Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс) на тему

Медведева Елена Львовна

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Химический состав клетки. Неорганические вещества»

Цель: формировать умения выявлять химический состав клетки  методом биологического эксперимента.

Задачи:

Обучающийся научится:

  • Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящие в состав клетки;
  • Ставить биологический эксперимент по изучению химического состава клетки под руководством учителя;
  • Работать с лабораторным оборудованием;
  • Анализировать и оценивать информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно ставить цели учебной деятельности;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Преобразовывать информацию из текстовой в графическую;
  • Выражать свои мысли  идеи;
  • Слушать товарищей.

Оборудование: весы с набором разновесов, спиртовка, пробирки, держатель пробирок, штативы, кусочек зеленого листа, листья капусты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые результаты

  1. Актуализация знаний пройденного материала

Мы ужу достаточно много знаем о клетке. Давайте попробуем построить конструктор событий.

Строят конструктор событий, по форме, предложенной учителем.

(Приложение1)

Уметь устанавливать причинно-следственные связи

  1. Мотивационный этап

Сегодня вам предстоит познакомиться с еще не менее интересной информацией о клетке. Но как будет называться тема урока,  вы мне скажите сами. Послушайте, пожалуйста,  стихотворение:

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /

Так какова же тема нашего урока?

Тема урока: «Химический состав клетки»

Слушают учителя.

Высказывают свое мнение.

Записывают тему урока в тетрадь

Уметь анализировать и оценивать информацию.

Уметь аргументировать свою позицию.

  1. Целеполагание.

А сейчас давайте наметим главную цель нашего урока.

А каким образом мы будем об этом узнавать?

Чем воспользуемся?

Ответы учащихся (узнать о химическом составе клетки)

Ответы учащихся (изучим текст учебника, проведем эксперимент)

Уметь самостоятельно ставить цель учебной деятельности.

  1. Изучение нового материала

Первое, что бы я хотела отметить, так это то, что клетки всех живых организмов состоят из тех же элементов, что и объекты не живой природы. Но есть и определенные отличия. В чем же они проявляются?

Предлагаю познакомиться с текстом учебника (стр.40 1 и 2 абзацы) и ответить на  такие вопросы:

  • Какие элементы составляют 98% от массы клетки?
  • Содержание этих элементов в живых организмах выше или ниже, чем в объектах неживой природы?
  • Сколько % приходится на долю таких элементов , как калий, натрий, кальций и др.?

А сейчас, используя таблицу на стр. 41, закончите схему (Приложение 2)

Ну а теперь я предлагаю вам провести ряд опытов, которые убедят нас в том, что это действительно так и есть.

Опыт 1 Нам необходимо выяснить, действительно ли в состав растительных клеток входит вода.

Для этого мы возьмем небольшой кусочек зеленого листа, поместим ее в пробирку и прокалим в пламени спиртовки.

Что вы видите на стенках пробирки?

Я, готовясь к сегодняшнему уроку, взяла 2 листа капусты, одинаковых по своему весу. Один из листов я высушила. Как вы думаете, зачем я это сделала?

А можем ли мы узнать, сколько было воды в листе капусты?

Так и сделаем

Опыт 2 Взвешивает листья капусты. Озвучивает результат ученикам.

Зачем же клеткам нужна вода?

Прочтите текст на стр.40 и заполните пропуски в предложениях.

Какие же еще неорганические вещества входят в состав растительной клетки?

Что осталось в пробирке после прокаливания?

А это и есть минеральные вещества.

Какова же их роль в клетке?

Прочтите текст на стр. 41 и заполните пропуски.

Какие же еще вещества находятся в растительных клетках?

А это уже история следующего урока.

Изучают текст учебника.

Отвечают на вопросы:

  • С, Н,О,N.

  • Выше

  • 2%

Работают с материалом таблицы, заполняют схему.

Проделывают опыт№1 .

О содержании воды в клетках растений судит по капелькам, появившихся на стеках пробирки.

  • Что бы испарилась вода.

  • Можем взвесить оба листа и найти разницу.

Наблюдают за манипуляциями учителя. Вычисляют массу испарившейся воды.

Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в рабочих листах (приложение2)

1.Вода придает клеткам …

2. Вода обеспечивает ….

