Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Карташова Наталия Николаевна

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС

Тема: "Организм как единое целое. "

Предмет: Биология

Класс: 6 класс

Тип урока: Обобщение знаний

Технология построения урока:

Здоровье сберегающая, дифференцированная, проблемная, информационная технология, системно-деятельностный метод.

Цель:

-       Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

-       Основные термины, понятия

-       Система, открытая система, органоиды клетки, строение и функции органов растения, организм – единое целое

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_organizm_kak_edinoe_tseloe.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС

Тема: "Организм как единое целое. "

Предмет: Биология

Класс: 6 класс

Тип урока: Обобщение знаний

Технология построения урока:

Здоровье сберегающая, дифференцированная, проблемная, информационная технология, системно-деятельностный метод.

Цель:

  • Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
  • Основные термины, понятия
  • Система, открытая система, органоиды клетки, строение и функции органов растения, организм – единое целое

Предметные умения:

  • знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян
  • давать определение понятиям «ткань», «орган»;
  • называть особенности строения и функции многоклеточного организма ;
  • признаки взаимосвязи органов;
  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
  • Растения и животные – целостный организм
  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения цветка

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, учебник, дополнительный материал, таблицы

                                             Ход урока:

1. Организационный момент

2.Мотивация

Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Приветствие

«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,

и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

Приветствие

В тетради запись числа

2. Новая тема:  (вступительное слово учителя)

-Итак, учебный год подошел к концу. Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых  мы говорили в течение этого учебного года. Сегодня нам нужно выполнить еще одно важное задание. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (слайд 1)

- Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.

- Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны.  Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:        

        - Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми? (слайд 2)

        -Давайте вспомним и назовем свойства живой материи. (слайд 3)

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют  на разных уровнях организации.

-  Что такое уровни организации живой материи? (слайд 4)

- Давайте их назовем. А  для этого выполним следующее задание:

         Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня (работа с учебником и с печатной тетрадью) (слайд 5)

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

Итак, 1 уровень – клеточный. (Запись на доске и в рабочих тетрадях)

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

2 уровень - тканевый

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

3 уровень - органный

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

4 уровень – систему органов

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

5 уровень - организменный

(Показываю название уровней на слайде)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного до организменного.

          - Посмотрите еще раз на название параграфа на странице 141 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)

         - Наша задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем..

Загадка:

        С неё начинается развитие и размножение.

        В науке она – основной объект изучения.

        Хоть сама и мала, но имеет большое значение.  

   

3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.

(Слабые ученики, пока идет диалог о клетке, рисуют клетку и подписывают ее главные части).

Работа с классом:

-  Что лежит в основе строения всех организмов?

- Что такое клетка? (слайд 7)

- Почему клетку называют структурно-функциональной единицей любого живого организма?

-А есть ли у клетки главные части? (слайд 8)

Вопросы:

- Чем растительная клетка отличается от животной? (слайд 9)

- Какие химические элементы составляют основу клетки?

- Из каких веществ состоят живые организмы?

- Давайте посмотрим, как нарисовали клетку наши ученики. (выходит 1 ученик и рисукт, остальные показывают в конце урока). Все ли правильно?

Обобщение учителя о клетке.

4.Давайте посмотрим опять на ваш рисунок.

- Во что объединяются клетки?

- Следующий уровень организации материи тканевый.

- Что такое   ткань? На какие 2 группы делятся ткани? (слайд 10)

-Задание классу. Вспомните и назовите, какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют по слайду презентации) (слайд 11)

Итак, животные ткани: (слайд 12-15)

Растительные ткани: (слайд 16-20)

Выполните задание: исправь ошибку.

- На столе у вас лежат листы с надписью -  Приложение 1. Выполните задание, которое на них написано.

ПРОВЕРКА:

- Проверим животные ткани. (Слайд 13-17)

-Но ведь ткань играет для организма какую-то роль?

Давайте выполним задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией? (Приложение 2) (Слайд 18)

-Давайте проверим. (слайд 19-23)

     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (Слайд 24)

5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный. (Слайд 25)

- Что такое орган?

