Урок в 5 классе на тему «Растения и животные разных материков».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Ковалева Виктория Викторовна

Урок на тему «Растения и животные разных материков»,  5  класс. Цель данного урока осознание и осмысление материала о растительном и животном мире Земли; развивать интеллект школьников и эстетическое отношение к объектам живой природы. Для повышения познавательной активности были включены игровые элементы при актуализации знаний игра - тест на определение правильности суждения.

При изучении нового материала была предложена презентация, в которой проиллюстрированы представители растительного и животного мира разных материков. После просмотра материалов организована самостоятельная работа и работа в парах по взаимопроверке.

С целью сбережения здоровья школьников, использовались новые технологии в проведении физкультминутки.

На этапе закрепления использовался ЦОР и коллективная работа по размещению представителей растительного мира в соответствии с местообитанием на разных материках физической карты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растения и животные разных материков Учитель биологии Ковалева В.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воскресенск 2013 Урок на тему

Слайд 2

Живые существа заселили все материки нашей планеты, включая и самый холодный – Антарктиду. Познакомимся с некоторыми примечательными растениями и животными каждого из материков

Слайд 3

Евразия На этом материке находится наша страна

Слайд 4

Растительный мир Евразии Народы Азии с древнейших времен обожествляют и воспевают его, называя «сыном воды и солнца», «пищей богов» Необычно выглядят поля с этим растением: они полностью залиты водой РИС

Слайд 5

Животный мир Евразии ПАНДА ЯК БУРЫЙ МЕДВЕДЬ ТИГР

Слайд 6

Африка

Слайд 7

Растительный мир Африки В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду: его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды БАОБАБ

Слайд 8

Животный мир Африки Самое высокое животное на свете, его рост достигает 6 м ЖИРАФ ЛЕВ ГОРИЛЛА

Слайд 9

Северная Америка

Слайд 10

Растительный мир Северной Америки Деревья гиганты – более 100 м в высоту и до 10 м в поперечнике Шишка секвойи бывает размером с большую дыню СЕКВОЙЯ

Слайд 11

Животный мир Северной Америки Небольшой зверек с широкими белыми полосами на почти черном теле БИЗОН СКУНС ИНДЮК

Слайд 12

Южная Америка

Слайд 13

Растительный мир Южной Америки ВИКТОРИЯ РЕГИЯ Великолепны ее цветки, но еще удивительнее листья: они бывают до 2 м в диаметре На таком листе может сидеть ребенок

Слайд 14

Животный мир Южной Америки Самая большая в мире бабочка, с размахом крыльев почти 30 см СОВКА АГРИППИНА ДРОВОСЕК - ТИТАН Самый большой в мире жук – длиной до 18 см.

Слайд 15

Животный мир Южной Америки ЯГУАР ЛАМА Муравьед

Слайд 16

Австралия

Слайд 17

Растительный мир Австралии Самые известные растения этого материка – эвкалипты (около 100 м в высоту) ЭВКАЛИПТ

Слайд 18

Животный мир Австралии КЕНГУРУ ПТИЦА КИВИ УТКОНОС КОАЛА

Слайд 19

Антарктида

Слайд 20

Растительный мир Антарктиды В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники

Слайд 21

Животный мир Антарктиды ПИНГВИНЫ Самые знаменитые животные Антарктиды. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу.

Слайд 22

Интернет ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009586-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76610/



Предварительный просмотр:

Ковалева Виктория Викторовна

учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 12»

Открытый урок

Предмет         биология

Класс         5

Тема                 «Растения и животные разных материков»

Продолжительность:                 45 минут

Цель: осознание и осмысление материала о растительном и животном мире Земли; развитие интеллекта школьников.

Задачи:

1. Образовательная: помочь учащимся в осознании и осмыслении материала о растительном и животном мире разных материков Земли; способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи и материалах ЦОР.

2. Развивающая: развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.

3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействию в работе, создавать комфортные отношения между участниками.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Технологии: проблемного обучения, применения ИКТ, учебной игры, организации групповой деятельности, самостоятельной работы.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, физическая карта мира, карточки с изображением животных и растений, цифровой образовательный ресурс «Откуда они родом?», комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран).


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент (2 минуты)

Проверяет готовность учащихся к уроку

Показывает свою готовность к уроку

Форма контроля: педагогическое наблюдение

2. Актуализация знаний.

