Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Матковская Татьяна Николаевна

Класс: 7

Предмет: биология

Тип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗ

Тема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение.  Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Цель урока: дать возможность познакомиться  учащимся  с внешним, в том числе разнообразием ног и крыльев, и внутренним строением насекомых, основными характеристиками класса Насекомые.

Задачи:

1. Мотивировать учащихся на изучение данной темы.

2. Способствовать развитию УУД, расширению знаний учащихся в предметной области.

 

Планируемые результаты урока:

 

Предметные

Обучающиеся узнают: внешнее и внутреннее строение насекомых,  общие признаками класса Насекомые, на примере таракана.

Обучающиеся научатся: объяснять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов насекомых.

 

УУД

Познавательные: классификация, осознание и произвольное построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, поиск необходимой информации, анализ, синтез, сравнение, умение извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

 

Регулятивные: контроль и коррекция, выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание, планирование, познавательная инициатива, контроль, коррекция, оценка.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение слушать и вести диалог, достижение договорённостей и согласование общего решения, умение работать в группе и индивидуально.

 

Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжить свою учёбу, осознание ответственности за общее дело и своё здоровье.

 

Учебник: Биология, Многообразие живых организмов,  7 класс/ Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матковская Татьяна Николаевна, учитель биологии, МОУ Самарская СОШ

Класс: 7

Предмет: биология

Тип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗ

Тема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение.  Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Цель урока: дать возможность познакомиться  учащимся  с внешним, в том числе разнообразием ног и крыльев, и внутренним строением насекомых, основными характеристиками класса Насекомые.

Задачи:

1. Мотивировать учащихся на изучение данной темы.

2. Способствовать развитию УУД, расширению знаний учащихся в предметной области.

Планируемые результаты урока:

Предметные

Обучающиеся узнают: внешнее и внутреннее строение насекомых,  общие признаками класса Насекомые, на примере таракана.

Обучающиеся научатся: объяснять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов насекомых.

УУД

Познавательные: классификация, осознание и произвольное построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, поиск необходимой информации, анализ, синтез, сравнение, умение извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Регулятивные: контроль и коррекция, выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание, планирование, познавательная инициатива, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение слушать и вести диалог, достижение договорённостей и согласование общего решения, умение работать в группе и индивидуально.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжить свою учёбу, осознание ответственности за общее дело и своё здоровье.

Учебник: Биология, Многообразие живых организмов,  7 класс/ Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

Оборудование: мультимедиопроектор, презентация, раздаточный материал для лабораторной работы (фотографии таракана), алгоритмы работы на станциях 1,2,3; листы самооценки; кейсы по теме урока; тест и теория в приложении ЯКласс Дневник.ру

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

(Слайд 1)

До начала урока деление учащихся на три групп по числу станций (по мотивации группы смешенного состава). Проверка д/з (короткие сообщения «Интересные факты о насекомых»)

(Слайд 2)

Орг. момент.

- Приветствие,

- настрой на урок (давайте улыбнемся друг другу, улыбки это свет и тепло, заряд положительных эмоций и начнем наш урок)

- Приём «Удивляй» (Слайд 3)

Учитель читает отрывок из стихотворения

русского советского поэта, публициста, литературного критика, переводчика и литературоведа, детского писателя, журналиста

Корнея  Ивановича Чуковского

«Тараканище»

Зайчики
В трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,
Пряники жуют.

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».

Звери задрожали,
В обморок упали.

Учитель задаёт вопросы классу:

- Кто является автором стихотворения, отрывок из которого я прочла? (Слайд 4) Корней Иванович Чуковский

- Как называется стихотворение? («Тараканище»)

- Какие ещё есть, известные произведения у этого автора, посвящённые насекомым и гигиене? («Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»)

- Вы, наверно, удивлены, что я читаю вам стихи для малышей, но это не зря, т.к. Класс Насекомых самый многочисленный среди животных (более 1 мил. видов), интересный и разнообразный, которому посвящены произведения многих авторов и вы знакомы с ними с детства.

(Слайд 5)

- А теперь ваша очередь, рассказать по одному интересному факту о насекомых! (от каждой группы по одному – Д/з)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

(3 мин)

- На прошлых уроках мы изучили два класса (какие?)  Ракообразные и Паукообразные многоклеточных (кого?) животных типа (какого?) Членистоногие.

-Давайте повторим их основные характеристики.

