КТП для адаптивной программы ребенка-инвалида
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
КТП программы для ребенка-инвалида 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8g_biologiya_dlya_rebyonka-invalida.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование для индивидуального обучения ребенка - инвалида,
«БИОЛОГИЯ. Животные. 8 г КЛАСС»
Общее количество часов - 35, в неделю - 1 час. Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику.
дата пл. /фт. | № уро ка | Тема урока Учебно-исследовательская деятельность | Основное содержание темы, термины и понятия | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | |||
предметные | метапредметные УУД | личностные | Д\З | ||||
Введение. Основные сведения и животном мире. - 2 часа | |||||||
4. .09. 17. | 1 | История развития зоологии. Современная зоология | Общие сведения о животном мире. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Систематическая категория Сходство и различия животных и растений. Зоология и ее структура. Эволюция животных. | Научиться объяснять значения понятий: зоология, систематические категории; этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция животных; различать науки, занимающиеся изучением животных; объяснять значение зоологических знаний для деятельности человека; выделять этапы развития отечественной зоологии; оценивать вклад отечественных ученых в развитие зоологии описывать представления древних людей о животных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; характеризовать систематическую категорию, выделяя ее составляющие; классифицировать животных, пользуясь современными систематическими категориями | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям. Регулятивные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками, работая в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения, | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе | §1§2 |
Раздел I. Многообразие животных (3 часа) | |||||||
Глава 1. Простейшие. Многоклеточные животные. Беспозвоночные животные (3 часа) | |||||||
11. 09. 17. | 2 | Беспозвоночные животные. Л.Р. № 1 «Особенности строения и жизни моллюсков» Л.Р. № 2 «Изучение представителей отрядов насекомых» | Признаки общие для беспозвоночных | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; выделять существенные признаки представителей различных типов, классов и отрядов беспозвоночных животных; распознавать представителей разных систематических групп беспозвоночных на рисунках и натуральных объектах; объяснять характер приспособлений беспозвоночных животных к среде своего обитания; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности | Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками воспроизводят информацию по памяти; строят высказывания в устной форме; работают с тестами различного уровня сложности, работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели, формулируют цель и ставят задачи, необходимые для её достижения; планируют свою деятельность и прогнозируют её результаты; осуществляют рефлексию своей деятельности . Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения , | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний. Формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формирование и развитие умения применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний. | |
18. 09. 17. | 3 | Позвоночные животные. Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные . | Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. | Научиться объяснять значения понятий: хорда, череп, позвоночник, позвонок, бесчерепные, ланцетники, черепные; выделять существенные особенности строения хордовых животных; классифицировать хордовых животных; различать представителей подтипов Бесчерепные и Черепные (Позвоночные) на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; характеризовать приспособления ланцетников и круглоротых к обитанию в водной среде; описывать образ жизни круглоротых; оценивать роль ланцетников и круглоротых в природе и в жизни человека | Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать со сверстниками, участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение | Формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | §20 |
25. 09. 17. | 4 | Повторение материала по разделу «Многоклеточные животные». Обобщение и систематизация материала по разделу «Многоклеточные животные» | Урок повторения материала с фронтальной беседой и тестированием. Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): индивидуальная работа — выполнение тестовых и иных заданий с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; работа в парах (сильный — слабый) — выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой и анализом причин допущенных ошибок; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ; обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; классифицировать многоклеточных животных; выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп; различать представителей многоклеточных животных на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов; сравнивать объекты и процессы по определенным критериям; объяснять значение животных в жизни человека; работать с диагностирующими заданиями разного уровня сложности | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
Раздел II. Строение, индивидуальное развитие, эволюция (29 часов) | |||||||
Глава 2. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных - 14 часов | |||||||
2. 10. 17. | 5 | Покровы тела. Л.Р. № 9 « Изучение особенностей покровов тела» | Развитие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих. Плоский эпителий, эпидермис, собственно кожа, кутикула Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей | Научиться объяснять значения понятий: плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа; характеризовать особенности строения и функции покровов тела животных; выделять существенные признаки покровов тела животных различных систематических групп; описывать особенности покровов тела животных разных систематических групп; демонстрировать знание направления эволюции покровов тела животных; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием | Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил | §36 |
