Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5класс, Пономарёва И.Н. и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (открытого)
ФИО (полностью) | Оборина Ирина Владимировна | |
Место работы | МБОУ Гимназия №4 | |
Должность | учитель биологии | |
Предмет | биология | |
Класс | 5б | |
Тема | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах» | |
Предметная программа и её автор | Учебник « Биология» 5класс, Пономарёва И.Н. и др. | |
Цель (и) урока | систематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». | |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний, Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер) | |
Модель организации УПД учащихся уровня НОО | АРМ учителя | |
Необходимое оборудование | учебник « Биология» 5класс, Пономарёва И.Н. и др. -презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка -карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы | |
Структура и ход урока | СТРУКТУРА И ХОД УРОКА |
Таблица 2.
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Используемые ЭОРы | Время (в мин.) |
1 | Адаптационный этап. | 1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке | Формулируют цель урока Мыслительная деятельность. (устная работа). Отвечают на вопросы учителя | Предоставляет возможность презентовать имеющиеся знания по домашнему заданию. Выполнение индивидуального задания, взаимопроверка. | презентация | 15 мин |
2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации) | Фиксируют затруднение | Создает проблемную ситуацию: 1.Как приспособлены обитатели морского дна мелководий к условиям обитания? 2. Какие приспособления у обитателей открытой воды к условиям обитания? 3. Как приспособлены глубоководные рыбы к условиям обитания? | презентация | 2 мин | ||
2 | Основной этап. | 1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта | - выбирают способ достижения учебной цели (работа индивидуально) -организует информационную деятельность учащихся: поиск информации, -доклады | используя ранее полученные знания, а также из сообщений одноклассников. | презентация | 13 мин |
2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос 3.Физминутка | - выходят на правильный ответ | -подводит к мысли , обсуждают проблемные вопросы. - слушает ответы детей, комментирует. | презентация | 5 мин | ||
3 | Творческий этап. | 1. Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения | -решают задания по карточкам Решают дети задания в парах. От более простого к сложному. | -организует работу - готовит заранее карточки Выполняем задание по экологии и функциональной грамотности. | презентация | 10 мин |
2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий 3.Рефлексия | - учитель слушает ответы детей, комментирует. - оценка и самооценка полученных результатов Записывают дз | -обращает внимание на цель урока (достигнута или нет?) -проводит рефлексию урока -
Задает дз | презентация | 5 мин. |
Метапредметная задача
Проблемы экологии заметны не только на глобальном уровне, мы можем наблюдать их в повседневной жизни.
Загрязнение природных водоёмов удобрениями, а также бытовыми стоками с моющими средствами приводит к тому, что пруды зарастают тиной, как показано на иллюстрации. Это происходит из-за увеличения массы фитопланктона, содержащего цианобактерии, которые называют также синезелёными водорослями. Они не пропускают солнечные лучи, разлагаются, поглощая из воды кислород и выделяя токсичные вещества, опасные для других живых ор- ганизмов.
Увеличение количества синезелёных водорослей в пруду может быть связано с попаданием в воду фосфатов. Фосфор — один из важнейших элементов питания, он влияет на количество микроорганизмов в водоёме.
1. Какие из способов защиты пруда рядом с посёлком смогут реально помочь в сохранении его экосистемы?
Проложить в посёлке общую систему канализации с устройствами очистки и обеззараживания отходов.
Рекомендовать жителям не использовать моющие средства с фосфатами.
Построить на дачных участках жителей посёлка индивидуальные устройства для сбора стоков.
Засыпать в пруд химические средства, уничтожающие синезелёные водоросли (цианобактерии)
Запретить использовать на дачных участках минеральные удо брения.
Нейтрализовать воду в пруду при помощи реактивов, осаждающих фосфаты.
(В задании нужно оценить c научной точки зрения аргументы для выбора способов защиты пруда. Сохранить природу можно, защитив её от вредных веществ. Поэтому в посёлке надо применить только те способы защиты, которые реально выполнимы и предотвратят попадание отходов в пруд.)
2. В своём экологическом проекте школьники проводили химический анализ воды из пруда. Для проведения эксперимента они взяли две пробирки: в одну налили «зацветшую» воду из пруда, в другую — дистиллированную воду.
В обе пробирки добавили нитрат серебра для определения присутствия фосфат-иона и наблюдали результат реакции =выпал в одной пробирке желтый осадок. В какой?
Во время эксперимента, описанного выше, использовались две пробирки: в одну налили «зацветшую» воду из пруда, в другую — дистиллированную воду. В обе пробирки добавили реагент для определения фосфат-ионов.
3. С какой целью в эксперименте использовалась вторая пробирка, с дистиллированной водой?
(Пробирка с дистиллированной водой используется как контрольный образец. Он необходим, чтобы показать, чем отличаются (и отличаются ли?) результаты качественной реакции в двух пробирках: с водой из пруда и с чистой водой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложные предложения с разными видами связи"
Урок русского языка 9 класс...
Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .
Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....
Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"
Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....
Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...
Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»
Тема урока: Сложение чисел с разными знаками. Тип урока: Открытие новых знаний Формирование универсальных учебных действий учащихся: • Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету...
Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"
Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....
Технологическая карта урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование объектов в программе SketchUp».
Рассмотреть интерфейс и режимы работы программы для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, закрепить использование различных инструментов этой программы...