Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное и отдаленное, искусственный отбор, инбридинг(близкородственное скрещевание), аутбридинг (отдаленное скрещевание), гетерозис, мутаген, чистая линия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_10_klass.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа № 13»
Мурманской области г. Оленегорск
Конспект урока по биологии
в 10 классе
«Методы селекции растений и животных»
подготовила
учитель биологии
Кондакова Елена Сергеевна
г. Оленегорск
2014г
Тема урока: Методы селекции животных и растений.
Задачи:
- Формировать знания об основных методах селекции – отборе и гибридизации.
- Раскрыть их биологические основы, добиться усвоения понятий «сорт», «порода».
- Показать, что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе знания важных генетических закономерностей.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: репродуктивные.
Содержание урока.
- Искусственный отбор.
- Гибридизация.
- Методы преодоления бесплодия у межвидовых гибридов.
- Искусственный мутагенез.
Ход урока.
- Организация класса.
- Организация изучения методов селекции.
А) работа с текстом (подготовлены печатные листы с текстом «Методы селекции»). Найдите в тексте термины «порода», «сорт», «чистая линия», «отбор», «гибридизация», «гетерозис», «мутаген». Обсудите их. Учащиеся находят и записывают определения терминов и понятий. Устно дают определения понятий.
Б) Объяснение учителя с вычерчиванием схемы на доске.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
↓ ↓
СКРЕЩИВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР
↓ ↓ ↓ ↓
РОДСТВ. НЕРОДСТВЕН. МАССОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
↓
ВНУТРИПОРОДНОЕ
↓
МЕЖПОРОДНОЕ (МЕЖСОРТОВОЕ)
↓
ОТДАЛЕННАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ
Учитель. Рассмотрим методы близкородственного скрещивания и самоопыления для выведения чистых линий (на примере создания чистой линии у кукурузы).
Родительская форма Аа
Гетерозиготные растения 100%
↓ ↓ ↓ (самоопыление)
F1 AA 25% Aa 50% aa 25%
↓ ↓ ↓ ↓ ↓
F2 все АА АА Аа аа все аа
25% 50% 25%
Таким образом, в каждом очередном поколении количество гомозиготных особей повышается, пока практически все гетерозиготы не исчезнут.
Длительное близкородственное скрещивание у животных и самоопыление у растений приводят к постепенному измельчанию потомков и ослаблению их жизнедеятельности (большинство вредных рецессивных мутаций переходят в гомозиготное состояние).
Но если скрестить друг с другом представителей чистых линий, то будут получены потомки, превосходящие по своим качествам родительские формы.
Учащиеся делают вывод о том, что правильное применение методов селекционной работы возможно только на основе знания генетических закономерностей.
ЗАДАНИЕ: запишите схему скрещивания представителей разных чистых линий – носителей вредных рецессивных генов a, b, c/
Каждая родительская форма имеет по два рецессивных гена, находящихся в гомозиготном состоянии. Генотип представителя первой чистой линии AAbbcc. Генотип представителя второй чистой линии aaBBcc.
P AAbbcc * aaBBcc
Гаметы Abc Abc a Bc a Bc
F1 AaBbcc AaBbcc AaBbcc AaBbcc
Вывод: В генотипе потомков имеется лишь один рецессивный ген, находящийся в гомозиготном состоянии. Его вредное действие проявится у потомков, действие других не проявится в связи с полным доминированием A, B.
- Работа с текстом учебника (Закрепление ЗУН).
- Найдите в тексте ответы на вопросы:
-Как можно преодолеть бесплодие межвидовых гибридов?
-Каким образом возникают мутантные формы? Почему люди используют искусственный мутагенез в селекционной работе?
4. Подведение итогов урока. Обсуждение изученных методов селекции.
5. Домашнее задание. Подготовить сообщения о селекции микроорганизмов.
Список литературы:
1.Марина А.В. Биология. Многообразие живых организмов. 7кл.: методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина / А.В. Марина, В.И. Сивоглазов. –М.: Дрофа, 2010.-287с.
2.Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2012.-128стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)
Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...
Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.
Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений....
конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...
Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных"
Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных" для 9 класса может использоваться для обучающихся по учебнику "Биология. Общие закономерности" авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. За...
Конспект урока "Классификация тканей растений и животных"
Все учащиеся смогут: классифицировать ткани растений и животныхБольшинство учащихся смогут: находить соответствие между тканями растений и животныхНекоторые учащиеся смогут: преобразовывать инфо...
Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."
План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....
Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»...