Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Нечаева Елена Вячеславовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы; И.Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т.С.Сухова, Москва – Вентана-граф, 2012 г. 304 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_rasp_biol.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом №_______

от  « 31» 08. 20г

Рассмотрено на заседании кафедры  _____________________образования

Протокол № _______от   «» . 20   г.

Руководитель  кафедры               /                 /

Согласовано

Заместитель  директора                   /                   /

«»      .20г.

Рабочая программа по биологии

для   параллели 7-х   классов

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы; И.Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т.С.Сухова, Москва – Вентана-граф, 2012 г. 304 с.

Учебник Константинов В.М. Биология:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.М. Константинов,В.Г. Бабенко,В.С. Кучменко.- 5-е изд.,перераб.- М. :Вентана-Граф,2015.-288с.:ил.

                                                                                          Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна            

        учитель географии

2015 год


4.2. Пояснительная записка

4.2.1. Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 7 классах средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы; И.Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т.С.Сухова, Москва – Вентана-граф, 2012 г. 304 с.

4.2.2. Цель курса состоит в том, чтобы  сформировать у обучающихся определенный минимум знаний о животном мире земли и научить их использовать накопленные знания в повседневной жизни.

Задачами курса являются:

  • Формирование ключевых компетенции (освоение знаний, овладение умениями).
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
  • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • Формирование надключевых компетенций (использование знаний и умений в повседневной жизни).

3. Общая характеристика учебного предмета.

4.3.1. Роль и значимость предмета.

 Биологическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Духовная сторона связана с творческим отражением природы, т.е. с культурой и моральной стороной развития личности. Велика роль биологических знаний для сохранения жизни на Земле и защите биоразнообразия.

Без базовой биологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как биология - это неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Биологическое образование вносит свой вклад в защиту окружающей среды, в развитие направлений природопользования и познание законов природы.

В процессе изучения зоологии обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения  между организмами и историю развития животного мира.

У обучающихся  должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Обучающиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого  животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале обучающиеся изучают  биоценотическое и практическое значение животных, необходимость  рационального использования и охраны животного мира.

4.3.2. Преемственность при изучении биологии в 7 классе

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными учебными особенностями развития обучающихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Чтобы обеспечить понимание обучающимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к более сложным (млекопитающим).

4.3.3. Связи обучения с практикой

 Практическая сторона биологического образования связана с формированием познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием универсальных умений на основе практической деятельности, духовная – с эстетическим, эмоциональным и общекультурным развитием человека, как личности.

Практическая полезность изучения биологии обусловлена тем, что биология – это фундаментальная наука, которая является основой для многих отраслей. К ним можно отнести селекцию и генетику, биотехнологию, медицину, а также отрасли производств, которые непосредственно связаны с различными живыми организмами, как то, сельское хозяйство, очистка сточных вод, строительство, создание технических устройств и систем на основе принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

4.3.4. Особенности изучения курса биологии 

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включает в себя различные зоологические науки: морфологию, анатомию, гистологию, эмбриологию, физиологию, систематику, экологию, зоогеографию, палеозоологию, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту обучающихся. Он является  продолжением курса ботаники и частью специального цикла  биологических дисциплин о животном мире.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Система уроков ориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу, подбору информации и ее грамотному представлению.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  1. Контрольных работ –14;
  2. Лабораторных работ – 8.
  3. Резервное время – 1 час.

4.4. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему базисному учебному плану МБОУ СОШ п. Пионерский рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год. По данной программе обучаются два класса 7 «А»,«Б» и «В» классах.

4.5. Ценностные ориентиры содержания предмета биологии

Обучение биологии дает возможность с использованием системно-деятельностного подхода формировать у учащихся универсальные учебные действия:

  1. Личностные – знание основных принципов и правил отношения к живой природе; мотивация, направленная на ее изучение, с помощью новейших технологий, умение доказывать и защищать свои идеи, объективно оценивать работу окружающих, использовать возможности ресурсов единой образовательной информационной среды для самообразования и подготовки к проверочным работам;
  2. Регулятивные - умение видеть проблему, ставить учебную задачу, планировать работу и корректировать ее по мере выполнения учебной задачи;
  3. Познавательные - умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, работать с разными источниками информации, в том числе с ресурсами сети Интернет, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
  4. Коммуникативные – умение работать в паре и в команде, организация совместной работы, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии или представления предметного содержания, представлять информацию в электронном виде с использованием привычных форматов приложений (PowerPoint,Excel,Word).

