Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Чернышёва Ольга Борисовна

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."            

Предлагаемые  уроки  составлены  в  соответствии  с  требованиями

Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного

 общего  образования  и  на  основе  рабочей  программы  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - курс  «Биология»  5  класс, учебник  В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во    «Просвещение»  2014  год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moduli_5_klass.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

           Предлагаемые  уроки  составлены  в  соответствии  с  требованиями

Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного

 общего  образования  и  на  основе  рабочей  программы  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - курс  «Биология»  5  класс, учебник  В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во    «Просвещение»  2014  год.

          В  основе    нового  Стандарта  лежит  системно-деятельностный  подход, который  обеспечивает: формирование  готовности  к  саморазвитию  и  непрерывному  образованию; проектирование  и  конструирование  социальной  среды  развития  обучающихся  в  системе  образования; активную учебно-познавательную  деятельность  обучающихся; построение  образовательного  процесса  с  учётом  индивидуальных  возрастных, психологических  и  физиологических  особенностей  учащихся. Модульное  обучение  является  такой  технологией  обучения, которая    базируется  на  позициях  деятельного, активного, гибкого  подхода  к  построению  педагогического  процесса. Эта  педагогическая  технология  обеспечивает  ученику  развитие  его  мотивационной  сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений  осуществлять  самоуправление  учебно-познавательной  деятельностью. Ученик  полностью  самостоятельно  (или  с  определённой  дозой  помощи)  достигает  конкретных  учебно-познавательных  целей  в  процессе  работы  с  модулем. Модуль – целевой  функциональный  узел, в  котором  объединено  учебное  содержание  и  технология  овладения  им. В  модуль  входят: целевой  план  действия, банк  информации, методическое  руководство  по  достижению  дидактических  целей. Модуль  выступает  как  программа  обучения. Индивидуализированная  по  содержанию, методам  учения, уровню  самостоятельности, темпу  учебно-познавательной  деятельности  ученика.  При  модульном  обучении каждый  ученик  включается  в  эффективную  учебно-познавательную  деятельность, работает  с  дифференцированной  по  содержанию  и  дозе  помощи  программе. Идёт  индивидуализация  контроля, самоконтроля, консультирования, степени  самостоятельности. Ученик  имеет  возможность  в  большей  степени  самореализоваться   и  это  способствует  мотивации  учения. Данная  система  представляет  большие  возможности  для  развития  таких  качеств  личности  ученика,  как  самостоятельность  и  коллективизм,  гарантирует  каждому  ученику  освоение  стандарта  образования  и  продвижения  на  более  высокий  уровень  обучения.

                 

  План-конспект  модульного  урока  по  биологии  в  5  классе

 Тема  урока – «Химический  состав  клетки.

              Неорганические  вещества. Органические  вещества» (2ч)

 

 

            Дидактическая  цель:  в результате  овладения  содержанием этих  модулей

      обучающиеся  должны  знать  химический  состав  клеток, сформировать  понятия

      «неорганические  вещества», «органические  вещества».

            Интегрирующая  цель  1  модуля  – «Химический  состав  клетки. 

      Неорганические  вещества»: в  результате  работы    обучающиеся  должны

      познакомиться  с  химическим  составом  клеток;  сформировать  понятие

      «неорганические  вещества»  и  показать  их  роль  в  клетке.

            Интегрирующая  цель  2  модуля - «Химический  состав  клетки. Органические

      вещества»: в  результате  работы  обучающиеся    должны  познакомиться  с

     органическими  веществами ,  входящими  в  состав  клетки; сформировать  понятие

     «органические  вещества»  и  показать  их  роль  в  клетке.

     Тип  урока: урок комплексного  применения  знаний, умений, навыков.

     Формы  организации  познавательной  деятельности: используется  блочно-

     модульная  технология  обучения ( работа  по  готовому  модулю  индивидуальная,  

    групповая  работа).

     Оборудование: распечатанный  учебный  материал  с  указанием  номера  учебного

     элемента, заданий, рекомендации  по  выполнению  заданий  (модуль  1, модуль  2),

     таблицы, схемы.

     Базовые  знания:  клетка, вещества клетки, вода, минеральные соли.

     

     Основные  понятия  и  термины: клетка, неорганические  вещества, органические

     вещества,  вода, минеральные  соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые  кислоты.

