Рабочая программа к учебнику В. Латюшина, В. Шапкина, 7 класс.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
1) Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии: Сборник нормативных документов.
2) Примерной программой основного общего образования по биологии.
3) Учебным планом МБОУ СОШ №1 г.Суража.
4) Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014 (Соответствует требованиям ФГОС).
5) Авторской программой учебного модуля «Заповедная Брянщина»
Н.А. Калиничев. 2015г.
Цели и задачи учебного курса:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
- расширить знания учащихся о природе Брянского края, его заповедных местах, способствовать развитию интереса к изучению родного края, малой родины и воспитанию любви и заботы о ней на основе изучения историко-географических, социально-экономических и экологических проблем.
- более широко познакомить учащихся с заповедником, заказниками, памятниками природы и другими объектами на территории области и особенностями этих заповедных мест, а также формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, развивать творческую активность и их исследовательские навыки.
Планируемые результаты подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведение
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; - изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы края;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного
Учебно - методическая литература:
1.Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
2.Учебник «Биология 7класс», В.В.Латюшин, В.А. Шапкин.,Дрофа, 2017.
3.Рабочие программы « Биология. 5-9 классы», В.В. Пасечник и др
4. Калиничев Н.А. Заповедная Брянщина. Экология. Учебное пособие для 6-7 классов образовательных учебных заведений. – Брянск: Изд-во «Курсив», 2013.
Формы контроля: текущий, тематический, итоговый контроль; дифференцированный индивидуальный письменный и устный опрос, уроки- зачеты, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
В связи с включением в базисный учебный план общеобразовательных организаций Брянской области c 2017-2018 учебный год в части реализации регионального компонента учебного плана основного общего образования добавляется 1час на изучение модуля «Заповедная Брянщина»
Программа рассчитана на 105 часов -3 часа в неделю ( рабочая программа- 70; учебный модуль «Заповедная Брянщина» -35часов) /
Программой предусмотрено проведение лабораторных работ- 23, практических работ-11, экскурсий- 6
Изменения, внесенные в программу и их обоснования:
В связи с большим объемом информации и резервным количеством часов программы, были добавлены по 1 часу в следующие темы уроков:
№ п/п |
Тема программы | Кол-во часов по авторской программе | Кол- во часов по рабочей программе |
1 | Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные | 1 | 2 |
2 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | 1 | 2 |
3 | Тип Моллюски | 2 | 3 |
4 | Тип Членистоногие | 1 | 2 |
Тип Хордовые- 5 часов | |||
5 | Класс Земноводные, или Амфибии | 1 | 2 |
6 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 2 | 3 |
7. | Класс Птицы | 4 | 5 |
8 | Класс Млекопитающие, или Звери | 5 | 6 |
Список лабораторных работ, проводимых в 7 классе.
№ Лаб/раб. | Название | Дата проведения | |
план | факт | ||
1. | «Изучение строения инфузории-туфельки. рассмотрение других простейших» | ||
2. | «Наблюдение за поведением дождевого червя - его передвижением, ответами на раздражение». | ||
3. | « Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков». | ||
4. | «Наблюдение за поведением прудовика, его передвижением, ответом на раздражение». | ||
5 | «Изучение внешнего строения комнатной мухи». | ||
6. | «Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы». | ||
7. | «Изучение внешнего строения рыбы». | ||
8. | «Определение возраста рыбы по чешуе». | ||
9-10 | «Изучение скелета рыбы», «Изучение внутреннего строения рыб». | ||
11 | «Изучение внешнего строения лягушки» | ||
12 | «Наблюдение за живыми лягушками». | ||
13. | «Изучение внешнего строения пресмыкающихся». | ||
14-15. | «Изучение внешнего строения птицы» , « Изучение перьевого покрова и различных типов перьев». | ||
16. | « Изучение строения скелета птицы» | ||
17. | «Изучение внутреннего строения птицы». | ||
18. | «Изучение строения куриного яйца». | ||
19. | «Наблюдение за живыми птицами». | ||
20. | «Изучение внешнего строения млекопитающего». | ||
21. | «Изучение строения скелета млекопитающего». | ||
22. | «Изучение внутреннего строения млекопитающего». | ||
23. | «Наблюдение за млекопитающими». |
Список практических работ, проводимых в 7 классе.
