Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс) на тему
Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Химический состав клетки. Неорганические вещества»
Цель: формировать умения выявлять химический состав клетки методом биологического эксперимента.
Задачи:
Обучающийся научится:
- Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящие в состав клетки;
- Ставить биологический эксперимент по изучению химического состава клетки под руководством учителя;
- Работать с лабораторным оборудованием;
- Анализировать и оценивать информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить цели учебной деятельности;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Преобразовывать информацию из текстовой в графическую;
- Выражать свои мысли идеи;
- Слушать товарищей.
Оборудование: весы с набором разновесов, спиртовка, пробирки, держатель пробирок, штативы, кусочек зеленого листа, листья капусты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты |
| Мы ужу достаточно много знаем о клетке. Давайте попробуем построить конструктор событий. | Строят конструктор событий, по форме, предложенной учителем. (Приложение1) | Уметь устанавливать причинно-следственные связи |
| Сегодня вам предстоит познакомиться с еще не менее интересной информацией о клетке. Но как будет называться тема урока, вы мне скажите сами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение: На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. / Так какова же тема нашего урока? Тема урока: «Химический состав клетки» | Слушают учителя. Высказывают свое мнение. Записывают тему урока в тетрадь | Уметь анализировать и оценивать информацию. Уметь аргументировать свою позицию. |
| А сейчас давайте наметим главную цель нашего урока. А каким образом мы будем об этом узнавать? Чем воспользуемся? | Ответы учащихся (узнать о химическом составе клетки) Ответы учащихся (изучим текст учебника, проведем эксперимент) | Уметь самостоятельно ставить цель учебной деятельности. |
| Первое, что бы я хотела отметить, так это то, что клетки всех живых организмов состоят из тех же элементов, что и объекты не живой природы. Но есть и определенные отличия. В чем же они проявляются? Предлагаю познакомиться с текстом учебника (стр.40 1 и 2 абзацы) и ответить на такие вопросы:
А сейчас, используя таблицу на стр. 41, закончите схему (Приложение 2) Ну а теперь я предлагаю вам провести ряд опытов, которые убедят нас в том, что это действительно так и есть. Опыт 1 Нам необходимо выяснить, действительно ли в состав растительных клеток входит вода. Для этого мы возьмем небольшой кусочек зеленого листа, поместим ее в пробирку и прокалим в пламени спиртовки. Что вы видите на стенках пробирки? Я, готовясь к сегодняшнему уроку, взяла 2 листа капусты, одинаковых по своему весу. Один из листов я высушила. Как вы думаете, зачем я это сделала? А можем ли мы узнать, сколько было воды в листе капусты? Так и сделаем Опыт 2 Взвешивает листья капусты. Озвучивает результат ученикам. Зачем же клеткам нужна вода? Прочтите текст на стр.40 и заполните пропуски в предложениях. Какие же еще неорганические вещества входят в состав растительной клетки? Что осталось в пробирке после прокаливания? А это и есть минеральные вещества. Какова же их роль в клетке? Прочтите текст на стр. 41 и заполните пропуски. Какие же еще вещества находятся в растительных клетках? А это уже история следующего урока. | Изучают текст учебника. Отвечают на вопросы:
Работают с материалом таблицы, заполняют схему. Проделывают опыт№1 . О содержании воды в клетках растений судит по капелькам, появившихся на стеках пробирки.
Наблюдают за манипуляциями учителя. Вычисляют массу испарившейся воды. Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в рабочих листах (приложение2) 1.Вода придает клеткам … 2. Вода обеспечивает …. 3. Вода участвует в …. веществ.
Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в рабочих листах (приложение2) 1.Минеральные вещества участвуют в регуляции процессов… клетки. 2.Соединения некоторых неорганических веществ используют для синтеза… веществ.
| Уметь извлекать первичную информацию из текста учебника. Уметь преобразовывать текстовую информацию в графическую. Уметь проводить биологический эксперимент под руководством учителя. Анализировать результат, делать выводы. |
| Давайте выясним, насколько хорошо мы изучили новый материал. Я буду зачитывать вам предложения, а вы поднимать полоску с буквой «В» или «М» 1.Содержание этого вещества составляет в клетке от40 до 95%. 2. К неорганическим веществам клетки относятся… 3. Если бы не было этого вещества, клетка не имела бы форму. 4. За регуляцию процессов жизнедеятельности в клетке отвечают… 5. Участвуют в синтезе органических веществ в клетке. 6. Придает клетке упругость. |
| Уметь применять теоретические знания в новой ситуации. |
| «Чемодан, корзина, мясорубка» | Учатся объективно оценивать свою работу. Уметь делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | |
| П.8 до органических веществ. |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
__Ф.И _______________________________
Тема урока: «………………….. состав клетки»
Опыт 1
Что вы видите на стенках пробирки?
