методическая разработка урока по теме «Динамометр. Вес тела». 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

методическая разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела", 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Урок по теме «Динамометр. Вес тела». 7 класс

                                                     

Цели урока:

Образовательные:

а) знания:

выяснить физический смысл веса тела;

создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана средних и высших учебных заведений;

формирование в сознании учащихся естественно- научной картины окружающего нас мира.

б) умения:

изучить устройство и работу приборов для измерения сил;

овладение основными методами естественно – научного исследования.

Воспитательные:

формирование материалистического мировоззрения;

вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

воспитание трудолюбия, инициативности, настойчивости в овладении практическими и теоретическими знаниями;

воспитание бережного обращения с приборами.

Развивающие:

развитие умения экспериментировать, включая знание устройства и принципа действия физического прибора- динамометра, его использование в конкретных условиях (задачах), делать выводы на основе полученных экспериментальных данных;

развитие умения работать в группе (1 прибор – на парту);

развитие простейших технических умений;

развитие умения различать понятия веса и массы тела.

Тип урока: комбинированный урок, включающий в себя ознакомление с новым материалом, применение знаний и умений на практике, закрепление изученного.

Оборудование:

динамометр (по одному на парту), тела калиброванной массы (102 г.), небольшие тела различной массы (металлические цилиндры), мультимедийные средства обучения (компьютер, экран, проектор, обучающая программа «Интерактивные творческие задания», учебник, штатив с муфтой и лапкой), распечатанные конспекты

Демонстрации:

  1. шкальный пружинный динамометр- динамометр Бакунинского;
  2. градуирование пружины динамометра;
  3. обозначение точки приложения веса (схема на доске);
  4. различие силы тяжести и веса тела (схема на доске);
  5. направление сил тяжести тела и упругости пружины (программа «Интерактивные творческие задания»).

Ход урока:

               Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ТСО

t, мин.

Организационный момент:

- Здравствуйте, садитесь.

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с некоторыми

видами  сил. Давайте их укажем.

- Как люди, уже немного знакомые с физикой, мы знаем, что любая физическая величина должна быть измерена, в том  числе и сила.

- Приборы, которые измеряют любую  силу, называются

 динамометрами. От греческого слова «динамис»- сила, «метрио»- измеряю.

- Итак, запишем число и тему сегодняшнего урока:

                                     «Динамометр. Вес тела» (на доске)

- Таким образом, мы с вами сегодня рассмотрим измерительный

прибор динамометр, познакомимся с его устройством, работой, применением, а также изучим новый вид сил- вес тела, который

можно измерить только с помощью динамометра.

- Сейчас откроем дневники и запишем Д/З:

в учебнике &26-28; № 337 в сборнике Лукашика (на доске).

- Давайте, еще раз скажем  для чего нам нужен динамометр.

- Существуют различные виды динамометров: круглый демонстрационный динамометр (показать), электронные динамометры, промышленные и бытовые динамометры, кстати,

последние лежат у вас на партах- можете взять и рассмотреть их

 (показать свой).

- Мы сегодня остановимся на изучении шкального пружинного динамометра- динамометра Бакушинского. Он лежит у вас на

столах (показать свой).

- Закрепим динамометр в лапке штатива (показать). Посмотрите, динамометр состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикрепленный к деревянному основанию, на который нанесена

шкала. Буква «Н» на шкале динамометра- это международное обозначение  ньютона. При измерении сил мы будем пользоваться левой шкалой динамометра, которая находится под буквой «Н» (показать).

- Теперь разберемся с принципом работы данных пружинных

динамометров:

-подвесим на крючок динамометра груз из набора грузов и отпустим.

- посмотрите, некоторое время пружина колеблется, а затем

указатель устанавливается на определенном уровне.

- Какие силы действуют в нашем опыте?

(Если не могут ответить – наводящие вопросы:

- в вертикальном направлении какая сила присутствует всегда?

- т. к. сила тяжести действует, а груз все- таки не падает, значит……?

- Какая это сила?)

- Посмотрите, действуют в вертикальном направлении 2 силы, но

груз находится на одном уровне. Что это может значить?

 

- Получается, что принцип работы пружинного динамометра

основан на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины. Согласны ли вы с этим? (если нет- свое мнение).

- Запишем это утверждение в тетради:

Действие динамометра основано на уравновешивании измеряемой

силы силой упругости пружины.

- Обратите внимание, что градуируется динамометр, т. е. создается

его шкала, очень  просто (показать на штативе самой):

- Шкала заклеивается белой бумагой и при помощи грузов

калиброванной массы (m=102 г.) отмечаем положения указателя

пружины для нескольких (1-4) грузов. Затем, разбивая участок

между 0 Н и 1 Н на 10 равных отрезков, получаем шкалу с ценой деления  0,1 Н. Теперь этим динамометром можно пользоваться.

 - Его можно использовать для измерения веса тела.