4.5.3. Особенности обучающихся

По данной программе обучаются  три класса – 7 «А»,7 «Б» и 7 «В». В этом классе обучаются ученики с разным уровнем интеллектуальных возможностей и мотивации. В целом об учениках этого класса складывается хорошее мнение: активно работают на уроке, с удовольствием берутся за творческие задания.

4.6. Результаты освоения предмета биологии в контексте ФГОС второго поколения.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Личностных:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание  чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаюшихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  5. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  6. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  8. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в прцессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  8. умение создавать, применять и преобразовать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  1. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  2. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ технологий.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
  4. формирование основ экологической грамотности; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природнвх местообитаний, видов растений и животных;
  5. объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
  6. овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
  7. формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
  8. освоение приёмов выращивания и разведения домашних животных, уход за ними.

4.7. Содержание тем учебного курса

Тема 1. "Общие сведения о мире животных" - 5 часов.

Введение. Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека.

Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.

Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы.

Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники.

Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.

Тема 2. "строение тела животных" - 3 часа.

Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток.

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни.

Тема 3. "Подцарство Простейшие, или Одноклеточные" - 4 часа.

Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых.

Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев.

Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.

Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий, трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Тема 4. "Подцарство Многоклеточные" - 2 часа.

Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими.

Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.

Тема 5. "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви" - 6 часов.

Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными.

Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями.

Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями.

Места обитания, строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей.

Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.

Тема 6. "Тип Моллюски" - 4 часа.

Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков.

Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.

Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и функции систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.

Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации.

Тема 7. "Тип Членистоногие" - 7 часов.

Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.

Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение.

Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых.

Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые. Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека.

Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.

Тема 8. "Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы" - 7 часов

Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки.

Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде.Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.

Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником.

Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.

Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании.

Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.

Тема 9. "Класс Земноводные, или Амфибии" - 4 часа.

Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.

Характерные черты строения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб.

Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения земноводных.

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных. Красная книга.

Тема 10. "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии" - 4 часа.

Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся.

Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий.

Общие черты строения представителей разных отрядов пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи.

Тема 11. "Класс Птицы" - 8 часов.

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.

Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.

Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц.

Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины.

Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп птиц. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания.

Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.

Тема 12. "Класс Млекопитающие, или Звери" - 10 часов.

Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности.

Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.

Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности млекопитающих и её восстановление.

Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями.

Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека.

Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами.

Признаки животных одной экологической группы.

Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.

Тема 13. "Развитие животного мира на Земле" - 6 часов.

Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира.

Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира.

Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Деятельность В.И. Вернадского. Живое вещество, его функции в биосфере. Косное и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь.

4.8. Учебно-тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела программы

Количество

часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Общие сведения о мире животных.

5

1

2.

Строение тела животных

3

1

3.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные.

4

1

1

4.

Подцарство Многоклеточные животные.

2

1

5.

Типы Плоские черви, Круглые и Кольчатые черви.

6

1

1

6.

Тип Моллюски.

4

1

1

7.

Тип Членистоногие.

7

1

2

8.

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

7

1

1

9.

Класс Земноводные, или Амфибии

4

1

10.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

1

11.

Класс Птицы

8

2

1

12.

Класс Млекопитающие, или Звери

10

1

1

13.

Развитие животного мира на Земле

6

1

итого

70

8

14

4.9.1 Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Коллекции

Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый.

Развитие насекомых с неполным превращением. Саранча.

Раковины моллюсков.