Вывод:
Опыт 2
1.Какова масса воды?
2.Какую часть она составляет от общей массы клетки (большую или меньшую)?
Вывод:
Задание1.
Опираясь на текст в учебнике (стр.40), заполните пропуски в предложениях.
1.Вода придает клеткам ………
2. Вода обеспечивает ………….
3. Вода участвует в ………………. веществ.
Задание2.
1.Что образовалось на дне пробирки, после сжигания листа?
2.Опираясь на текст в учебнике (стр.41), заполните пропуски в предложениях:
1.Минеральные вещества участвуют в регуляции процессов……………………….. клетки.
2.Соединения некоторых неорганических веществ используют для синтеза………………… веществ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна . / Тумбаева Т.Ю. /
Химический состав клетки.
Особенности элементарного состава живой клетки Познакомьтесь с текстом учебника (стр.40 1 и 2 абзацы) и ответьте на вопросы : • Какие элементы составляют 98% от массы клетки? • Содержание этих элементов в живых организмах выше или ниже, чем в объектах неживой природы? • Сколько % приходится на долю таких элементов , как калий, натрий, кальций и др.?
Закончите схему Химический состав клетки ? ? Вода Белки Органические вещества ? ?
Опыт 1
? ? Опыт 2
Функции воды Закончите предложения. 1.Вода придает клеткам … 2. Вода обеспечивает …. 3 . Вода участвует в …. веществ
Функции минеральных веществ Закончите предложения. 1.Минеральные вещества участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности клетки . 2.Соединения некоторых неорганических веществ используют для синтеза органических веществ.
Закрепим знания Содержание этого вещества составляет в клетке от 10 до 95 %. К неорганическим веществам клетки относятся … Если бы не было этого вещества, клетка не имела бы форму . За регуляцию процессов жизнедеятельности в клетке отвечают … Участвуют в синтезе органических веществ в клетке . Придает клетке упругость.
Подведем итог Что возьмем с собой? «Докрутить» Бесполезное
Домашнее задание П.8 до органических веществ.
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Химический состав клетки. Органические вещества»
Цель: формировать умения выявлять химический состав клетки методом биологического эксперимента.
Задачи
Обучающийся научится:
- Объяснять роль органических веществ, входящие в состав клетки;
- Ставить биологический эксперимент по изучению химического состава клетки под руководством учителя;
- Работать с лабораторным оборудованием;
- Анализировать и оценивать информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить цели учебной деятельности;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Выражать свои мысли идеи;
- Слушать товарищей.
Оборудование: кусочек хлеба, клубень картофеля, семечки подсолнечника, пресное тесто, раствор йода, кусочки марли, пластиковые стаканчики, пипетки, листочки бумаги, рабочие листы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты |
| О чем шла речь на прошлом уроке? Что нового вы для себя узнали? Давайте попробуем построить конструктор событий. |
Строят конструктор событий, по форме, предложенной учителем. (Приложение1) | Уметь устанавливать причинно-следственные связи |
| Сегодня вам предстоит познакомиться с еще не менее интересной информацией о клетке. Но как будет называться тема урока, вы мне скажите сами. А пока обратите внимание на этикетки таких продуктов, как мука, подсолнечное масло, крахмал. Скажите, какие вещества входят в состав этих продуктов? Какие вещества преобладают в каждом из них? А из чего же получают муку, масло, крахмал? Так какова же тема нашего урока? Тема урока: «Химический состав клетки. Органические вещества» | Слушают учителя. Изучают состав продуктов по этикеткам. Отмечают, что в состав А) муки входят белки, жиры, углеводы; Б) масла – жиры; В) крахмала – белки, жиры, углеводы
Высказывают свое мнение. Записывают тему урока в тетрадь | Уметь анализировать и оценивать информацию. Уметь аргументировать свою позицию. |
| А сейчас давайте наметим главную цель нашего урока. А каким образом мы будем об этом узнавать? Чем воспользуемся? | Ответы учащихся (узнать об органических веществах клетки) Ответы учащихся (изучим текст учебника, проведем эксперимент) | Уметь самостоятельно ставить цель учебной деятельности. |
| Мы уже знаем, что в состав клетки входят минеральные и органические вещества. Как вы думаете, каких веществ больше минеральных или органических? Мнения разделились. Сейчас мы это выясним. На факультативном занятии мы с ребятами провели несложный опыт. Сейчас Игорь нам о нем расскажет. И разрешит наш спор. Таким образом, что доказал эксперимент? Какие же органические вещества входят в состав растительных клеток? Ну а теперь я предлагаю вам провести ряд опытов, которые убедят нас в том, что это действительно так и есть. Опыт 1 На кусочек хлеба (или ломтик картофеля) капните капельку раствора йода. Что вы видите? Эта реакция называется качественной . Она показывает, что в продукте содержится крахмал. Крахмал – это углевод. Какова же его роль в жизни клетки. Прочтите текст учебника на стр.41 2 абзац, и заполните пропуски в предложениях Опыт 2 Комочек теста в марли опустите в стакан с водой. Через некоторое время выньте его из стакана. Разверните марлю и потрогайте комочек теста руками. Что вы чувствуете? Эта клейковина и есть белок. Зачем же клеткам нужен белок? Прочтите текст на стр.41 3 абзац и заполните пропуски в предложениях. Опыт 3 Возьмите семечку подсолнечника и положите ее между двумя листочками бумаги. Надавите карандашом на нее. Что вы увидели? Какой же вывод можно сделать? Какова же его роль в клетке? Прочтите текст на стр. 41 4 абзац и заполните пропуски.
