Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."
Предлагаемые уроки составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и на основе рабочей программы по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - курс «Биология» 5 класс, учебник В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во «Просвещение» 2014 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moduli_5_klass.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаемые уроки составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и на основе рабочей программы по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - курс «Биология» 5 класс, учебник В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во «Просвещение» 2014 год.
В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Модульное обучение является такой технологией обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Эта педагогическая технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных учебно-познавательных целей в процессе работы с модулем. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. В модуль входят: целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль выступает как программа обучения. Индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При модульном обучении каждый ученик включается в эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программе. Идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система представляет большие возможности для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
План-конспект модульного урока по биологии в 5 классе
Тема урока – «Химический состав клетки.
Неорганические вещества. Органические вещества» (2ч)
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием этих модулей
обучающиеся должны знать химический состав клеток, сформировать понятия
«неорганические вещества», «органические вещества».
Интегрирующая цель 1 модуля – «Химический состав клетки.
Неорганические вещества»: в результате работы обучающиеся должны
познакомиться с химическим составом клеток; сформировать понятие
«неорганические вещества» и показать их роль в клетке.
Интегрирующая цель 2 модуля - «Химический состав клетки. Органические
вещества»: в результате работы обучающиеся должны познакомиться с
органическими веществами , входящими в состав клетки; сформировать понятие
«органические вещества» и показать их роль в клетке.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Формы организации познавательной деятельности: используется блочно-
модульная технология обучения ( работа по готовому модулю индивидуальная,
групповая работа).
Оборудование: распечатанный учебный материал с указанием номера учебного
элемента, заданий, рекомендации по выполнению заданий (модуль 1, модуль 2),
таблицы, схемы.
Базовые знания: клетка, вещества клетки, вода, минеральные соли.
Основные понятия и термины: клетка, неорганические вещества, органические
вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Методические рекомендации и задачи урока:
1.Развиваем умение учащихся работать по алгоритму учебного модуля; работе с
текстом учебника; работе групповой и индивидуальной.
2.Закладываем основы для дальнейшего развития общебиологических понятий.
3.Развиваем интерес учащихся к самостоятельной деятельности, предложив им оценить свою работу по шкале баллов, полученных за выполнение разных заданий учебного модуля.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая работа по алгоритму учебных модулей.
Приёмы организации учебной деятельности учителя: организация проверки заданий учебных элементов, беседа, работа с учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.
Организация деятельности учащегося: самостоятельная работа.
Развитие умений учащихся: развиваем умение самостоятельной работы с текстом учебника, учебным модулем; умение оценивать ответы выступающих и свою работу.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающие знакомятся с химическим составом клетки, с
неорганическими веществами, органическими веществами и их ролью в клетке.
Метапредметные: обучающиеся учатся устанавливать общность живой и
неживой природы на основании сравнения и установления сходства их
химического состава.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и
проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся
мотивации и познанию нового; у обучающихся формируется научное
мировоззрение на основании установления химического состава клеток как одного
из доказательств единства живой природы.
Тема «Химический состав клетки.
Неорганические вещества. Органические вещества» (2ч)
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей Вы
должны получить представление о химическом составе клетки, знать понятия
«неорганические вещества», «органические вещества», знать роль веществ в
клетке, уметь устанавливать общность живой и неживой природы на основании
сравнения и установления сходства их состава.
Модуль 1. «Химический состав клетки. Неорганические вещества»
Модуль 2. «Химический состав клетки. Органические вещества»
№ уч. элем. | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий |
УЭ-О | Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться с органическими веществами и их ролью в клетке; научиться доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток. | Внимательно прочитайте цели урока |
УЭ-1 | Входной контроль знаний. Подготовка к работе: Ответьте на вопросы 1. Что указывает на единство живой и неживой природы? 2.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. 1) Выберите составные части увеличительных приборов, встречающихся у штативной лупы и микроскопа а) предметный столик; б) зрительная труба; в) зеркало; г) увеличительное стекло. 2) Какое вещество является минеральным? а) белок; б) жир; в) вода; г) углевод. 3) К увеличительным приборам не относится: а) телескоп; б) микроскоп; в) лупа; г) термометр. 4) Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа клетки: а) Чарльз Дарвин; б) Матиас Шлейден; в) Роберт Гук; г) Владимир Вернадский. 5) Наука, изучающая строение и функции клеток: а) орнитология; б) цитология; в) микология; г) энтомология. 6) Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме: а) вода; б) белки; в) жиры; г) минеральные соли. 2.Обсудите результаты выполнения заданий 3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов - 7 баллов | Индивидуально. Самостоятельно в тетради. Вместе с классом. Оцените свою работу. |
УЭ-2 | Цель: Получить представление об органических веществах и их роли в жизни клетке. Задание: прослушать лекцию учителя об органических веществах и их роли в клетке (с демонстрацией опытов, доказывающих наличие органических веществ в клетке) Лекция по теме: «Органические вещества клетки» План лекции: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры (масла) 4. Нуклеиновые кислоты. Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины. | Слушайте лекцию учителя |
УЭ-3 | Цель: Получить представление о роли органических веществ в клетке. Задание: Заполните таблицу в рабочей тетради «Роль органических веществ, входящих в состав клетки» Оцените свою работу. Правильно выполненное задание – 3 балла. | Работайте в рабочей тетради |
УЭ-4 | Цель: Проверить усвоение знаний. 1. Выполните задание 1) Органические вещества, входящие в состав клетки, - это: а) белки и вода; б) белки и жиры; в) белки, минеральные соли, углеводы; г) белки, жиры, углеводы. 2. Функции жиров в организме: а) передача наследственных признаков; б) запасание энергии и воды; в ) защита от инфекций; г) участие в свёртывании крови. 3. Функции нуклеиновых кислот в организме: а) энергетическая; б) транспортная; в) информационная (передача наследственных признаков); г) двигательная.
2. Задание: Выберите четыре правильных ответа 1. Органические вещества клетки - это Белки, вода, жиры, минеральные соли, нуклеиновые кислоты, углеводы. 2. Проверь правильность ответов. 3. Оцени свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимальное количество баллов - 4 баллов | Работайте самостоятельно в тетради Ответы возьмите у учителя |
УЭ-5 | Подведение итогов урока: 1) Прочитайте цель урока; 2) Достигли вы цели урока? В какой степени? 3) Оцените свою работу на уроке: «5», «4», «3» Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2»
| За помощью обращайтесь к учителю |
Ответы
Модуль «Химический состав клетки. Неорганические вещества»
УЭ -1 | 1. б 2. в 3. г 4. б 5. б |
УЭ - 5 | 1. в 2. г 3. б 4. г |
Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2» |
Модуль «Химический состав клетки. Органические вещества»
УЭ -1 | 1. г 2. в 3. г 4. в 5. б 6. а |
УЭ - 4 | 1. г 2. б 3. в |
Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2» |
Литература:
- Биология: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова - М.: Просвещение, 2014 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Уроки биологии: 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк. Уроки биологии: 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г. Швецов. Биология: рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 год.
- Биология: Контрольно-измерительные материалы 5 класс / Сост. Н.А. Артемьева - М.: Вако, 2013 год.
- Биология.Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.