Технологическая карта урока по биологии по теме "Мутации" 9 класс
учебно-методический материал по биологии (9 класс) по теме
Технологическая карта урока по биологии по теме "Мутации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karta_uroka_mutatsii.doc | 628.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_mutatsii.ppt | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии по теме:
«Мутации»
(9 класс)
Тема урока: Мутации.
Технология проблемного обучения
Деятельностная цель: формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.
Предметно-дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: давать определения понятий «мутации», «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Различать и сравнивать формы изменчивости: модификационную и мутационную. Характеризовать закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводить примеры мутаций у организмов. Классифицировать мутации. Объяснять причины возникновения мутаций и описывать их эволюционное значение в природе.
Метапредметные:
Познавательные – умение выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов, выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство, объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Регулятивные – умение определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные – корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, уметь выдвигать контраргументы, критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, выделять общую точку зрения в дискуссии.
Личностные: Познавательный интерес к биологии. Представление о роли мутационной изменчивости в процессе эволюции. Осознание повышения вероятности появления вредных мутаций под действием мутагенов. Умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Принятие ответственности за свои действия по отношению к окружающим. Осознание важности получения знаний.
Тип урока: урок открытия нового знания
Основные понятия, изучаемые на уроке: мутации, генные мутации, хромосомные мутации, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества.
Учащийся должен знать: основные свойства живых организмов, основные формы изменчивости живых организмов, определения генные мутации, хромосомные мутации, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества, сходства и отличия модификаций и мутаций, закономерности мутационной изменчивости организмов, классификацию мутаций, причины возникновения мутаций, эволюционное значение мутаций в природе.
Учащиеся должны уметь: называть основные свойства живых организмов, основные формы изменчивости живых организмов, сравнивать различные формы изменчивости, сравнивать и анализировать информацию, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, давать определения понятиям: генные мутации, хромосомные мутации, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества.
Средства обучения (обеспечение урока): учебники, компьютер, мультимедийный проектор, слайды презентации, карточки с заданиями.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: учатся культуре общения. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания. Демонстрирует слайды с изображением мутаций у растений, животных, человека. Проводит подводящий диалог. Какое свойство живых организмов представлено на слайдах? (Изменчивость). Какие виды изменчивости вам знакомы? (Модификации). Какие признаки чаще всего подвержены модификациям? (количественные). На слайдах представлены примеры модификаций? (нет). Объясните свой ответ (модификации не наследуются и зависят от действия на них условий среды, на слайде изображен мальчик с синдромом Дауна – наследственным заболеванием). Кто-то из учеников скажет о мутациях. Учитель сообщает тему урока. Что вам известно о мутациях из литературы, СМИ? Каким образом можно отличить мутацию от модификации? Полезные или вредные мутации изображены на слайде? Все ли мутации передаются по наследству? Что удивило? Какие вопросы вызвали затруднения? Запишите в «бортовой журнал» (приложение 1) вопросы, которые вызвали затруднения и вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы. | Смотрят слайды презентации, отвечают на вопросы. Называют свойства живых организмов, известный им вид изменчивости - модификационную. Формулируют определение модификации. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, обмениваются мнениями. Выявляют и осознают проблему и затруднения. Составляют «бортовой журнал», записывают вопросы, на которые хотят получить ответы. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения, - учатся аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - учатся фиксировать индивидуальные затруднения. |
Этап. Целеполагание. (4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: Какова цель нашего урока? Выслушивает предположения детей. (Чем мутации отличаются от модификаций? В чем сходство мутаций и модификаций? Выяснить причины возникновения мутаций. Изучить, как наследуются мутации. Какова их роль в жизни человека, в природе?) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднений (т.е. формулируют, какие знания им нужны). Согласовывают с учителем цель урока, осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учатся учитывать разные мнения. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
Этап. Планирование (5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. Предлагает выполнить задания: - Каким образом мы можем выяснить, передаются ли мутации по наследству? Какие факторы вызывают появление мутаций? (изучить материал учебника, дополнительную литературу, схемы, рисунки). Организует обсуждение плана работы, корректирует его. | Высказывают свои предположения. Выбирают способы и средства получения новых знаний. Обсуждают и составляют план работы, обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся выражать свои мысли. |
Этап. «Открытие нового знания» (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, отличное, закономерности; развивает способности к обобщению. Организует работу в группах по карточкам (приложение 2), предлагает индивидуальную работу с текстом учебника с.145-147 «Мутагенные факторы» (маркировка текста «Инсерт»). Стимулирует активное участие всех обучающихся в поисковой деятельности. Организует обсуждение результатов работы обучающихся. Что вы узнали нового? Все ли мутации передаются по наследству? Обоснуйте свой ответ. Какие факторы вызывают мутации? Как вы думаете, на все ли вопросы мы нашли ответы? При необходимости корректирует ответы учащихся. | Работают в группах. Выполняют задания по карточкам: изучают схемы различных типов мутаций, сравнивают по рисункам и схемам нормальные и мутированные гены и хромосомы, анализируют, делают выводы об изменениях в строении генетического материала, нарушениях в процессе мейоза и их последствия для жизни организма. Отвечают на вопросы. Формулируют определения генных, хромосомных и геномных мутаций. Приводят примеры мутагенных факторов. Дополняют «бортовой журнал» новыми знаниями. | Познавательные УУД: - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах; - учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - учатся аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания (6-8 мин.). | Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия. Предлагает заполнение концептуальной таблицы «Сходства и различия мутаций и модификаций» (приложение 3). Выводит данное задание с помощью проектора на доску. Какой вывод мы сможем сделать по результатам составления данной таблицы? | Осмысливают задание. Формулируют проблему, цель и способы ее достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Предлагают варианты формулировок, которые необходимо поместить в таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Рефлексия (2-3 мин.) | Организует самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Организует подводящий диалог: Все ли вопросы, поставленные в начале урока, нашли своё решение? Достигли ли мы целей нашего урока? Возвращает обучающихся к первоначальным записям в «бортовом журнале», предлагает внести изменения и дополнения. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали нового на уроке. Формулируют вывод об основных характеристиках мутаций. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли; - учатся слушать и понимать речь другого человека. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Домашнее задание. (2 мин.) | Комментирует домашнее задание: 1. Прочитать текст параграфа с. 143-147 (задание обязательное для всех). Задания 2-3 выполняются по выбору. 2. Составить кластер «Классификация мутаций». 3. Написать сочинение-размышление «Полезные мутации. Как их использовать на благо общества». | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию. |
Приложение 1
Бортовой журнал
«Что я знаю о мутациях?»
