Технологическая карта урока в 5 классе "Царство Бактерии" в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Технологическая разработка содержит конспект урока с прописанными целями и этапами урока, презентацию к уроку. Разработка составлена по УМК В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_bakterii.doc30.5 КБ
Office presentation icon bakterii.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии. 5 класс. (УМК В.В. Пасечника)

«Царство Бактерии»

Тема урока: Царство Бактерии

Цели урока

  1. Предметные:
  • сформировать представление об общих признаках представителей царства Бактерии;
  • дать информацию о чертах, отличающих бактерий от других царств живой природы;
  • указать на многообразие живого мира.
  1. Метапредметные:
  • Познавательные: формирование умения находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре и с учителем.
  • Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  1. Личностные:
  • воспитать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • создать условия для проявление творческого отношения к процессу обучения.

Оборудование: проектор с презентацией, учебник, тетрадь.


Этапы урока

Содержание учебного матеиала

Формы и виды деятельности учащихся.

Планируемые результаты УУД

Организационный этап

Приветсвие, создание положительного настроя у учеников.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Повторение пройденного материала

Перед вами на слайде изображена растительная клетка. Давайте вспомним ее строение.

Ученики называют органоиды, их функции.

Предметные, личностные.

Актуализация знаний

1. Работа с текстом. ( о каком приборе идет речь? О чем текст? Мир кких организмов он увидел?)

Почему был необходим прибор?

Почему до этого данные организмы не могли увидеть?

В чем их сходства и в чем различия с другими представителями живого мира?

Учащиеся рассуждают над данным текстом, излагают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

С помощью наводящих вопросов формулируют цели урока.

Метапредметные, личностные, предметные.

Мотивация и целеполагание

Чтобы ответить на эти вопросы, что нам нужно узнать? Давайте запишем число и тему урока.

Формулируют цель урока, тему урока.

Регулятивные

Изучение нового материала

Мы с вами вспомнили строение растительной клетки. А теперь давайте посмотрим на изображение бактерии и подумаем, какие черты схожи, а какие принципиально другие. Нет ядра (где ядерный материал?)

жгутики (зачем?)

клеточная стенка

отсутствие вакуолей и пластид

В первую очередь, организм бактери — это одна клетка.

1. Бактерии — одноклеточные организмы.

2. Нет ядра

3. Плотная клеточная стенка со жгутиками для передвижения.

Рассмотрите рисунки, все ли бактерии похожи? В чем разница (размер, форма, цвет).

4. Разнообразная форма

Где мы можем с вами встретить бактерий?

Почему нужно всегда мыть руки перед едой?

Почему советуют постоянно проветривать помещения?

5. Обитают повсюду.

6. Быстро размножаются делением.

7. При неблагоприятных условиях образуют споры (защитную оболочку).

8. Питаются как на мертвых телах — сапротрофы, так и внутри живых — паразиты.

Учащиеся отвечают на вопросы, сравнивая изображение с известными им фактами.  Делают выводы на основе личных рассуждений.

Познавательные, регулятивные.

Проверка понимания

Перед вами небольшой тест, ответьте на вопросы.

Итак, мы узнали, кто такие бактерии …?

Какие черты отличают их от представителей других царств?

Какие черты сближают их с другими организмами?

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Познавательные; коммуникативные, регулятивные.

Домашнее задание

На «3» - п. 11 пересказ; на «4» - п. 11 пересказ, письменный ответ задание «Подумайте» после параграфа; на «5» - п. 11 пересказ, выполните задание 1 после параграфа (выращивание бактериальной культуры).

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание.

Регулятивные

Рефлексия

Наверняка вы обратили внимание, что у вас на столах лежат карточки. Заполните, пожалуйста, ответив на вопросы.

Учащиеся заполняют анкеты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я, хозяин мануфактурной лавки в городе Дельфте, который находится в Голландии. Много лет я посвятил своему увлечению, которое многие называли странным. По вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время занятию своим увлечениям. Покупатели подозрительно косились на мои обожженные и искалеченные пальцы, не зная моего увлечения. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный, неизвестный человеку мир живых существ.

Слайд 3

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули". Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг

Слайд 4

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ

Слайд 6

БАКТЕРИИ – ЭТО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ПРИЗНАКИ БАКТЕРИЙ: Нет ядра, ядерное вещество находится в цитоплазме Есть плотная клеточная стенка, иногда жгутики.

Слайд 7

кокки - шаровидные бациллы - палочковидные вибрионы - изогнутые в виде запятой спириллы - спиралевидные 4. ФОРМА РАЗНООБРАЗНАЯ:

Слайд 8

5. ОБИТАЮТ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ. 6. РАЗМНОЖАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ. 7. ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗУЮТ СПОРЫ. 8. ПИТАЮТСЯ ПО РАЗНОМУ: САПРОТРОФЫ – ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ ИЗ МЕРТВЫХ ТЕЛ, ПАРАЗИТЫ – ИХ ЖИВЫХ .

Слайд 9

1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят: а.растения б.бактерии в.водоросли г.грибы 2.Образование бактериями спор – это приспособление к: а.размножению б.перенесению неблагоприятных условий в.паразитизму г.передвижению 3.Бактерии размножаются: а.почкованием б.посредством половых клеток в.спорами г.делением клетки 4.Бактерии-паразиты питаются: а.органическими веществами живых организмов б.минеральными веществами в.органическими веществами отмерших организмов г.водой и углекислым газом 5.Бактерии-сапрофиты питаются: а.органическими веществами живых организмов б.минеральными веществами в.органическими веществами отмерших организмов г.водой и углекислым газом

Слайд 10

Домашнее задание: на «3» - п. 11 пересказ; на «4» - п. 11 пересказ, письменный ответ задание «Подумайте» после параграфа; на «5» - п. 11 пересказ, выполните задание 1 после параграфа (выращивание бактериальной культуры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику "Spotlight" ("Английский в фокусе"), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”)...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Подробная технологическая карта урока для 5 класса по УМК: « Forward» под редакцией проф. М. В. Вербицкой, издательский центр «Вентана – Граф», г. Москва, 2012 г.Тема урока: «Under the Sea» (Unit 7)Ти...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС  на тему: "Словообразование имён существительных"...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Технологическая карта урока немецкого языка в соответствии с ФГОС

Введение ФГОС возложило на учителей новые требования к организации учебной деятельности для достижения целей образовательного процесса. Главной задачей школьного образования становится развитие ученик...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....