Физкультминутка. | Слушают учителя. Высказывают свое мнение. Слушают одноклассника, который рассказывает о проведенном опыте и о его результатах (масса золы меньше массы сухого листа в несколько раз)
Проделывают опыт№1 .
Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в предложениях (приложение 2) 1.Углеводы обеспечивают клетку … 2. Углеводы придают …. Клеточной оболочке. Проделывают опыт№2.
Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в предложениях (приложение 2) 1.Белки… в клетках. 2.Белки …. процессы жизнедеятельности в клетке. Проделывают опыт№3.
Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в предложениях (приложение 2). 1.Жиры обеспечивают клетку…. 2. Жиры могут… в клетках растений. Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» - опускают пальчики. Потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья; «деревья уснули» - опускаются руки. | Уметь извлекать первичную информацию из текста учебника. Уметь преобразовывать текстовую информацию в графическую. Уметь проводить биологический эксперимент под руководством учителя. Анализировать результат, делать выводы. |
| Давайте выясним, насколько хорошо мы изучили новый материал. Я буду зачитывать вам предложения, а вы поднимать полоску с буквой «У», «Б» или «Ж» 1.Это вещество обеспечивает клетку энергией. 2. К органическим веществам клетки относятся… 3. Это вещество вызывает посинение раствора йода. 4. Это вещество регулирует процессы жизнедеятельности в клетке. 5. Это вещество входит в состав клеточной оболочки и придает ей упругость. А сейчас я хочу прочесть вам стихотворение. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»? Из элементов химических состоят вещества. И в клетках различных творят чудеса. Кипит там работа. Идут превращения, Названье таким превращеньям - явления. И создают вещества органические, Процессы те сложные, по сути химические. |
Слушают стихотворение. Высказывают свои мысли по поводу вопроса, который задал учитель. | Уметь применять теоретические знания в новой ситуации. |
| «Острова» | Учатся объективно оценивать свою работу. Уметь делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | |
| П.8 до конца. Дополнительное задание: 1. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда) 2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда) 3. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток (задание для 3 ряда) |
Приложение 1
Если | Причина | то | Следствие |
? | Нарушаться процессы жизнедеятельности | ||
Если в клетке не будет воды | ? | ||
? | Органические вещества не будут синтезироваться в клетке |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
__Ф.И _______________________________
Тема урока: «…… состав клетки. ……. вещества»
Опыт 1
Вывод: Картофель и хлеб под действием йода ………………..
Значит, в них содержится ………………….
Опираясь на текст в учебнике (стр.41, 2 абзац), заполните пропуски в предложениях.
1.Углеводы обеспечивают клетку ………. .
2. Углеводы придают ……………………… клеточной оболочке.
Опыт 2
Вывод: Комочек теста стал …………… .
Значит, в тесте содержится ………………..
Опираясь на текст в учебнике (стр.41, 3 абзац), заполните пропуски в предложениях.
1.Белки……………………….. в клетках.
2.Белки ……………………. …процессы жизнедеятельности в клетке.
Опыт 3
Вывод: На листе бумаги осталось …………………….пятно.
Значит, в семени подсолнечника содержится …………………
Опираясь на текст в учебнике (стр.41, 4 абзац), заполните пропуски в предложениях.
1.Жиры обеспечивают клетке……………… .
2. Жиры могут… ………………………………..в клетках растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
Конспект урока по химии: "Основные классы неорганических веществ"
Урок - игра для учащихся 8 класса...
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества." ...
Конспект урока-проекта "Химический состав клетки"
Цель: организовать деятельность учащихся в новых условиях. Задачи. 1. Формирование представления о химическом составе клетки. 2. Развивать самостоятельность учащихся, их творческие и интеллектуальн...
Конспект урока биологии "Химический состав клетки"
В конспект урока прилагается технологическая карта...
Конспект урока по химии :Основные классы неорганических веществ : соли.
Конспект урока по химии "Основные классы неогранических веществ : соли" для 8 класса...