Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 8 класса "Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина Анатольевна
Класс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)
Предмет: Информатика и ИКТ
Тема: Математические основы информатики
Тема урока: Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока: познакомить учащихся с видами системы счисления, с историей непозиционных систем счисления. Научить учащихся переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно.
Задачи урока:
Образовательные:
- показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления
- объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления
Развивающие:
- развивать алгоритмическое мышление
- развить познавательный интерес, логическое мышление
Воспитательные:
- развить познавательный интерес
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._sistemy_schisleniya.docx | 34.68 КБ |
sistemy_schisleniya.pptx | 410.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина Анатольевна
Класс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)
Предмет: Информатика и ИКТ
Тема: Математические основы информатики
Тема урока: Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока: познакомить учащихся с видами системы счисления, с историей непозиционных систем счисления. Научить учащихся переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно.
Задачи урока:
Образовательные:
- показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления
- объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления
Развивающие:
- развивать алгоритмическое мышление
- развить познавательный интерес, логическое мышление
Воспитательные:
- развить познавательный интерес
Структура урока: фронтальная работа по усвоению материала
Межпредметные связи: математика, информатика
Оборудование: презентация к уроку «Системы счисления», раздаточный материал - карточки с заданиями для индивидуальной работы
УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с.: ил.
Этапы урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Форма работы (индивидуальная, фронтальная, групповая) | ЭОР/ЦОР | Действия учителя | Действия учащегося |
Организационный | 1 мин | Проверка готовности обучающихся. Сообщение темы. Постановка цели, задач урока (Слайд 1-3) | Фронтальная | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Формулируют совместно с учителем цель урока | |
Изложение нового материала | 25 мин | Ознакомление учащихся с новым материалом в виде эвристической беседы используя презентацию. (Слайды № 4-14) | Фронтальная | Презентация | Излагает новый материал | Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Репродукция знаний. |
Восприятие и осознание учащимися нового материала | 12 мин | Выполнение заданий: решение примеров для закрепления изученного материала (Слайд № 15) | Индивидуальная, фронтальная
| Организует самостоятельную деятельность, проверяет осознанность усвоения учащихся новых знаний | Репродукция знаний. Самостоятельные ответы на вопросы, оформленные в тетради | |
Обобщение и подведение итогов | 2 мин | Ответы на вопросы. Соответствие поставленных задач с достигнутыми. | Фронтальная | Задает вопросы по пройденному материалу. Говорит о результатах работы учеников на уроке. Комментирует и разъясняет домашнее задание | Проговаривают по плану новые знания, отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления от урока |
Ход урока
- Организационный момент
Слайд 1-3 - Сообщение темы, цели и задач
- Объяснение нового материала
Слайд 3-4 – учитель дает определения основным понятиям (система счисления, алфавит, цифры), приводит примеры системы счисления
Учитель рассказывает о том, что все системы счисления делятся на две группы: позиционные и непозиционные.
Слайд 6-7– непозиционная СС. Учитель рассказывает о непозиционной СС. Система счисления называется непозиционной, если количественный эквивалент (количественное значение) цифры в числе не зависит от её положения в записи числа. Одним из примеров непозиционной СС является римская СС. В качестве цифр используются латинские буквы.
Таблица 1
Единицы | Десятки | Сотни | Тысячи |
1 I | 10 X | 100 C | 1000 М |
2 II | 20 XX | 200 CC | 2000 ММ |
3 III | 30 XXX | 300 CCC | 3000 МММ |
4 IV | 40 XL | 400 CD | |
5 V | 50 L | 500 D | |
6 VI | 60 LX | 600 DC | |
7 VII | 70 LXX | 700 DCC | |
8 VIII | 80 LXXX | 800 DCCC | |
9 IX | 90 XC | 900 CM |
В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания.
В таком случае их значения складываются.
Здесь алгоритмические числа получаются путём сложения и вычитания чисел с учётом следующего правила:
каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к его значению, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него.
1935=MCMXXXV (1000+900+30+5)
Слайд 8 - в позиционных СС количественное значение цифры зависит от ее положения в числе. Основание позиционной системы счисления равно количеству цифр, составляющих её алфавит. СС, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой
Алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (основание равно десяти, так как запись любых чисел производится с помощью десяти цифр)
Учитель предлагает рассмотреть вначале десятичную СС. Число 842. Цифра 8 обозначает восемь сотен, 4 – четыре десятка, 2 – две единицы. Если поменять местами цифры, например, 8 и 4, то цифра 8 – станет обозначать восемь десятков, 4 – четыре сотни.
Слайд 9- Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием n нужно иметь алфавит из n цифр. Для этого при n<10 используют n первых арабских цифр, а при n>10 к десяти арабским добавляют буквы. Учитель приводит примеры алфавитов нескольких систем. Если требуется указать основание системы счисления, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к этому числу.
