Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Черяшов Александр Иванович

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю в объеме 70 часов в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Раздел 5.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат, что ученик должен знать

Дата проведения

План

Факт

1

Тема 1. Человек как биологический вид

Введение в биологию. Место человека в системе орган6ического мира

Д/з: с. 3-5.

2

1

Обобщение систематизации знаний

Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный»  к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой  деятельностью.

03.09

2

Особенности человека

Д/з: с. 6-9.

1

Изучение нового материала

Биологическая природа социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа  человека.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

07.09

3

Тема 2. Происхождение человека 

Происхождение человека.

Д/з: с. 10-11.

3

1

Комбинированный урок

Строение и процессы  жизнедеятельности организма человека.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой  деятельностью.

10.09

4

Этапы его становления

Д/з: с. 12-15.

1

Комбинированный урок

Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от  присваивающего хозяйства к производящему). Экологические факторы способствующие развитию прямохождения. Предшественники человека – австралопитеки. Древнейшие люди. Первые современные люди.

Перечислять характерные особенности предшественников современного человека.

Узнавать по рисункам предшественников человека Объяснять влияние факторов на эволюцию человека.

14.09

5

Расы человека. Их происхождение и единство

Д/з: с. 16-19.

1

Комбинированный урок

Антропология. Этнография. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека

Узнавать по рисункам представителей рас человека. Уметь давать им характеристики их отличительные особенности.. доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.

17.09

6

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека 

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Д/з: с.20-27.

1

1

Обобщение систематизации знаний

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина и психология. Методы изучения организма человека:  опыт, ренгтен, УЗИ и моделирование. Их значение и использование в собственной жизни.  

Описывать методы изучения. Различать предметы изучения наук о человеке. Знать значение знаний о строение и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

21.09

7

Тема 4. Общий обзор организма человека Клеточное строение организма

Д/з: с.28-31.

4

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма и их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть  органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных и человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости и деления клетки.

24.09

8

Ткани и органы

Д/з: с.32-37. Рис на с. 36.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Ткани животных и человека: эпителиальная, соединительная, мышечная, поперечно- полосатая и нервная. Нейрон: тело, дендриты и аксон. Межклеточное вещество.

Давать определения понятию ткань. Изучать микроскопической строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнений. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями

28.09

9

Органы. Системы органов. Организм

Д/з: с.38-43.

1

Изучение нового материала

Строение и процессы  жизнедеятельности организма человека.

Давать определение понятиям: ткань, орган и система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

01.10

10

Подведение итогов по темам: «Происхождение человека», «Общий обзор организма человека»

Д/з: повторение ранее изученного материала

1

Урок контро-ля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Тестовая контрольная работа по теме:  «Происхождение человека», «Общий обзор организма человека» в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

05.10

11

Тема 5. Координация и регуляция 

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

Д/з: с.44-47.

12

1

Изучение нового материала

Эндокринная система. Железы внешней  и внутренней секреции. Их строение и функции.

Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, железы внешней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреций. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

08.10

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

Д/з: с.47-49.

1

Комбинированный урок

Гормоны. Гормоны гипофиза ( болезни, связанные с гипофункцией гиперфункцией гипофиза ), гормоны щитовидной железы ( болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отёк ). Гормоны поджелудочной железы ( инсулин и заболевание сахарным диабетом ). Гормоны надпочечников ( их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитие  и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

12.10

13

Зачетный урок по темам: «Общий обзор  организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»

Д/з: повторение

1

Урок контро-ля, оценки и коррекции знаний обучающихся

Контрольная работа или тестирование по теме: «Общий обзор  организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»

15.10

14

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

Д/з: с.50-55.

1

Комбинированный урок

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Давать определения понятию рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.      

19.10

15

Спинной мозг

Д/з: с.56-59. Рис на с. 57.

1

Изучение нового материала

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения  деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

22.10

16

Строение и функции головного мозга

Д/з: с.60-65.

1

Изучение нового материала

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли. Аналитико- синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть особенности строения  головного мозга; функции  головного мозга. Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части  головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

26.10

17

Полушария большого мозга

Д/з: с.66-71.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Продолговатый и средний мозг., мост и мозжечок. Расположение серого и белого вещества. Доли коры больших полушарий:  лобная, теменная, затылочная, височная.. строение переднего мозга.  Промежуточный мозг: гипоталамус, таламус. Большие полушария мозга. Мозолистое тело. Временные  связи Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Борозды, извилины. Называть особенности строения   полушарий большого мозга; функции  отделов головного мозга, долей коры больших полушарийю Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части  головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма

29.10

18

Обобщение знаний  и подведение итогов по теме: «Нервная регуляция»

Д/з: повторение ранее изученного материала

1

Контрольный

Контрольная работа или тестирование по теме: «Нервная регуляция».