№ практ. работы | Название | Дата проведения | |
план | факт | ||
1. | «Наблюдение за движением амебы-протея». | ||
2 | «Изучение внешнего строения дождевого червя». | ||
3 | « Изучение внутреннего строения дождевого червя». | ||
4 | «Изучение строения раковины наружного и внутреннего слоев». | ||
5. | «Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков». | ||
6 | «Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений, мер борьбы с ними». | ||
7. | «Наблюдение за живыми рыбами». | ||
8-9 | « Изучение скелета лягушки». «Изучение внутреннего строения на влажных препаратах»». | ||
10. | «Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки». | ||
11 | «Наблюдение за живыми ящерицами». |
Список экскурсий, проводимых в 7 классе
№ экскурсий | Название | Дата проведения | |
план | факт | ||
1. | «Многообразие животных в природе». | ||
2. | «Обитание в сообществе». | ||
3. | «Разнообразие членистоногих в природной среде». | ||
4. | «Разнообразие животных родного края». | ||
5. | «Знакомство с птицами вблизи школы». | ||
6. | «Домашние и дикие звери». |
Содержание курса.
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
- Многообразие животных (36ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторные и практические работы. Изучение строения инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших. Наблюдение за движением амебы протея
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Лабораторные и практические работы: Наблюдение за поведением дождевого червя - его передвижением, ответами на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы: Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика ( либо виноградной улитки), его передвижением, ответом на раздражение. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы: Изучение внешнего строения черного таракана (жука, комнатной мухи). Рассматривание личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы. Изучение коллекций насекомых – вредителей сада , огорода, комнатных растений, мер борьбы с ними.
Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение внешнего строения рыбы. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторные и практические работы. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторные и практические работы. Наблюдение за живыми ящерицами. Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки.
Экскурсия. Разнообразие животных родного края(краеведческий музей, или зоопарк)
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторные работы: Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев. Изучение строения скелета птицы. Изучение внутреннего строения птицы (по готовым влажным препаратам). Изучение строения куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами.
Экскурсия. Знакомство с птицами леса ( или парка).
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Лабораторные работы. Наблюдение за млекопитающими. Изучение внешнего строения млекопитающего. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.
Экскурсия. Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк).
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
3. Индивидуальное развитие животных (4ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы (6ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другим
и компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Заповедники. Заказники. Памятники природы. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение страусиной фермы в Унече.
Календарно - тематическое планирование по биологии - 7 класс.
Тема программы, количество часов. | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1.Введение -2 часа | 1 | История развития зоологии. | 1 | ||
2 | Современная зоология. Среды жизни и места обитания животных Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах. Экскурсия№1 «Многообразие животных в природе». | 1 | |||
| 3 | Простейшие. Корненожки, Радиолярии, Споровики. П/р№1 «Наблюдение за движением амебы-протея». | 1 | ||
4 | Простейшие. Жгутиконосцы, Инфузории. Л/р№1. «Изучение строения инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших» | 1 | |||
3.Многообразие животных. Многоклеточные животные. Беспозвоночные -20 часов. | 5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 1 | ||
6-7 | Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Коралловые полипы. | 2 | |||
8 | Тип Плоские черви. Класс: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 1 | |||
9 | П/р№2. «Изучение внешнего строения дождевого червя». П/р№3. « Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах». | 1 | |||
10 | Тип круглые черви. | 1 | |||
11 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. | 1 | |||
12 | Классы Кольчецов. | 1 | |||
13 | Тип Моллюски. Л/р №3. « Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков» | 1 | |||
