизни человека Личностные УУД: - оценивать собственный вклад в работу группы Регулятивные УУД: - определять критерии изучения темы Коммуникативные УУД: - слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи |
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты. | Участвуют в обсуждении. Жизнь на Земле без бактерий невозможна. Называют причины. Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям. Сравнивают свои выводы с текстом слайда. Предполагают: Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем. Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям. Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере. Жизнь на земле исчезла бы. | ||
8. Рефлексия и оценивание | Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Работа с сигнальными карточками. | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки. Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка). | Регулятивные УУД
- формирование позитивной моральной самооценки. |
Ребята, определите степень своих достижений на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд 15) Поднимите соответствующую карточку. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю. | Вспоминают и называют тему и цели урока, отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока. Выражают степень своих достижений и отношение к уроку с помощью сигнальных карточек. Комментируют. Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью листов самооценки. Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю. | ||
9. Домашнее задание 1 мин | Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд 16) Домашнее задание: Инвариантная часть: параграф 13 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 4
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Технологическая карта урока в 5 классе "Царство Бактерии" в соответствии с ФГОС
Технологическая разработка содержит конспект урока с прописанными целями и этапами урока, презентацию к уроку. Разработка составлена по УМК В.В. Пасечника...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"
Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...
Технологическая карта урока: Царство грибов.
Цели по содержанию:обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по ...
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...