9. 10. 17. | 6 | Опорно-двигательная система | Функции. приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Наружный скелет, внутренний скелет, хорда, позвоночник, грудная клетка, грудина, киль, пояса передних конечностей | Научиться объяснять значения понятий: наружный, внутренний и осевой скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, пояса конечностей, сустав; оценивать значение опорно-двигательной системы для животных; различать наружный и внутренний скелеты и приводить примеры организмов, для которых они характерны; выделять отделы скелета позвоночных животных; характеризовать особенности скелета позвоночных животных разных классов; описывать механизм преобразований опорно-двигательной системы в процессе эволюции; объяснять причины сходства строения скелетов у различных групп позвоночных животных | Познавательные: отделять главное от второстепенного, структурировать и оценивать информацию; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: формулировать цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий по готовому плану; анализировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | §37 |
16. 10. 17. | 7 | Способы передвижения. Полости тела. Л. Р. № 10 «Изучение способов передвижения животных» | Основные способы передвижения. Движения: амебоидное, за счет биения жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная | Научиться объяснять значения понятий: амебоидное движение, движение за счет биения жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц, первичная, вторичная и смешанная полости тела; характеризовать способы передвижения животных разных систематических групп; описывать способы передвижения животных в различных средах обитания; объяснять значение полости тела для организма животного; различать полости тела у животных разных систематических групп; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием | Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил | §38 |
23. 10. 17. | 8 | Органы дыхания и газообмен Л.Р.№ 11 «Изучение способов дыхания; животных» | Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки. | Научиться объяснять значения понятий: диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки; характеризовать особенности строения органов дыхания организмов разных систематических групп; объяснять значение дыхания для организмов; соотносить органы дыхания и организмы, для которых они типичны; приводить доказательства усложнения органов дыхания в процессе эволюции; объяснять причины эволюционных преобразований органов дыхания; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием | Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | §39 |
13. 11. 17. | 9 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Питание. Строение пищеварительной системы млекопитающих. Обмен веществ, превращение энергии, ферменты. | Научиться объяснять значения понятий: обмен веществ, превращение энергии, ферменты; характеризовать особенности строения органов питания организмов разных систематических групп; объяснять значение питания для организмов; соотносить органы пищеварительной системы и организмы, для которых они типичны; объяснять значение ферментов в процессе пищеварения; приводить доказательства усложнения органов пищеварения в процессе эволюции; объяснять причины эволюционных преобразований органов пищеварения | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты по различным критериям; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в составе творческих групп, строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | §40 |
20. 11. 17. | 10 | Кровеносная система. Кровь | Транспортировка веществ. Сердце, капилляры, артерии, вены, кровеносная система, круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, плазма. | Научиться объяснять значения понятий: сердце, капилляры, артерии, вены, замкнутая и незамкнутая кровеносная система, круги кровообращения, аорта, плазма, форменные элементы крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, артериальная и венозная кровь; характеризовать особенности строения органов кровеносной системы организмов разных систематических групп; объяснять значение кровеносной системы для организмов; различать незамкнутую и замкнутую кровеносные системы; описывать особенности строения сердца, позволяющие ему выполнять свою функцию; объяснять причины эволюционных преобразований органов кровеносной системы; характеризовать состав и функции крови | Познавательные: структурировать материал, выделять главное в тексте, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | §41 |
27. 11. 17. | 11 | Органы выделения | Строение органов выделения. Канальцы, почка, мочеточники, мочевой пузырь, моча | Научиться объяснять значения понятий: канальцы — извилистые трубочки, почка, мочеточник, мочевой пузырь, моча; характеризовать особенности строения органов выделения у организмов разных систематических групп; объяснять значение органов выделения для организма животного; описывать и сравнивать особенности строения органов выделения позвоночных животных; объяснять причины эволюционных преобразований органов выделительной системы | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | §42 |
4. 12. 17. | 12 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт Л. Р. № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения» | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы млекопитающих. Раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, спинной мозг | Научиться объяснять значения понятий: раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, большие полушария и кора головного мозга, спинной мозг, рефлекс, инстинкт; характеризовать особенности строения органов нервной системы у организмов разных систематических групп; объяснять значение органов нервной системы для животных и причины эволюционных преобразований нервной системы; различать отделы головного мозга позвоночных животных и характеризовать их функции; сравнивать врожденные и приобретенные рефлексы; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы | Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | §43 |
11. 12. 17. | 13 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л. Р. № 13 «Изучение органов чувств животных» | Простой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение. Механизм регуляции. Нервная регуляция, жидкостная регуляция | Научиться объяснять значения понятий: глаз, простои глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное и бинокулярное зрение, нервная регуляция, жидкостная регуляция; различать органы чувств животных и объяснять их значение; характеризовать особенности строения органов чувств у организмов разных систематических групп; описывать механизм жидкостной и нервной регуляции деятельности организма; приводить доказательства преимущества нервной регуляции; объяснять причины усложнения органов чувств в процессе эволюции; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием | Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | §44 |
