Технологическая карта урока "Выделительная система"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок в 7классе  по теме "Выделительная система". Авторская программа В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева.

Цель урока:изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Класс

7

Тема  урока

 Выделительная система

Цель  урока

 изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития.

Задачи  урока

сформировать понятие сущности биологического процесса выделения,

выявить особенности выделительной системы основных систематических групп животных,

проанализировать эволюционные изменения выделительной системы у животных.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные: учащиеся должны знать особенности строения органов выделения животных разных систематических групп, их роль в обмене веществ и превращении энергии; роль крови в обмене веществ и превращении энергии.

Метапредметные: учащиеся должны уметь выявлять существенные признаки в строении органов выделения животных разных систематических групп, сравнивать их, устанавливать сходство и  различия.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение  на основе сравнения строения организмов выделения животных разных систематических групп, развивается познавательная самостоятельность

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль,   оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Тип урока:

Урок   изучения нового  учебного материала, контроль знаний.

Основные понятия

 Выделительная система, почки, мочеточник, мальпигиевые сосуды, зеленые железы

Межпредметные связи

 Физика, экология

Ресурсы

 Модели – аппликации, компьютер.

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах,  индивидуально

Тип урока

Урок усвоения новых знаний с использованием  технологии формирующего оценивания

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный  момент.

2. Актуализация  (мобилизация)  знаний, УУД  в начале урока и в процессе его по мере необходимости

Проверка настроения  

  "Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом" сказал однажды французский писатель Анатоль Франс. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету: будем активны, внимательны, с удовольствием работать и поглощать знания.

Личностные УУД

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

Активизация познавательной деятельности.

Что знаем…..?

 Основным свойством всех живых организмов является процесс обмена веществ. А составной частью этого процесса является удаление различных продуктов распада.

  Определение процесса выделения.

Выделение - это процесс освобождения организма от конечных продуктов распада.

Высказывают предположения

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Подведение  под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

3. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

 1.Определение термина «выделительная система»

Примерный ответ:   Выделение - это процесс освобождения организма от конечных продуктов распада.

Познавательные УДД

Осознанное построение  речевого высказывания

Определение основной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

 2. Функция выделительной системы.

Выделяемые вещества?

Диффузия - распространение вещества из зоны большей концентрации в зону с меньшей концентрации

Излишки воды

Вредные вещества

Моча (мочевина, мочевая кислота, аммиак)

Познавательные УДД

Анализ, сравнение, обобщение

структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

 Коррекция

3. Органы выделения

Почки

Мочеточники

Мочевой пузырь

Метанефридии

Мальпигиевые сосуды

Зеленые железы

Познавательные УДД

Анализ, сравнение, обобщение

структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

 Коррекция

4. Применение  теоретических  положений  в условиях  выполнения  упражнений и решения задач

4. Выделительная система у простейших

Выделительными органеллами простейших являются сократительные вакуоли. Кроме функции выделения накапливающихся в цитоплазме жидких продуктов метаболизма (обмена веществ), сократительная вакуоль освобождает простейшее от избытка воды, поступающей из окружающей среды в его тело. Т.е. уже у простейших функция экскреции объединяется с функцией осморегуляции, или поддержания постоянства внутренней среды организма. Морские простейшие, кроме инфузорий, и паразитические формы лишены сократительных вакуолей. Жидкие продукты обмена веществ выводятся у них диффузно всей поверхностью тела.

Познавательные УДД

Анализ, сравнение, обобщение

структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

 Коррекция

8.Выделительная система  беспозвоночных

Работа по нахождению информации по работе с приложением

Познавательные УДД

Анализ, сравнение, обобщение

структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

 Коррекция

 9. Выделительная система позвоночных

1 группа – рыбы

2 группа -  земноводные

3. группа –  пресмыкающие

4 группа – птицы

5 группа - млекопитающие

 Познавательные УДД

Осознанное построение  речевого высказывания

Определение основной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

5. Применение  теоретических  положений  в условиях  выполнения  упражнений и решения задач

 Закрепление полученных знаний

Проговорим  новые понятия и  вы  выполните тестирование

 

Учащиеся работают с рабочими листами

Познавательные УДД

Анализ, синтез. Подведение  под понятие

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль

Волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения

6. Домашнее задание.

Домашнее задание  (комментирование  учителем)

1.  Параграф учебника.

2.  Составить тест из 3 вопросов на тему «Выделительная система»

7.Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников

А как вы оцените наш урок?  Работа с утверждениями:

  1.     Сегодня на уроке мне…
  2.      Меня особенно удивило то, что…
  3.      До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
  4.      Было бы хорошо, если бы…
  5.     Мне не понравилось…

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

 

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты и система заданий по биологии для 8 класса по технологии В.М.Монахова

данные технологические карты могут быть использованы в работе учителя биологии, работающего с использованием технологии В.М.Монахова и по учебнику 8 класса УМК Пономаревой И.Н....

Технологическая карта урока. Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Технологическая карта урока. 6 класс. УМК Босова Л. ФГОС. Системы объектов. Состав и структура системы.Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...

Технологическая карта урока. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

Технологическая карта урока. 6 Класс. ФГОС.  УМК Босова Л. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессо...

Технологическая карта урока для 6 класса. Системы объектов. Состав и структура системы.

Технологическая карта урока для 6 класса.  Системы объектов. Состав и структура системы....

Технологическая карта. Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Технологическая карта. для 6 класса. Система и окружающая среда. Система как черный ящик....

Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 8 класса "Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления"

Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина АнатольевнаКласс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Математические основы ин...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...