Рабочая программа по биологии 5-9 классы к учебнику Понамаревой
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Эту рабочую програму можно ипользовать по биологии 5-9 классах к учебнику Понаоревой И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_5-9_b.docx | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №64»
Рабочая программа
предмет Биология
уровень образования: основное общее образование
количество часов: в неделю в 5,6 кл.-1 ч., в 7-9 кл.-2 ч., в год в 5,6 кл.-34 ч., в 7-9 кл.-68 ч., всего-272 часа
Составила Авезова Ольга Георгиевна, учитель первой квалификационной категории
Составлена в соответствии с ФГОС ООО, приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 , с изменениями на 31.12.2015
Составлена на основе программы : И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Программа по биологии для 5-9 классов/Программы Биология 5-11 классы И.П.Понаморева, В.С.Кучменко, О.А. Корнилова и др.-М.: Вентана-Граф, 2014 г.
УМК:
Пономарева И.Н. Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ/ И.Н.Пономорева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.:Вентана- Граф,2015
Пономарева И.П.Биология.6 класс:учебник для учащихся школ/ И.Н.Пономорева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. - М.:Вентана- Граф,2016
В.М.константинов,В.Г.Бабенко,В.С КучменкоБиология.7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ. - М.:Вентана- Граф,2017
Драгомин А.Г. Биология 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ. - М.:Вентана- Граф,2017
И.Н.Пономорева,И.М.Чернова, О.А. Корнилова.Биология 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ. - М.:Вентана- Граф,2017
Пономарева И.Н.5 класс. Методическое пособие /И.Н.Пономорева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.:Вентана- Граф,2015.
А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. -М.: «Вако». 2015
Нижний Новгород,
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Планируемые результаты изучения учебного предмета 3
Содержание учебного предмета 8
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы 13
Планируемые результаты обучения
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информацион-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли растений и животных; родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Раздел 1
Живые организмы
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 2
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
- факторов риска на здоровье человека.
Раздел 3
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
- характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Раздел 1.Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
- Изучение устройства увеличительных приборов.
- Знакомство с клетками растений.
- Знакомство с внешним строением побегов растения.
- Наблюдение за передвижением животных.
- Строение семени фасоли.
- Строение корня проростка.
- Строение вегетативных и генеративных почек.
- Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.
- Черенкование комнатных растений.
- Изучение внешнего строения моховидных растений.
- Строение и передвижение инфузории-туфельки.
- Внешнее строение дождевого червя.
- Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.
- Внешнее строение насекомого.
- Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.
- Внешнее строение птицы. Строение перьев.
- Строение скелета птицы.
- Строение скелета млекопитающего.
Экскурсии
- Многообразие живого мира.
- Сезонные явления в жизни экосистемы.
- Разнообразие животных в природе.
- Птицы парка
- Разнообразие млекопитающих (зоопарк).
- Жизнь природного сообщества весной.
Раздел 2.Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
- Действие каталазы на перекись водорода.
- Клетки и ткани под микроскопом.
- Изучение мигательного рефлекса и его торможение.
- Строение костной ткани.
- Состав костей.
- Исследование строение плечевого пояса и предплечья.
- Изучение расположения мышц головы.
- Проверка правильности осанки.
- Выявление плоскостопия.
- Оценка гибкости позвоночника.
- Сравнение крови человека с кровью лягушки.
- Изучение явления кислородного голодания.
- Определение ЧСС, скорости кровотока.
- Изучение рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу.
- Доказательства вреда табакокурения.
- Функциональная сердечнососудистая проба.
- Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
- Дыхательные движения.
- Измерение охвата грудной клетки.
- Определение запыленности воздуха.
- Определение местоположения слюнных желез.
- Действие ферментов слюны на крахмал.
- Действие желудочного сока на белки.
- Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузке.
- Изучение действия прямых и обратных связей.
- Штриховое раздражение кожи.
- Изучение функций отделов головного мозга.
- Исследование реакций зрачка на освещенность.
- Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна.
- Оценка состояния вестибулярного аппарата.
31.Исследование тактильных рецепторов.
- Перестройка динамического стереотипа.
32.Изучение внимания.
Раздел 3. Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ ипревращения энергии.
Биосфера — глобальная экосистема В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах
Лабораторные и практические работы
- Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток.
- Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками.
- Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений.
- Изучение изменчивости у растений.
- Приспособленность организмов к среде обитания.
