методическая разработка урока по теме «Динамометр. Вес тела». 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
методическая разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по теме "Днамометр. вес тела", 7 класс | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Динамометр. Вес тела». 7 класс
Цели урока:
Образовательные:
а) знания:
выяснить физический смысл веса тела;
создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана средних и высших учебных заведений;
формирование в сознании учащихся естественно- научной картины окружающего нас мира.
б) умения:
изучить устройство и работу приборов для измерения сил;
овладение основными методами естественно – научного исследования.
Воспитательные:
формирование материалистического мировоззрения;
вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
воспитание трудолюбия, инициативности, настойчивости в овладении практическими и теоретическими знаниями;
воспитание бережного обращения с приборами.
Развивающие:
развитие умения экспериментировать, включая знание устройства и принципа действия физического прибора- динамометра, его использование в конкретных условиях (задачах), делать выводы на основе полученных экспериментальных данных;
развитие умения работать в группе (1 прибор – на парту);
развитие простейших технических умений;
развитие умения различать понятия веса и массы тела.
Тип урока: комбинированный урок, включающий в себя ознакомление с новым материалом, применение знаний и умений на практике, закрепление изученного.
Оборудование:
динамометр (по одному на парту), тела калиброванной массы (102 г.), небольшие тела различной массы (металлические цилиндры), мультимедийные средства обучения (компьютер, экран, проектор, обучающая программа «Интерактивные творческие задания», учебник, штатив с муфтой и лапкой), распечатанные конспекты
Демонстрации:
- шкальный пружинный динамометр- динамометр Бакунинского;
- градуирование пружины динамометра;
- обозначение точки приложения веса (схема на доске);
- различие силы тяжести и веса тела (схема на доске);
- направление сил тяжести тела и упругости пружины (программа «Интерактивные творческие задания»).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ТСО | t, мин. |
Организационный момент: - Здравствуйте, садитесь. - На прошлых уроках мы с вами познакомились с некоторыми видами сил. Давайте их укажем. - Как люди, уже немного знакомые с физикой, мы знаем, что любая физическая величина должна быть измерена, в том числе и сила. - Приборы, которые измеряют любую силу, называются динамометрами. От греческого слова «динамис»- сила, «метрио»- измеряю. - Итак, запишем число и тему сегодняшнего урока: «Динамометр. Вес тела» (на доске) - Таким образом, мы с вами сегодня рассмотрим измерительный прибор динамометр, познакомимся с его устройством, работой, применением, а также изучим новый вид сил- вес тела, который можно измерить только с помощью динамометра. - Сейчас откроем дневники и запишем Д/З: в учебнике &26-28; № 337 в сборнике Лукашика (на доске). - Давайте, еще раз скажем для чего нам нужен динамометр. - Существуют различные виды динамометров: круглый демонстрационный динамометр (показать), электронные динамометры, промышленные и бытовые динамометры, кстати, последние лежат у вас на партах- можете взять и рассмотреть их (показать свой). - Мы сегодня остановимся на изучении шкального пружинного динамометра- динамометра Бакушинского. Он лежит у вас на столах (показать свой). - Закрепим динамометр в лапке штатива (показать). Посмотрите, динамометр состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикрепленный к деревянному основанию, на который нанесена шкала. Буква «Н» на шкале динамометра- это международное обозначение ньютона. При измерении сил мы будем пользоваться левой шкалой динамометра, которая находится под буквой «Н» (показать). - Теперь разберемся с принципом работы данных пружинных динамометров: -подвесим на крючок динамометра груз из набора грузов и отпустим. - посмотрите, некоторое время пружина колеблется, а затем указатель устанавливается на определенном уровне. - Какие силы действуют в нашем опыте? (Если не могут ответить – наводящие вопросы: - в вертикальном направлении какая сила присутствует всегда? - т. к. сила тяжести действует, а груз все- таки не падает, значит……? - Какая это сила?) - Посмотрите, действуют в вертикальном направлении 2 силы, но груз находится на одном уровне. Что это может значить?