3. Вода участвует в …. веществ.

  • Минеральные соли.

  • Зола.

Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в рабочих листах (приложение2)

1.Минеральные вещества участвуют в регуляции процессов… клетки.

2.Соединения некоторых неорганических веществ используют для синтеза… веществ.

  • Органические.

Уметь извлекать первичную информацию из текста учебника.

Уметь преобразовывать текстовую информацию в графическую.

Уметь проводить биологический эксперимент под руководством учителя.

Анализировать результат, делать выводы.

  1. Закрепление материала.

Давайте выясним,  насколько хорошо мы изучили  новый материал.

Я буду зачитывать вам предложения, а вы поднимать полоску с буквой «В» или «М»

1.Содержание этого вещества составляет в клетке от40 до 95%.

2. К неорганическим веществам клетки относятся…

3. Если бы не было этого вещества, клетка не имела бы форму.

4. За регуляцию процессов жизнедеятельности в клетке отвечают…

5. Участвуют в синтезе органических веществ в клетке.

6. Придает клетке упругость.

  • Вода (В)

  • Вода, минеральные соли (В.М)

  • Вода (В)

  • Минеральные соли (М)

  • Минеральные соли (М)

  • Вода (В)

Уметь применять  теоретические знания в новой ситуации.

  1. Рефлексия

«Чемодан, корзина, мясорубка»

Учатся объективно оценивать свою работу.

Уметь делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

  1. Домашнее задание

П.8 до органических веществ.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

__Ф.И _______________________________

Тема урока:  «………………….. состав клетки»

Опыт 1

                                             

Что вы видите на стенках пробирки?

Вывод:

Опыт 2

1.Какова масса воды?

2.Какую часть она составляет от общей массы клетки (большую или меньшую)?

Вывод:

Задание1.

Опираясь на текст в учебнике (стр.40), заполните пропуски в предложениях.

1.Вода придает клеткам ………

2. Вода обеспечивает ………….

3. Вода участвует в ………………. веществ.

Задание2. 

1.Что образовалось на дне пробирки, после сжигания листа?

2.Опираясь на текст в учебнике (стр.41), заполните пропуски в предложениях:

1.Минеральные вещества участвуют в регуляции процессов………………………..       клетки.

2.Соединения некоторых неорганических веществ используют для синтеза…………………          веществ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструктор событий Если Причина то Следствие ? Клетка не сможет хранить и передавать наследственную информацию. Если в клетке не будет цитоплазмы ? ? Не будет протекать процесс фотосинтеза

Слайд 2

На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна . / Тумбаева Т.Ю. /

Слайд 3

Химический состав клетки.

Слайд 4

Особенности элементарного состава живой клетки Познакомьтесь с текстом учебника (стр.40 1 и 2 абзацы) и ответьте на вопросы : • Какие элементы составляют 98% от массы клетки? • Содержание этих элементов в живых организмах выше или ниже, чем в объектах неживой природы? • Сколько % приходится на долю таких элементов , как калий, натрий, кальций и др.?

Слайд 5

Закончите схему Химический состав клетки ? ? Вода Белки Органические вещества ? ?

Слайд 6

Опыт 1

Слайд 7

? ? Опыт 2

Слайд 8

Функции воды Закончите предложения. 1.Вода придает клеткам … 2. Вода обеспечивает …. 3 . Вода участвует в …. веществ

Слайд 9

Функции минеральных веществ Закончите предложения. 1.Минеральные вещества участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности клетки . 2.Соединения некоторых неорганических веществ используют для синтеза органических веществ.

Слайд 10

Закрепим знания Содержание этого вещества составляет в клетке от 10 до 95 %. К неорганическим веществам клетки относятся … Если бы не было этого вещества, клетка не имела бы форму . За регуляцию процессов жизнедеятельности в клетке отвечают … Участвуют в синтезе органических веществ в клетке . Придает клетке упругость.

Слайд 11

Подведем итог Что возьмем с собой? «Докрутить» Бесполезное

Слайд 12

Домашнее задание П.8 до органических веществ.



Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Химический состав клетки. Органические  вещества»

Цель: формировать умения выявлять химический состав клетки  методом биологического эксперимента.