Чучела позвоночных животных

Сорока

Скелеты позвоночных животных

Костистая рыба, лягушка, голубь, кролик

Комплект микропрепаратов по зоологии

Магнитные модели-аппликации

Циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня

Развитие с полным и неполным превращением

Приборы

Лупа ручная

Микроскоп

Игла препаровальная

Посуда и принадлежности для опытов

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии

Набор препаровальных инструментов

Печатные пособия

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

Дидактические материалы

Раздел «Животные» 7 класс

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»

4.9.2. Учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса

Литература для учащихся:

1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций –  М.: Вентана-Граф, 2015 г.

Литература для учителя:

  1. Бровкина Е.Т., Кузьмина Н.И. "Уроки зоологии" (М., "Просвещение", 1981 г.)
  2. Яхонтов А.А. "Зоология для учителя" (М., "Просвещение", 1985 г.)
  3. Рыков Н.А. "Зоология с основами экологии животных" (М., "Просвещение", 1985 г.)
  4. Медников Б.М. "Биология: формы и уровни жизни" (М., "Просвещение", 1994 г.)
  5. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. "Биологический эксперимент в школе" (М., "Просвещение", 1990 г.)
  6. Луцкая Л.А., Никишов А.И. "Самостоятельные работы учащихся по зоологии" (М., "Просвещение", 1987 г.)
  7. Лернер Г.И. "Биология животных: тесты и задания" (М., "Аквариум", 2000 г.)
  8. Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996 г.)
  9. Теремов А.В., Рохлов В.С. "Занимательная зоология"  (М., "АСТ-Пресс", 2002 г.)

4.10. Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

план

факт

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

1

1

Зоология — наука о животных

УИПЗЗ

Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животные. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

§ 1 читать, стр. 9 в. 1-4

2

2

Животные и окружающая среда

КУ

Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни. Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам. Устанавливать отличие понятий: «среда жизни», «среда обитания», «место обитания». Описывать влияние экологических факторов на животных. Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе. Определять роль вида в биоценозе. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме «Животные и окружающая среда»

§ 2 читать, стр. 15 в. 1-4

3

3

Классификация животных и основные систематические группы

КУ

Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Характеризовать критерии основной единицы классификации. Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретных примерах.

§ 3 читать, стр. 17 в. 1-4

4

4

Влияние человека на животных

КУ

Описывать формы влияния человека на животных.

Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения. Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношений в природе.

§ 4 читать, стр. 20 в. 1-3

5

5

Краткая история развития зоологии.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

УПОКЗ

Характеризовать пути развития зоологии. Определять роль отечественных учёных в развитии зоологии. Анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении численности отдельных видов животных.

§ 5 читать, стр. 23 в. 1-3

Тема 2. Строение тела животных (3 ч)

6

1

Клетка

КУ

Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания.

§ 6 читать, стр. 6-27 в. 1-4

7

2

Ткани

КУ

Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

§ 7 стр. 27-28 читать, стр. 32 в. 1, 2

8

3

Органы и системы органов.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных»

УПОКЗ

Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела. Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы.

§ 7 стр. 29-31 читать, стр. 32 в. 3-5

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)

9

1

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые

КУ

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы. Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея.  Обосновывать роль простейших в экосистемах

стр. 33, § 8 читать, стр. 38 в. 1-4

10

2

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

КУ

Характеризовать среду обитания жгутиконосцев. Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды. Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной. Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых.  Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

§ 9 читать, стр. 41 в. 1-4

11

3

Тип Инфузории

Лабораторная работа № 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

КУ

Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами.  Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений. Обобщать их, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§ 10 читать, стр. 46 в. 1-4

Повторить §§ 8-10

12

4

Значение простейших.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

УПОКЗ

Объяснять происхождение простейших. Распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Выявлять характерные особенности животных по сравнению с растениями. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды. Формулировать вывод о роли простейших в природе.

§ 11 читать, стр. 49 в. 1-3

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2 ч)

13

1

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

КУ

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения. Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими

§ 12 читать, стр. 56 в. 1-3

14

2

Разнообразие кишечнополостных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные (тип Кишечнополостные)»

УПОКЗ

Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах. Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника. Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз. Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных. Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

§ 13 читать, стр. 60 в. 1-4

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч)

15

1

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

КУ

Описывать основные признаки типа Плоские черви. Называть основных представителей класса Ресничные черви. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей. Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными

§ 14 читать, стр. 66 в. 1-5

16

2

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.

