Рабочая программа к учебнику И. Понамарева, Н. Чернова, 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивает преподавание биологии в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю), что определено основной частью учебного плана школы.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агро-экосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь: объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. Содержание изучаемого курса
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
лабораторных и практических работ | кр | |||
1 | Ведение в основы общей биологии | 3 | ||
2 | Основы учения о клетке | 10 | 1 | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | 1 | |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | 2 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | 1 | |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | ||
7 | Учение об эволюции | 11 | 2 | |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||
9 | Основы экологии | 11 | 1 | |
10 | Заключение | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 68 | 7 | 2 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1.
Введение в основы общей биологии
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Тема 2.
Основы учения о клетке
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Иирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции и клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторные работы
№ 1 Сравнение растительной и животной клетки. Многообразие клеток.
Тема 3.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторные работы
№2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения
Тема 4.
Основы учения о наследственности и изменчивости
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. 1енотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. МодификаЦионная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы
№3 Решение генетических задач.
№ 4 Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли.
Тема 5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Тема 6.
Происхождение жизни и развитие органического мира
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни Л.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия
История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
Тема 7.
Учение об эволюции
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционныей процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения, редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторные работы
№5 Изучение изменчивости у организмов.
№6 Приспособленность организмов к среде обитания
Тема 8.Происхождение человека (антропогенез)
Место человека в системе органического мира. Человек Как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека, взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация I ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 9.
Основы экологии
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторные работы
№7 Оценка качества окружающей среды.
Тема 10.
Заключение
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторная работа | Дата по плану | Дата фактически |
Тема 1. Введение в основы общей биологии(Зч) | |||||
1 | 1 .Биология - наука о живом мире. | 1 | |||
2 | 2.Общие свойства живых организмов. | 1 | |||
3 | 3.Многообразие форм живых организмов. | 1 | |||
Тема 2. Основы учения о клетке(10ч) | |||||
4 | 1. Цитология - наука изучающая клетку. Многообразие клеток. | 1 | |||
5 | 2. Химический состав клетки. | 1 | |||
6 | 3. Органические вещества клетки. | 1 | |||
7 | 4. Строение клетки. | 1 | |||
8 | 5. Основные органоиды клетки растений и животных. | 1 | №1 Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток. | ||
9 | 6. Обмен веществ и энергии в клетке. | 1 | |||
10 | 7. Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | |||
11 | 8. Биосинтез углеводов -фотосинтез. | 1 | |||
12 | 9. Обеспечение клетки энергией. | 1 | |||
13 | 10. Обобщающий урок «Подведем итоги». | 1 | |||
Тема 3 «Размножение и индивидуальное развитие организма -онтогенез» (5часов) | |||||
14 | 1. Типы размножения организмов. | 1 | |||
15 | 2. Деление клетки. Митоз. | 1 | №2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения | ||
16 | 3. Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | |||
17 | 4. Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. | 1 | |||
18 | 5. Обобщающий урок «Подведем итоги». | 1 | |||
Тема 4 «Основные учения о наследственности и изменчивости» (11 часов) | |||||
19 | 1 .Наука генетика. Из истории развития генетики. | 1 | ' | ||
20 | 2. Основные понятия генетики. | 1 | |||
21 | 3. Генетические опыты Г.Менделя. | 1 | |||
22 | 4. Дигибридное скрещивание. | 1 | №3.Решение генетических задач. | ||
23 | 5. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | |||
24 | 6. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | |||
25 | 7.Наследование признаков, сцепленных полом. | 1 | |||
26 | 8. Наследственные болезни человека. | 1 | |||