     Методические  рекомендации  и  задачи  урока:

     1.Развиваем  умение  учащихся  работать  по  алгоритму  учебного  модуля; работе  с

    текстом  учебника; работе  групповой  и  индивидуальной.

2.Закладываем  основы  для  дальнейшего  развития  общебиологических  понятий.

3.Развиваем  интерес  учащихся  к  самостоятельной  деятельности, предложив  им  оценить  свою  работу  по  шкале  баллов, полученных  за  выполнение   разных  заданий  учебного  модуля.

Формы  организации  познавательной  деятельности: индивидуальная  и  групповая  работа  по  алгоритму  учебных  модулей.

Приёмы  организации  учебной  деятельности  учителя: организация  проверки  заданий  учебных  элементов, беседа, работа  с  учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.

Организация  деятельности  учащегося: самостоятельная  работа.

Развитие  умений  учащихся: развиваем  умение  самостоятельной  работы  с  текстом  учебника, учебным  модулем; умение  оценивать  ответы  выступающих  и  свою  работу.

     Планируемые  результаты  обучения:

     Предметные: обучающие  знакомятся с  химическим  составом  клетки, с

    неорганическими  веществами, органическими  веществами  и  их  ролью  в  клетке.

    Метапредметные:  обучающиеся  учатся  устанавливать  общность  живой  и  

    неживой  природы  на  основании  сравнения  и  установления  сходства  их

    химического  состава.

     Личностные:  интерес  к  изучению  ранее  незнакомых  объектов  живой  природы  и

    проведение  простейших  исследований  способствуют  формированию  у  учащихся

    мотивации  и  познанию  нового; у обучающихся  формируется  научное

    мировоззрение  на  основании  установления  химического  состава  клеток  как  одного

    из  доказательств  единства  живой  природы.

Тема   «Химический  состав  клетки.

              Неорганические  вещества. Органические  вещества» (2ч)

           Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей  Вы

     должны получить  представление  о   химическом  составе  клетки, знать  понятия

     «неорганические  вещества», «органические  вещества», знать  роль    веществ   в

     клетке, уметь  устанавливать  общность  живой  и  неживой  природы  на  основании

    сравнения  и  установления  сходства  их  состава.

Модуль  1. «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества»

№ уч. элем.

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

заданий

УЭ-О

Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться  с  химическим составом  клеток; сформировать  понятие  «неорганические  вещества»  и  показать  их  роль  в  клетке.

Внимательно прочитайте цели  урока

УЭ-1

Входной  контроль  знаний. Подготовка к работе:

1.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.

1)  Прибор, дающий  возможность  детально  изучить  внутреннее  строение  микроорганизмов,  –  это

а) ручная  лупа;  б) микроскоп;

в) штативная лупа;  г) телескоп.

2) Учёным, который  первым  увидел  микроскопический  организм, был:

а)  Антон  Ван  Левенгук;  б) Роберт  Броун;

в) Роберт  Гук;  г) Теодор  Шванн.

3) Выберите  составные  части  увеличительных  приборов, встречающихся  у  штативной  лупы  и  микроскопа:

а) предметный  столик;  б) зрительная  труба;

в) зеркало; г) увеличительное  стекло.

4) Прибор, дающий  наименьшее  увеличение, - это 

а) штативная  лупа;  б) лупа;

в) микроскоп;  г) телескоп.

5)  На  нижнем  конце тубуса  микроскопа  помещается:

а)  зеркало;  б) объектив;

в)  окуляр;  г)  предметный  столик.

2.  Составьте  алгоритм (точную  последовательность  действий)  работы  с  микроскопом.

3.Обсудите результаты выполнения заданий

4. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное  количество  баллов – 6  баллов.

Индивидуально. Самостоятельно  в тетради.

Вместе с классом.

Оцените  свою  работу.

УЭ-2

Цель:  Познакомиться  с   основными  группами  элементов, входящих  в  состав  клетки.

Задание: Внимательно слушайте рассказ  учителя, выделяйте при записи новые термины.

Рассказ  учителя   по теме: «Химический  состав  клеток»

Письменно  ответьте  на  вопросы:

Что  такое  химический  элемент?

Какие  химические  вещества  входят  в  состав  клетки?

   

Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное  количество  баллов  - 2  балла

Работайте  парами.

Пользуйтесь учебником.

Вместе с классом

УЭ-3

Цель:  Сравнить  химический  состав  клетки  и  объектов  неживой  природы.