18. 12. 17 | 14 | Продление рода. Органы размножения. | Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Яичники, яйцеводы, матка, семенники, семяпроводы, плацента. Раздельнополые животные. Гермафродиты | Научиться объяснять значения понятий: бесполое и половое размножение, половая система, половые органы, гермафродитизм, раздельнополость, яичники, яйцеводы, матка, семенники, семяпроводы, плацента; различать типы размножения и органы половой системы животных; характеризовать особенности органов половой системы у организмов разных систематических групп; приводить доказательства преимуществ полового размножения над бесполым; объяснять суть гермафродитизма и приводить примеры животных-гермафродитов | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли; строить эффективное взаимодействие со сверстниками | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | §45 |
25. 12. 17. | 15 | Способы размножения животных. Оплодотворение | Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее). | Научиться объяснять значения понятий: деление надвое, множественное деление, бесполое и половое размножение, почкование, живорождение, внешнее и внутреннее оплодотворение; различать способы размножения животных разных систематических групп; описывать механизм оплодотворения; приводить доказательства возникновения все более эффективных способов размножения в процессе эволюции; объяснять причины различий в размножении обитателей водной и наземной среды | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | §46 |
15. 01. 18. | 16 | Развитие животных с превращением и без превращения Л. Р. № 14 «Определение возраста животных | Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения | Научиться объяснять значения понятий: метаморфоз, развитие без превращения, развитие с превращением; выделять существенные признаки развития без превращения и развития с превращением; различать развитие с полным и неполным превращением; приводить примеры животных, для которых характерно развитие с превращением; различать понятия рост и развитие; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием | Познавательные: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил | §47 |
22. 01. 18. | 17 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость | Научиться объяснять значения понятий: периодизация онтогенеза, половое созревание; выделять этапы в развитии животных; характеризовать процессы, протекающие на каждом из этапов развития организма; объяснять влияние факторов среды на продолжительность жизни организмов; приводить примеры животных с разной продолжительностью жизни | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: формулировать цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий, анализировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли | Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе: понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | §48 |
29. 01. 18. | 18 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): индивидуальная работа - выполнение тестовых заданий с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; работа в парах (сильный - слабый) - выполнение заданий, предложенных учителем, с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности систем органов животных разных систематических групп; распознавать органы и системы органов на рисунках и муляжах; описывать эволюционные преобразования систем органов у животных и объяснять их причины; приводить доказательства необходимости получения знаний о строении и функциях систем органов; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
Глава 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле - 5 часов | |||||||
5. 02. 18. | 19 | Доказательства эволюции животных. | Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизм. | Научиться объяснять значения понятий: филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизм; приводить доказательства эволюции органического мира; различать палеонтологические, эмбриологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции; выделять гомологичные органы животных; приводить примеры рудиментарных органов и атавизмов и доказательства единства органического мира | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: формулировать цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; организовать выполнение заданий, анализировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | §49 |
12. 02. 17. | 20 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | Научиться объяснять значения понятий: наследственность, определенная и неопределенная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор; различать формы изменчивости; определять причины (движущие силы) эволюции; различать формы борьбы за существование; приводить примеры борьбы за существование между организмами; описывать механизм естественного отбора; оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологии | Познавательные: отличать главное от второстепенного; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки | §50 |
19. 02. 18. | 21 | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции | Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Дивергенция, разновидность, видообразование | Научиться объяснять значения понятий: дивергенция, разновидность, видообразование; приводить доказательства многообразия видов в живой природе; объяснять причины многообразия видов с точки зрения эволюционной теории; описывать механизм возникновения новых видов; приводить примеры видов, образовавшихся в результате дивергентной эволюции; объяснять возникновение новых видов действием наследственной изменчивости, борьбы за существование и отбором наиболее приспособленных к конкретным условиям организмов | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли, отвечать на вопросы | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | §51 |
26. 02. 18 | 22 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция | Научиться объяснять значения понятий: ареал; виды: эндемик, космополит, реликт, возрастные; периодические и непериодические миграции; объяснять причины, по которым виды занимают тот или иной участок поверхности; различать сплошные и разорванные ареалы; приводить примеры видов эндемиков и видов космополитов; характеризовать общие закономерности размещения животных по поверхности Земли; различать периодические и сезонные миграции; объяснять причины миграций животных; выделять зоо-географические области | Познавательные: отличать главное от второстепенного; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; эстетическое восприятие объектов природы; осознание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | §52 |