Игра-тест «Какие утверждения верны?»

 (3 мин.)

Предлагает вспомнить:

Что такое материк?

Сколько всего материков?

Названия материков.

Рекорды разных материков.

Учитель предлагает учащимся 1 раз хлопнуть в ладоши, если утверждение верное или 1 раз топнуть, если – неверное. Комментирование учителем ответов учащихся.

  1. Евразия – величайший материк, на котором мы живем. (+)
  2. Австралия – самый маленький, засушливый и самый удаленный материк. (+)
  3. Африка– самый влажный материк на Земле. (-)
  4. Материк Северная Америка интересен тем, что здесь очень много природных климатических явлений таких как: торнадо, смерчи, наводнения. (+)
  5. Южная Америка – самый жаркий материк. (-)
  6. Антарктида – холодный материк. (+)

Оценивает работу учащихся.

Изучают карту. Вспоминают названия материков

Показывают на карте. (Один ученик работает с картой, дает правильные ответы).

Учащиеся одновременно демонстрируют возможности механической памяти и элементов логического мышления при блиц-опросе.

Форма контроля: индивидуальный, групповой (фронтальный)

3. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

Ставит перед учащимися вопрос: «Как вы думаете для чего у нас сегодня на уроке эта карта? (Показывает карту…) Что означают изображенные на ней животные?»

Предлагает подсказку.

Цель урока: «Сегодня мы с вами совершим путешествие по материкам нашей планеты и узнаем, какие животные и растения есть на этих материках».

Высказывают свои варианты ответа

Приходят к выводу

Озвучивает тему урока. Итак, тема нашего урока: «Растения и животные разных материков».

Записывают тему урока в тетради

4. Изучение нового материала

Предлагает просмотреть материалы презентации по теме «Растения и животные разных материков»

Изучают материалы урока

Просит внимательно изучить материалы учебника на с.123-125 и выполнить задание в тетради.

Заполнение таблицы

Материк

Растения

Животные

Евразия

Рис, бамбук

Панда

Африка

Баобаб

Жираф

Северная Америка

Секвойя

Скунс

Южная Америка

Виктория регия

Совка агриппина, дровосек-титан

Австралия

Эвкалипт

Кенгуру

Антарктида

Мхи, лишайники

Пингвины

Подводит итоги работы, формулирует вывод: многообразие растений и животных зависит от природных условий на материках.

Выполняют работу с учебником и тетрадью (возможна работа в парах). Взаимопроверка. Делают вывод о многообразии живой природы.

Форма контроля: индивидуальный и групповой

5. Физминутка «Елочка» с использованием мультимедийного оборудования.

6. Первичное закрепление, обобщение и систематизация материала

Предлагает выполнить задание ЦОР

Проверьте свои знания. «Откуда вы родом?» (распределение животных).

Предлагает распределить растения по материкам карты, используя картинки растений и материалы таблицы. (Составим карту «Путешествие маленького гения»)

Подводит итоги.

Выполняют задания ЦОР, используя текстовый материал учебника.

Распределяют организмы по материкам, в соответствии с местообитанием.

Делают выводы о многообразии живых существ нашей планеты.

Форма контроля: индивидуальный и групповой

7. Рефлексия

Оцените и объясните свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке. («Листок настроения»)

Оценивают свою работу на уроке и обсуждают перспективы познавательного процесса.

8. Обсуждение домашнего задания

Формулирует домашнее задание: (на выбор)

Нарисовать или найти картинки животных и прикрепить к нашей карте на следующем уроке. (Дополнить карту)

Составить кроссворд, ребус или синквейн на тему «Растения и животные разных материков»

Знакомятся с заданиями, обсуждают их, записывают.

9. Итог урока

Самыми активными сегодня были …

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"

Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: "Способы передвижения животных. Движение растений".

Презентация может быть использована в ходе всего урока.Она содержит задания для учащихся, схемы, иллюстрации, анимации и фотографии животных и растений, адрес видео на youtube , "Способы передвижения ...

Урок 5 класс ФГОС Тема "Растения"

Знакомство с многообразием растений и принципами систематики растений...

конспект урока в 3 классе по развитию речи на тему: "Растения и животные весной"

Тема: Растения и животные весной.Цель урока: познакомить обучающихся с признаками весны.Задачи:образовательные: Углубить и расширить знания о признаках весны, об изменениях в жизни растений и животных...

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....

Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...