Задачи

Обучающийся научится:

  • Объяснять роль органических  веществ, входящие в состав клетки;
  • Ставить биологический эксперимент по изучению химического состава клетки под руководством учителя;
  • Работать с лабораторным оборудованием;
  • Анализировать и оценивать информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно ставить цели учебной деятельности;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Выражать свои мысли  идеи;
  • Слушать товарищей.

Оборудование: кусочек хлеба,  клубень картофеля, семечки подсолнечника, пресное тесто, раствор йода, кусочки марли, пластиковые стаканчики, пипетки, листочки бумаги, рабочие листы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые результаты

  1. Актуализация знаний пройденного материала

О чем шла речь на прошлом уроке? Что нового вы для себя узнали?

Давайте попробуем построить конструктор событий.

  • Мы изучали химический состав клетки. Выяснили, что в состав клетки входят такие неорганические вещества, как вода и минеральные соли.

Строят конструктор событий, по форме, предложенной учителем.

(Приложение1)

Уметь устанавливать причинно-следственные связи

  1. Мотивационный этап

Сегодня вам предстоит познакомиться с еще не менее интересной информацией о клетке. Но как будет называться тема урока,  вы мне скажите сами.

А пока обратите внимание на этикетки таких продуктов, как мука, подсолнечное масло, крахмал. Скажите, какие вещества входят в состав этих продуктов? Какие вещества преобладают в каждом из них?

А из чего же получают муку, масло, крахмал?

Так какова же тема нашего урока?

Тема урока: «Химический состав клетки. Органические вещества»

Слушают учителя.

Изучают состав продуктов по этикеткам.

Отмечают, что в состав

А) муки входят белки, жиры, углеводы;

Б) масла – жиры;

В) крахмала – белки, жиры, углеводы 

  • Муку из пшеницы, масло из семян подсолнечника, крахмал из картофеля.

Высказывают свое мнение.

Записывают тему урока в тетрадь

Уметь анализировать и оценивать информацию.

Уметь аргументировать свою позицию.

  1. Целеполагание.

А сейчас давайте наметим главную цель нашего урока.

А каким образом мы будем об этом узнавать?

Чем воспользуемся?

Ответы учащихся (узнать об органических веществах  клетки)

Ответы учащихся (изучим текст учебника, проведем эксперимент)

Уметь самостоятельно ставить цель учебной деятельности.

  1. Изучение нового материала

Мы уже знаем, что в состав клетки входят минеральные и органические вещества.

Как вы думаете, каких веществ больше минеральных или органических?

Мнения разделились.

Сейчас мы это выясним.

На факультативном занятии мы с ребятами провели несложный опыт. Сейчас Игорь нам о нем расскажет. И разрешит наш спор.

Таким образом, что доказал эксперимент?

Какие же органические вещества входят в состав растительных клеток?

Ну а теперь я предлагаю вам провести ряд опытов, которые убедят нас в том, что это действительно так и есть.

Опыт 1 На кусочек хлеба (или ломтик картофеля) капните капельку раствора йода.

Что вы видите?

Эта реакция называется качественной . Она показывает, что в продукте содержится крахмал. Крахмал – это углевод.

Какова же его роль в жизни клетки.

Прочтите  текст  учебника на стр.41 2 абзац, и заполните пропуски в предложениях

Опыт 2 

Комочек теста в марли опустите в стакан с водой. Через некоторое время выньте его из стакана. Разверните марлю и потрогайте комочек теста руками. Что вы чувствуете?

Эта клейковина и есть белок.

Зачем же клеткам нужен белок?

Прочтите текст на стр.41 3 абзац  и заполните пропуски в предложениях.

Опыт 3

Возьмите семечку подсолнечника и положите ее между двумя листочками бумаги. Надавите карандашом на нее. Что вы увидели?

Какой же вывод  можно сделать?

Какова же его роль в клетке?

Прочтите текст на стр. 41 4 абзац и заполните пропуски.

 

Физкультминутка.

 Слушают учителя.

Высказывают свое мнение.

Слушают одноклассника, который рассказывает о проведенном опыте и о  его результатах (масса золы меньше массы сухого листа в несколько раз)

  • Органических веществ  в клетке больше, чем минеральных.

  • Белки, жиры, углеводы.

Проделывают опыт№1 .

  • Кусочек посинел.

Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в предложениях (приложение 2)

1.Углеводы обеспечивают клетку …

2. Углеводы придают …. Клеточной оболочке.

Проделывают опыт№2.

  • Комочек стал клейкий на ощупь.

Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в предложениях (приложение 2)

1.Белки…  в  клетках.

2.Белки …. процессы жизнедеятельности в клетке.

Проделывают опыт№3.

  • Обнаружили жирное пятно.

  • В состав семечки подсолнечника входит жир.

Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в предложениях (приложение 2).

1.Жиры обеспечивают клетку….

2. Жиры могут… в клетках растений.

Дети изображают деревья, подняв руки вверх.

Сначала «поникли листочки» - опускают пальчики.

Потом «веточки» - кисти,

«ветви» - предплечья;

«деревья уснули» - опускаются руки.

Уметь извлекать первичную информацию из текста учебника.

Уметь преобразовывать текстовую информацию в графическую.

Уметь проводить биологический эксперимент под руководством учителя.

Анализировать результат, делать выводы.

  1. Закрепление материала.

Давайте выясним,  насколько хорошо мы изучили  новый материал.

Я буду зачитывать вам предложения, а вы поднимать полоску с буквой «У», «Б» или «Ж»

1.Это вещество обеспечивает клетку энергией.

2. К органическим веществам клетки относятся…

3. Это вещество вызывает посинение раствора йода.

4. Это вещество регулирует процессы жизнедеятельности в клетке.

5. Это вещество входит в состав клеточной оболочки и придает ей  упругость.

 А сейчас я хочу прочесть вам стихотворение. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

Почему клетку сравнивают  с «миниатюрной природной лабораторией»?

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям -  явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути    химические.

  • Углеводы (У), жиры (Ж)

  • углеводы, белки и жиры (У, Б, Ж)

  • Углеводы (У),

  • Белки (Б)

  • Углеводы (У)

Слушают стихотворение.

Высказывают свои мысли по поводу вопроса, который задал учитель.

Уметь применять  теоретические знания в новой ситуации.

  1. Рефлексия

«Острова»

Учатся объективно оценивать свою работу.

Уметь делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

  1. Домашнее задание

П.8 до конца.

Дополнительное задание:

1. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда)

2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда)

3. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу,  подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток (задание для 3 ряда)

Приложение 1

Если

Причина

то

Следствие

?

Нарушаться процессы жизнедеятельности

Если в клетке не будет воды

?

?

Органические вещества не будут синтезироваться в клетке



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

__Ф.И _______________________________

Тема урока:  «…… состав клетки.       …….  вещества»

Опыт 1http://cs543103.vk.me/v543103962/5f7c/9p4QvTC7lbc.jpg

Вывод:  Картофель и хлеб под действием йода ………………..

Значит,  в них  содержится  ………………….

Опираясь на текст в учебнике (стр.41, 2 абзац), заполните пропуски в предложениях.

1.Углеводы обеспечивают клетку ………. .

2. Углеводы придают ………………………      клеточной оболочке.

Опыт 2

Вывод:  Комочек теста стал ……………  .

Значит, в тесте содержится ………………..

Опираясь на текст в учебнике (стр.41, 3 абзац), заполните пропуски в предложениях.

1.Белки………………………..  в  клетках.

2.Белки ……………………. …процессы жизнедеятельности в клетке.

Опыт 3

http://biouroki.ru/content/page/676/11.png

Вывод:  На листе бумаги осталось  …………………….пятно.

Значит, в семени подсолнечника   содержится …………………

Опираясь на текст в учебнике (стр.41, 4 абзац), заполните пропуски в предложениях.

1.Жиры обеспечивают клетке……………… .

2. Жиры могут… ………………………………..в клетках растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

Конспект урока-проекта "Химический состав клетки"

Цель: организовать деятельность учащихся в новых условиях. Задачи. 1. Формирование представления о химическом составе клетки. 2. Развивать самостоятельность учащихся, их творческие и интеллектуальн...

Конспект урока биологии "Химический состав клетки"

В конспект урока прилагается технологическая карта...

Конспект урока по химии :Основные классы неорганических веществ : соли.

Конспект урока  по химии "Основные классы неогранических веществ : соли" для 8 класса...