Конспект урока по химии :Основные классы неорганических веществ : соли.
план-конспект урока по химии (8 класс)

Архипова Наталья Николаевна

Конспект урока  по химии "Основные классы неогранических веществ : соли" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.65 КБ
Файл pril1.pptx315.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Основные классы неорганических веществ : соли».

(учитель биологии и химии Архипова Н.Н.)

Цели и задачи:

Образовательные:

Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

- Привести в систему знания учащихся о классификации солей;

- Познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.

Развивающие:

- Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими 
реактивами.

- Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций.

- Развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

- Формирование всесторонне развитой личности.

- Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект,

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Организационный момент 

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим  материал по темам: «Оксиды. Основания, Кислоты». Закрепим умения различать эти классы соединений и характеризовать вещества. А затем перейдем к изучению новой темы.

2. Актуализация знаний

Итак, первый вопрос: Какие классы соединений вы знаете? Дайте определение каждому из них. (предполагаемый ответ – Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов 2 элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

Дайте названия следующим веществам и распределите их по классам неорганических соединений. 
CO
2, NaOH, HCl, Fe2O3, NaCl, Ca(OH)2, MgSO4. (слайд)

- Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания? (Да, мы не смогли определить к какому классу относятся MgSO4 и NaCl)

- Да, действительно вы встретили новый класс веществ – это соли.

3. Получение новых знаний 

Запишем тему урока : «Основные классы неорганических веществ : соли»

Давайте попробуем дать определение что же такое соли:

Правильно :Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.

Название солей мы видим на слайде и у вас на столах есть памятки . И видим их на слайде название соли дается название  металла + кислотный остаток .( слайд)

Порядок составления формул ( слайд)

Давайте попробуем дать название следующим солям: MgCl2 Na3PO4 K2SO4 Na2COZnS Ca(NO3)2   (слайд)

Классификация солей (слайд )

Нормальные или средние

Кислые

Основные

Na2SOсульфат натрия

KHSOгидросульфат калия

Mg(OH)Cl гидроксохлорид магния

Физкультминутка :

  • «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад
  • «Сова»: поворот головы вправо-влево
  • «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
  • «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
  • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
  • Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
  • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.

Средними или нормальными (слайд ) солями называют соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот:

H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O

ортофосфат натрия

Кислыми солями (слайд ) называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот (получаются при избытке кислоты):

Н3РО4 + NaOH = NaH2PO4 + H2O
дигидроортофосфат натрия

Основными солями (слайд )называют соли, молекулах которых, кроме кислотных остатков, имеются также гидроксогруппы (получаются при избытке оснований):

Mg(OH)2 + HCI =Mg(OH)CI + H2
основный хлорид магния или гидроксохлорид магния

Кроме того, все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K2SO4, ZnCl2,                     а ко второй: BaSO4, CaCO3. Как можно узнать растворимая соль или нет? необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.(слайд)

Получение солей (слайд )

  1. Металлы + кислота = соль + водород
  2. соль+ металл = н.соль+ н.металл 
    CuSO
    4+Fe =FeSO4+ Cu
  3. Щелочь + кислота = соль + вода

NaOH + HCl = NaCl + H2O

  1. основный оксид + кислота = соль + вода
    CuO + H
    2SO4 = CuSO4 + H2O

Давайте поговорим о практическом значении некоторых солей, которые представлены на доске. Что вам известно о них?

 NaCl  - единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Когда живые организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую хлоридом натрия среду, в которой жили, на бедную этой солью среду – на сушу. Поэтому живому организму необходимо искать NaCl в крови другого животного, как это делают хищники. Или добывать в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.
С точки зрения биологии, хлорид натрия активно участвует в минеральном обмене организма животного и человека. Он содержится в крови, пищеварительном соке. В организме человека соли составляют 5,5% массы тела, в том числе хлорида натрия около 300 г. Среднесуточная норма потребления NaCl взрослого человека – 15 г. За год человек съедает 5-7 кг соли.
NaCl стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Недостаток его в организме вызывает головокружение, обмороки, нарушение работы сердца, снижение аппетита, уменьшение воды в крови и органах, сокращение выделения пищеварительного сока.