01.11

19

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор

Д/з: с.72-79. Рис на с. 78

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений- результат аналитико- синтетической деятельности коры больших полушарий Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Давать определение понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека; анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса их анализаторов.. характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Называть особенности строения  органа зрения и зрительного анализатора.  Распознавать и описывать основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять  результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

12.11

20

Анализаторы слуха и равновесия

Д/з: с.80-85. Рис на с. 84.

1

Изучение нового материала

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий  аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, их профилактика. Гигиена слуха.  Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат- орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные  знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха, профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

15.11

21

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

Д/з: с.86-91.

1

Комбинированный урок

Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы. Строение органа вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство и осязание.

Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса.

19.11

22

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

Д/з: повторение ранее изученного материала.

1

Комбинированный урок

Компенсация анализатора. Значение органов равновесия, мышечные чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

22.11

Контрольная работа или тестирование по теме: «Органы чувств. Анализаторы».

23

Тема 6. Опора и движение 

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

Д/з: с.92-97.

8

1

Изучение нового материала

Опора и движение. Строение и функции опорно- двигательной системы. Строение опорной системы: скелет и кости, хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки,  костные пластинки, костные канальцы. Соединений костей. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка и суставная жидкость.

Называть особенности строение скелета человека, функции опорно- двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета.

26.11

24

Строение, свойства костей Типы соединения костей. Графическая работа

Д/з: с.98-105. Рис на с. 99.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, жёлтый костный мозг. Функции опорно- двигательной системы. Химический состав костей. Типы костей. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные и подвижные.

Называть функции опорно- двигательной системы. Описывать химический состав костей. Раскрывать сущность функций опорно- двигательной системы. Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава. Анализировать содержание рисунков. Характеризовать типы соединения костей.

29/11

25

 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно- двигательной системы. Виды травм: перелом, вывих, растяжение связок

Использовать приобретённые знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма и нарушение осанки, оказание первой помощи при травмах.

03.12

26

Обобщение  знаний по теме «Скелет человека»

Д/з: повторение ранее изученного материала

1

Контрольный

Тестирование или контрольная работа по теме «Скелет человека»

06.12

27

Мышцы, их строение и функции

Д/з: с.106-111.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

10.12

28

Работа мышц

Д/з: 112-115.

1

Изучение нового материала

Функции двигательной системы. Динамическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на  утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

13.12

29

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и исправление позвоночника.

Уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

Соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

17.12

30

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдений правил здорового образа жизни. Развитие опорно - двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитие организма. Факторы риска – гиподинамия.

Использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний опорно – двигательной системы.  Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.

20.12

31

Тема 7. Внутренняя среда организма 

Внутренняя среда организма и ее значение

Д/з: с.116-117.

4

1

Изучение нового материала

Антиген. Антитело. Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение тканевой жидкости и лимфы.. лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции.

Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды.. объяснять процессы происходящие в лимфатических узлах.

24.12

32

Плазма крови ее состав. Форменные элементы крови. (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

Д/з: с118-121 Рис на с. 120

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и её функции. Плазма крови, клетки крови ( эритроциты, лейкоциты, тромбоциты ),  свёртывание крови.

Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови и составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свёртывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

27.12

33

Иммунитет.

Д/з: с.122-123.

1

Комбинированный урок

Иммунитет и иммунная система человека ( костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка и лимфоидная ткань ). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета ( активный и пассивный, естественный и искусственный ).

Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитетов. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

34

Группы крови.  Переливание крови. Донорство. Резус фактор

Д/з: с.122-125.

1

Изучение нового материала

Группы крови. Переливание крови и групповая совместность крови, групповая совместность тканей. Резус – фактор.

Называть особенность организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови и резус – фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

35

Тема 8. Транспорт веществ 

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

Д/з: с.126-129.

4

1

Изучение нового материала

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта артерии, капилляры и вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Давать определение понятию понятия аорта, артерии, капилляры и вены.

 Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов.

Называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы.

 Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

14/01

36

Работа сердца

Д/з: с.130-133.

1

Комбинированный урок

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

Характеризовать сущность биологических процессов : движения крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма и автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдения за состоянием собственного организма.

