Методическая разработка по биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Урок биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных" представлен в виде урока-путешествия с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sreda_obitaniya_i_stroenie_tela_zemnovodnyh.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Среда обитания и строение тела земноводных»
Класс: 7
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
1. Сформировать знания учащихся о среде обитания и внешнем строении земноводных;
2. Развивать внимание, логическое мышление, учить сравнивать;
3.Воспитывать любовь к природе, животным, воспитывать чувство гуманного отношения ко всему живому.
Оборудование: презентация, дидактические задания, информационные листы.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! У меня в руках маршрутный лист и у каждого из вас есть такой же. С ними вы будете работать на сегодняшнем уроке .
-Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-путешествие, мы отправляемся в путешествие в мир Земноводных. И познакомимся с интересным представителем земноводных животных, а название этого животного спряталось в кроссворде.
2. Повторение ранее изученного материала: 5 мин
Первая станция: «РАЗГАДАЙ»
Кроссворд по теме: Общие признаки рыб, среда обитания.
1 СЛИЗЬ
2 ВОДНАЯ
3 ГОЛОВА
4 ЩУКА
5 ЧЕШУЯ
6 СКЕЛЕТ
7 ЖАБРЫ
Вопросы к кроссворду:
- Чем покрыта чешуя рыбы снаружи? этот слой уменьшает силу сопротивления воды при движении рыбы (Слизь)
- Назовите среду обитания рыбы (Водная)
- Вспомните, на какие три отдела делится тело рыбы, это туловище, хвост и ………(Голова)
- Назовите речную рыбу, живет в озерах, и прудах со стоячей водой, хищник, ее добыча мелкие рыбы, лягушки и даже утки, что это за рыба? (Щука)
- Чем защищена кожа рыбы от повреждений? (Чешуя)
- Почему рыбу относят к позвоночным животным? Что составляет опору тела рыбы? (Скелет)
- Органы дыхания рыб (Жабры)
Вторая станция: «ОБЪЯСНИ» - 10 мин
Около 300 млн лет назад влажный климат Земли стал меняться. Участились засухи, мелели прогретые солнцем водоёмы. Из-за массовой гибели и гниения пышной водной растительности в воде становилось всё меньше кислорода. Населявшим мелководья рыбам пришлось туго, многие погибли, лишь некоторым удалось приспособиться. Они научились заглатывать воздух, высовываясь из воды. Иногда приходилось вообще выбираться на сушу, чтобы отыскать ещё не пересохший водоём, или в поисках пищи. Так на Земле появился класс животных, которых учёные стали называть земноводными.
Учитель: Правильно, ребята земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше. Давайте познакомимся с ними поближе. На земном шаре сейчас живёт около 3 тысяч видов земноводных. Они населяют все материки, кроме Антарктиды, вплоть до полярных границ.
Существует 3 отряда земноводных: Бесхвостые, Безногие и Хвостатые (см.презентацию).Как говорилось, типичный представитель – лягушка.
Учитель: Зеленая лягушка встречается летом по берегам водоемов. Питается она насекомыми, пауками, червями. Охотится за движущейся добычей. При ее приближении лягушка выбрасывает липкий язык, к нему приклеивается добыча, которую лягушка заглатывает. В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает, выставляя над поверхностью воды выступающие на голове глаза и ноздри. Когда все спокойно, она выбирается на берег.
Земноводные активны лишь в теплое время года. Во время холодов они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.Тритоны и жабы зимуют в древесной трухе, норах грызунов, в углублениях почвы.
Учитель: Рассмотрим общую характеристику земноводных (слайд). В связи с изменением среды обитания у них происходят изменения, как во внешнем, так и во внутреннем строении. Размножаются амфибии в воде. Из икринок.
Появляются личинки – головастики. У взрослых амфибий есть парные пятипалые конечности, типичные для наземных позвоночных. Глаза имеют веки и слезные железы. Появляются легкие. Дышат через кожу и с помощью легких. В кровеносной системе 2 круга кровообращения и трехкамерное сердце. Имеется среднее ухо с барабанной перепонкой. Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды: амфибии – холоднокровные животные.
Учитель: теперь рассмотрим внешнее строение земноводных.
Отделы тела: голова, туловище, хвост, 2 пары конечностей (слайд). Обратим внимание, что у лягушки короткое тело лишено хвоста. Широкая голова плавно переходит в туловище (слайд 9). Имеются 2 пары конечностей. Конечность пятипалая представляет собой многочленный рычаг. Передняя состоит из плеча, предплечья и кисти, задняя – из бедра, голени и стопы. Откройте учебник на стр. 176 рис 131.
Учитель: Ребята, чем передние и задние конечности отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей?
Ученик: Передние конечности короче задних. У задних между пальцами есть плавательная перепонка.