Пример: 1011012 56310 2ЕА16
Слайд 10-11
В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:
Aq =±(an–1×qn–1+ an–2 × qn–2+…+ a0 × q0+ a–1×q–1+…+ a–m× q–m)
Здесь:
А — число;
q — основание системы счисления;
ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;
n — количество целых разрядов числа;
m — количество дробных разрядов числа;
qi — «вес» i-го разряда.
Такая запись числа называется развёрнутой формой записи.
Примеры записи чисел в развёрнутой форме:
2012=2×103 +0×102 +1×101 +2×100
0,125=1×10-1 +2×10-2 +5×10–3
14351,1=1×104 +4×103 +3×102 +5×101 +1×100 +1×10–1
Слайд 12 – вся информация в компьютере представлена в виде двоичного кода. Компьютер переводит информацию в последовательность нулей и единиц.
Двоичной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 2.
Двоичный алфавит: 0 и 1.
Учитель предлагает перевести числа из привычной десятичной СС в двоичную СС.
Слайд 13 – перевод целых чисел из десятичной СС в двоичную.
Алгоритм перевода:
- Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньше 2
- Записать полученные остатки в обратной последовательности
Слайд 14 - теперь рассмотрим обратную задачу – перевод чисел из двоичной СС в десятичную
Алгоритм перевода
- Двоичное число записать в развернутой форме.
В двоичной СС основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1
110012 = 1 * 24 + 1 * 23 + 0 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 25
- Произвести вычисления
110012 = 2510
Закрепление. Самостоятельная работа обучающего характера
Учитель предлагает решить два примера для самостоятельного решения и закрепления изученного материала. Перевести из десятичной СС в двоичную число
8910 ?2
10101012 ?10
Правильные ответы:
8910 = 010110012
10101012=8510
- Подведение итогов урока. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно Развить логическое мышление
ЗАДАЧИ: Образовательные: показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления Развивающие: развивать алгоритмическое мышление развить познавательный интерес, логическое мышление Воспитательные: развить познавательный интерес
Система счисления - это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа. Алфавит системы счисления - совокупность цифр.
ЕГИПЕТСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ ВАВИЛОНСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ
Системы счисления Непозиционные – в непозиционных системах счисления количественное значение цифры не зависит от ее позиции в числе Единицы Десятки Сотни Тысячи 1 10 100 1000 2 20 200 2000 3 30 300 3000 4 40 400 5 50 500 6 60 600 7 70 700 8 80 800 9 90 900
В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. Здесь алгоритмические числа получаются с учётом следующего правила: каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к его значению, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него. 1935= MCMXXXV (1000+900+30+5)
Позиционные – в позиционных СС количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе Алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Число 842 8 обозначает восемь сотен, 4 – четыре десятка, 2 – две единицы. Если поменять местами цифры, например, 8 и 4, то цифра 8 – станет обозначать восемь десятков, 4 – четыре сотни.
Десятичная 0 1 2 3 4 5 7 8 9 ( n=10) Двоичная 0, 1 (n=2) Восьмеричная 0 1 2 3 4 5 6 7 (n=8) Шестнадцатеричная 0..9, А (10) , B(11),C(12),D(13), E(14), F(15) ( n=16) Пример: 563 10 101101 2 2ЕА16
ОСНОВНАЯ ФОРМУЛА В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде: A q =±(a n–1 q n–1 + a n–2 q n–2 +…+ a 0 q 0 + a –1 q –1 +…+ a –m q –m ) Здесь: А — число; q — основание системы счисления; a i — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления; n — количество целых разрядов числа; m — количество дробных разрядов числа; q i — «вес» i -го разряда.
Развернутая форма 2012=2 10 3 +0 10 2 +1 10 1 +2 10 0 0,125=1 10 -1 +2 10 -2 +5 10 –3 14351,1=1 10 4 +4 10 3 +3 10 2 +5 10 1 +1 10 0 +1 10 –1
Вся информация в компьютере представлена в виде двоичного кода. Компьютер переводит информацию в последовательность нулей и единиц. Двоичной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 2 . Двоичный алфавит : 0 и 1.
Правило перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления 25 2 24 12 1 2 6 12 2 3 6 2 1 2 2 0 0 0 0 1 1 Ответ: 25 10 =11001 2
Правило перевода из двоичной систему счисления в десятичную 11001 2 = 1 * 2 4 + 1 * 2 3 + 0 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 25
закрепление изученного материала 89 10 = ? 2 1010101 2 = ? 10
Домашнее задание Учебник: с. 14 № 6 (а); № 7 (в, г); с. 15 № 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"
Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной системе счисления"Тип урока: комбинированный.Цели урока:1. Дидактическая: познакомить c пра...
Технологическая карта урока по теме "Арифметика в двоичной системе счисления"
Данная технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины, откуда были взяты следующие элементы: содержание (дидактические единицы урока),...
Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 7 класса "Компьютерная графика"
Класс: 7 (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: ИнформатикаТема: Обработка графической информацииТема урока: Компь...
Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 7 класса "Основные компоненты компьютера"
Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина АнатольевнаКласс: 7 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Инф...
Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 9 класса "Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки"
Класс: 9 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Обработка числовой информации в электронных таблицахТема урока: Ор...
Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...