Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Третьякова Вера Вениаминовна

“ В природе ничего другого нет,

 ни здесь, ни там, в космических глубинах,

 все: от песчинок малых до планет –

 из элементов состоит единых”

 (С. Щипачев)

Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ в жизнедеятельности живых организмов.

Задачи  урока:

Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, минеральных солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; прослеживать межпредметные связи

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, рефлексии, создать условия для повышения уровня мотивации к учению.

Оборудование: - электронная презентация «Химический состав клетки. Неорганические вещества»;

- электронные уроки и тесты «Водные растворы»;

- мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс»;

- 1С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент. (для работы на уроке понадобятся обычная тетрадь по химии и специализированная тетрадь по биологии)

2. Изучение нового материала.  

              МОТИВАЦИЯ                   Прозвенел уже звонок

                                               Начинается урок.

                                               Урок сегодня необычный,

                                               От всех других весьма отличный.

                                               Я интегрированный урок хочу вам предложить,

                                               Чтоб было интересней химию с биологией учить.

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ    Сегодня мы с вами начинаем новый раздел в учебнике биологии и называется он «Структурная  организация живых организмов».

·         Сформулируйте мне, пожалуйста, проблему, которая сегодня стоит перед нами?

( рассмотреть химический состав клетки)

·        Предыдущая тема наших уроков была посвящена эволюции живой природы и человека в том числе, и мы с вами выступали в роли палеонтологов, анатомов, ботаников, зоологов. Сегодня мы с вами немного переквалифицируемся и представим себя уже в роли ученых, занимающихся изучением элементарной структурной единицы всей живой природы – клетки. Мы с вами будем изучать материал в рамках науки цитологии.

Напоминаю, что цитология – это наука, изучающая строение и структурную организацию клеток. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_9_klass.zip1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Составь творческую задачу, используя следующую информацию:

Кальций. После 4х главных элементов (О, С, Н, N)  занимает пятое место. У взрослого человека за сутки из костной ткани выводится до 700мг. кальция и столько же откладывается вновь. Следовательно, костная ткань помимо опорной функции, играет роль депо кальция и фосфора, откуда организм извлекает их при недостатке поступления с пищей.

Например, при падении атмосферного давления, организму для сохранения равновесия требуется больше, чем обычно, кальция. Если его запасов в крови нет, то он усиленно извлекается из костей. Когда процесс выходит за пределы нормы, развивается патология, чаще у пожилых людей, и они говорят: «Ох, как кости болят! Это к плохой погоде…»

Составь творческую задачу, используя следующую информацию:

Кальций. После 4х главных элементов (О, С, Н, N)  занимает пятое место. У взрослого человека за сутки из костной ткани выводится до 700мг. кальция и столько же откладывается вновь. Следовательно, костная ткань помимо опорной функции, играет роль депо кальция и фосфора, откуда организм извлекает их при недостатке поступления с пищей.

Например, при падении атмосферного давления, организму для сохранения равновесия требуется больше, чем обычно, кальция. Если его запасов в крови нет, то он усиленно извлекается из костей. Когда процесс выходит за пределы нормы, развивается патология, чаще у пожилых людей, и они говорят: «Ох, как кости болят! Это к плохой погоде…»

Составь творческую задачу, используя следующую информацию:

Кальций. После 4х главных элементов (О, С, Н, N)  занимает пятое место. У взрослого человека за сутки из костной ткани выводится до 700мг. Кальция и столько же откладывается вновь. Следовательно, костная ткань помимо опорной функции, играет роль депо кальция и фосфора, откуда организм извлекает их при недостатке поступления с пищей.

Например, при падении атмосферного давления, организму для сохранения равновесия требуется больше, чем обычно, кальция. Если его запасов в крови нет, то он усиленно извлекается из костей. Когда процесс выходит за пределы нормы, развивается патология, чаще у пожилых людей, и они говорят: «Ох, как кости болят! Это к плохой погоде…»

Это полезно знать:

  • При недостатке кальция развивается остеопороз (мягкость, пористость костей), замедление роста скелета.

        Необходимо употреблять молочные продукты.

  • При недостатке магния мускульные судороги, потеря жидкости организмом.

       Продукты: овощи, фасоль, орехи, молоко, фрукты.

  • При недостатке хлора - сухость кожи.

       Продукты: вода, поваренная соль.

  • При недостатке натрия – головная боль, слабая память, потеря аппетита. Продукты: помидоры, абрикосы, горох, поваренная соль.
  • При недостатке калия – аритмия сердечных сокращений, внезапная смерть при увеличении нагрузок.

       Продукты – бананы, сухофрукты, картофель, помидоры, кабачки.

  • Фосфор – внешние признаки недостаточности неизвестны.

        Содержится в рыбе, молочных продуктах, грецких орехах, гречке.

  • При недостатке железа развивается анемия.

        Необходимо употреблять печень, мясо, зеленые листья овощей.

  • При недостатке фтора – разрушение зубов.

       Продукты- рыба, вода.

  • При недостатке цинка – повреждения кожи.

        Продукты мясо, морские продукты. 

  • При недостатке йода развивается зоб.

       Необходимо употреблять хурму, морепродукты, йодированную соль.

  • При недостатке меди – раковые заболевания, нарушение деятельности печени.

       Продукты – печень, яичный желток, цельное зерно.

  • При недостатке кобальта развивается злокачественная анемия. Продукты - печень, животные белки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по химии и биологии «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

интегрированный урок в 11 классе по биологии и химии по теме " Возникновение и начальное развитие жизни на Земле". Место урока в теме: биология - это первый  урок в теме «Возникновение жизн...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие  в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

Методическая разработка урока по химии в 11 классе по теме «Гидролиз неорганических веществ».

Урок изучения нового материала строится на поставленной проблеме. Изучается сущность проблемы. Даны рекомендации по решению задач по теме "Гидролиз", встречающихся в ЕГЭ....

Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».

Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс...

Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....