- Получается, что принцип работы пружинного динамометра основан на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины. Согласны ли вы с этим? (если нет- свое мнение). - Запишем это утверждение в тетради: Действие динамометра основано на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины. - Обратите внимание, что градуируется динамометр, т. е. создается его шкала, очень просто (показать на штативе самой): - Шкала заклеивается белой бумагой и при помощи грузов калиброванной массы (m=102 г.) отмечаем положения указателя пружины для нескольких (1-4) грузов. Затем, разбивая участок между 0 Н и 1 Н на 10 равных отрезков, получаем шкалу с ценой деления 0,1 Н. Теперь этим динамометром можно пользоваться. - Его можно использовать для измерения веса тела. - Напомните, пожалуйста, еще раз для чего служит динамометр? - Значит, мы можем сразу сделать вывод, что вес тела- это сила. - Откройте учебник на стр. и прочитайте определение веса тела (кто- тот читает вслух). - Обратите внимание, что вес- это сила, с которой тело давит на опору, либо растягивает подвес, вследствие земного притяжения. - Запишем в тетрадях: - Вес тела обозначают буквой Р, единица измерения, как у любой силы,=Н. - Если груз растянул пружину, за счет собственного веса (показать с помощью штатива и динамометра), то: сила упругости численно равна весу тела: F= Р (на доске). (в тетрадях) - Только сила упругости направлена вверх, а вес- вниз, как на рис. стр. в учебнике
- Обратите внимание на точки приложения силы упругости и веса, а также различие в точках приложения веса и силы тяжести тела – сила тяжести приложена к самому телу, а вес- к опоре, либо подвесу. - Отметьте в тетрадях (на доске): - Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно, равен по величине силе тяжести: запишите (на доске) Р=mg. - Очень часто многие путают понятия: «масса тела» и «вес тела», но путать эти понятия нельзя, т. к. вес тела- это сила, а масса- мера инертности тел. Запишем это: вес тела- это сила, а масса- мера инертности тел. (- Поставьте !) - Конечно, из формулы веса тела видно, что вес и масса тела связаны между собой, а точнее- между ними существует прямая зависимость. Что это значит? - Давайте, эту зависимость попробуем подтвердить с помощью компьютерного опыта. - Посмотрите, на чашке, связанной с динамометром, лежат грузы массой …..кг. Сила тяжести грузов, равная по числовому значению весу грузов, показана стрелкой. Пружина динамометра находится в покое, значит……..? - Отметим стрелкой соответствующего размера (равной стрелке, обозначающей вес грузов) величину силы упругости для нескольких случаев. Подскажите мне стрелку из имеющихся для первого случая. Далее учащиеся по желанию выходят к доске и расставляют стрелки самостоятельно. - А теперь, составим с вами правильное предложение из имеющихся фраз. - Сейчас я раздам вам распечатку того, что мы с вами получили для грузов и составляя предложения- это небольшие конспекты, которые я попрошу вас вставить в тетрадь. в приготовленные файлы. Согните конспекты вдоль пунктирной линии. и вставьте в файлы. Они помогут вам при выполнении домашней работы, а также помогут быстро сориентироваться при ответе на мои вопросы в классе, когда мы будем рассматривать другие виды сил, и при повторении (раздать распечатанные конспекты). - Таким образом, мы сегодня с вами познакомились с динамометром- прибором для измерения любых сил, узнали принцип его работы, как его градуировать, изучили вес тела, узнали в чем различие между силой тяжести и весом тела, массой и весом тела. - Есть ли у вас вопросы? Если есть время: №327,328 (устно). - На этом наш урок закончен, Д/З у вас есть. До свидания. | Готовятся к уроку, приветствуют, садятся. Поднимают руки и отвечают: - сила тяжести; -равнодействующая сила; - сила упругости. Слушают Записывают число и тему записывают д/з в дневниках Отвечают: - для измерения различных сил Изучают вид бытовых динамометров закрепляют динамометр в лапке штатива вместе с учителем и изучают устройство динамометра выполняют действия вместе с учителем слушают и смотрят отвечают: сила тяжести и сила упругости -сила тяжести ….действует какая- то другая сила - сила упругости - силы равны - силы уравновешивают друг друга высказываются записывают в тетрадях следят за объяснениями учителя - для измерения любой силы читают определение слушают записывают слушают, следят за объяснениями, записывают смотрят рисунок в учебнике отмечают в тетрадях зарисовывают в тетрадях Записывают Записывают Отвечают: -чем больше масса тела, тем больше его вес. Отвечают: Р (F) уравновешена Fпружины. подсказывают выходят к доске, остальные смотрят на экран и следят за правильностью. составляет кто –то у доски, остальные -следят вкладывают конспекты в тетрадь задают вопросы собираются и уходят | Лаб. обор-е «Физика 7-9» | 1 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. 1-2 мин. 2-3 мин. 2-3 мин. 5-7 мин. 3-5 мин. 1 мин. 2 мин. 2-3 мин. 2 мин. 4-6 мин. 1-2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)
Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление: гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа: « Программа курса английского я...
Методическая разработка урока по теме "Влажность" для 10 класса
Данный урок разработан с применением ИКТ, т.к. это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и по...
Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс
В течении урока учащиеся знакомятся с японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся с творчестом японских поэтов....
Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс
Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел"....
Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс
Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс Цели урока:Образовательные:а) знания:выяснить физический смысл веса тела;создание теоретической базы для последующег...
Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса
Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9 класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...
Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.
Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...