14 | Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двухстворчатые, Головоногие. Л/р №4. «Наблюдение за поведением прудовика, его передвижением, ответом на раздражение». П/р№4. «Изучение строения раковины наружного и внутреннего слоев». | 1 | |||
15 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. П /р№5. «Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков». | 1 | |||
16 | Обобщение знаний по теме: «Тип Моллюски». | 1 | |||
17-18 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. | 2 | |||
19 | Класс насекомые. Л/р №5. «Изучение внешнего строения комнатной мухи». | 1 | |||
20 | Отряды насекомых :Таракановые , Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | 1 | |||
21 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Л/р№6. «Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы». | 1 | |||
22 | Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. Отряд насекомых: Перепончатокрылые. П/р№6 «Изучение коллекций насекомых –вредителей сада, огорода, комнатных растений, мер борьбы с ними». | 1 | |||
23 | Экскурсия №3. «Разнообразие членистоногих в природной среде». | 1 | |||
24 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные. | 1 | |||
| 25 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. П/р№7 «Наблюдение за живыми рыбами». Л/р№7 «Изучение внешнего строения рыбы». | 1 | ||
26 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Л/р№8 «Определение возраста рыбы по чешуе». | 1 | |||
27 | Класс костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, карпообразные. Л/р№9,10. «Изучение скелета рыбы». «Изучение внутреннего строения рыб». | 1 | |||
28 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостные. Л/р№11. «Изучение внешнего строения лягушки» | 1 | |||
29 | П/р№8,9. « Изучение скелета лягушки». «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах». . Л/р №12. «Наблюдение за живыми лягушками». | 1 | |||
30 | Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. Отряд Чешуйчатые. Л/р№13. «Изучение внешнего строения пресмыкающихся». | 1 | |||
31 | Отряды Пресмыкающихся : Черепахи, Крокодилы. П/р№10 «Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки». | 1 | |||
32 | . П/р№11 «Наблюдение за живыми ящерицами». Экскурсия№4. «Разнообразие животных родного края». | 1 | |||
33 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л/р№14,15. «Изучение внешнего строения птицы» «Изучение перьевого покрова и различных типов перьев» | 1 | |||
34 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Гусеобразные. Л/р№16. «Изучение строения скелета птицы». | 1 | |||
35 | Отряд птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. Л/р№18. «Изучение строения куриного яйца». | 1 | |||
36 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. Л/р №17. «Изучение внутреннего строения птицы». | 1 | |||
37 | Л/р№19. «Наблюдение за живыми птицами». Экскурсия№5. «Знакомство с птицами вблизи школы». | 1 | |||
38 -39 | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Л/р №20. «Изучение внешнего строения млекопитающего». | 2 | |||
40 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. Л/р№21. «Изучение строения скелета млекопитающего» | 1 | |||
41 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Л/р№22. «Изучение внутреннего строения млекопитающего». | 1 | |||
42 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | 1 | |||
43 | Отряды млекопитающих: Приматы. . Экскурсия№6. «Домашние и дикие звери». Л/р№23. «Наблюдение за млекопитающими». | 1 | |||
5.Развитие и закономерности размещения животных на Земле 4 часа. 6.Биоценозы – 4 часа. | 44 | Покровы тела. | 1 | ||
45 | Опорно – двигательная система. | 1 | |||
46 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 | |||
47 | Органы дыхания и газообмен. | 1 | |||
48 | Органы пищеварение. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | |||
49 | Кровеносная система. Кровь. | 1 | |||
50 | Органы выделения. | 1 | |||
51 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 | |||
52 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 | |||
53 | Продление рода. Органы размножения. | 1 | |||
54 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 | |||
55 | Развитие животных с превращением и без превращения.. | 1 | |||
56 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 1 | |||
57 | Доказательства эволюции животных. | 1 | |||
58 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 | |||
59 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 1 | |||
60 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | 1 | |||
61 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | |||
62 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | |||
63 | Цепи питания. Поток энергии. | 1 | |||
64 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 | |||
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 65 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | 1 | ||
66 | Одомашнивание животных. | 1 | |||
67 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | 1 | |||
68. | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 | |||
69 | Итоговое обобщение. | 1 | |||
70 | Итоговое тестирование. | 1 | |||
10. Модуль «Заповедная Брянщина» - 35часов | 71 | Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина». | 1 | ||
72 | Классификация Российских ООПТ | 1 | |||
73 | Заповедные объекты Брянщины | 1 | |||
74 | Красные книги: история и современность. | 1 | |||
75 | Красные книги растений и животных Брянской области | 1 | |||
76 | Экологические проблемы и их влияние на ООПТ | 1 | |||
77 | Экологический туризм. | 1 |
78 | Биосферный резерват «Неруссо-Деснянское полесье» | 1 | |||
79 | Государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский» | 1 | |||
80 | История заповедного дела в России. | 1 | |||
81 | Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес»: история создания и направления работы. | 1 | |||
82 | Грибы и растения Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». | 1 | |||
83 | Насекомые Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». | 1 | |||
84 | Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». | 1 | |||
85 | Птицы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» | 1 | |||
86 | Млекопитающие Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес» | 1 | |||
87 | Государственные природные заказники регионального значения. | 1 | |||
88 | ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата«Неруссо-Деснянское Полесье». | 1 | |||
89 | Памятники природы областного значения и их профили. | 1 | |||
90 | ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения. | 1 | |||
91 | ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения | 1 | |||
92 | Дендрологические и ботанические сады. | 1 | |||
93 | Памятники природы областного значения своего района: местонахождение, природные особенности и значение. | 1 | |||
94 | Памятники природы областного значения своего района: растения и грибы. | 1 | |||
95 | Памятники природы областного значения своего района: животный мир. | 1 | |||
96 | Влияние человека на памятники природы областного значения своего района. Экологический туризм на ООПТ своего района | 1 | |||
97 | Час занимательной ботаники. | 1 | |||
98 | Час занимательной зоологии (Путешествие в страну зоологию). | 1 | |||
99 | Час занимательного краеведения. | 1 | |||
100 | Проектно-исследовательская деятельность при изучении биоразнообразия | 1 | |||
101 | Экологический практикум – «Я б в ученые пошел, пусть меня научат!». | 1 | |||
102 | Экологический практикум – оформляем результаты исследований. | 1 | |||
103-104 | Научно-практическая конференция учащихся «Завоведанная нам Брянщина» | 2 | |||
105 | Что мы узнали на уроках «Заповедная Брянщины» | 1 |
Контрольно- измерительные и дидактические материалы.
1. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
3. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;
4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004.
5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: /7росвещение, 1997
6.Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с.;
7. Е.Т. Бровкина, В.И. Белых. Дидактические карточки – задания по биологии: Животные. М.: Издательский Дом «Генджер», 1997.
8. В.С.Рохлов. Дидактический материал по биологии. Человек: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
9. В.Н. Семенцова, В.И.Сивоглазов. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000 М.: Дрофа, 2006.
10. Е.Н.Дмитров Познавательные задачи по зоологии позвоночных..5-11кл. Тула «Родничок»1999.
11. Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл. Вопросы. Задания. Задачи.-М.: Дрофа 2002г. (Дидактические материалы).
12. Л.М. Кудинова Олимпиадные задания по биологии 6-11классы. Издательство «Учитель» Волгоград.2005.
13. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с; Дрофа, 2004.
14. В.Н.Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек.- М.: Дрофа 2004.
- Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа к учебнику New Millennium English 10 класс
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса на 2011 - 2012 гг. Составила: Левченко Е.Н. учитель английского языка МОУ « СОШ с. Черный Яр ...
Рабочая программа к учебнику Угриновича Н.Д. 11 класс
Рабочая программа по «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угринович...
Рабочая программа к учебнику Угриновича Н.Д. 10 класс
Рабочая программа по «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угринович...
рабочая программа к учебнику "Английский в фокусе" 2 класс
Рабочая программа курса по английскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта ...
рабочая программа к учебнику "Английский в фокусе" 3 класс
Рабочая программа курса по английскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г.
Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г....
Рабочая программа по учебнику Зубаревой И.И. 5 класс.
По Зубаревой работаю первый год....