КУ

Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника. Устанавливать взаимосвязь строения червейпаразитов и среды их обитания. Распознавать представителей классов плоских червей на рисунках, фотографиях. Соблюдать санитарно-гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями

§ 15 читать, стр. 71 в. 1-4

17

3

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

КУ

Описывать характерные черты строения круглых червей. Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни. Находить признаки отличия первичной полости от кишечной. Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями.

§ 16 читать, стр. 75 в. 1-5

18

4

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.

КУ

Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов. Формулировать вывод об уровне строения органов чувств

§ 17 читать, стр. 80 в. 1-4

19

5

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа № 2

«Внутреннее строение дождевого червя».

КУ

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

§ 18 читать, стр. 85-86 в. 1-5. Повторить §§ 14-17

20

6

Обобщение и систематизация знаний по темам «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

УПОКЗ

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

21

1

Общая характеристика типа Моллюски.

КУ

Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков. Называть основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации.

§ 19 читать, с. 90 в. 1-4

22

2

Класс Брюхоногие моллюски.

КУ

Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах.

§ 20 читать, с. 94-95 в. 1-4

23

3

Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

КУ

Различать и определять двустворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков. Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека. Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков.  Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 21 читать, с. 100 в. 1-4

24

4

Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски».

УПОКЗ

Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков. Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты. Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации реферата о роли моллюсков в природе и жизни человека. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме.

§ 22 читать, с. 104 в. 1-5

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)

25

1

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

КУ

Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие. Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии ракообразных.

§ 23 читать, с. 111 в. 1-4

26

2

Класс Паукообразные.

КУ

Выявлять характерные признаки класса Паукообразные. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм). Аргументировать необходимость соблюдения мер защиты от заражения клещевым энцефалитом.

§ 24 читать, с. 116 в. 1-4 в тетраде письменно

27

3

Класс Насекомые

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение насекомого».

КУ

Выявлять характерные признаки класса Насекомые. Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 25 читать, с. 120-121 в. 1-5

28

4

Типы развития насекомых.

КУ

Характеризовать типы развития насекомых.  Объяснять принципы классификации насекомых. Устанавливать систематическую принадлежность насекомых. Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением

§ 26 читать, с. 125 в. 1-3

29

5

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

КУ

Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, муравьёв. Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий. Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебных проектов о разнообразии насекомых. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц.

§ 27 читать, с. 129-130 в. 1-4. Повторить §§ 23-26

30

6

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие».

КУ

Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных. Описывать методы борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболеваний. Устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц.

§ 28 читать, с. 132 в. 1-4. Повторить §§ 1-27

31

7

Обобщение и систематизация знаний по темам 1–7

УПОКЗ

Характеризовать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов животных. Обосновывать необходимость охраны животных. Определять систематическую принадлежность животных.

Обобщать и систематизировать знания по темам 1–7, делать выводы.

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (7 ч)

32

1

Хордовые. Примитивные формы.

КУ

Выделять основные признаки хордовых. Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы. Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника. Обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых. Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными.

С. 135-136, § 29 читать, с. 140 в. 1-3

33

2

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

КУ

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде. Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 30 читать, с. 144 в. 1-5

34

3

Внутреннее строение рыб.

КУ

Устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций. Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов. Сравнивать особенности строения и функций внутренних органов рыб и ланцетника. Характеризовать черты усложнения организации рыб.

§ 31 читать, стр.149в. 1-5

35

4

Особенности размножения рыб.

КУ

Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде. Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению. Оценивать роль миграций в жизни рыб. Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 32читать, с. 152 в. 1-5

36

5

Основные систематические группы рыб.

КУ

Объяснить принципы классификации рыб. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность рыб. Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы. Обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных.

§ 33читать, с. 156 1-4

37

6

Промысловые рыбы.
Их использование и охрана

КУ

Различать основные группы промысловых рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла. Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека. Проектировать меры по охране ценных групп рыб. Называть отличительные признаки бесчерепных. Характеризовать черты приспособленности рыб к жизни в водной среде. Обосновывать роль рыб в экосистемах. Объяснять причины разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира

§ 34читать, с. 159-160 в. 1-4. Повторить §§ 29-33

38

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы».