Учитель: правильно, т. е. отталкивается лягушка задними конечностями. При резком вытягивании, выпрямлении задних ног лягушка делает сильные толчки. А приземляется на более короткие передние конечности.
Учитель: следующая черта, характерная для водных позвоночных голая, богатая железами кожа. Слизь предохраняет кожу лягушки от быстрого иссушения и защищает от бактерий (слайд 10). У жаб и некоторых других амфибий кожные железы выделяют ядовитую слизь, предохраняя их от врагов. Несколько видов лягушек рода листолазов, несмотря на свои маленькие размеры являются смертельно опасными. Железы их кожи вырабатывают батрахотоксин - сильную отраву. Одна такая лягушка может убить 10 человек. Конечно, пополняются запасы яда на коже не очень быстро, но шансов попасть на лягушку, которая потратила ее всю, чрезвычайно малы (слайд 11).
Учитель: рассмотрим голову лягушки (слайд 12).
На переднем конце находится большая ротовая щель, сверху на возвышениях расположены парные ноздри и крупные выпуклые глаза. Как вы думаете, какое значение для жизни лягушки имеет такое расположение глаз?
Ученик: Лягушка выставляет глаза над поверхностью воды и наблюдает за происходящим.
Учитель: Верно. Глаза имеют подвижные веки, их функция защита глаз от засорения. Имеются слезные железы, которые смачивают глаза, смывают пылинки и обладают бактерицидным действием. По бокам головы имеются барабанные перепонки.
У самцов лягушек имеются в углах рта резонаторы (голосовые мешки), которые при квакании раздуваются, как пузыри, усиливая звуки.
Учитель: далее мы рассмотрим особенности скелета лягушки, которые появились в связи с переходом к наземному образу жизни.
Скелет состоит из следующих отделов: скелета головы, туловища, поясов конечностей и свободных конечностей (слайд 13). Откройте стр. 177 в учебнике и рассмотрите рис. 132. Я буду называть вам отделы скелета и названия костей, из которых они состоят, а вы рассматриваете их на рисунке в учебнике (слайд).
У земноводных по сравнению с рыбами значительно меньше костей, многие из них срастаются. Скелет легче, чем у рыб, что важно для наземного существования. В позвоночнике земноводных больше отделов, чем у рыб. Как вы помните, у рыб позвоночник состоит из 2х отделов: туловищного и хвостового, а у земноводных из 4х отделов. Шейный отдел (один позвонок), туловищный (7 позвонков), крестцовый (1 позвонок) и хвостовой отдел. У лягушки он состоит из одной хвостовой кости, а у хвостатых амфибий – из отдельных позвонков. Теперь запишем схему со слайда себе в тетради (слайд 15, 16).
Учитель: Рассмотрим пояса конечностей (слайд 17). Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток, парных ключиц и парных коракоидов (вороньих костей). Ключицы и коракоиды соединяются с грудиной.
Пояс задних конечностей состоит из тазовых костей (подвздошных и седалищных) и лобковых хрящей. Запишите информацию со слайда в тетрадь.
Скелет свободных конечностей в отличие от рыб сложный (слайд 18). Передняя конечность имеет плечо, предплечье и кисть. Скелет задней конечности включает бедро, голень и стопу.
Еще раз рассмотрим скелет конечностей на слайдах (слайд 19,20).
Учитель: Мускулатура состоит из мышц, более сложных по строению, чем у рыб. Особенно хорошо развиты мышцы конечностей (слайд 21). Они начинаются на костях поясов и тонкими сухожилиями прикрепляются к костям конечностей. Сокращение этих мышц обеспечивает движение конечностей при плавании, ползании, прыгании.
Четвертая станция:«МУЗЫКАЛЬНАЯ» 5 мин
Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
6.Первичное закрепление изученного материала:
Пятая станция:«ПРАКТИЧЕСКАЯ»
Деление на группы по мозаике
-Ребята, мы добрались к самой трудной станций! Будьте внимательны! Сейчас каждая группа получает конверт с заданием и готовит сообщение по плану на обороте.
Итог урока:
-Ну вот, ребята, и подходит к концу наше путешествие. Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!
Пятипалые парные конечности для передвижения. | Наличие плавательной перепонки между пальцами задней конечности; |
Ноздри, легкие; воздушное дыхание | Размножение возможно только в воде; |
Подвижные веки, слезные железы | Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание; |
Барабанная перепонка защищает среднее ухо; | Расположенные на возвышениях глаза и ноздри |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"
Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»
Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации....
разработка урока Среда обитания и строение тела земноводных
Среда обитания и строение тела земноводных...
Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".
При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....
Методическая разработка урока биологии по теме: "Покровы тела. Кожа - наружный покров тела".
Современный урок в условиях введения ФГОС....
Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»
Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе на тему: «Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты».
Урок разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на учебник "Биология: 5-6 классы", авторы: Сухова Т.С. и Строганов В.И.,2016....