Конспект урока биологии "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
В конспект урока прилагается технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii.doc | 51.5 КБ |
hod_uroka.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по биологии ,6 класс
«Химический состав клетки», 1 час.
« Биология. 6 класс. Живой организм »
УМК Н. И. Сонина
Класс: 6в
Дата : 10.09.2014г.
Тип урока: урок изучения и первичное закрепление новых знаний
Цель: познакомить учащихся с химическим составом клеток ( органическими и неорганическими веществами), функциями веществ, образующих клетку.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о химической организации клетки, о единстве состава растительных и животных клеток.
Развивающая: продолжить развитие умений у учащихся работать с информационно-коммуникативными источниками, умение слушать учителя и своих одноклассников, развивать логическое мышление у учеников и умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать у учащихся правильного понимания о единстве происхождения всех живых организмов
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учебе, интерес к предмету, правильной самооценке. Способствовать формированию экологического сознания у учащихся. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу, схему)
- Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
- Продолжить развитие навыков обучения.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения при работе в группе определять общие цели, распределять роли в группе, договариваться друг с другом.
- Продолжить формирование умения слушать своих одноклассников вести конструктивный диалог, обосновывать свое мнение конкретными фактами.
- Продолжить формирование умения четко и кратко выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения характеризовать и описывать неорганические и органические вещества.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
- Создание условий на уроке и при работе дома к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, путем дифференцированных заданий.
- Осознавать неполноту свих знаний по биологии , проявлять интерес к новому содержанию по биологии
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
- неорганические и органические вещества, входящие в клетки живых организмов;
- знать особенности строения неорганических и органических веществ;
- знать функции веществ, входящих в клетки
Уметь:
-называть вещества, входящие в клетку;
-называть основные функции неорганических и органических веществ;
- устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями вещества;
- объяснять единство происхождения живых организмов.
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Личностные:
-осознавать единство и целостность окружающего мира;
-выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- формировать ответственное отношение к обучению;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- внимательно слушать своих товарищей и обосновывать свое мнение;
- выражать своё мнение по ответам своих товарищей;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- умение работать с текстом учебника;
- понимать смысл терминов;
-сопоставлять информацию из разных частей текста
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- формировать ответственное отношение к обучению;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Основные понятия: неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества(белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты ),ядро, хромосомы, качественные реакции
Межпредметные связи:
интеграция физики и биологии:
-физические свойства воды, минеральных солей
интеграция химии и биологии:
- химические свойства воды, минеральных солей.
-элементарный состав клетки
- качественные реакции ,проведение опытов
интеграция математики и биологии:
- процентное содержание веществ в клетке, анализ диаграмм и таблиц
интеграция географии и биологии:
- минеральные породы в неживой природе, создание гор и океанического дна
Методы работы: частично- поисковый, практический, проблемный, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная
Педагогические технологии: системно - деятельностный подход, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ- технология, здоровьесберегающие, развитие критического мышления, дифференцированное обучение.
Оборудование: -компьютер, мультимедийный проектор
- пробирки, раствор марганцовки, раствор соды питьевой, раствор перекиси
-мука, марля, стакан водой, йод
-семена подсолнечника, картофель, лист бумаги
Основные источники :
- Сонин. Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011г.
- Л.Д. Панфилова, И.А. Шмарина . Тематическое и поурочное планирование по биологии –Издательство
- « Экзамен» М.: Дрофа, 2006г.
- З. А. Томанова, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И Сонина Биология живой организм 6кл. М.: Дрофа, 2009
- Е.Т. Бровкина, Сонин. Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007
Дополнительные источники:
Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. Биологии 6 класс. Живой организм.
Презентация к уроку.
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014
сайт 1 сентября.рф.
