Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю в объеме 70 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии для 8 класса к учебнику Сонина | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 5.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат, что ученик должен знать | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||||
1 | Тема 1. Человек как биологический вид Введение в биологию. Место человека в системе орган6ического мира Д/з: с. 3-5. | 2 1 | Обобщение систематизации знаний | Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | 03.09 | ||
2 | Особенности человека Д/з: с. 6-9. | 1 | Изучение нового материала | Биологическая природа социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 07.09 | ||
3 | Тема 2. Происхождение человека Происхождение человека. Д/з: с. 10-11. | 3 1 | Комбинированный урок | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | 10.09 | ||
4 | Этапы его становления Д/з: с. 12-15. | 1 | Комбинированный урок | Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от присваивающего хозяйства к производящему). Экологические факторы способствующие развитию прямохождения. Предшественники человека – австралопитеки. Древнейшие люди. Первые современные люди. | Перечислять характерные особенности предшественников современного человека. Узнавать по рисункам предшественников человека Объяснять влияние факторов на эволюцию человека. | 14.09 | ||
5 | Расы человека. Их происхождение и единство Д/з: с. 16-19. | 1 | Комбинированный урок | Антропология. Этнография. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека | Узнавать по рисункам представителей рас человека. Уметь давать им характеристики их отличительные особенности.. доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду. | 17.09 | ||
6 | Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека История развития знаний о строении и функциях организма человека Д/з: с.20-27. | 1 1 | Обобщение систематизации знаний | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина и психология. Методы изучения организма человека: опыт, ренгтен, УЗИ и моделирование. Их значение и использование в собственной жизни. | Описывать методы изучения. Различать предметы изучения наук о человеке. Знать значение знаний о строение и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | 21.09 | ||
7 | Тема 4. Общий обзор организма человека Клеточное строение организма Д/з: с.28-31. | 4 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма и их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных и человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости и деления клетки. | 24.09 | ||
8 | Ткани и органы Д/з: с.32-37. Рис на с. 36. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Ткани животных и человека: эпителиальная, соединительная, мышечная, поперечно- полосатая и нервная. Нейрон: тело, дендриты и аксон. Межклеточное вещество. | Давать определения понятию ткань. Изучать микроскопической строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнений. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями | 28.09 | ||
9 | Органы. Системы органов. Организм Д/з: с.38-43. | 1 | Изучение нового материала | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Давать определение понятиям: ткань, орган и система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | 01.10 | ||
10 | Подведение итогов по темам: «Происхождение человека», «Общий обзор организма человека» Д/з: повторение ранее изученного материала | 1 | Урок контро-ля, оценки и коррекции знаний обучающихся | Тестовая контрольная работа по теме: «Происхождение человека», «Общий обзор организма человека» в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | 05.10 | |||
11 | Тема 5. Координация и регуляция Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности Д/з: с.44-47. | 12 1 | Изучение нового материала | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение и функции. | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, железы внешней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреций. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | 08.10 | ||
12 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения Д/з: с.47-49. | 1 | Комбинированный урок | Гормоны. Гормоны гипофиза ( болезни, связанные с гипофункцией гиперфункцией гипофиза ), гормоны щитовидной железы ( болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отёк ). Гормоны поджелудочной железы ( инсулин и заболевание сахарным диабетом ). Гормоны надпочечников ( их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | Давать определение понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитие и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. | 12.10 | ||
13 | Зачетный урок по темам: «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» Д/з: повторение | 1 | Урок контро-ля, оценки и коррекции знаний обучающихся | Контрольная работа или тестирование по теме: «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» | 15.10 | |||
14 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы Д/з: с.50-55. | 1 | Комбинированный урок | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы и нервные узлы. | Давать определения понятию рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. | 19.10 | ||
15 | Спинной мозг Д/з: с.56-59. Рис на с. 57. | 1 | Изучение нового материала | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | 22.10 | ||
16 | Строение и функции головного мозга Д/з: с.60-65. | 1 | Изучение нового материала | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли. Аналитико- синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть особенности строения головного мозга; функции головного мозга. Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | 26.10 | ||
17 | Полушария большого мозга Д/з: с.66-71. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Продолговатый и средний мозг., мост и мозжечок. Расположение серого и белого вещества. Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная.. строение переднего мозга. Промежуточный мозг: гипоталамус, таламус. Большие полушария мозга. Мозолистое тело. Временные связи Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | Борозды, извилины. Называть особенности строения полушарий большого мозга; функции отделов головного мозга, долей коры больших полушарийю Распознавать и описывать на рисунке и макете основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма | 29.10 | ||
18 | Обобщение знаний и подведение итогов по теме: «Нервная регуляция» Д/з: повторение ранее изученного материала | 1 | Контрольный | Контрольная работа или тестирование по теме: «Нервная регуляция». | 01.11 | |||
19 | Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор Д/з: с.72-79. Рис на с. 78 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений- результат аналитико- синтетической деятельности коры больших полушарий Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | Давать определение понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека; анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса их анализаторов.. характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | 12.11 | ||
20 | Анализаторы слуха и равновесия Д/з: с.80-85. Рис на с. 84. | 1 | Изучение нового материала | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат- орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха, профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. | 15.11 | ||