17/01

37

Движение крови и лимфы по сосудам

Д/з: с.134-137.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление:    верхнее,    нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная    регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм   сердечной   мышцы. Гуморальная регуляция

Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

38

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

Д/з: лекция

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Сердечно-сосудистые   заболевания,  причины и предупреждение (гипертония,  гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота   сердечных   сокращений. Функциональная   проба.   Культура отношения к собственному здоровью   и   здоровью   окружаю- щих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил  здорового  образа жизни Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное           кровотечения. Приемы  оказания  первой  помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

Использовать  приобретенные  знания для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать  приобретенные  знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

Находить в тексте учебника биологическую информацию,  необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

39

Тема 9. Дыхание Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

Д/з: с.138-141.

5

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Дыхание. Система органов дыхания   (верхние   дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные  органы  дыхательной системы человека.

Характеризовать  сущность  биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

40

Газообмен в легких и тканях.

Д/з: с.142-147.

1

Изучение нового материала

Обмен газов в легких и 'тканях. Механизм вдоха и выдоха

Характеризовать:

•сущность биологического процесса дыхания;

•транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции  жизнедеятельности  организма.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

31/01

41

Дыхательные движения и их регуляция.

Д/з: лекция.

1

Изучение нового материала

. Дыхательные движения. Нейрогу-моральная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого   мозга,   высшие   дыхательные центры коры больших полушарии головного мозга).

*Устанавливать взаимосвязь между процессами Дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

42

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение   распространения   инфекционных заболеваний и соблюдение   мер   профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние   здоровья.   Чистота атмосферном» воздуха как фактор    здоровья.    Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Называть заболевания органов дыхания

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

43

Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать  приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биологическую   информацию,   необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.,

44

Тема 10. Пищеварение Пищевые продукты и питательные вещества. Строение органов пищеварения.

Д/з: с.148-151.

4

1

Изучение нового материала

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины,  вода. Пища как биологическая основа жизни.  Пищеварение. Строение  и функции пищеварительной системы.    Органы    пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные  железы   (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная    железа,     печень).

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность  процесса питания.

Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического   процесса   питания,   пищеварения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

45

Пищеварение в ротовой полости

Д/з: с.152-155. Рис на с. 155.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Строение и функции пищеварительной   системы.   Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные  ферменты  ротовой  полости: слюна,  птиалин, мальтаза,  крахмал,  глюкоза. Нейрогуморальная    регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать:

• сущность биологического процесса пита-
ния, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении.

46

Пищеварение в желудке и в кишечнике

Д/з: с.156-161.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Роль  ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка.  Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Переваривание пищи в двенадцатиперстной    кишке    (ферменты поджелудочной  железы,   роль желчи в пищеварении). Всасывание   питательных   веществ.

Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.  Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности  организма.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения;

• роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов.

^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

47

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Д/з: лекция.

1

Изучение нового материала

Укрепление  здоровья:  рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических    норм    и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций,   гепатита.   Симптомы аппендицита.

Использовать  приобретенные знания для:                          соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

•профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

•оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

48

 Обобщение знаний  и подведение итогов по теме: «Кровообращение, дыхание, пищеварение»

Д/з: повторение ранее изученного материала.

1

Урок контро-ля, оценки и коррекции знаний

Контрольная работа или тестирование по теме: «Кровообращение, дыхание, пищеварение».

49

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины Обмен веществ

Д/з: с.162-165.

2

1

Изучение нового материала

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие  жизнедеятельности  организма. Пластический и энергетический обмен.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания.   Соблюдение   санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Давать определение понятиям:

пластический  обмен,   энергетический обмен.

Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Давать определение понятиям: пластический  обмен,   энергетический

обмен.

Использовать  приобретенные  знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

50

Витамины

Д/з: с.166-169.

1

Изучение нового материала

Витамины, их роль в организме,

содержание в пище. Суточная

потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы  А, В1, С, О. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов

и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

51

Тема 12. Выделение Выделение. Строение и работа почек

Д/з: с.170-173. Рис на с. 173.

2

1

Комбинированный урок

Выделение.   Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения,    их    значение. Строение   и   функции   почек. Нефрон    -    функциональная единица почки. Удаление  мочи из   организма:   роль  мочевой лоханки,  мочеточников,  мочевого   пузыря   и   мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие   в   удалении   продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать  сущность  биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

52

Заболевание почек, их предупреждение

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения, здоровья. Предупреждение   заболеваний   почек.   Соблюдение                 санитарно-гигиенических  норм  и  правил здорового образа жизни. Фактор    риска:    переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Использовать  приобретенные  знания для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

53

Тема 13. Покровы тела Строение и функции кожи

Д/з: с.174-177. Рис на с. 177.

