Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Оборина Ирина Владимировна

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5класс, Пономарёва И.Н. и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (открытого)

                                                               

ФИО (полностью)

Оборина Ирина Владимировна

Место работы

МБОУ Гимназия №4

Должность

учитель биологии

Предмет

биология

Класс

Тема

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Предметная программа и её автор

Учебник « Биология» 5класс, Пономарёва И.Н. и др.

Цель (и) урока

систематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах».

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний, 

Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер)

Модель организации УПД

учащихся уровня НОО

АРМ учителя

Необходимое оборудование

учебник « Биология» 5класс, Пономарёва И.Н. и др.

-презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка

-карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 2.

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Используемые ЭОРы

Время

(в мин.)

1

Адаптационный этап.

1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке

Формулируют цель урока Мыслительная деятельность.

(устная работа).

Отвечают на вопросы учителя

Предоставляет возможность презентовать имеющиеся знания по домашнему заданию.

Выполнение индивидуального задания, взаимопроверка.

презентация

15 мин

2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Фиксируют затруднение

Создает проблемную ситуацию:

 1.Как приспособлены обитатели морского дна мелководий к условиям обитания?

2. Какие приспособления у обитателей открытой воды к условиям обитания?

3. Как приспособлены глубоководные рыбы к условиям обитания?

презентация

2 мин

2

Основной этап.

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта

- выбирают способ достижения учебной цели

(работа индивидуально)

-организует информационную деятельность учащихся: поиск информации, -доклады

используя ранее полученные знания, а также из сообщений одноклассников.

презентация

13 мин

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

3.Физминутка

- выходят на правильный ответ

-подводит к мысли , обсуждают  проблемные вопросы.

 - слушает ответы детей, комментирует.

презентация

5 мин

3

Творческий этап.

1. Первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

-решают задания по карточкам

Решают дети задания в парах.

От более простого к сложному.

-организует работу

- готовит заранее карточки

Выполняем задание по экологии и функциональной грамотности.

презентация

10 мин

2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

3.Рефлексия

- учитель слушает ответы детей, комментирует.

- оценка и самооценка полученных результатов

Записывают дз

-обращает внимание на цель урока (достигнута или нет?)

-проводит рефлексию урока   -

   

Задает дз

презентация

5 мин.

Метапредметная задача

Проблемы экологии заметны не только  на  глобальном  уровне, мы можем наблюдать их в повседневной жизни.

Загрязнение природных водоёмов удобрениями, а также бытовыми стоками с моющими средствами приводит к тому, что пруды зарастают тиной, как показано на иллюстрации. Это происходит из-за увеличения массы фитопланктона, содержащего цианобактерии, которые называют также синезелёными водорослями. Они не пропускают солнечные лучи, разлагаются, поглощая из воды кислород и выделяя токсичные вещества, опасные для других живых ор- ганизмов.

Увеличение количества синезелёных водорослей в пруду может быть связано с попаданием в воду фосфатов. Фосфор — один из важнейших элементов питания, он влияет на количество микроорганизмов в водоёме.

1. Какие из способов защиты пруда рядом с посёлком смогут реально помочь в сохранении его экосистемы?

Проложить в посёлке общую систему канализации с устройствами очистки и обеззараживания отходов.

Рекомендовать жителям не использовать моющие средства       с фосфатами.

Построить на дачных участках жителей посёлка индивидуальные устройства для сбора стоков.

Засыпать в пруд химические средства, уничтожающие синезелёные водоросли (цианобактерии)

Запретить использовать на дачных участках минеральные удо брения.

Нейтрализовать воду в пруду при помощи реактивов, осаждающих фосфаты.

(В задании нужно оценить c научной точки зрения аргументы для выбора способов защиты пруда. Сохранить природу можно, защитив её от вредных веществ. Поэтому в посёлке надо применить только  те  способы  защиты,  которые  реально  выполнимы и предотвратят попадание отходов в пруд.)

2. В своём экологическом проекте школьники проводили химический анализ воды из пруда. Для проведения эксперимента они взяли две пробирки: в одну налили «зацветшую» воду из пруда, в другую — дистиллированную воду.

В обе пробирки добавили нитрат серебра для определения присутствия фосфат-иона и наблюдали результат реакции =выпал в одной пробирке желтый осадок. В какой?

Во время эксперимента, описанного выше, использовались две пробирки:  в одну налили «зацветшую» воду из пруда, в другую — дистиллированную воду. В обе пробирки добавили реагент для определения фосфат-ионов.

3. С какой целью в эксперименте использовалась вторая пробирка, с дистиллированной водой?

(Пробирка с дистиллированной водой используется как контрольный  образец.   Он   необходим,   чтобы   показать,   чем   отличаются (и отличаются ли?) результаты качественной реакции в двух пробирках: с водой из пруда и с чистой водой.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»

Тема урока: Сложение чисел с разными знаками. Тип урока: Открытие новых знаний Формирование универсальных учебных действий учащихся: • Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету...

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....

Технологическая карта урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование объектов в программе SketchUp».

Рассмотреть интерфейс и режимы работы программы для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, закрепить использование различных инструментов этой программы...