Методическая разработка урока биологии по теме: "Покровы тела. Кожа - наружный покров тела".
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Современный урок в условиях введения ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Торопова Наталья Николаевна
Предмет: Биология
Класс: 8
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Тема | Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. |
Цель | Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся при освоении информации по теме: «Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган». |
Задачи | Образовательные: различать на таблицах , в материалах презентации, с помощью ЭОР и с помощью образовательных интернет ресурсов особенности строения кожи, узнать функции кожи и производные кожи. Провести исследования кожи с помощью проведения лабораторной работы, объяснить роль кожи в жизни человека. Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить исследования и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; развивать внимание. |
УУД | ЛичностныеУУД: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению. Регулятивные УУД: умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей; умения самоанализа и самоконтроля. Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности. Познавательные УУД: умения работы с текстом, рисунками, схемами презентации, систематизации и обобщения информации; умение делать выводы на основании исследования ,сравнений; умение составлять план ответа. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: строение кожи, функции кожи, производные кожи. Уметь: уметь давать определения, работать с лупой, распознавать части кожи. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, способность адекватно оценивать свои возможности на праве выбора соответствующего задания. оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; работать с текстом, иллюстрациями и схемами из разных источников информации. |
Основные понятия | «Кожа», «эпидермис», «дерма», «гиподерма - подкожная жировая клетчатка», «ногти», «волосы», «терморегуляция». |
Межпредметные связи | С химией, с физикой и с гигиеной. |
Ресурсы: основные и дополнительные | Прибор: лупа. Таблицы: “Строение кожи”, “Органы мочевыделения”; компьютер; интерактивная доска; мультимедийная презентация “Строение и значение кожи”; Электронные образовательные ресурсы -ЭОР «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс, Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Образовательные интернет ресурсы: http://school-collections.edu.ru А именно по строению и функциям кожи: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ae-1000-4ddd-3118-1d00475d60ab/15_002.jpg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008af-1000-4ddd-e396-2000475d60ab/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ad-1000-4ddd-5b19-1b00475d60ab/15_001.swf |
Формы урока | Г – групповая |
Технология | Технология организации работы в мини-группе. |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент 1 Создание мини-групп (1 мин) 2 Психологическая подготовка к уроку (1 мин) |
Объединение в мини-группы по 4 человека. Настраиваются на плодотворную работу. |
Организация деятельности учащихся на групповую работу. Учитель настраивает учеников на комфортные условия работы в мини-группе. |
Ученики объединяются в группы по 4 человека ( по 2 парты). |
| (Познавательные УУД). (Личностные УУД) Регулятивные Умение организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к выполнению заданий учителя. Коммуникативные Согласование действий с партнерами по группе – настроиться на совместную работу. Личностные: Уважение к личности и ее достоинствам; доброжелательное отношение к окружающим (умение соблюдать дисциплину). |
Проверка домашнего задания | Подготовить в группе ответ на вопрос. Выбрать отвечающего. Ответить, если нужно дополнить. Оценить работу другой группы. | Раздать карточки, объяснить задание. Направить деятельность учеников на выполнение задания и оценивание результата.
| Задания по карточкам (для каждой группы). 5 карточек. На карточке один вопрос из следующих: Согласны ли вы с утверждением. Дайте обоснованный ответ. 1 Почки человека поддерживают постоянство внутренней среды организма. 3 Чем больше поступает воды в почки, тем лучше. 4 В моче человека в норме содержится белок. 5 Почки разделяют вещества, поступающие в них.