Заполните  таблицу:

Химический  состав  живой  клетки

Химический  состав  объектов  неживой  природы

Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное  количество  баллов  - 2  балла

Работайте    в тетради

УЭ -4

Цель:  Получить  представление  о  роли  неорганических  веществ  в   клетке.

Задание: Заполните  таблицу  в  рабочей  тетради  «Роль  неорганических веществ, входящих  в  состав  клетки»

Работайте  самостоятельно  в  рабочей  тетради

УЭ-5

Цель: Проверить усвоение знаний.

1. Выполните задание

1) Какие  неорганические  вещества  входят  в  состав живой  клетке? 

а)  белки  и  вода;  б)  минеральные  соли  и  жиры;

в)  вода  и  минеральные  соли; г)  жиры  и  белки.

2. Учёный, которому  принадлежит  основная  роль  в  создании  клеточной  теории,  -  это:

а)  Антон  Ван  Левенгук;  б)  Роберт  Броун;  

в ) Роберт  Гук;  г)  Теодор  Шванн.

3. Наука  цитология  изучает:

а) строение  растительных  и  животных  организмов;

б) строение  клеток  животных, растений, грибов  и  бактерий;

в) условия  сохранения  здоровья  человека;

г) способы  развития  насекомых.

4. К  неорганическим  веществам  клетки  относят:

а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) минеральные соли.

 

2. Проверь правильность ответов.

3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное  количество  баллов  - 4  балла

Работайте  самостоятельно  в тетради

Индивидуально. Самостоятельно  в тетради.

Ответы  возьмите  у   учителя

УЭ-5

Подведение  итогов урока:  1)  Прочитайте цель урока;  

                                                2) Достигли вы цели урока?

                                                   В какой степени?

               3) Оцените свою работу на уроке:

                                               «5», «4», «3»

Оцените  свою  работу  по  следующей  схеме

Все  задания  выполнены  без  ошибок  –  13-14  баллов  –  оценка  «5»

Иногда  ошибался, выполнено  большинство  заданий  -  10-12  баллов  -  оценка  «4»

Часто  ошибался, выполнена  половина  заданий  -  7-9  баллов  -  оценка  «3»

Почти  ничего  не  смог  сделать – меньше  9 баллов  -  оценка  «2»

               

Работайте  индивидуально

За помощью обращайтесь к учителю

Модуль  2.  «Химический  состав  клетки. Органические  вещества»

 

                       

№ уч. элем.

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

заданий

УЭ-О

Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться  с  органическими  веществами  и  их  ролью  в  клетке; научиться  доказывать  единство  живой  природы  на  основании  установления  сходства  химического  состава  клеток.

Внимательно прочитайте цели  урока

УЭ-1

Входной  контроль  знаний. Подготовка к работе:

Ответьте  на  вопросы

1. Что указывает  на  единство  живой  и  неживой  природы?

2.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.

1)  Выберите    составные  части  увеличительных  приборов, встречающихся  у  штативной  лупы  и  микроскопа

а) предметный  столик; б) зрительная  труба;

в) зеркало; г) увеличительное  стекло.

2)  Какое  вещество  является  минеральным?

а)  белок; б) жир;

в) вода; г) углевод.

3) К  увеличительным  приборам  не  относится:

а) телескоп; б) микроскоп;

в) лупа; г) термометр.

4)  Первый  ученый, обнаруживший  с  помощью  микроскопа  клетки:

а)  Чарльз  Дарвин;  б)  Матиас  Шлейден;

в)  Роберт  Гук;  г)  Владимир  Вернадский.

5)  Наука, изучающая  строение  и  функции  клеток:

а)  орнитология;  б)  цитология;

в)  микология;  г)  энтомология.

6) Самое  распространённое  неорганическое  вещество  в  живом  организме:

а) вода; б) белки; в) жиры; г) минеральные соли.

2.Обсудите результаты выполнения заданий

3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное  количество  баллов  - 7   баллов

Индивидуально. Самостоятельно  в тетради.

Вместе с классом.

Оцените  свою  работу.

УЭ-2

Цель:  Получить  представление  об  органических  веществах  и  их  роли    в  жизни    клетке.

Задание:  прослушать  лекцию  учителя  об  органических  веществах  и  их  роли  в  клетке (с  демонстрацией  опытов, доказывающих  наличие  органических  веществ   в   клетке)

Лекция по теме: «Органические  вещества  клетки»

План лекции: 1. Белки.