27 | 9. Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 1 | |||
28 | 10. Другие типы изменчивости. | 1 | №4. Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли. | ||
29 | 11. Обобщающий урок «Подведем итоги». | 1 | |||
Тема 5 «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» (5 часов) | |||||
30 |
| 1 | |||
31 |
| 1 | |||
32 | 3. Особенности селекции животных. | 1 | |||
33 | 4. Основные направления селекции микроорганизмов. | 1 | |||
34 | 5.Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 1 | |||
Тема 6 «Происхождение жизни и развитие органического мира» (5 часов). | |||||
35 | 1 .Современные представления о развитии жизни на Земле. | 1 | |||
36 | 2. Современная теория возникновения жизни на Земле. | 1 | |||
37 | 3. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | |||
38 | 4. Этапы развития жизни на Земле. | 1 | |||
39 | 5. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или экскурсия «История живой природы местного региона»). | 1 | |||
Тема 7 «Эволюционное учение» (11 часов). | |||||
40 | 1. Идея развития органического мира в биологии. | 1 | |||
41 | 2. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | 1 | |||
42 | 3. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | 1 | №5 Изучение изменчивости у организмов. | ||
43 | 4. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | 1 | №6 Приспособленность организмов к среде обитания | ||
44 | 5. Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | . | ||
45 | 6. Вид, его структура и особенности. | 1 | |||
46 | 7. Процесс образования видов -видообразование. | 1 | |||
47 | 8. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | 1 | |||
48 | 9. Основные направления эволюции. | 1 | |||
49 | 10. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | 1 | |||
50 | 11. Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции» | 1 | |||
Тема 8 «Происхождение человека – антропогенез» (6 часов) | |||||
51 | 1. Место и особенности человека в системе органического мира. | 1 | |||
52 | 2. Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | |||
53 | 3. Этапы эволюции вида Человек разумный. | 1 | |||
54 | 4. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 1 | |||
55 | 5. Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | |||
56 | 6. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 | |||
Тема 9 «Основы экологии» (11 часов) | |||||
57 | 1. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | 1 | |||
58 | 2. Закономерности действия факторов среды на организмы. | 1 | |||
59 | 3. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | 1 | |||
60 | 4. Биотические связи в природе. | 1 | |||
61 | 5. Популяции как форма существования видов в природе. | 1 | |||
62 | 6. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | 1 | |||
63 | 7. Биоценоз как сообщество организмов в природе. | 1 | |||
64 | 8. Понятие о биогеоценозе экосистеме. | 1 | |||
65 | 9. Развитие и смена биогеоценозов. | 1 | |||
66 | 10. Основные законы устойчивости живой природы. | 1 | |||
67 | 11. Рациональное использование природы и ее охрана. | 1 | №7 Оценка качества окружающей среды. | ||
Тема 10. Заключение (1 ч) | |||||
68 | 1. Заключение по курсу «Основы общей биологии». | 1 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
ЛИТЕРАТУРА
- Стандарт основного общего образования по биологии
- И.Н. Понамарева, Н.М. Чернова. Программы Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
- И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс. М.: «Вентана-Граф» 2007г.
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс М.: «ВАКО» 2009г.
- И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучуменко Основы общей биологии. Методическое пособие М.: «Вентана-Граф» 2005г.
- Т.А. Козлова, В.С. Кучуменко Рабочая тетрадь Основы общей Биологии 9 класс М.: «Вентана-Граф» 2005г.
Медиаресурсы
- Образовательный комплекс для изучения, повторения и закрепления учебного материла школьного курса по биологии для 9 класса
- 1С: Репетитор. Биология
- http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа к учебнику New Millennium English 10 класс
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса на 2011 - 2012 гг. Составила: Левченко Е.Н. учитель английского языка МОУ « СОШ с. Черный Яр ...
Рабочая программа к учебнику Угриновича Н.Д. 11 класс
Рабочая программа по «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угринович...
Рабочая программа к учебнику Угриновича Н.Д. 10 класс
Рабочая программа по «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угринович...
рабочая программа к учебнику "Английский в фокусе" 2 класс
Рабочая программа курса по английскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта ...
рабочая программа к учебнику "Английский в фокусе" 3 класс
Рабочая программа курса по английскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г.
Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г....
Рабочая программа по учебнику Зубаревой И.И. 5 класс.
По Зубаревой работаю первый год....