- Напомните, пожалуйста, еще раз для чего служит динамометр?

- Значит, мы можем сразу сделать вывод, что вес тела- это сила.

- Откройте учебник на стр.     и прочитайте определение веса тела

(кто- тот  читает вслух).

- Обратите внимание, что вес- это сила, с которой тело давит на

опору, либо растягивает подвес, вследствие земного притяжения.

- Запишем в тетрадях:

- Вес тела обозначают буквой Р, единица измерения, как у

любой силы,=Н.

- Если груз растянул пружину, за счет собственного веса (показать с помощью штатива и динамометра), то: сила упругости численно

равна весу тела:

                              F= Р  (на доске). (в тетрадях)

- Только сила упругости направлена вверх, а вес- вниз, как на рис.

стр.   в учебнике

 

- Обратите внимание на точки приложения силы упругости и веса, а

также различие в точках приложения веса и силы тяжести тела –

сила тяжести приложена к самому телу, а вес- к опоре, либо

подвесу.

- Отметьте в тетрадях (на доске):

- Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно, равен по величине силе тяжести:

   запишите   (на доске)                    Р=mg.

- Очень часто многие путают понятия: «масса тела» и «вес тела», но путать эти понятия нельзя, т. к. вес тела- это сила, а масса- мера инертности тел. Запишем это:

вес тела- это сила, а масса- мера инертности тел. (- Поставьте !)

- Конечно, из формулы веса тела видно, что вес  и масса тела

связаны между собой, а точнее- между ними существует прямая зависимость.

Что это значит?

- Давайте, эту зависимость попробуем подтвердить с помощью компьютерного опыта.

- Посмотрите, на чашке, связанной с динамометром, лежат грузы массой …..кг. Сила тяжести грузов, равная по числовому значению

весу грузов, показана стрелкой. Пружина динамометра находится в покое, значит……..?

- Отметим стрелкой соответствующего размера (равной стрелке, обозначающей вес грузов) величину силы  упругости для нескольких случаев. Подскажите мне стрелку из имеющихся  для первого

случая. Далее учащиеся по желанию выходят к доске и расставляют

стрелки самостоятельно.

- А теперь, составим с вами правильное предложение из

имеющихся  фраз.

- Сейчас я раздам вам распечатку того, что мы с вами получили для грузов и составляя предложения- это небольшие конспекты,

которые я попрошу вас вставить в тетрадь. в приготовленные файлы. Согните конспекты вдоль пунктирной линии. и вставьте в файлы.

Они помогут вам при выполнении домашней работы, а также

помогут быстро сориентироваться при ответе на мои вопросы в

классе, когда мы будем рассматривать другие виды сил, и при повторении (раздать распечатанные конспекты).

- Таким образом, мы сегодня с вами познакомились с

динамометром- прибором для измерения любых сил, узнали

принцип его работы, как его градуировать, изучили вес тела, узнали

 в чем различие между силой тяжести и весом тела, массой и весом тела.

- Есть ли у вас вопросы?

Если есть время: №327,328 (устно).

- На этом наш урок закончен, Д/З у вас есть. До свидания.

Готовятся к уроку, приветствуют, садятся.

Поднимают руки и отвечают:

- сила тяжести;

-равнодействующая сила;

- сила упругости.

Слушают

Записывают число и тему

записывают д/з в дневниках

Отвечают:

- для измерения различных сил

Изучают вид бытовых динамометров

закрепляют динамометр в лапке штатива вместе с учителем и изучают устройство динамометра

выполняют действия вместе с учителем

слушают и смотрят

отвечают: сила тяжести и сила

 упругости

-сила тяжести

….действует какая- то другая сила

- сила упругости

- силы равны

- силы уравновешивают друг

друга

высказываются

записывают в тетрадях

следят за объяснениями учителя

- для измерения любой силы

читают определение

слушают

записывают

слушают, следят за

объяснениями, записывают

смотрят рисунок в учебнике

отмечают в тетрадях

зарисовывают в тетрадях

Записывают

Записывают

Отвечают:

-чем больше масса тела, тем

больше его вес.

Отвечают: Р (F)

уравновешена Fпружины.

подсказывают

выходят к доске, остальные

смотрят на экран и следят за правильностью. составляет кто –то у доски,

остальные -следят

вкладывают конспекты в тетрадь

задают вопросы

собираются и уходят

Лаб.

обор-е

«Физика 7-9»

1  мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

1-2 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

5-7  мин.

3-5 мин.

1 мин.

2  мин.

2-3 мин.

2 мин.

4-6 мин.

1-2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)

Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление:  гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа:  « Программа курса английского я...

Методическая разработка урока по теме "Влажность" для 10 класса

Данный урок разработан с применением  ИКТ, т.к.  это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и по...

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел"....

Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс

Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс  Цели урока:Образовательные:а) знания:выяснить физический смысл веса тела;создание теоретической базы для последующег...

Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса

Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9  класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...