Известная информация и предложения (Что я знаю по этой теме? Что мне надо об этом узнать? Почему?) Что мне известно по данной теме? | Новая информация (Что я знаю об этом теперь? Какие наиболее важные моменты я выяснил? Что я хочу об этом узнать?) Что нового я узнал из текста? |
Приложение 2
Карточка №1 (для группы 1)
Задание. Рассмотрите схемы мутаций на рисунке, сравните нормальные и мутированные хромосомы, сделайте вывод об изменениях в строении генетического материала и их возможных последствиях.
Карточка №2 (для группы 2)
Задание. Рассмотрите схему мейоза клетки пыльцы, определите, какие нарушения произошли в процессе мейоза, сделайте вывод об изменениях в строении генетического материала и их возможных последствиях.
Карточка №3 (для группы 3)
Задание. Рассмотрите схему мейоза, определите, какие нарушения произошли в процессе мейоза, сделайте вывод об изменениях в строении генетического материала и их возможных последствиях.
Карточка №4 (для группы 4)
Задание. Сравните рисунки 1 и 2, определите, какие изменения произошли в строении генетического материала, сделайте вывод о возможных последствиях данных нарушений.
Карточка №5 (для группы 5)
Задание. Рассмотрите схему мейоза, определите, какие нарушения произошли в процессе мейоза, сделайте вывод об изменениях в строении генетического материала и их возможных последствиях.
Приложение 3.
Концептуальная таблица
«Сходства и различия мутаций и модификаций»
Линии сравнения/ Признаки | Модификации | Мутации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ» Что я знаю о мутациях? Известная информация и предложения ( Что я знаю по этой теме? Что мне надо об этом узнать? Почему? ) Что мне известно по данной теме? Новая информация (Что я знаю об этом теперь? Какие наиболее важные моменты я выяснил? Что я хочу об этом узнать?) Что нового я узнал из текста?
Мутагенные факторы и их влияние Прочитайте текст учебника на стр. 145-147 и отметьте карандашом на полях информацию, с которой вы уже знакомы знаком « v », новую информацию «+», сведения, которые требуют вопросов «?», думаю иначе «-».
КЛАСТЕР
Концептуальная таблица «Сходства и различия мутаций и модификаций». Линии сравнения Признаки Модификации Мутации 1. Передается ли новый признак по наследству? 2.Зависит ли признак от изменений в генотипе? 3. Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий? 4.Какое значение для особи имеет? 5.Причины.
Линии сравнения Признаки Модификации Мутации 1. Передается ли новый признак по наследству? Не наследуются Наследуются и передаются из поколения в поколение 2.Зависит ли признак от изменений в генотипе? Не связаны с изменением генотипа Затрагивает генотип 3. Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий? Характеризуются направленностью Не имеют направленного характера 4.Какое значение для особи имеет? Полезны, так как имеют приспособительное значение Могут быть полезными или вредными для организма. 5.Причины. Определённые условия Мутагенные факторы Концептуальная таблица «Сходства и различия мутаций и модификаций».
ВЫВОД: 1. Мутационные изменения возникают внезапно, и в результате у организма появляются новые свойства. 2. Мутации наследуются и передаются из поколения в поколение. 3. Мутации не имеют направленного характера, т.е. нельзя с достоверностью предсказать, какой именно ген мутирует под действием мутагенного фактора. 4. Мутации могут быть полезными или вредными для организма, доминантными или рецессивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в биологии в 5 классе на тему: Бактерии в природе и промышленности
Технологичяеская карта урока по биологии в 5 классе на тему : бактерии в природе и промышленности. Изучение и первичное закрепление новых знаний...
Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"
Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...
технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Покрытосеменные растения"
Старалась показать технологию "Развитие критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Царство Грибы"
Технологическая карта урока в 6 классеПо учебнику "Биология 5-6 классы", Авторы:Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Урок открытия новых знаний, соответствует требованиям ФГОС...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»
Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1) научиться называть признаки представит...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...