NaCl – минерал галит (от греческого «галс» – соль). Полупрозрачен, со стеклянным блеском, бесцветен, но примеси часто окрашивают его в серый, красный, коричневый цвета. Красивая голубоватая и фиолетовая окраска некоторых галитов связана с воздействием на них радиоактивных лучей в природных залежах 

СaCO3  Это белое твердое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Это и школьный мел, мрамор, яичная скорлупа, жемчуг.
Карбонат кальция входит в состав наружного скелета морских звезд, кораллов, раковин, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, панцирей морских ежей и скелетов микроорганизмов, которые, отмирая, опускаются на дно и скапливаются там, постепенно превращаясь в залежи известняка и мрамора.
Земледельцы давно заметили, что на почве, посыпанной известняком, растения чувствуют себя лучше. Особенно это важно для молодых растений. Без кальциевых солей их корни делаются вялыми, быстро загнивают. Потому-то молодое растение жадно впитывает в себя эти соли, ему надо окрепнуть. А к старости в стволе и корнях
 накапливается много кальциевых солей. Они и придают деревьям прочность.
Карбонат кальция – это сталактиты и сталагмиты. Когда подземные воды растворяют соли (гипс, известняки, доломиты) образуются карстовые котловины, воронки, пещеры.
Иногда СаСО
3 покрывает стены пещеры в виде муки – «горная мука». Если частички его взвешены в воде, получается «лунное» или «горное молоко».
В пещерах встречаются причудливые скопления СаСО
3, похожие на виноградные гроздья – «каменный виноград». (видео) 

Na2CO3  Белое твердое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, бытовое название – стиральная сода. Используется для смягчения воды. 

Са3(РО4)2 Это твердое белое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Нам известно, что это главный конструкционный материал для построения внутреннего скелета позвоночных: костей, зубов.
Фостат кальция содержится в мышцах, нервах, особенно необходим для построения скелета ребенка. Нехватка этой соли в организме человека и животного приводит к заболеванию рахитом. Источниками фостата кальция являются такие продукты, как сыр, говядина, печень, рыба, белый хлеб, яйца, молоко, йогурт.
Вред солей (видео).

Выполнение упражнений для закрепления.
Д.з. § 33 (до химических свойств солей)

Задание 2, 3,7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

CO 2 , NaOH , HCl , Fe 2 O 3 , NaCl , Ca (OH) 2 , MgSO 4 .

Слайд 3

Основные классы неорганических веществ: соли

Слайд 4

определение Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками. Общая формула кислот – Me А x, y – число атомов А – кислотный остаток

Слайд 5

Состав и название солей Название кислотного остатка Название металла (в Р.п.) Указание валентности (если она переменная)

Слайд 6

Название солей

Слайд 7

Составление формул солей Порядок действий Пример 1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать валентность II I Mg NO 3 2. Найти наименьшее общее кратное II * I = 2 3. Разделить полученное число на валентность каждого элемента 2 : II = 1 2 : I = 2 4. Полученная формула II I Mg ( NO 3 ) 2

Слайд 8

Дайте названия солям

Слайд 9

классификация

Слайд 10

Средними или нормальными солями называют соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот: H 3 PO 4 + 3 NaOH = Na 3 PO 4 + 3 H 2 O ортофосфат натрия

Слайд 11

Кислыми солями называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот (получаются при избытке кислоты): Н 3 РО 4 + NaOH = Na H 2 PO 4 + H 2 O ди гидро ортофосфат натрия

Слайд 12

Основными солями называют соли, молекулах которых, кроме кислотных остатков, имеются также гидроксогруппы (получаются при избытке оснований): Mg(OH) 2 + HCI = M g (OH) CI + H 2 O основный хлорид магния гидроксо хлорид магния

Слайд 13

Соли Растворимые в воде Нерастворимые в воде CaSO 4 К NO 3 Na PO 3 4 BaCl 2 MgCO 3

Слайд 14

Задание на дом п.33 ( до химических свойств солей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

Классы неорганических веществ. Соли

На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с классом неорганических соединений "Соли". Учатся составлять химические формулы солей, давать им назавание, знакомятся с классификацией. Урок проходит с ис...

Основные классы неорганических веществ. Соли 8 класс

Задачи урока: обучающая--- дать начальные представления о составе, классификации, физических свойствах и номенклатуре солей, составлении молекулярных формул, способах получения солей*. развивающа...

Контрольная работа по химии по теме "Основные классы неорганических веществ " 8 класс

Контрольная работа по химии по теме "Основные классы неорганических веществ " 8 класс...

Интегрированный урок химии и английского языка в 8 классе по теме "Основные классы неорганических веществ"

Ведущими технологиями на уроке были интегрированное обучение,  исследовательская и самостоятельная работа.Для реализации технологии интегрированного обучения в данной теме урока за основу было вз...