Рабочая программа по биологии в 9 классе. По УМК Понамарева И.Н.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»№273-ФЗ от29.12.12 (с изменениями);
ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г;
федерального базисного учебного плана для Федеральной Примерной программы среднего общего образования по биологии;
Сан.ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения,содержания в общеобразовательных организациях»(с изменеиями от 24.12.2015г);
авторской программы «Биология 9 класс» И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, описание места учебного предмета в учебном плане, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся .
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение Биологии в 9 классе отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю и осуществляется по следующему плану:
№ | Тема раздела | Количество часов |
| 9 класс |
|
1 | Введение в основы общей биологии. | 4 |
2 | Основы учения о клетке. | 10 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 7 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 13 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира. | 4 |
7 | Учение об эволюции. | 8 |
8 | Происхождение человека. | 6 |
9 | Основы экологии. | 11 |
| Всего | 68 |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени М.К. Атабиева с.п. Жемтала» Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Рассмотрено на ШМО _________________________ __________./ /
Протокол от« » _____ 2018 г № | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/_Дохова Ф. А./
« » __________2018 г | «Утверждаю» Директор школы __________/ Кудаева Д. Х./
Приказ от « » _______2018г № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии в 9 классе
НА 2018/2019УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы - Дохова Ф.А.
(Ф.И.О. учителя-составителя программы)
2018г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями) от 03.07.2016 года № 306-ФЗ
- СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях” (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
- ФГОС ООО со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г.;
- Федеральной Примерной программы основного общего образования по биологии;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.06.2015г.№576,от 28.12.2015г.№1529,от 26.01.2016г.№38;
- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №2 с. п. Жемтала на 2018 – 2019 учебный год;
- Учебный план МКОУ СОШ №2 с. п.Жемтала на 2018-2019 учебный год
1.2. Цели учебного предмета
Изучение биологии на базовом уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В соответствии с этими целями при обучении биологии в настоящее время необходимо решение следующих задач:
- овладение учащимися системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы.
- формирование на базе знаний о живой природе, методах её изучения научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры.
-установление гармоничных отношений учащегося с природой, самим собой, формирование норм и правил этики, ценностного отношения к живой природе как экологического воспитания школьников.
-гигиеническое воспитание, формирование гигиенических норм и правил, гигиенической грамотности, составляющих основу здорового образа жизни, сохранения психического, физического, нравственного здоровья человека.
- развитие личности учащихся, стремления рационального природопользования и охраны природы.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)
Уровень обучения – базовый
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
1.3.Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования- 68 часов в год.
Объем рабочей программы, разработанной для 9–го класса, составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебному часу в неделю.
Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер обобщающего урока «Подведем итоги»
1.4.УМК
Для реализации программы выбран учебник Биология 9 класс. Базовый уровень./И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова- Вентана-Граф, 2010 – 2016 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия
На изучение курса отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой. Она предусматривает перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.
1.5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся 9 классов должны:
Характеризовать:
- химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки.
- Строение и функции гена, генетического кода.
-Строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов.
-Обмен веществ и превращение энергии в клетке, его значение, роль ферментов в нем.
-Вирусы как возбудители опасных заболеваний человека и животных.
-Фотосинтез, его роль в природе.
-Бесполое и половое размножение организмов, хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.
- Деление клетки: митоз и мейоз.
-Оплодотворение и его значение.
-Индивидуальное развитие организмов.
-Законы наследственности, установленные Менделем, модификационную и мутационную изменчивость, норму реакции, значение генетики для здравоохранения.
-Методы селекции, экосистемы и агроэкосистемы.
-Пищевые связи и круговорот веществ в экосистемах.
-Учение Вернадского о биосфере, значении живого вещества.
-Учение Дарвина о движущих силах эволюции и её результатах.
Сравнивать:
-Животную и растительную клетку.
-Способы размножения живых организмов.
- Экосистемы и агроэкосистемы.
Обосновывать:
-Роль круговорота веществ, разнообразия видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем.
-Влияние антропогенного фактора на виды и экосистемы.
-Вредное влияние на наследственность человека загрязнений природной среды мутагенами, употребления алкоголя, наркотиков, никотина.
- Роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия.
Овладеть умениями:
- Пользоваться предметными указателями терминов в научной и популярной литературе, в учебнике.
- Составлять развёрнутый план- тезисы текста, конспектировать его , готовить рефераты и презентации.
- Составлять схемы и таблицы на основе текста учебника.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение в основы общей биологии - 3 часа.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
Тема 1 «Основы учения о клетке» 10 часов.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).
Строение клетки: строение и функции основных компонентов.
Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.
Тема 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 6 часов.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
Тема 3 «Основы учения о наследственности и изменчивости» -13часов.
Основные понятия генетики.
Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
Тема 4 «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» - 5 часов.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.
Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 4 часов
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
Тема 6 «Учение об эволюции» - 9 часов.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.
Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.
Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.
Основные закономерности эволюции.
Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.
Тема 7 «Происхождение человека» - 6 часов.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфо анатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.
Движущие сила и этапы эволюции человека.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 8 « Основы экологии» - 12 часов.
Экология как наука.
Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.
Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.
Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.
Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.
Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.
Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема раздела | Количество часов |
9 класс | ||
1 | Введение в основы общей биологии. | 3 |
2 | Основы учения о клетке. | 10 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 6 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 13 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира. | 4 |
7 | Учение об эволюции. | 9 |
8 | Происхождение человека. | 6 |
9 | Основы экологии. | 12 |
Всего | 68 |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема уроков | § | Кол. час. | Лабораторные работы | Дата проведения По плану / Фактический | ||
1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ. | 3 | ||||||
1. | Биология – наука о живом мире. | 1 | |||||
2. | Общие свойства живых организмов. | 1 | |||||
3. | Многообразие форм живых организмов. | 1 | |||||
Экскурсия | |||||||
2.ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ | 10 | ||||||
1 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | 1 | |||||
2. | Химический состав клетки. | 1 | |||||
3. | Органические вещества клетки (Белки и нуклеиновые кислоты). | 1 | |||||
4. | Строение клетки. | 1 | Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. | ||||
5. | Органоиды клетки и их функции. | 1 | |||||
6 | Обмен веществ – основа существования клетки. | 1 | |||||
7. | Биосинтез белков в живой клетке. | 1 | |||||
8. | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 1 | |||||
9. | Обеспечение клетки энергией. | 1 | |||||
10. | Обобщающий урок № 1 «Подведем итоги» | 1 | |||||
3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОТНОГЕНЕЗ) | 6 | ||||||
1 | Типы размножения организмов. | 1 | |||||
2-3 | Деление клетки. Митоз. | 2 | Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | ||||
4-5 | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | |||||
6 | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | 1 | |||||
7 | Обобщающий урок № 2 «Подведем итоги» | 1 |
|
| |||
4. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ | 13 | ||||||
1 | Наука генетика. Из истории развития генетики. | 1 | |||||
2. | Основные понятия генетики. | 1 | |||||
3-4 | Генетические опыты Г.Менделя. | 2 | |||||
5-6 | Дигибридное скрещивание. | 2 | Л.р. № 3. Решение генетических задач. | ||||
7 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | |||||
8 | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1 | |||||
9 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | |||||
10. | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 1 | |||||
11 | Другие типы изменчивости. | 1 | Л.р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях
| ||||
12. | Наследственные болезни человека. | 1 | |||||
13 | Обобщающий урок № 3. «Подведем итоги» | 1 |
| ||||
5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ | 5 | ||||||
1. | Генетические основы селекции организмов. | 1 | |||||
2. | Особенности селекции растений. | 1 | |||||
3.. | Центры происхождения культурных растений. | 1 | |||||
4. | Особенности селекции животных. | 1 | |||||
5. | Основные направления селекции микроорганизмов | 1 | |||||
6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА | 4 | ||||||
1 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | |||||
2. | Современная теория возникновения жизни на Земле. | 1 | |||||
3. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | |||||
4. | Этапы развития жизни на Земле. | 1 | |||||
7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ | 9 | ||||||
1. | Идея развития органического мира в биологии | 1 | |||||
2. | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | 1 | |||||
3. | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | |||||
4. | Вид, его структура и особенности | 1 | |||||
5. | Процесс образования видов – видообразование | 1 | |||||
6 | Макроэволюция – результат микроэволюций. | 1 | |||||
7. | Основные направления эволюции | 1 | |||||
8. | Основные закономерности эволюции. | 1 | Л.р. № 5. Изучение изменчивости у организмов | ||||
9 | Обобщающий урок № 4. «Подведем итоги» | 1 | |||||
8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА(АНТРОПОГЕНЕЗ) | 6 | ||||||
1 | Эволюция приматов | 1 | |||||
2. | Доказательства эволюционного происхождения человека | 1 | |||||
3. | Рание этапы эволюции человека | 1 | |||||
4. | Поздние этапы эволюции человека | 1 | |||||
5. | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | |||||
6 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | |||||
9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 12 | ||||||
1 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | 1 |
| ||||
2. | Закономерности действия факторов среды на организмы | 1 | Л.р. № 6. Приспосоленность орг. К среде обитания | ||||
3 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | 1 | |||||
4. | Биотические связи в природе | 1 | |||||
5. | Популяция как форма существования видов в природе | 1 | |||||
6. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | 1 | |||||
7 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | 1 | |||||
8 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | 1 |
| ||||
9. | Развитие и смена биогеоценозов. | 1 | |||||
10. | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | |||||
11. | Экологические проблемы в биосфере | 1 | Л.р. №7 Оценка качества окр. среды | ||||
12 | Подведение итога за год | 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
∙ литература для учащихся:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2016г.)
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по
факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»
(М., «Наука», 1996 год)
∙ литература для учителя:
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)
- Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»
(М., «Просвещение», 1981 год)
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....