5. 03. 18. | 23 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» | Урок рефлексии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): индивидуальная работа — выполнение тестовых и иных заданий с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; работа в парах (сильный — слабый) — выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой и анализом причин допущенных ошибок; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; приводить доказательства эволюции живых организмов; характеризовать причины и результаты эволюции; оценивать роль Ч. Дарвина в развитие науки; описывать механизм естественного отбора; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
Глава . Биоценозы - 5 часов | |||||||
12. 03. 18. | 24 | Естественные и искусственные биоценозы | Примеры биоценозов. Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Условия в различных средах. | Научиться объяснять значения понятий: биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты; различать искусственные и естественные биоценозы; выделять группы организмов в зависимости от роли, которую они играют в биоценозах; характеризовать взаимосвязи в биоценозах; объяснять значение ярусности в биоценозах; приводить примеры биоценозов своей местности | Познавательные: работать с различными источниками информации; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли, отвечать на вопросы | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание опасности деятельности человека для биоценозов; эстетическое восприятие объектов природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе | §53 |
19. 03. 18. | 25 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Биотические, абиотические и антропогенные факторы и их влияние на биоценоз. | Научиться объяснять значения понятий: абиотические, биотические и антропогенные факторы среды; классифицировать экологические факторы; различать экологические факторы, определять их прямое и косвенное влияние на животных; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу; выделять факторы, оказывающие негативное влияние на животных; обосновывать важность природоохранной деятельности в глобальном масштабе | Познавательные: работать с различными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; отличать главное от второстепенного. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли, отвечать на вопросы | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание необходимости охраны животных; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; понимание возможности личного участия в охране природы | §54 |
2. 04. 18. | 26 | Цепи питания, поток энергии. | Примеры цепей питания. Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Пищевая пирамида, энергетическая пирамида. | Научиться объяснять значения понятий: цепь питания, пищевая пирамида, или пирамида биомассы, энергетическая пирамида; составлять цепи питания; объяснять причины возникновения цепей питания в биоценозах; различать экологические пирамиды: биомассы, численности и энергии; объяснять различия продуктивности естественных и искусственных биоценозов и почему численность и масса продуцентов больше чем численность и масса консументов | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | §55 |
9. 04. 18. | 27 | Взаимосвязи компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Взаимосвязи организмов: межвидовые и внутривидовые. | Научиться объяснять значения понятий: экологическая группа, пищевые, или трофические, связи; характеризовать пищевые (трофические) и другие экологические взаимосвязи между животными в биоценозах; приводить примеры приспособлений животных разных видов к совместному обитанию на общей территории и примеры пищевых и других экологических взаимоотношений животных своей местности | Познавательные: работать с различными источниками преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: отвечать на вопросы и аргументировано высказывать свою точку зрения | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | §56 |
16. 04. 18. | 28 | Повторение, обобщение и систематизация материала по теме «Биоценозы» | Урок рефлексии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): индивидуальная работа — выполнение тестовых и иных заданий с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; работа в парах (сильный — слабый) — выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой и анализом причин допущенных ошибок; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать действие экологических факторов на животных; приводить примеры приспособлений животных к действию различных экологических факторов; описывать многообразие взаимоотношений между животными в биоценозах; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану, осуществлять рефлексию своей деятельности Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
Глава 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека - 5 часов | |||||||
23. 04. 18. | 29 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | Воздействие человека и его деятельности на животных и среду их обитания. Промыслы | Научиться объяснять значения понятий: промысел, промысловые животные; характеризовать взаимоотношения человека с природой, которые складывались на протяжении десятков тысяч лет; приводить примеры отрицательного и положительного влияния деятельности человека на природу; различать косвенное и прямое влияние человека на животный мир; обосновывать большое значение природоохранной деятельности в глобальном масштабе | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность; анализировать и оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные: отвечать на вопросы и аргументированно высказывать свою точку зрения | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание важности животных в природе и для хозяйственной деятельности человека; осознание необходимости охраны животных и возможности личного участия в этих мероприятиях | §57 П Р О Е К Т Ы |
30. 04. 18. | 30 | Одомашнивание животных. | Одомашнивание Разведение, основы содержания и селекции с/х животных. | вания животных; описывать способы одомашнивания животных; приводить примеры одомашненных животных; различать породы домашних животных; называть породы сельскохозяйственных животных своей местности; характеризовать современный этап одомашнивания животных | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли, отвечать на вопросы | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание важности домашних животных для хозяйственной деятельности человека; эстетическое восприятие объектов природы | §58 П Р О Е К Т Ы |