УПОКЗ

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)

39

1

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.

КУ

Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий. Выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами. Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде.

стр. 162, § 35 читать, стр. 166 в. 1-4

40

2

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

КУ

Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания. Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы. Определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.

§ 36 читать, стр. 170 в. 1-4

41

3

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

КУ

Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных. Сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб. Наблюдать и описывать развитие амфибий. Обосновывать выводы о происхождении земноводных. Обобщать материал сходстве и различии рыб и земноводных в форме таблицы или схемы.

§ 37читать, стр. 173в. 1-5

42

4

Разнообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные».

УПОКЗ

Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.Осваивать приёмы работы с определителем животных.Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и функций земноводных со средой обитания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране

§ 38 читать, стр. 176 в. 1-4

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

43

1

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.

КУ

Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше.

§ 39читать, стр. 181 в.

1-4

44

2

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

КУ

Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания. Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Характеризовать процессы размножения и развития детёнышей у пресмыкающихся. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве.

§ 40 читать, стр. 185 в.1-5

45

3

Разнообразие пресмыкающихся.

КУ

Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.Осваивать приёмы работы с определителем животных. Находить отличительные признаки представителей разных групп рептилий. Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов. Соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей

§ 41читать, стр. 189в.1-5

Повторить §§ 39-40

46

4

Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся».

УПОКЗ

Характеризовать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека. Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий. Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе

§ 42 читать, стр. 193 в. 1-4

Тема 11. Класс Птицы (8 часов)

47

1

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6

«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

КУ

Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту. Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 43 читать, стр. 198-199 в. 1-4

48

2

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».

КУ

Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полёту. Характеризовать строение и функции мышечной системы птиц. Изучать и описывать строение скелета птицы в процессе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 44читать, стр. 202 в. 1-4

49

3

Внутреннее строение птиц.

КУ

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц. Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями.

§ 45читать, стр. 206 в. 1-5

50

4

Размножение и развитие птиц.

КУ

Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения. Объяснять строение яйца и назначение его частей. Описывать этапы формирования яйца и развития в нём зародыша. Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

§ 46читать, стр. 209 в. 1-5

51

5

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

КУ

Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям. Описывать поведение птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений. Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц. Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и осёдлых птицах.

§ 47читать, стр. 215 в. 1-4

52

6

Разнообразие птиц.

КУ

Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа. Называть признаки выделения экологических групп птиц. Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп птиц.

§ 48читать, стр. 222 в. 1-4

53

7

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

КУ

Характеризовать роль птиц в природных сообществах. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц. Называть основные породы домашних птиц и цели их выведения. Аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий.

§ 49читать, стр. 226 в. 1-4. Повторить §§ 43-48

54

8

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Класс Птицы».

УПОКЗ

Характеризовать строение представителей классов в связи со средой их обитания. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов животных различных классов. Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)

55

1

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих

КУ

Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие. Обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов. Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий. Характеризовать функции и роль желёз млекопитающих.

стр. 229, § 50 читать, стр. 232 в. 1-4

56

2

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих»

КУ

Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания. Проводить наблюдения и фиксировать их результаты в ходе выполнения лабораторной работы. Характеризовать особенности строения систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями. Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§ 51 читать, стр. 238-239 в. 1-4

57

3

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

КУ

Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми. Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих. Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах.

§ 52читать, стр. 242-243 в. 1-5

58

4

Происхождение и разнообразие млекопитающих

КУ

Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий. Различать современных млекопитающих на рисунках, фотографиях. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах млекопитающих и о мерах по их охране.

§ 53 читать, стр. 246 в. 1-4

59

5

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

КУ

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия. Определять представителей различных сред жизни на рисунках, фотографиях. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных.

§ 54  читать, стр. 251 в.1-4

60

6

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

КУ

Устанавливать различия между отрядами ластоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных. Объяснять взаимосвязь строения и жизнедеятельности животных со средой обитания. Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Сравнивать представителей разных отрядов и находить их сходство и различия. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц.

