Технологическая карта урока: Царство грибов.
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._tsartvo_griby.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Царство грибов
Класс: 5
Учитель: биологии Горчаг Г.А.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные :
знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения : симбиоз, микориза, споры
Уметь – отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения
Метапредметные :
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию
Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку , видеосюжет о грибах, коллекция грибов, микроскоп, микропрепарат плесневых грибов, живой объект – гриб мукор
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие , проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа презентации о грибах (плесени, дрожжах, шляпочных грибах) с интересными фактами. | Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. | Личностные УУД Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме . Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? Похожи ли грибы на другие организмы? Чем? Можно ли выделить грибы в отдельное царство? | Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Предлагает спланировать работу на уроке. | Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке | Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Организует деятельность учащихся: В учебнике на стр. изучите материал о царстве грибов, изучите схемы, иллюстрации в учебнике. Организует работу учащихся с микроскопом, раздаёт живой объект (плесень). Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает с приготовлением микропрепарата.. | Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Готовят микропрепарат плесневого гриба и рассматривают его в микроскоп. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Ответьте на вопросы в конце параграфа. На компьютере в папке «Грибы» в документе «Классификация царства грибов» предлагает учащимся изучить материал, для заполнения таблицы в рабочей тетради на стр. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. | Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради. | Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение). |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: Базовый уровень: Тест по теме “Царство Грибы” 1. Грибы – широко распространены в почве... (воде,живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических,резиновых изделий). 2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал). 3. Наука, изучающая грибы называется... (микология). 4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу. 5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования). 6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла). 7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина). 8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька). 9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным,бесполым, половым). 10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты). 11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло). 12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и дерева называют... (симбиоз). 13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты). 14. Грибы применяют... Повышенный уровень: Биологические задачи 1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? 2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении. 3. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев. 4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? 5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета.Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы? Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам. При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и устранить недостатки | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня. | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового (приложение 1 или 3 ) и повышенного (приложение 2 ) уровня сложности. | Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам) | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня. Параграф , выучить термины из словаря юного миколога. | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организует рефлексию: 1.Раздаёт учащимся лист самооценки (приложение 5 ) для заполнения 2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся. | Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
Приложение 1. | Приложение 2. |
Приложение 3 | Приложение 4 . |
Словарь юного миколога 1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей. 2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл,плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела. 3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева. 4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба. 5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки. 6. Дрожжи – микроскопические грибы,размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром. 7. Микология – наука, изучающая грибы. 8. Микориза – иначе грибокорень. 9. Мицелий – иначе грибница. 10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки. 11. Паразиты – организмы питающиеся органическими веществами живых организмов. 12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства. 13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством. 14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов. 15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов. 16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева. 17. Спора – специализированная клетка,используется грибами для размножения. 18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей 19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние. 20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов. |
.
Приложение 5.
Лист самооценки
ученика _______________________
1. Какова была цель урока? ____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
3. Правильно или с ошибкой? __________________________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________
Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД
Класс
Учитель
Период с _______________ по _______________
Инструкция УУД «0»- не сформированы , «1» - недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно
Ф.И. ученика | УУД | |||||||||
познавательные | Ср. балл | коммуникативные | Ср.балл | регулятивные | Ср. балл | |||||
Анна лиз | Син тез | Уме ние работать в группе | Взаимоконтроль | Учебное сотрудничество | Самоконтроль | Самооценка | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный, групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Царство Грибы"
Технологическая карта урока в 6 классеПо учебнику "Биология 5-6 классы", Авторы:Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Урок открытия новых знаний, соответствует требованиям ФГОС...
технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме Царство Грибы"
технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме Царство Грибы"...
Технологическая карта урока "Плесневые грибы и дрожжи"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе...
Технологическая карта урока "Характеристика Царство Грибы" 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Общая характеристика грибов»Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.Техноло...