Технологическая карта урока по биологии 5 класса "Особенности химического состава организмов: неогрганические и органические вещества, их роль в организме"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта составлена для учеников 5 класса, обучающихся по учебнику В. В. Пасечника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
«Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме»
Тип урока: урок «открытие», нового знания.
Цель урока: сформировать понятие об органических и неорганических веществах, необходимых для жизнедеятельности организма; развивать умения анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта, формулировать выводы, применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни, работать с рисунком как источником информации.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с важнейшими веществами, содержащимися в живых организмах: белках, жирах, углеводах, изучить источники поступления органических веществ и минеральных солей для живых организмов.
Оборудование:
- презентация ;
- для опыта: клубень картофеля, семянка подсолнечника, фильтровальная бумага, марлевый мешочек с мукой, раствор йода, стакан с водой.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: | Орг. Момент (приветствие, проверка готовности к уроку). Показывается слайд №1 ( иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли) . Учитель. Какой метод познания природы показан? Учащиеся. Эксперимент (опыт) Учитель. Опишите в чем суть данного опыта? Учащиеся. Опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ. Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта? Учащиеся. Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды. Учитель. А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма? Учащиеся. (затрудняются ответить) | Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1) формируем умение проговари вать последовательность действий. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других. |
II. Мотивирование к учебной деятельности: | Учитель. Как вы думаете, какова тема урока сегодня? Учащиеся. Состав живых организмов Учитель. Тема урока: «Особенности химического состава живых организмов» | Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта. Регулятивные УУД 1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу. 2) формируем умение определять и формулировать тему урока. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) | Учитель. Представьте, что вы – исследователи природы , перед вами задача - выявить химический состав живого организма. С чего вы начнете? Учащиеся. Выдвигают различные гипотезы, предлагают методы исследования. | Познавательные УУД 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД 1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные УУД 1) формируем умение оформлять мысли в устной форме. |
IV. Реализация построения проекта | Слайд7 (рисунок подсолнечника) Учитель. Как называется данное растение? С какой целью человек выращивает его? Учащиеся. Подсолнечник выращивают для получения растительного масла. Учитель. Предлагает провести исследование. Взять фильтровальную бумагу и раздавить семя подсолнечника на нем. Учитель. Что мы видим на бумаге? Учащиеся. На бумаге появилось жирное пятно. Учитель. Какой вывод можно сделать на основании данного опыта? Учащиеся. В состав живого организма входит жир (записываем вывод в рабочую тетрадь) Слайд 9 (рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника) Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают? Учащиеся. Из данных растений получают сахар. Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих растениях? Учащиеся. Они поняли это по сладкому вкусу. Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах? Учащиеся. Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе. Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем? Учащиеся затрудняются. Учитель. При взаимодействии крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпаем в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем? Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет. Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе? Учащиеся. Крахмал. Учитель. Какой вывод мы должны сделать? Учащиеся. В состав живых организмов входит сахар (углевод). Записываем вывод в тетрадь. Учитель. В мешочке осталось какое-то вещество, оно не растворилось в воде. Если его помять в руках, то можно убедиться в том, что оно липкое, пластичное. Это клейковина. Как вы думаете, почему так назвали это вещество? Учащиеся. Потому, что оно клейкое. Учитель. Верно. Клейковина-это белок. Какой вывод можно сделать? Учащиеся. В состав живого организма входит белок. Учитель. А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в фильтровальную бумагу. Что мы видим на бумаге? Учащиеся. Пятно. Учитель. Чем образовано пятно? Это жир? Учащиеся. Нет, это пятно от сока, который выделил картофель. Учитель. Что входит в состав сока? Почему он жидкий? Учащиеся. В состав сока входит вода. Учитель. А к какой группе веществ относится вода? Учащиеся. Вода относится к неорганическим веществам. Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из опыта? Учащиеся. В состав организма входит вода. Учитель. Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так. Учащиеся. Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество. ФИЗКУЛЬМИНУТКА | Познавательные УУД 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД 1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные УУД 1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2) формируем умение работать в паре. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые.) | Учитель. Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке, а также к рис. на стр.41 учебника об источниках поступления веществ в организм. Задайте свой вопрос другим учащимся класса. (работа в парах) | Познавательные УУД 1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы; 2)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Регулятивные УУД 1) формируем умение проговаривать последовательность действий. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку) | Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте: Письмо Незнайки Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый! | Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение извлекать информацию из текста. Регулятивные УУД 1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности | Учитель. Итак, ребята, какой вы можете сделать вывод по теме урока? Учащиеся. Живые организмы состоят из органических (жиры, белки, углеводы) и неорганических веществ (вода, минеральные соли). Учитель. Что интересного было на уроке? Что больше всего понравилось? Самооценка своей деятельности на уроке
Учитель. Как полученная на уроке информация может вам пригодиться в жизни? | Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1)формируем умение слушать и понимать речь других. Личностные УУД 1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные УУД 1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
VIII. Домаш нее задание. | &8, отвеить на вопросы стр. 42 письменно. Подумать над вопросом: «Почему пища человека должна быть разнообразной?» |
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах - географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....
технологическая карта урока по биологии " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система."
технологическая карта...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...
Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Химическая организация клетки»
Цель урока: изучение химического состава клетки, выявление роли неорганических веществ....
Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»
Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»...
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...
Технологическая карта урока по биологии в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме:"Витамины -чудесные вещества"
Приводится подробная технологическая карта урока в 8 классе по теме:"Витамины"...