3

1

Изучение нового материала

Покровы   тела.    Значение   и строение  кожных  покровов и слизистых  оболочек.   Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы,  потовые и сальные железы.-

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

12.03

54

Роль кожи в терморегуляции организма

Д/з: с.178-181.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы  риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать  приобретенные  знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

21/03

55

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Использовать  приобретенные  знания для:

•соблюдения мер профилактики вредных привычек;

•оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать  приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

1/04

56

Тема 14. Размножение и развитие 

Половая система человека

Д/з: с.182-187.

2

1

Изучение нового материала

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая   система.   Образование сперматозоидов.      Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах:

• женскую и мужскую половые системы;

 • органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать  приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

4/04

57

Возрастные процессы

Д/з: с.188-191.

1

Комбинированный урок

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение,   образование   зародыша и плода. Роль генетических  знаний   в  планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать  приобретенные  знания для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции;

 •вредных   привычек   (курение,   алкоголизм, наркомания).

58

Тема 15. Высшая нервная деятельность 

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни

Д/з: с.192-199

5

1

Изучение нового материала

Рефлекторный   характер  деятельности   нервной   системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

•особенности работы головного мозга; •биологическое   значение   условных   и безусловных рефлексов;  

•сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать  приобретенные  знания для:

рациональной организации труда и отдыха.

59

Воля и эмоции. Внимание

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок

Эмоции. Физическая основа эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно- логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека и их значение. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, организации учебной деятельности.

60

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

Д/з: с.200-205.

1

Изучение нового материала

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать  значение  сна для организма человека.

Использовать  приобретенные  знания для:

• рациональной организации труда и отдыха;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

Д/з: с.206-209.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для:

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

 •организации    учебной    деятельности.

62

Типы нервной системы

Д/з: с.210-213.

1

Комбинированный урок

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для:

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

 •организации    учебной    деятельности (формирования   и   сохранения   знаний, умений, навыков).

63

Повторение и обобщение материала по темам: «Опора и движение», «Происхождение человека»

Д/з: лекция.

8

1

Урок повторения и обобщения знаний

Опора и движение. Строение и функции опорно- двигательной системы. Строение опорной системы: скелет и кости, хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки,  костные пластинки, костные канальцы. Соединений костей. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка и суставная жидкость.

Строение и процессы  жизнедеятельности организма человека.

Называть особенности строение скелета человека, функции опорно- двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой  деятельностью.

64

Повторение и обобщение материала по темам: «Координация и регуляция», «Высшая нервная система»

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Эндокринная система. Железы внешней  и внутренней секреции. Их строение и функции.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, железы внешней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреций. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Давать определения понятию рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.      

65

Обобщение знаний по темам: «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляция», «Высшая нервная система»

Д/з: лекция.

1

Контрольный

 Зачет по темам: «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляция», «Высшая нервная система»

66

Повторение материала о месте человека в системе органического мира, об эволюции человека, клеточном строении организма, тканях и органах, система органов.

Д/з: лекция.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Строение и процессы  жизнедеятельности организма человека.

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма и их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Называть  органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных и человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости и деления клетки.

Давать определение понятиям: ткань, орган и система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

67

Повторение и обобщение материала по темам: «Внутренняя среда организма»,  «Транспорт веществ» и «Дыхание»

Д/з: лекция.

1

Комбинированный урок с элементами ЛПЗ

Антиген. Антитело. Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение тканевой жидкости и лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы.

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта артерии, капилляры и вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система

Дыхание. Система органов дыхания   (верхние   дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ.

Уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции.

Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды.. объяснять процессы происходящие в лимфатических узлах.

 Давать определение понятию понятия аорта, артерии, капилляры и вены.

 Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов.

Называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы. Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные  органы  дыхательной системы человека.

68

Повторение и обобщение материала по темам: «Обмен веществ и энергии», «Выделение» и «Покровы тела»

Д/з: лекция.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие  жизнедеятельности  организма. Пластический и энергетический обмен.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Выделение.   Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения,    их    значение. Строение   и   функции   почек.

Покровы   тела.    Значение   и строение  кожных  покровов и слизистых  оболочек.   Функции эпидермиса, дермы и гиподермы.

Давать определение понятиям:

пластический  обмен,   энергетический обмен.

Характеризовать:

сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Давать определение понятиям: пластический  обмен,   энергетический

обмен.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие   в   удалении   продуктов обмена.

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи.

69

Итоговый урок  по курсу: «Человек и его здоровье»

Д/з: лекция.

1

Контрольный

Итоговое тестирование по курсу: « Человек м его здоровье».

70

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»

Д/з: индивидуальные задания на лето.

1

Урок подведения итогов

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.

Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,  на основе Примерной программы основного общего образования по биоло...

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­ва...

рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина

·        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...

рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...