Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Попова Алла Витальевна

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_otkrytyy_urok.doc709 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь организмов на разных материках.

                        Эпиграф урока: Как прекрасна жизнь между прочим и потому,

                                              что человек может путешествовать!

                                                                                       И.А. Гончаров

 Цель урока: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли и сформировать представления о растениях  и животных, обитающих на двух разных материках планеты.

Задачи урока:

 образовательные  - сформировать представления о растениях и животных, обитающих на разных материках планеты;

развивающие – развивать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, умение описывать природные объекты по предлагаемым критериям, использовать дополнительные источники информации, работать в  группе, готовить краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;

воспитательные – пропагандировать бережное отношение к живым организмам нашей планеты,  исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле, осознавать ценность и уникальность представителей флоры и фауны разных континентов.

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проектный (мини проект).

Оборудование: интерактивная доска, проектор мультимедийный, интерактивная презентация,

Раздаточный материал :дорожная карта ученика, оценочные листы.

Ход урока

I.Организационный момент (1 минута)

II.Проверка домашнего задания (5 - 7 минут)

(самостоятельная работа учащихся:  выполняют задание на  карточкам,  после выполнения осуществляют взаимопроверку)

Выбрать правильное высказывание из числа предложенных

1.В природе существует четыре среды обитания: наземная, воздушная,  почвенная и организменная.

2.Для наземно- воздушной среды характерны резкие перепады температур.

3.Водные животные обитающие на больших глубина преимущественно растительноядные.

4.В почве могут жить только черви и бактерии.

5. У бобров и выдр на лапах имеются перепонки, что характерно для многих водных животных.

6.В воде живут только те животные, у которых есть жабры для  дыхания.

7. Большинство животных обитает в наземно-воздушной среде.

8. Животные засушливых мест имеют специальные приспособления для запасания и экономного расходования воды.

9. Животные, населяющие почвенную среду, имеют обычно маленькие глаза или вовсе лишены зрения.

10. У кротов хорошо развито обоняние.

Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5», «2» ошибки  - 4, 3 ошибки – «3»

III.Изучение нового материала

1. . Актуализация знаний (3-5 минут)

Ребята, сегодня  я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в зоопарк.

Хорошо ли вы знаете животных, обитающих в зоопарке?    (Демонстрация слайдов)

Какие животные обитают в зоопарке?

Все ли животные вам известны?

Где  Родина животных, которые вызывают такой интерес и восторг?

По территории зоопарка мы можем ходить хоть целый день, а время нашего урока ограничено, поэтому, сегодня мы познакомимся с живыми организмами, которые обитают на 2 материках:

  1. Самый жаркий материк  (Африка)
  2. Самый маленький материк (Австралия)

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Ответы учащихся «Жизнь организмов на разных материках»

2. Тема сегодняшнего урока «Жизнь организмов на разных материках». Записали тему урока в тетрадь.

-Тему определили. Давайте поставим для себя цель урока. Для чего, зачем на ваш взгляд мы будем изучать эту тему? Ответы учащихся

-Вы правы, цель сегодняшнего урока: «познакомиться с многообразием  растительного и животного мира различных материков Земли.

Ребята, а какие факторы определяют флору и фауну каждого континента. (Ответы учащихся)

3.Самостоятельное знакомство с  многообразием растительного и животного мира материков Африки и Австралии, используя текст п.22 и материал  раздаточных листов.

По мере изучения материала, я предлагаю вам  выполнять задания в дорожной карте урока, которую вы подписываете, и заполняете, работая в парах. В конце урока дорожные карты сдаете.

4.Подведение итогов.

Работа с оценочной таблицей. Выставление оценки за работу на уроке.

5. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Выразите свое отношение к уроку, заполнив пропуски.

  1. Сегодня на уроке мне понравилось……..
  2. Мне сегодня удалось ……
  3. До начала урока я думал (а), что…….,а сейчас знаю…….
  4. Мне не понравилось…

5.Домашнее задание.п.22, сравнить животный и растительный мир Северной и Южной Америки, продумать вопросы для сравнения этих 2 материков.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Как вы знаете, что наша планета Земля – единственная в нашей солнечной системе, на которой есть жизнь. И поэтому давайте сохраним эту драгоценность. И будем очень бережно относиться к нашей природе.


Дорожная карта урока «Жизнь организмов на разных материках»

Ф.И. учащихся_______________________________________________________

Задание №1. Дополните предложения, вставив необходимые слова.

  1. Африка – самый……………………………….. материк на Земле.
  2. Здесь находится величайшая в мире пустыня……………………          
  3. На этом континенте протекает самая длинная в мире река………. .
  4. Растение, встречающееся только на западе Африки, способное получать необходимую для жизни влагу из тумана, - …………………                                        
  5. Растение, которое в засушливые годы «худеет», а после дождей «полнеет», называется – ……. …………………..

Задание №2.  Найдите верные утверждения.

  1. Австралия самый влажный материк на Земле.
  2. В рельефе этого материка преобладают  равнины.
  3. Фауна Австралии представлена разными видами сумчатых животных.
  4. Листья эвкалипта являются излюбленной пищей жирафов.
  5. Герб Австралии украшает изображение кенгуру.

 Задание №3  Игра  «Третий лишний»

1. Кто живёт в Антарктиде?

Пингвин, жираф, тюлень

2. Кто живёт в Африке?

Волосатая лягушка, зебра, скунс

3. Какое растение растет  в Африке?

Баобаб, ананас, вельвичия удивительная

4. Кто живёт в Австралии?

 Утконос, ехидна, морские свинки

5. Листьями этого растения питается коала.

Эвкалипт, картофель, баньян.

6. Саванна – местообитание таких животных, как….

Зебра, лев, ленивец

7. Кто живёт в Африке?

Бегемот, слон, медведь

Задание №4

Подпишите названия животных и материков. Распределите предложенных животных по материкам (соедините животных с материками, на которых они обитают).

http://static3.depositphotos.com/1007664/247/v/950/depositphotos_2478373-stock-illustration-giraffe.jpg       http://clipart-finder.com/data/mini/1298073391.png         http://www.sawyoo.com/postpic/2012/10/australia-outline_451806.png         http://static7.depositphotos.com/1291655/793/v/950/depositphotos_7932746-Zebras.jpg

http://www.sawyoo.com/postpic/2012/04/africa-continent-outline_69263.png               http://orig14.deviantart.net/88d3/f/2011/235/1/b/koala_2_by_silvermoonlight217-d47jshs.jpg              http://procenko-natasha.narod.ru/slon_corr.jpg                                             

                https://printablefreecoloring.com/image/animals/drawing-gorilla-83.gif                     https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=842952b8d147ceac99a19c8de221f893&n=33&h=215&w=297

______________________________________________________________________________

Таблица оценки знаний, усвоенных в процессе урока.

№ задания

Количество правильных ответов

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Итого: максимально -29 баллов

Итоговая оценка

Критерии оценки:  29-27 балла –« 5», 26-24 –«4», 23-20  – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Индивидуальное развитие организма человека"

Урок обобщения. Цель: обобщие и систематизация знаний обучающихся по теме «Индивидуальное развитие организма человека»; подведение итогов изучения учебного материала....

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...