| Закрепляем понятия : «почки», «первичная моча», «вторичная моча», «мочевыделительная система», «мочевой пузырь», «гомеостаз». Разбираться в особенностях строения, функциях и особенно значении для человека органов мочевыделительной системы. | Регулятивные Умение самостоятельно оценивать и корректировать свои знания. Также умение оценивать одноклассников. Познавательные Умение ориентироваться в системе ранее полученных знаний; умение выполнить задание в группе и оценить результат. Коммуникативные Взаимопроверка выполненного задания по группам, взаимопомощь. Личностные: Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий. |
Изучение нового материала Этапы: Актуализация познавательной деятельности: Целеполагание 5 минут Деятельностный 14 минут |
Формулируют тему и цель урока. Просмотр презентации на компьютере. Поиск недостающей информации. Заполнение предложенной таблицы и составление вопросов. Ученики сами решают какими источниками информации пользоваться дополнительно. |
Направляет мыслительную деятельность учеников вопросами. Помогает ученикам ориентироваться в новом материале. Помогает найти нужную информацию в дополнительных источниках (по вопросам учеников). | Мы будем с Вами сегодня изучать особенный орган. Давайте распознаем его с помощью подсказок: - Его называют, «зеркалом здоровья и болезни». - Это сложный орган со многими функциями. -Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг. -Это самый тяжелый орган человеческого тела. -Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. -Этот орган связан с нервной системой. -Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы. Тема нашего урока «Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган». Для этого мы должны знать особенности строения, функции и значение кожи (Формулируют ученики) Просмотр мультимедийной презентации «Строение и значение кожи»; На ее основе исследовательская работа в мини-группе. Также поиск недостающей информации возможен на образовательных интернет ресурсах. Образовательные интернет ресурсы: http://school-collections.edu.ru А именно по строению и функциям кожи: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ae-1000-4ddd-3118-1d00475d60ab/15_002.jpg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008af-1000-4ddd-e396-2000475d60ab/index.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ad-1000-4ddd-5b19-1b00475d60ab/15_001.swf и с помощью приложения ЭОР «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс, Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Составление таблицы (2 графы – слои кожи и функции кожи) Каждая группа составляет по 2 вопроса. Вопросы задаются другим группам. | Вводится все основные понятия по теме «Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган»: «кожа», «эпидермис», «дерма», «гиподерма - подкожная жировая клетчатка», «ногти», «волосы», «терморегуляция». Изучаются особенности строения кожи, ее функции и значение. | Регулятивные Целеполагание Прогнозирование , как предвидение будущих событий и развития процесса. Коммуникативные Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Умение работать в группе. Познавательные Постановка и решение проблем, поиск путей решения. Умение работать с информацией из разных источников. Личностные: Учебно-познавательная мотивация и интерес к учению. Создание условий к саморазвитию и самообразованию. Установление связи между целью деятельности и ее результатом. |
Закрепление нового материала | Работа в группе по заданиям в карточке. Ученики сами решают какими источниками информации пользоваться дополнительно.
| Консультирует учеников по возникшим вопросам. При необходимости задает наводящие вопросы или обращает внимание ученика на таблицу «Строение и значение кожи», материалы презентации или информацию из дополнительных источников.
| Лабораторная работа: «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти». (в мини-группах) Карточка (выдается каждой группе) с заданиями: Рассмотрите в лупу тыльную сторону своей кисти. 1) Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос? Рисунки и ответы фиксируются в тетрадь. Также | Закрепление полученных знаний по теме «Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган».
| Регулятивные Планирование хода исследовательской работы. Выбор эффективных путей организации практической работы. Принимать решение в проблемной ситуации. Познавательные Умение работать с увеличительными приборами. Умение анализировать и сравнивать. Коммуникативные Согласование действий с партнером, участие в совместной деятельности. Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации. |
Контроль | Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта.
| Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся
| Учащиеся в каждой группе совместно с учителем проверяют правильность выполнения заданий к лабораторной работе. Оценка «5» ставится за все правильные ответы или наличия 1 недочета. Оценка «4» ставится за один неправильный ответ или наличия нескольких недочетов в ответах, а также за 2 неправильных ответа. Оценка «3» - ставится за 3 неправильных ответа. |
| Регулятивные Умение оценивать свою деятельность. Познавательные Умение обобщать, сравнивать и анализировать. Коммуникативные Умение оценивать свою работу и работу одноклассников. |
Рефлексия | Выполняют рефлексию своей деятельности и деятельности группы. | Предлагает выполнить рефлексию деятельности на уроке. Направляет учеников, чтобы те смогли правильно сформулировать и оценить достижения и трудности. | Какими способами можно изучить строение кожи, функции и ее значение для человека? Какой способ, на Ваш взгляд, является эффективным? Почему мы использовали разные способы? Достигнута ли цель урока? Ваши (личные и в группе) достижения? Какие были трудности (личные и в группе)? | Осознание пройденного материала по теме: «Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган». | Регулятивные Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Умение осознать усвоенный материал. Познавательные Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение обобщать, сравнивать и анализировать. Умение выделять главную и второстепенную информацию. Коммуникативные Умение оценивать свою работу и работу одноклассников. Личностные: Личностное самоопределение. Признание ценности здоровья. |
Дополнительно
Информация о домашнем задании (разноуровневом), Время: 1 минута | Записывают домашнее задание, осмысляя как будут его выполнять.
| Информирует О домашнем задании, инструктирует по его выполнению. | П: «Наружные покровы тела. Строение и функции». Выбрать: 1 Перечислить правила ухода за волосами и ногтями. 2 Схема: значения кожи 2 Сообщение на тему: «Роль кожи в терморегуляции организма». |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
методическая разработка урока по теме «Динамометр. Вес тела». 7 класс
методическая разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела", 7 класс...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".
Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....
Методическая разработка урока по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Представлена методическая разработка урока в 8 классе с использованием образовательной информационно-коммуникационной технологии и применением блокнота-мимио. Урок изучения нового материала по теме &q...
Методическая разработка по биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных"
Урок биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных" представлен в виде урока-путешествия с целью активизации познавательной деятельности учащихся....