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Этап урока, продолжитель-ность | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
Предметные | Формирование УУД | ||||
1.Организацион-ный момент,1 мин | Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. | Организация класса, проверка готовности к уроку | Приветствие друг друга, подготовка рабочего места | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные : прогнозирование своей деятельности. Технология: -здоровьесберегаю-щая | |
2.Актуализация знаний учащихся, 4 мин Слайд1 Слайд2 | На прошлом уроке мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания. | Презентация слайдов1,2 «Строение клетки». Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. фронтальный опрос. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Ответы учеников, Анализ правильных ответов. | Повторение основных органоидов клетки. Различие растительной и животной клетки. | Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации Логические – построение логической цепи рассуждения Самоанализ своих знаний. Технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегаю-щая |
3.Постановка учебной задачи, 3 мин. | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание! 1.Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание. 2.В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода→ обесцвечивание раствора. Вопросы: 1 Что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? превращение) 2.Какая наука изучает превращение веществ? (химия) Вы слышали выражение «Химия вокруг нас», поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока «Химический состав клетки». | Актуализирует знания учащихся. Показывает опыты, задает вопросы, с помощью детей формулирует тему урока и записывает ее на доске. | Называют тему урока. | Межпредмет-ные знания: превращение, химия, опыты, химические вещества | Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) Познавательные УУД – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Технологии: педагогического сотрудничества (учебный диалог, дискуссия) |
4. Открытие нового знания, 15 мин Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7, 8 Слайд 9, 10
Слайд 11, 12 | Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 12-13 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». Слайд 3-5 Проверка слайд 6-8. Учебник с12. рассмотреть диаграмму и сделать выводы про распространение элементов в клетке. Используя текст приложения 1, слайды 9-12, давайте подумаем о роли данных веществ в клетке. | Актуализация знаний учащихся, инструктаж при работе с учебником. Проверка по слайдам 6-8 Учитель раздает текст приложение №1, консультирует и направляет работу групп | Работают с учебником самостоятельно. Работа происходит в парах. Составля-ют схему, проверяют себя после выполнения работы по слайдам, самоанализ, обсуждение результатов в парах. Учащиеся в группе анализируют текст и составляют таблицу:«Неорганические и органические вещества и их функции», активно обсуждают свои результаты. Выслушивают мнения других групп. Ученики выбирают выступающего. Выступают с результатами таблицы. Поддерживают своего представителя от группы. При выступлении других групп активно задают вопросы, корректируют свою таблицу. | Неорганичес-кие вещества ( вода, минеральные соли), органические вещества ( белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) | Регулятивные УУД: - самостоятельно определяют цель учебной деятельности, находят пути решения проблемы - самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; - Коммуникативные УУД: - внимательно слушают своих товарищей и обосновывать свое мнение; - выражают своё мнение по ответам своих товарищей; Познавательные УУД: - умение работать с текстом учебника; - понимают смысл терминов; -сопоставляют информацию из разных частей текста -переводят информацию текста в другой вид(таблица) - объясняют значения новых слов; - сравнивают и выделяют признаки; Технологии: ИКТ- технологии, педагогическое сотрудничество(работа в парах) Технологии: -развитие критического мышления ( при анализе текста и составлении таблицы) -здоровьесберегаю-щая технология ( смена видов деятельности) -педагогическое сотрудничество (учебная дискуссия) |
5. Первичное закрепление материала. 7мин | Физкультминутка 2 мин - для глаз, несколько упражнений в положении стоя. Проведение опытов, доказывающие состав семян: 1.Наличие белков 2.Наличие жиров 3.Наличие углево-дов Фронтальная беседа по результатам лабораторной работы | Учитель проводить инструктаж по проведению лабораторной работы. Проводит беседу по вопросам: 1. Цель опытов 2.Что увидели? 3.Сделайте выводы по результатам | Учащиеся в парах проводят лабораторную работу, используя инструкции в инструктивной карточке. | Умение проводить опыты и делать выводы по результатам эксперимента.Закрепление понятий крахмал (углевод), качественная реакция на крахмал, клейковина (белок), растительное масло ( жир) | Познавательные: -выполнение действий по алгоритму Коммуникативные: -уметь строить совместную работу на единый результат в группе. Регулятивные: -уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Технологии: -деятельностный подход ( самостоятельное проведение опытов, формулирование вывода) -здоровьесберегаю-щая технология (зарядка 2 мин) |
6.Контроль. 5 мин 7.Рефлексия, 3 мин | Самостоятельная работа в малых группах. Биологический диктант 1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод) 2.Вещество используется как вещество запаса. (сахар) 3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод) 4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал) 5.Общее название солей в клетке. (минеральные) 6.Органические вещества для получения энергии.(жиры) 7.Группа веществ, к которым относятся вода и соли. (неорганические) Проверка уровня понимания материала, психологического состояния по вопросам: -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? | Учитель задает вопросы. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. Учитель проверяет понимание учебного материала с помощью вопросов. | Ученики отвечают на вопросы. Проверяют свой уровень усвоения материала, задают вопросы при неправильном ответе. Анализ полученной информации и его обобщение | Основные понятия темы Основные понятия темы | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация: подведение под понятие Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения Технологии: - педагогическое сотрудничество(учебный диалог) Познавательные: -контроль и оценка процесса и результата деятельности Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью Личностные: -самооценка на основе критериев успешности Регулятивные: контроль, коррекция самооценка. Технологии: -педагогическое сотрудничество |
8.Домашнее задание,2 мин | 1.Изучить текст учебника № 2 с.12-15,повторить записи в тетради 2.Изучить этикетки продуктов питания и проанализировать содержание веществ. 3.Составить синквейн по данной теме | Инструктирует по выполнению домашнего задания. | Ученики внимательно слушают и записывают домашнее задание. | Логические. Умение слушать, анализировать. Четко выполнять инструкции. Технологии: -развитие критического мышления(синквейн) -дифференцирован-ное обучение (2 задание является дополнительным и рекомендован для сильных учеников) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...
Тема урока "Химический состав клетки" Тесты: контроль знаний.
маериал можно использовать в качестве контроля знаний учащихся по теме Химический состав клетки"...
Тема урока "Химический состав клетки" Тесты: контроль знаний.
Материал может бытть интересен в качестве контроля занний учащихся на уроке биологии в 10 классе...
Конспект урока "Химический состав клетки" .
Конспект урока "Химический состав клетки" ....
Урок "Химический состав клетки" 5 класс
урок по ФГОС...
урок "Химический состав клетки" 5 класс ФГОС
Формирование УУД на уроке - определение цели,эксперимент, самооценивание, работа в парах, составление плана изучения материала......