Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_tsarstva_rasteniya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кострикин Дмитрий Андреевич

Технологическая карта урока

Дата: 01.03.2021

Предмет: Биология

Класс: 5 класс

УМК: Биология: 5-6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк: Просвещение.

Тема урока: Характеристика царства Растения.

Тип урока: комбинируемый

Планируемые результаты:

Предметные: должны знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные группы растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); роль  растений в природе и жизни человека и в биосфере; должны уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств и отделов; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;

Метапредметные:

Познавательные: работать с текстом учебника, таблицей; находить сходства и отличия; объяснение значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации;

Регулятивные: определять цели и задачи урока; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; определяют критерии изучения растений; умение организовать выполнение заданий учителя;

Коммуникативные: групповая работа по обсуждению информации; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет готовность учеников к уроку

Приветствуют учителя. Встали, настроились на работу, проверили наличие на столах учебника, тетради, письменных принадлежностей

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками;

Регулятивная:

Волевая саморегуляция

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке я предлагаю вам отгадать кроссворд. Кто любит гадать кроссворды? вижу, многие любят кроссворды. Обратите внимание на слайд.

Разгадывают кроссворд, отвечают на поставленные вопросы

Познавательные:

учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Коммуникативные:

учатся культуре общения; учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные:

учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Совместное определение цели урока

Ребята, мы на прошлом уроке познакомились с наибольшей группой классификации живых организмов?

На сколько и на какие царства делятся все живые организмы?

А что мы будем изучать сегодня? А как вы думаете? Обратите внимание на кроссворд. Фотографии, вокруг кроссворда. Какое отношение музыка имеет к нашему уроку?

Итак, тема нашего урока «Царство растений» - открыли тетради, запишите тему, дату

Нацеливание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками, по которым организмы относят к царству растений, с многообразием растений, значением растений, продолжим учиться работать с текстом учебника, говорить правильным биологическим языком и полным ответом.

Дают определение понятия «царство», называют царства живой природы, приводят примеры.

Предполагают тему урока.

Фиксируют в тетради.

Коммуникативные:

учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения;

Познавательные:

учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

4. Первичное усвоение новых знаний

Растения – удивительные организмы, они встречаются повсюду на нашей планете, куда бы мы ни посмотрели первое, что мы увидим, это растения. Везде - В воде, на земле, на деревьях…

Один великий биолог сказал «в природе все не просто так, каждый для чего-то да нужен». Какое значение имеют растения для человека, для природы?

Давайте перенесемся в лето. Представьте себе, вы лежите на лугу, в лесу или на берегу реки. Вас окружают растения. Скажите, все ли растения одинаковы? Чем они отличаются?

Проблемный вопрос «Почему такие разные растения объединены в одну группу - царство».

Растения очень разнообразны, но все имеют схожие признаки. Однако и в значительной степени отличаются друг от друга. царства растения поделено на отделы растений.

Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями.

Рассуждают и отвечают на вопрос.

Слушают учителя о многообразии растений по форме, размерам, возрасту. Представляют себя на природе. Фантазируют воображаемое место отдыха.

Называют признаки царства растений,

исходя из собственных знаний, наглядного материала, материала учебника

- активно не передвигаются

- растут в течении всей жизни

- все имеют зеленые части

Хлорофилл, автотрофы.

Слушают учителя.

Фиксируют в тетради.

Личностные:

оценивают собственный вклад в работу группы; осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Познавательные:  

работают с учебником, составляют таблицу; формируют умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявляют причины и следствия простых явлений; объясняют значение новых терминов.

Коммуникативные:

обсуждают информацию в паре; выражают свои мысли и идеи.

5. Первичная проверка понимания

Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями. Вы изучите на какие отделы поделены растения.  и главное нам нужно ответить на вопрос Проблемный вопрос «Почему растения поделены на отделы?»

Отвечают на вопросы учителя. Работа в группе с текстом учебника, заполнение таблицы – название отдела, признаки отдела.

Новые понятия – спора, слоевище

Познавательные:

Умение анализировать и делать вывода в практической деятельности.

6. Первичное закрепление

Возвращаемся к исходному вопросу «Почему растения поделены на отделы» и

«Почему относятся к одному царству?»

На основе анализа таблицы предполагают ответ

- разный набор органов

- по-разному размножаются (у одних семена, у других споры, семена защищены и голые)

- в разных местах растут

- все зеленые

- все растут всю жизнь, все имеют хлорофилл

- все автотрофы

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

7. Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют физические упражнения.

8. Контроль усвоения.

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Работа над выводами.

Анализируют, отвечают на вопросы учителя и делают выводы.

Регулятивные:

контроль и коррекция действий

Личностные:

умение сопоставлять текстовую и картографическую информацию, делать выводы.

9. Информация о домашнем задании

Задаёт домашнее задание: §13, учить, подготовиться к самостоятельной работе по пройденной теме

Задают вопросы по его выполнению

Познавательные:

умение структурировать знания, оценивание процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

10. Рефлексия

«Сегодня на уроке я узнал …»

«Сегодня на уроке я повторил …»

«Сегодня на уроке было интересно …»

«Сегодня на уроке было трудно…»

Размышляют и отвечают на вопросы учителя

Личностные:

самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Коммуникативная:

выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Деление царств на группы"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс по теме« Деление царств на группы»...

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему: "Культурные растения"

Эксперимент на уроке биологии! Эксперимент с воздушными шарами и апельсином!...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Воздушное питание растений. Космическая роль фотосинтеза"

Технологическая карта составлена на основе ФГОС ООО. Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения....

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока биологии "Воздушное питание растений"

Материал содержит технологическую карту урока биологии в 6 классе на тему "Воздушное питание растений" с заданиями для организации смыслового чтения...