                        2. Углеводы.

                        3. Жиры (масла)

                        4. Нуклеиновые кислоты.

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

Слушайте  лекцию учителя

УЭ-3

Цель: Получить  представление  о  роли  органических  веществ   в    клетке.

Задание:  Заполните  таблицу  в  рабочей  тетради    «Роль  органических  веществ, входящих  в  состав  клетки»

Оцените свою работу. Правильно выполненное задание – 3 балла.

Работайте    в  рабочей тетради

УЭ-4

Цель: Проверить усвоение знаний.

1. Выполните задание

1) Органические  вещества, входящие  в  состав  клетки,  - это:

а)  белки  и  вода;  б) белки  и  жиры;

в) белки, минеральные  соли, углеводы;

г) белки, жиры, углеводы.

2. Функции  жиров  в  организме:

а)  передача  наследственных  признаков;

б)  запасание  энергии  и  воды;   в )  защита  от  инфекций;

г)  участие  в  свёртывании  крови.

3. Функции  нуклеиновых  кислот  в  организме:

а) энергетическая; б) транспортная;

в) информационная (передача  наследственных  признаков);

г) двигательная.

 

2. Задание:

Выберите  четыре  правильных  ответа

1. Органические  вещества  клетки   - это

Белки, вода, жиры, минеральные  соли, нуклеиновые  кислоты, углеводы.

2. Проверь правильность ответов.

3. Оцени свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное  количество  баллов  - 4   баллов

Работайте  самостоятельно  в тетради

Ответы возьмите  у учителя

УЭ-5

Подведение  итогов урока:  1)  Прочитайте цель урока;  

                                                2) Достигли вы цели урока?

                                                   В какой степени?

               3) Оцените свою работу на уроке:

                                               «5», «4», «3»

Оцените  свою  работу  по  следующей  схеме

Все  задания  выполнены  без  ошибок  –  13-14  баллов  –  оценка  «5»

Иногда  ошибался, выполнено  большинство  заданий  -  10-12  баллов  -  оценка  «4»

Часто  ошибался, выполнена  половина  заданий  -  7-9  баллов  -  оценка  «3»

Почти  ничего  не  смог  сделать – меньше  9 баллов  -  оценка  «2»

               

За помощью обращайтесь к учителю

Ответы  

Модуль  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества»

 

УЭ -1

1. б

2. в

3. г

4. б

5. б

УЭ - 5

1. в

2. г

3. б

4. г

Оцените  свою  работу  по  следующей  схеме

Все  задания  выполнены  без  ошибок  –  13-14  баллов  –  оценка  «5»

Иногда  ошибался, выполнено  большинство  заданий  -  10-12  баллов  -  оценка  «4»

Часто  ошибался, выполнена  половина  заданий  -  7-9  баллов  -  оценка  «3»

Почти  ничего  не  смог  сделать – меньше  9 баллов  -  оценка  «2»

                  Модуль  «Химический  состав  клетки. Органические  вещества»

УЭ -1

1. г

2. в

3. г

4. в

5. б

6. а

УЭ - 4

1. г

2. б

3.  в

Оцените  свою  работу  по  следующей  схеме

Все  задания  выполнены  без  ошибок  –  13-14  баллов  –  оценка  «5»

Иногда  ошибался, выполнено  большинство  заданий  -  10-12  баллов  -  оценка  «4»

Часто  ошибался, выполнена  половина  заданий  -  7-9  баллов  -  оценка  «3»

Почти  ничего  не  смог  сделать – меньше  9 баллов  -  оценка  «2»

Литература:

  1. Биология: Учебник  для  5 класса  общеобразовательных организаций /  В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова  - М.: Просвещение, 2014 год.
  2. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Уроки  биологии:  5  класс: пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений. - М.: Просвещение, 2009 год.
  3. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк.  Уроки  биологии:  5-6  класс: пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений. - М.: Просвещение, 2012 год.
  4. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г. Швецов. Биология: рабочая  тетрадь  5   класс: пособие  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений. - М.: Просвещение, 2011 год.
  5. Биология: Контрольно-измерительные  материалы  5  класс /  Сост. Н.А. Артемьева  - М.: Вако, 2013 год.
  6. Биология.Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.