§ 55  читать, стр. 257 в. 1-4

61

7

Высшие, или плацентарные, звери:

приматы

КУ

Характеризовать общие черты строения приматов. Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Различать на рисунках, фотографиях представителей человекообразных обезьян. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об эволюции хордовых животных.

§ 56 читать, стр. 258-259 в. 1-3

62

8

Экологические группы млекопитающих

КУ

Называть экологические группы животных. Характеризовать признаки животных одной экологической группы на примерах.

§ 57 читать, стр.261-262 в. 1-3

63

9

Значение млекопитающих для человека

КУ

Называть характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных. Обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных. Характеризовать основные направления животноводства. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижениях селекционеров в выведении новых пород.

§ 58 читать, стр. 268 в. 1-5. Повторить §§ 50-57

64

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

УПОКЗ

Характеризовать особенности строения представителей класса Звери. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. Определять систематическую принадлежность представителей классов. Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (5 часов)

65

1

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина.

КУ

Приводить примеры разнообразия животных в природе. Объяснять принципы классификации животных. Характеризовать стадии зародышевого развития животных. Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации. Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле. Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов.

§ 59 читать, стр.274 в.1-3

66

2

Развитие животного мира на Земле.

КУ

Характеризовать основные этапы эволюции животных. Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры. Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых. Характеризовать основные уровни организации жизни на Земле. Устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных.

§ 60 стр. 275-278 читать, стр.281 в.

1-3

67

3

Современный мир живых организмов.

КУ

Называть уровни организации жизни на Земле. Описывать характерные признаки каждого уровня. Объяснять функции разных групп организмов и их роль в образовании среды. Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов. Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Давать определение понятиям: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Прогнозировать последствия разрушения озонового слоя для биосферы, исчезновения дождевых червей и других живых организмов для почвообразования.

§ 60 стр.

278-280 читать, стр. 281 в. 4,5. Повторить зоологию.

68

4

Итоговая контрольная работа

УПОКЗ

Систематизировать знания по темам раздела «Животные». Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям

69

5

Анализ контрольной работы.

УПОКЗ

70

6

Резерв.

4.11. Планируемые результаты

изучения предмета биологии в 7 классе

Планируемые познавательные компетенции обучающихся.

  • называть основные систематические категории царства Животные, типов, классов, семейств, родов, видов животных
  • описывать строение, функции, химический состав животной  клетки
  • характеризовать строение и жизнедеятельность животного организма как комплексного организма
  • описывать особенности  гетеротрофного питания растений
  • характеризовать  размножение, рост и развитие животных
  • сопоставлять взаимосвязь строения и функции клетки, органов, организма животного  как единого целого
  • распознавать  животную клетку, ткани животных, органы животного организма
  • узнавать наиболее распространенные и исчезающие виды животных
  • проводить  несложные эксперименты по изучению  жизнедеятельности животных, описывать результаты своей работы
  • самостоятельно  выполнять различные творческие работы
  • приготавливать микропрепараты  и рассматривать их  под микроскопом
  • проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных
  • сравнивать типы, классы животных, отряды по предложенным критериям
  • самостоятельно формулировать основные понятия курса зоологии.

Планируемые информационные  компетенции обучающихся

  • умение  извлекать  учебную информацию на основе сопоставления животных организмов, рисунков, моделей, коллекции
  • умение  работать с биологическими словарями и справочниками при работе с биологическими терминами
  • умение делать сообщения  по изучаемой теме
  • умение пользоваться Интернетом для поиска учебной информации

Планируемые коммуникативные компетенции обучающихся

  • способность передавать  содержание  прослушанного материала  в соответствии с целью задания
  • умение  вступать в  речевое общение, участвовать в  беседе по теме занятия

Планируемые рефлексивные компетенции обучающихся

  • умение самостоятельно организовать учебную деятельность
  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение трудностей в выполняемом задании
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде
  • владение умениями совместной деятельности (групповая работа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс

Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс

Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс

Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс

Рабочая программа  составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича  "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...