- Оценка качества окружающей среды.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности
3.Тематическое планирование
5 класс (34 часа , 1ч в неделю)
№ | Название тем | Всего часов | Лабораторные работы, экскурсии |
1 | Биология — наука о живом мире | 8 | Л.р.№1«Изучение устройства увеличительных приборов» Л. р. № 2.«Знакомство с клетками растений» |
2 | Многообразие живых организмов | 12 | Л.р. № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» Л.р. № 4 «Наблюдение за передвижением животных» |
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 7 | - |
4 | Человек на планете Земля | 6 | Экскурсия «Многообразие живого мира» |
5. | Обобщение. Итоговый контроль знаний | 1 | |
Итого: | 34 | 4 лабораторные работы 1 экскурсия |
6 класс
(34 часа , 1ч в неделю)
№ | Название тем | Всего часов | Лабораторные работы, экскурсии |
1 | Наука о растениях—ботаника | 4 | - |
2 | Органы растений | 8 | Л.р. № 1 «Строение семени фасоли» Л.р. № 2 «Строение корня проростка» Л.р. № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» Л.р. № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | Л.р. № 5 «Черенкование комнатных растений» |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 10 | Л.р. № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» |
5 | Природные сообщества | 5 | Экскурсия «Сезонные явления в жизни экосистемы» |
6 | Обобщение. Итоговый контроль знаний | 1 | |
Итого | 34 | 6 лабораторных работ 1 экскурсия |
7 класс
(68 часов, 2ч в неделю)
№ | Название тем | Всего часов | Лабораторные работы, экскурсии |
1 | Общие сведения о мире животных | 5 | Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе» |
2 | Строение тела животных | 2 | - |
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | Л.р. № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» |
4 | Подцарство Многоклеточные | 2 | - |
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 | Л.р. № 2 «Внешнее строение дождевого червя» |
6 | Тип Моллюски | 4 | Л.р. № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» |
7 | Тип Членистоногие | 7 | Л.р. № 4 «Внешнее строение насекомого» |
8 | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 6 | Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» |
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | - |
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | - |
11 | Класс Птицы | 9 | Л.р. № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» Л.р. № 7 «Строение скелета птицы» Экскурсия №2 «Птицы парка» |
12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | Л.р. № 8 «Строение скелета млекопитающего» Экскурсия №3 «Разнообразие млекопитающих (зоопарк)» |
13 | Развитие животного мира на Земле | 5 | Экскурсия №4 «Жизнь природного сообщества весной» |
14 | Обобщение. Итоговый контроль знаний | 1 | |
Итого | 68 | 8 лабораторных работ 4 экскурсии |
8 класс
(68 часов, 2ч в неделю)
№ | Название тем | Всего часов | Лабораторные, практические работы, экскурсии |
1 | Общий обзор организма человека | 6 | Л.р. № 1 «Действие каталазы на перекись водорода» Л.р. № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» П.р.№ 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение» |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | Л.р. № 3 «Строение костной ткани» Л.р. № 4 «Состав костей» П.р.№ 2 «Исследование строение плечевого пояса и предплечья» П.р.№ 3 «Изучение расположения мышц головы» П.р.№ 4 «Проверка правильности осанки» П.р.№ 5 «Выявление плоскостопия» П.р.№ 6 «Оценка гибкости позвоночника» |
3 | Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 | Л.р. № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» П.р.№ 7 «Изучение явления кислородного голодания» П.р.№ 8 «Определение ЧСС, скорости кровотока» П.р.№ 9 «Изучение рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» |
4 | Дыхательная система | 7 | П.р.№ 10 «Доказательства вреда табакокурения» П.р.№ 11 «Функциональная сердечно-сосудистая проба» Л.р. № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Л.р. № 7 «Дыхательные движения» П.р.№ 12 «Измерение охвата грудной клетки» П.р.№ 13 «Определение запыленности воздуха» |
5 | Пищеварительная система | 7 | П.р.№ 14 «Определение местоположения слюнных желез» Л.р. № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Л.р. № 9 «Действие желудочного сока на белки» |
6 | Обмен веществ и энергии | 3 | П.р.№ 15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузке» |
7 | Мочевыделительная система | 2 | - |
8 | Кожа | 3 | - |
9 | Эндокринная и нервная системы | 5 | П.р.№ 16 «Изучение действия прямых и обатных связей» П.р.№ 17 «Штриховое раздражение кожи» П.р.№ 18 «Изучение функций отделов головного мозга» |
10 | Органы чувств. Анализаторы | 6 | П.р.№ 19 «Исследование реакций зрачка на освещенность» П.р.№ 20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» П.р.№ 21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» П.р.№ 22 «Исследование тактильных рецепторов» |
11 | Поведение человека и высшая нервная деятельность | 9 | П.р.№ 23 «Перестройка динамического стереотипа» П.р.№ 24 «Изучение внимания» |
12 | Половая система. Индивидуальное развитие организма | 3 | - |
13 | Итоговый контроль знаний по разделу«Человек и его здоровье» | 1 | |
Итого | 68 | 9 лабораторных работ 24 практических работ |
9 класс
( 68 часов , 2ч в неделю)
№ | Название тем | Всего часов | Лабораторные работы, экскурсии |
1 | Общие закономерности жизни | 5 | - |
2 | Закономерности жизни на клеточном уровне | 10 | Л.р. № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» Л.р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» |
3 | Закономерности жизни на организменном уровне | 17 | Л.р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений» Л.р. № 4 «Изучение изменчивости у растений» |
4 | Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 20 | Л.р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
5 | Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 15 | Л.р. № 6 «Оценка качества окружающей среды» |
6 | Итоговый контроль знаний по предмету | 1 | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» |
Итого | 68 | 6 лабораторных работ 1 экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по учебнику Авт. И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова ( на 2014-2015 учебный год).
Данная программа содержит полный комплект, требуемый к рабочим программа по биологии в 2014-2015 учебном году...
Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Сонина
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю в объеме 70 часов в год....
Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Сонина Н.И. ФГОС
Данная программа составлена с учетом требований ФГОС к учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм." Концентрический курс...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии в 9 классе. По УМК Понамарева И.Н.
Рабочая программа по биологии разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»№273-ФЗ от29.12.12 (с изменениями); ФГОС ООО со всеми изменениями ...