21 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус Д/з: с.86-91. | 1 | Комбинированный урок | Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы. Строение органа вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство и осязание. | Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса. | 19.11 | ||
22 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах. Д/з: повторение ранее изученного материала. | 1 | Комбинированный урок | Компенсация анализатора. Значение органов равновесия, мышечные чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. | Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. | 22.11 | ||
Контрольная работа или тестирование по теме: «Органы чувств. Анализаторы». | ||||||||
23 | Тема 6. Опора и движение Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение Д/з: с.92-97. | 8 1 | Изучение нового материала | Опора и движение. Строение и функции опорно- двигательной системы. Строение опорной системы: скелет и кости, хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединений костей. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка и суставная жидкость. | Называть особенности строение скелета человека, функции опорно- двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета. | 26.11 | ||
24 | Строение, свойства костей Типы соединения костей. Графическая работа Д/з: с.98-105. Рис на с. 99. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, жёлтый костный мозг. Функции опорно- двигательной системы. Химический состав костей. Типы костей. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные и подвижные. | Называть функции опорно- двигательной системы. Описывать химический состав костей. Раскрывать сущность функций опорно- двигательной системы. Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава. Анализировать содержание рисунков. Характеризовать типы соединения костей. | 29/11 | ||
25 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно- двигательной системы. Виды травм: перелом, вывих, растяжение связок | Использовать приобретённые знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма и нарушение осанки, оказание первой помощи при травмах. | 03.12 | ||
26 | Обобщение знаний по теме «Скелет человека» Д/з: повторение ранее изученного материала | 1 | Контрольный | Тестирование или контрольная работа по теме «Скелет человека» | 06.12 | |||
27 | Мышцы, их строение и функции Д/з: с.106-111. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. | 10.12 | ||
28 | Работа мышц Д/з: 112-115. | 1 | Изучение нового материала | Функции двигательной системы. Динамическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | 13.12 | ||
29 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и исправление позвоночника. | Уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма; Соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | 17.12 | ||
30 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдений правил здорового образа жизни. Развитие опорно - двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитие организма. Факторы риска – гиподинамия. | Использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний опорно – двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. | 20.12 | ||
31 | Тема 7. Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма и ее значение Д/з: с.116-117. | 4 1 | Изучение нового материала | Антиген. Антитело. Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение тканевой жидкости и лимфы.. лимфатические сосуды и лимфатические узлы. | Уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции. Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды.. объяснять процессы происходящие в лимфатических узлах. | 24.12 | ||
32 | Плазма крови ее состав. Форменные элементы крови. (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Д/з: с118-121 Рис на с. 120 | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и её функции. Плазма крови, клетки крови ( эритроциты, лейкоциты, тромбоциты ), свёртывание крови. | Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови и составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свёртывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | 27.12 | ||
33 | Иммунитет. Д/з: с.122-123. | 1 | Комбинированный урок | Иммунитет и иммунная система человека ( костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка и лимфоидная ткань ). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета ( активный и пассивный, естественный и искусственный ). | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитетов. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | |||
34 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор Д/з: с.122-125. | 1 | Изучение нового материала | Группы крови. Переливание крови и групповая совместность крови, групповая совместность тканей. Резус – фактор. | Называть особенность организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови и резус – фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | |||
35 | Тема 8. Транспорт веществ Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения Д/з: с.126-129. | 4 1 | Изучение нового материала | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта артерии, капилляры и вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | Давать определение понятию понятия аорта, артерии, капилляры и вены. Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов. Называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. | 14/01 | ||
36 | Работа сердца Д/з: с.130-133. | 1 | Комбинированный урок | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. | Характеризовать сущность биологических процессов : движения крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма и автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдения за состоянием собственного организма. | 17/01 | ||
37 | Движение крови и лимфы по сосудам Д/з: с.134-137. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция | Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | |||
38 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях Д/з: лекция | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружаю- щих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | |||
39 | Тема 9. Дыхание Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания Д/з: с.138-141. | 5 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | |||
40 | Газообмен в легких и тканях. Д/з: с.142-147. | 1 | Изучение нового материала | Обмен газов в легких и 'тканях. Механизм вдоха и выдоха | Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | 31/01 | ||
41 | Дыхательные движения и их регуляция. Д/з: лекция. | 1 | Изучение нового материала | . Дыхательные движения. Нейрогу-моральная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарии головного мозга). | *Устанавливать взаимосвязь между процессами Дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | |||
42 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферном» воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | Называть заболевания органов дыхания Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | |||
43 | Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы., | |||