31 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга | Законы об охране животного мира: федеральные и региональные. Мониторинг. | Научиться объяснять значения понятий: мониторинг, биосферный заповедник; приводить примеры работы мониторинговых служб своей местности; объяснять значение мониторинга и международного сотрудничества для сохранения животного мира; определять причины сокращения численности животных некоторых видов; демонстрировать знание федеральных законов об охране животного мира в России | Познавательные: работать с различными источниками информации; выделять главное; отличать факты от мнений, делать выводы. Регулятивные: планировать свою работу и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости международного сотрудничества для сохранения животного мира; эстетическое восприятие объектов природы; осознание возможности личного участия в природоохранных мероприятиях | §59 П Р О Е К Т Ы | |
7. 05. 18. | 32 | Охраняемые территории. Красная книга. | Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы. Красная книга. Рациональное использование животных | Научиться объяснять значения понятий: заповедники, заказники, памятники природы, Красная книга, акклиматизация; приводить примеры особо охраняемых территорий, показывать их местоположение на физической карте России и описывать виды охраняемых там животных; объяснять значение природоохранной деятельности; называть редкие и исчезающие виды своей местности; приводить примеры особо охраняемых территорий своей местности | Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: выступая перед аудиторией, грамотно формулировать свои мысли, отвечать на вопросы | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости проведения комплекса мероприятий для сохранения животного мира; эстетическое восприятие объектов природы; осознание возможности личного участия в природоохранных мероприятиях | §60 П Р О Е К Т Ы |
14. 05. 18. | 33 | Повторение, об- общение и систематизация материала по теме «Живот-мир и хозяйственная деятельность человека» | Урок рефлексии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): индивидуальная работа — выполнение тестовых и иных заданий с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; работа в парах (сильный — слабый) — выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой и анализом причин допущенных ошибок; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать влияние деятельности человека на животный мир; приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; объяснять значение международного сотрудничества в области сохранения животного мира; приводить примеры деятельности государства по охране природы; работать с диагностирующими заданиям и различного уровня сложности | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовать выполнение заданий по готовому плану, осуществлять рефлексию соей деятельности Коммуникативные: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
Заключение - 2 часа | |||||||
21. 05. 18. | 34 | Повторение, обобщение и систематизация материала по разделу «Строение индивидуальное развитие, эволюция» | Урок рефлексии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): индивидуальная работа — выполнение тестовых и иных заданий с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; работа в парах (сильный — слабый) — выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой и анализом причин допущенных ошибок; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении раздела, при выполнении лабораторных работ; классифицировать животных; выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности различных групп животных; различать представителей различных групп животных на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов; характеризовать значение животных в природе и в жизни человека; обосновывать значение природоохранной деятельности; приводить доказательства усложнения животных организмов в процессе эволюции; работать с диагностирующими заданиями разного уровня сложности | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовать выполнение заданий по готовому плану, осуществлять рефлексию и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; сознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
28. 05. 18. | 35 | Итоговый контроль. Обсуждение заданий на лето | Урок рефлексии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в учебной деятельности): индивидуальная работа — выполнение тестовых и иных заданий с коллективным обсуждением и анализом причин допущенных ошибок, сравнение результатов с эталоном; работа в парах (сильный — слабый) — выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей взаимопроверкой и анализом причин допущенных ошибок; коллективное обсуждение результатов работы на уроке и составление алгоритма исправления ошибок; самоанализ, самооценка | Научиться обобщать и систематизировать информацию, делать выводы; классифицировать животных; выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать объекты и процессы по определенным критериям; объяснять значение животных в жизни человека; сличать способы действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивать уровень сформированности навыков, способствующих применению биологических знаний в практической деятельности и развивать их самостоятельно | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовать выполнение заданий по готовому плану, осуществлять рефлексию и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; сознание необходимости повторения для закрепления знаний | |
Итого 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по физике 10-11 класс для ребенка-инвалида
Программа индивидуального(домашнего) обучения по физике разработана согласно всем законодательным школьным актам...
Программа по ОБЖ 11 класс для ребенка-инвалида
Программа для индивидуальной работы, рассчитана на 0,25 ч в неделю...
Программа по технологии 11 класс для ребенка-инвалида
Программа для индивидуального обучения по технологии на 0,25 ч в неделю...
Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида
Данная программа рассчитана на реализацию при дистанционном обучении ребенка-инвалида в течение уцчебного года.Программа содержит пояснительную записку, образовательный, коррекционный и воспитательный...
адаптированная программа по математике для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (7 класс)
Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, на осн...
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)...
КТП для адаптивной программы ребенка-инвалида
КТП программы для ребенка-инвалида 6 класса...