(Слайд 6)

Тест «Сравнение признаков Класса Ракообразных и Класса Паукообразных» 

Задание: распределите признаки по классам Ракообразные и Паукообразные

Н - тело состоит из головогруди и членистого брюшка (Р)

О - глаза простые (П)

М - пищеварение внекишечное (П)

А - передняя пара ходильных ног превращена в клешнИ (Р)

С - органами дыхания являются жабры (Р)

Ы - тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка (П)

Е - обитают на дне морей, в толще воды, в придонной части пресных водоёмов и в почве (Р)

К - органы выделения пара зелёных желез (Р)

Е - смешанное трахейно-лёгочное дыхание (П)

К – сложные и простые глаза, на груди крылья (у летающих), строение и количество которых, определяют принадлежность их к отрядам

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

НАСЕК

ОМЫЕ

(Учитель на доске делает схему)

- Есть затруднения?

3. Выявление места и причин затруднения

(1мин)

- В чём причина? (в присутствии одной характеристики, которая не отвечает двум изученным классам)

- Вы правы – это характерные особенности представителей ещё одного Класса Типа Членистоногих.

- И так, о чём пойдёт речь на уроке? (о Классе Насекомые, общая характеристика)

(Слайд 7)

- И цель урока…  («познакомиться с внешним и внутренним строением насекомых, основными характеристиками представителей класса Насекомых»)

4. Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

- Назовём нашу работу на уроке «Проектом выхода из затруднения».

- Тогда, какова цель проекта? (устранение причины возникшего затруднения)

- Как выйти из затруднения?

- Где найти необходимую информацию? (учебник, дополнительные источники)

-Работать вы будите в группах по станциям, переходя по часовой стрелке от одной к другой по сигналу звонка, время работы на каждой станции 6-7 минут

(Слайд 8)

- Давайте обсудим критерии оценивания  (Приложение 4)

(выводятся на экран)  

(Слайд 9)

- План урока следующий:

План урока

1. Внешнее и внутреннее строение насекомых (станция 1)

2. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана» (станция 2)

3. Кто такой и как от него избавиться? (станция 3)

4. Обсуждение результатов работы по станциям.

5. Самооценка.

6. Итог урока (рефлексия).

7. Д/з.

- Не забывайте про листы самооценки,  

-правила групповой работы  

- и распределении ролей в группе

(организатор – отвечает за работу группы в целом, спикер – выступает перед классом с готовым решением группы, секретарь – записывает высказывания, идеи, решения и выводы; хранитель времени – следит за временем работы группы; критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения)

5. Реализация построенного проекта

(20 мин)

На станции 1 (Приложение 1) учащиеся делятся на две подгруппы, одна подгруппа изучает внешнее строение насекомых, другая изучает внутреннее строение насекомых, по ссылке заходят на сайт Дневник.ру приложения ЯКласс  и индивидуально изучают теоретический материал о внешнем и внутреннем строении насекомых, затем заполняют таблицы, проверяют по эталону.

На станции 2 (Приложение 2) учащиеся коллективно, выполняют лабораторную работу по инструкции и делают выводы.

На станции 3  (Приложение 3) учащиеся работают с учебником и тетрадью, дополнительным материалом, письменно отвечают на вопросы, учитель на этой станции работает консультантом, ко всем остальным учащимся подходит по их просьбе и выполняет роль тьютора.

На каждой станции учащиеся в конце работы заполняют свои листы самооценки (формирующее оценивание) по критериям.

(Слайд 13) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (после смены двух станций)

Поработали!? Устали? На зарядку быстро встали!

Поднимает руки класс – Это раз.

Повернулась голова – Это два!

Руки вниз – вперед смотри – Это три!

Руки в стороны, пошире,  разверните – на четыре!

Сильно их к плечам прижать – Это пять!

Классу тихо, молча сесть – Это шесть.

Все! Зарядка коротка, отдохнули мы слегка!

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи      (4 мин.)

- Вы закончили работу на станциях, сделайте выводы по работе по той станции, где вы находитесь в данный момент.

7.Самостоятельная работа с автоматической проверкой           (3 мин.)

(Слайд 14) 

Тест (ЯКласс) по теме урока, проверка автоматическая

8. Включение в систему знаний и повторение

(3 мин)

(Слайд 15)

Работа над ошибками теста и с обобщающей таблицей.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке,

Д/з

(2 мин)

Слайд (16)

- Продолжите любую фразу:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

- Самооценка и оценка учителя (Приложение 4)

(Слайд 17)

Д/з: обязательно: по учебнику прочитать стр. 158-168

на выбор:

1. Ответить на вопросы 1-7 (письменно).

2. Сделать кроссворд.

3. Подготовить сообщение о любом насекомом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Технологическая карта урока биологии в 7 классе на тему "Насекомые"

Биологиядэн "Бөҗәкләр классы" темасына дәреснең технологик картасы белән презентация тәкъдим ителә. Дәрес икенче буын Федераль    Дәүләт стандартларына туры китереп, Сингапур ...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...