44 | Тема 10. Пищеварение Пищевые продукты и питательные вещества. Строение органов пищеварения. Д/з: с.148-151. | 4 1 | Изучение нового материала | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | |||
45 | Пищеварение в ротовой полости Д/з: с.152-155. Рис на с. 155. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса пита- • роль ферментов в пищеварении. | |||
46 | Пищеварение в желудке и в кишечнике Д/з: с.156-161. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. | |||
47 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний Д/з: лекция. | 1 | Изучение нового материала | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. | Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | |||
48 | Обобщение знаний и подведение итогов по теме: «Кровообращение, дыхание, пищеварение» Д/з: повторение ранее изученного материала. | 1 | Урок контро-ля, оценки и коррекции знаний | Контрольная работа или тестирование по теме: «Кровообращение, дыхание, пищеварение». | ||||
49 | Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины Обмен веществ Д/з: с.162-165. | 2 1 | Изучение нового материала | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | |||
50 | Витамины Д/з: с.166-169. | 1 | Изучение нового материала | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, О. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | |||
51 | Тема 12. Выделение Выделение. Строение и работа почек Д/з: с.170-173. Рис на с. 173. | 2 1 | Комбинированный урок | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | |||
52 | Заболевание почек, их предупреждение Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения, здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | |||
53 | Тема 13. Покровы тела Строение и функции кожи Д/з: с.174-177. Рис на с. 177. | 3 1 | Изучение нового материала | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.- | Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | 12.03 | ||
54 | Роль кожи в терморегуляции организма Д/з: с.178-181. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | 21/03 | ||
55 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | 1/04 | ||
56 | Тема 14. Размножение и развитие Половая система человека Д/з: с.182-187. | 2 1 | Изучение нового материала | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: • женскую и мужскую половые системы; • органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | 4/04 | ||
57 | Возрастные процессы Д/з: с.188-191. | 1 | Комбинированный урок | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | |||
58 | Тема 15. Высшая нервная деятельность Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни Д/з: с.192-199 | 5 1 | Изучение нового материала | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха. | |||
59 | Воля и эмоции. Внимание Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок | Эмоции. Физическая основа эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно- логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека и их значение. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, организации учебной деятельности. | |||
60 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна Д/з: с.200-205. | 1 | Изучение нового материала | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: • рациональной организации труда и отдыха; • проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | |||
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы Д/з: с.206-209. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: • проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности. | |||
62 | Типы нервной системы Д/з: с.210-213. | 1 | Комбинированный урок | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: • проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | |||
63 | Повторение и обобщение материала по темам: «Опора и движение», «Происхождение человека» Д/з: лекция. | 8 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Опора и движение. Строение и функции опорно- двигательной системы. Строение опорной системы: скелет и кости, хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединений костей. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка и суставная жидкость. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Называть особенности строение скелета человека, функции опорно- двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | |||
64 | Повторение и обобщение материала по темам: «Координация и регуляция», «Высшая нервная система» Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции. Их строение и функции. Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы и нервные узлы. | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, железы внешней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреций. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Давать определения понятию рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. | |||
65 | Обобщение знаний по темам: «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляция», «Высшая нервная система» Д/з: лекция. | 1 | Контрольный | Зачет по темам: «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляция», «Высшая нервная система» | ||||
66 | Повторение материала о месте человека в системе органического мира, об эволюции человека, клеточном строении организма, тканях и органах, система органов. Д/з: лекция. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма и их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных и человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости и деления клетки. Давать определение понятиям: ткань, орган и система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | |||
67 | Повторение и обобщение материала по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Дыхание» Д/з: лекция. | 1 | Комбинированный урок с элементами ЛПЗ | Антиген. Антитело. Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение тканевой жидкости и лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта артерии, капилляры и вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. | Уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции. Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды.. объяснять процессы происходящие в лимфатических узлах. Давать определение понятию понятия аорта, артерии, капилляры и вены. Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов. Называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы. Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. | |||
68 | Повторение и обобщение материала по темам: «Обмен веществ и энергии», «Выделение» и «Покровы тела» Д/з: лекция. | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. | |||
69 | Итоговый урок по курсу: «Человек и его здоровье» Д/з: лекция. | 1 | Контрольный | Итоговое тестирование по курсу: « Человек м его здоровье». | ||||
70 | Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» Д/з: индивидуальные задания на лето. | 1 | Урок подведения итогов | Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, 2 ч в неделю
календарно-тематичекий план...
Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Сонина Н.И.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по биоло...
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образова...
рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина
· Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...
рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...