Технологическая карта урока по биологии в 9 классе.
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

 

  1.  Биологическая роль витаминов и их практическое значение для здоровья человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii_v_9_kl.docx310.6 КБ

Предварительный просмотр:

Голота Т.А.-учитель начальных классов.

Школа-интернат №113 г.о. Самара

                Технологическая карта урока по биологии в 9 классе.

Класс: 9 класс

УМК: Биология 9класс Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва

Учебный предмет: биология

Дата: 27.02.2018г.

Тема урока: Витамины

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, познакомить с классификацией и обозначением витаминов их влиянием на обменные процессы; познакомить с понятием «авитаминоз» и его последствиями; сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.

  Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный интереса; развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой; развивать умение применять полученные знания на практике.

  Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов; продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни.

Коррекционные-развивающие:

-развивать словарь, речь учащихся, умения рассуждать.

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

- научность;

- доступность знаний учащимся;

- учёт возрастных особенностей, уровня актуального развития, психофизических особенностей.

Используемые современные педагогические технологии: технология смыслового чтения, здоровьесберегающая технология.

Этап урока

и его цель

Деятельность

учителя

Деятельность обучающегося

Коррекционные задачи, ключевые компетенции

 I.Организационный момент

 Цель этапа: (3мин.)

Создание благоприятного психологического настроя на работу

- Добрый день, Р… На столе у тебя три смайлика, выбери тот, который соответствует твоему настроению.

- Вижу улыбка засветилось. Спасибо!

 А это моё настроение…

Я готова продуктивно сотрудничать с тобой. Удачи!

Выбирает смайлик и демонстрируют своё настроение.

«Покажи своё лицо»

Выбирает тот смалик, который соответствует настроению

Л- самоопределение

(мотивация учения)

К- умение слушать и вступать в диалог

II. Актуализация знаний

(8 мин.)

 Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности   обучающегося.

Подготовить обучающегося.  к восприятию нового материала; вызвать интерес к изучению новой темы через постановку проблемной ситуации. 

Учитель просит обсудить, поставленные проблемы. Мотивирует на поиск причин.

Цель: выяснить, что такое витамины, познакомиться с историей открытия витаминов и их группами.

Проблема 1.  Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий.»

Учитель: как ты думаешь, что спасло моряков от гибели? Определи тему урока. Сформулируй задачи на урок.

Проблема 2. Русский ученый Н.И. Лунин провел следующий эксперимент над мышами. Первой группе мышей при кормлении давали цельное молоко, а второй группе мышей – готовые органические вещества (белки, жиры, углеводы), воду и минеральные соли. Мыши второй группы вскоре заболели и умерли, а мыши, питавшиеся цельным молоком, чувствовали себя хорошо. Попытайтесь повторить вывод, который сделал ученый.

Учитель: Определите тему урока. Сформулируйте задачи на урок.

Обучающийся включается в работу по решению проблемной задачи. Определяет тему урока. Формулирует задачи на урок.

Обучающийся ведет осмысление эксперимента над мышами, который был проведен русским ученым Н.И. Луниным, а также

 высказывает свои предположения, подбирает слова, которые ассоциируются с понятием «витамины».

Витамины – это…

Составляет синквейн на эту тему.

Л.- самоопределение

Р- выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

К- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

П-самостоятельное выделение-формулирование темы урока и её познавательной цели

Р- выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

III. Изучение нового материала. (10 мин.)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, изученного материала

План урока

1.История открытия витаминов. 2.Многообразие и значение витаминов, авитаминозы. 3.Классификация витаминов питания»

4. Влияние витаминов на организм человека.

5. Закрепление знаний.

 6. Домашнее задание

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Цель: формирование знаний о функциях некоторых водо - и жирорастворимых витаминов и их источниках; выяснить, какое значение имеют, витамины и что наблюдается при недостатке витаминов, при избытке витаминов и при полном отсутствии витаминов

Учитель: В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1,B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме. Р…..! Чтобы полученные на уроке знания прочно усвоились, в ходе урока предлагаю использовать приём «Корзина идей» 

Учитель: Сегодня на уроке мы открываем рекламное агентство. Ты должен составить рекламный плакат о витамине. Прочитай в учебнике информацию о витамине, где отражается информация текста.

Учитель организует работу по выполнению работы с инструкциями

Учитель: Мы с тобой узнали на уроке много интересного и полезного о витаминах, теперь знай, какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз, но часто мы и не подозреваем о нехватке витаминов в нашем организме, давай попробуем выяснить состояние нашего драгоценного организма, ответив на вопросы теста

«Есть ли у вас авитаминоз».

(Демонстрирует слайд с тестом на доску)

 Упражнение для глаз

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/06/s_586ffb586cca5/521037_4.jpeg

Ученик читает в учебнике и дополнительной литературе информацию о витамине, характеристике, рассматривает плакат и говорит:

1 группа – витамин А.

2 группа – витамин В1
3 группа – витамин С.
4 группа – витамин D.

Рекламный плакат

дающий характеристику витамину

1 группа – витамин А.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/06/s_586ffb586cca5/521037_5.png

2 группа – витамин В1

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/06/s_586ffb586cca5/521037_6.png

        3 группа – витамин С.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/06/s_586ffb586cca5/521037_7.png

4 группа – витамин D.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/06/s_586ffb586cca5/521037_8.png

Обучающийся выполняет  работу по определению содержания витаминов в пищевых продуктах:

1 группа – определение витамина А в подсолнечном масле;

2 группа – определение витамина Д в рыбьем жире;

3 группа - определение витамина С в яблочном соке.

Р…рассказывает о своих наблюдениях и делает вывод.

Вместе с учителем определяют, как справился с заданием.

П-формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог

К- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

К- поиск и выделение необходимой информации.

Р- формирует умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Обучающийся   выполняет упражнения для глаз

IV. Закрепление изученного материала. (10 мин)

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию, определить успешность усвоения материала.

1. Организовать закрепление нового содержания, изученного на уроке.

2.Обсудить неразрешенные затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


1. Пишет тест по закреплению изученного материала, с использованием приема «Тонкие вопросы»

2.Заполняет в тетради таблицу.

Что ты узнал о витаминах до урока?

Что ты узнали на уроке?

Что ты хотел бы еще узнать?

3. Обсуждает выполненную работу, делает выводы.

К-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

V. Итог урока (рефлексия деятельности) (4 мин.)

Цель этапа: закрепление полученных знаний, выявление пробелов в освоении материала осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей.

Учитель

-Что тебе понравилась сегодня на уроке?

-Что ты запомнил важного и главного для себя?

-Что тебе могло бы пригодиться в жизни?

Покажи символ твоего настроения в конце урока.521037_9521037_10521037_11

Оценивает свою работу на уроке. Ответы обучающегося строит на основе слов:

«Мне понравилось…Я научился……. Мне запомнилось…Мне пригодится……»

Р- контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

Оценка своей деятельности

VI. Домашнее задание. (3 мин.)

Разъяснить домашнее задание, мотивировать на его выполнение.

1. Найди материал об открытии витаминов в книгах - «Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье»

2. Можно приготовить дополнительное сообщение о других группах витаминов, а также:

-как правильно принимать витамины;

- как сохранить витамины в пище.

Р-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П-смыслообразование.

       1.Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. Биология 9 класс

2.Хрипкова Г. М. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990г.

3.Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Дидактический материал: пособие для учителя.- М.: Илекса,2001.

4.Стихи о витаминах. Электронный ресурс http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=1968098.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...