Рабочая программа к учебнику И. Понамарева, Н. Чернова, 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Ворон Людмила Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_9_klass_ppp.docx142.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю), что определено основной частью учебного плана школы.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•  освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

•   овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

                 Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агро-экосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

2. Содержание изучаемого курса

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество  часов

В  том  числе

лабораторных  и  практических  работ

кр

1

Ведение в основы общей биологии

3

2

Основы учения о клетке

10

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

1

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

2

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

1

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

11

2

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

9

Основы экологии

11

1

10

Заключение

1

1

ИТОГО:

68

7

2

Содержание тем учебного курса

Тема 1.

Введение в основы общей биологии

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Тема 2.

Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Иирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции и клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторные работы

№ 1  Сравнение растительной и животной клетки. Многообразие клеток.

Тема 3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторные работы

№2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения

Тема 4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. 1енотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. МодификаЦионная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы

 №3 Решение генетических задач.

№ 4  Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли.

Тема 5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Тема 6.

Происхождение жизни и развитие органического мира

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни Л.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия

История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

Тема 7.

Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционныей процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения, редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторные работы

№5 Изучение изменчивости у организмов.

№6 Приспособленность организмов к среде обитания

Тема 8.Происхождение человека (антропогенез)

Место человека в системе органического мира. Человек Как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека, взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация I ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 9.

Основы экологии

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторные работы

№7 Оценка качества окружающей среды.

Тема 10.

Заключение

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторная работа

Дата

 по плану

Дата фактически

                                             Тема 1. Введение в основы общей биологии(Зч)

1

1 .Биология - наука о живом мире.

1

2

2.Общие свойства живых организмов.

1

3

3.Многообразие форм живых организмов.

1

                                                                   Тема 2. Основы учения о клетке(10ч)

4

1. Цитология - наука изучающая клетку. Многообразие клеток.

1

5

2. Химический состав клетки.

1

6

3. Органические вещества клетки.

1

7

4. Строение клетки.

1

8

5. Основные органоиды клетки растений и животных.

1

№1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

9

6. Обмен веществ и энергии в клетке.

1

10

7. Биосинтез белков в живой

клетке.

1

11

8. Биосинтез углеводов -фотосинтез.

1

12

9. Обеспечение клетки энергией.

1

13

10. Обобщающий урок «Подведем итоги».

1

Тема 3 «Размножение и индивидуальное развитие организма -онтогенез» (5часов)

14

1. Типы размножения организмов.

1

15

2. Деление клетки. Митоз.

1

№2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения

16

3. Образование половых клеток. Мейоз.

1

17

4. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

1

18

5. Обобщающий урок «Подведем итоги».

1

Тема 4 «Основные учения о наследственности и изменчивости» (11 часов)

19

1 .Наука генетика. Из истории развития генетики.

1

'

20

2. Основные понятия генетики.

1

21

3. Генетические опыты Г.Менделя.

1

22

4. Дигибридное скрещивание.

1

№3.Решение

генетических

задач.

23

5. Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

24

6. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

25

7.Наследование признаков, сцепленных полом.

1

26

8. Наследственные болезни человека.

1

27

 9. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

28

10. Другие типы изменчивости.

1

№4. Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли.

29

11. Обобщающий урок «Подведем итоги».

1

Тема 5 «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» (5 часов)

30

  1. Генетические основы селекции организмов.

1

31

  1. Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

1

32

3. Особенности селекции животных.

1

33

4. Основные направления селекции микроорганизмов.

1

34

5.Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

1

Тема 6 «Происхождение жизни и развитие органического мира» (5 часов).

35

1 .Современные  представления о развитии жизни на Земле.

1

36

2. Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

37

3. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

38

4. Этапы развития жизни на Земле.

1

39

5. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или экскурсия «История живой природы местного региона»).

1

Тема 7 «Эволюционное учение» (11 часов).

40

1. Идея развития органического мира в биологии.

1

41

2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

1

42

3. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

1

№5 Изучение изменчивости у организмов.

43

4. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

1

№6

Приспособленность организмов к среде обитания

44

5. Современные представления об эволюции органического мира.

1

.

45

6. Вид, его структура и особенности.

1

46

7. Процесс образования видов -видообразование.

1

47

8. Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

1

48

9. Основные направления эволюции.

1

49

10. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

1

50

11. Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции»

1

Тема 8 «Происхождение человека – антропогенез»

 (6 часов)

51

1. Место и особенности человека в системе органического мира.

1

52

2. Доказательства эволюционного происхождения человека.

1

53

3. Этапы эволюции вида Человек

разумный.

1

54

4. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

1

55

5. Человеческие расы, их родство и происхождение.

1

56

6. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

1

Тема 9 «Основы экологии» (11 часов)

57

1. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

1

58

2. Закономерности действия факторов среды на организмы.

1

59

3. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

1

60

4. Биотические связи в природе.

1

61

5. Популяции как форма существования видов в природе.

1

62

6. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

1

63

7. Биоценоз как сообщество организмов в природе.

1

64

8. Понятие о биогеоценозе экосистеме.

1

65

9. Развитие и смена биогеоценозов.

1

66

10. Основные законы устойчивости живой природы.

1

67

11. Рациональное использование природы и ее охрана.

1

№7 Оценка качества окружающей среды.

Тема 10. Заключение (1 ч)

68

1. Заключение по курсу «Основы общей биологии».

1


Ресурсное обеспечение рабочей программы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Стандарт основного общего образования по биологии
  2. И.Н. Понамарева, Н.М. Чернова. Программы  Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
  3. И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова  Основы общей биологии 9 класс. М.: «Вентана-Граф» 2007г.
  4. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс М.: «ВАКО» 2009г.
  5. И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучуменко Основы общей биологии. Методическое пособие М.: «Вентана-Граф» 2005г.
  6. Т.А. Козлова, В.С. Кучуменко Рабочая тетрадь Основы общей Биологии 9 класс М.: «Вентана-Граф» 2005г.

Медиаресурсы

  1. Образовательный комплекс для изучения, повторения и закрепления учебного материла школьного курса по биологии для 9 класса
  2. 1С: Репетитор. Биология
  3. http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа к учебнику New Millennium English 10 класс

Рабочая программа по английскому языку для 10 класса на 2011 - 2012 гг.         Составила: Левченко Е.Н. учитель английского языка  МОУ « СОШ с. Черный Яр ...

Рабочая программа к учебнику Угриновича Н.Д. 11 класс

Рабочая программа по  «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне  составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе  Н.Д. Угринович...

Рабочая программа к учебнику Угриновича Н.Д. 10 класс

Рабочая программа по  «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне  составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе  Н.Д. Угринович...

рабочая программа к учебнику "Английский в фокусе" 2 класс

Рабочая программа курса по английскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта ...

рабочая программа к учебнику "Английский в фокусе" 3 класс

Рабочая программа курса по английскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г.

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г....