Загадка:

Один в земле копается,

     Другой в свету купается.

     И хотя они друзья –

     Поменяться им нельзя.

- О каких органах идет речь? К какой группе они относятся? (Слайд 26)

- На какие 2 группы делятся органы по их назначению? Какие органы относятся к генеративным или репродуктивным?

 Загадка:

       Не рыли, не бурили, а воду добыли

      - О каком органе идет речь? (корень)

       Загадка:

По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

Загадка:

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

                  ( листья) (Слайд 27)

Дальше класс работает по группам.

 Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий – лист,

- виды

- функции

- особенности строения

Проверка работы. (слайд 28,29,30)

-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем  с доской.(слайд 31-35)

5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов). (слайд 36)

- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?

Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет (Приложение 3)

ПРОВЕРКА . СЛАЙД 37-42

- И последний уровень, из тех, что мы пока знаем, это организм (слайд 43).

- Какое определение можно дать организму?

Толковый словарь Дмитриева (слайд 44)

 Организм - это живое тело человека, животного или живое растение как единое

 целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы 

поддержания жизни.

-Так почему живой органим – единое целое? Докажите мне.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, мы выяснили, что в любом живом организме  есть органы, клетки, ткани.

-А какой можно сделать вывод о строении организма используя все данные части?

Давайте еще раз посмотрим на схему: (слайд 45) 

клетка            ткань             орган               организм.

- Приведите   собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.

- А что отрицательно влияет на работу организма?

- Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?

Вывод: (слайд 46)

7. Подведение итогов, домашнее задание.

8. Выставление оценок.  Рефлексия:

Что нового я узнал сегодня на уроке?

Что мне осталось непонятным?

О чём я бы хотел узнать больше?

Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного  на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке,  и ещё оценку учителю за проведение урока.

Спасибо за урок.

10. Д. З. стр. 41-43;

Приложение 1:  Исправь ошибку

ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

ПОКРОВНЫЕ

ОСНОВНЫЕ

МЫШЕЧНЫЕ

МЕХАНИЧЕСКИЕ

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

НЕРВНАЯ

ПОКРОВНЫЕ

МЫШЕЧНЫЕ

МЕХАНИЧЕСКИЕ

ПРОВОДЯЩИЕ

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

ОСНОВНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Приложение 2

Ткани растительного организма

Тип ткани растений

        Особенности строения

Функции

1 Образовательная

1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

1. О  1. Придаёт опору растению.

2

Покровная

2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует

2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

3

Механическая

3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

3. Обеспечивает рост растения

4

Проводящая

4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.         

4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

5

Основная

5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

5. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

Работа по группам.

 Дайте характеристику части растения по плану:

- виды

- функции

- особенности строения

Приложение 3

Системы органов животных

Система органов

Органы

Функции

1.Пищеварительная

1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1.Воспроизведение себе подобных

2.Кровеносная

2.Головной мозг, спинной мозг, нервы

2.Регуляция деятельности организма

3.Дыхание

3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы

3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой

4.Выделительная

4.Сердце, сосуды

4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы

5.Опорно-двигательная

5. Железы эндокринной системы

5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6.Нервная

6. Легкие, жабры, трахеи

6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7.Эндокринная

7.Семенники,яичники

7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ

8.Половая

8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие

8.Обмен газов в организме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обществознанию для 5 класса в соответствии с ФГОС "Загадка человека".

С помощью заданий, предложенных в карте, учителю будет просто и легко обьяснить детям: кто такой человек, в чем его загадка и предназначение его для общества....

Технологическая карта урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка содержит материалы для проверки домашнего задания и самостоятельной работы на уроке...

Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".

Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему: «Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»

Технологическая карта урокаПредмет: литератураКласс: 5 Тип урока: урок изучения нового материалаТема: «  Л. Н. Толстой. Кавказский пленник» Цель:1. развивать представление о расс...