Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

Урок биологии в  7 классе по теме «Царство  Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Использование современной педагогической технологии  - технологии игрового обучения способствует хорошему усвоению материала, формирует информационные и коммуникативные компетентности учащихся, развивает познавательные интересы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netrad._urok_griby.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Урок – путешествие.

Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Вид урока: урок  - путешествие.

Цели урока:

Образовательные: обобщить имеющиеся  знания учащихся по теме, познакомить с  представителями Царства Грибы, их строением, практическим значением.

Воспитательные: продолжить формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы по алгоритму, формирование технологической компетентности, готовности к использованию информационных ресурсов.

Развивающие:   развивать  исследовательскую активность учащихся, формировать интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрации грибов, таблица «Строение шляпочного гриба», микроскопы, готовые препараты  «Мукор», раздаточный материал «Съедобные и ядовитые грибы», натуральные объекты «Трутовики», гербарии грибов.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок не простой, мы с вами отправляемся в необыкновенную страну живых организмов.  Это  грибы. Современные биологи относят грибы к самостоятельному Царству.

Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. Сегодня нашими маршрутными листами станут наши тетради, а нашими справочниками будут учебники.

Открываем маршрутные листы и записываем тему урока «Царство Грибы»

В ходе нашего путешествия мы вспомним всё,  что знаем о царстве грибов, и узнаем много нового о грибах.

вучит музыкальный фрагмент походной песни)

Учитель. Человек сталкивается с представителями царства грибов гораздо чаще, чем принято думать. Всходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли мы за грибами в лес, отхлёбываем ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков или даже чувствуем зуд после укуса комара – нигде не обошлось без встречи с грибами или прямыми результатами их деятельности. Так что же такое грибы?  

 Грибы -  это группа низших организмов, лишенных хлорофилла. Царство Грибы  включает около 100 тысяч видов. Наука, изучающая грибы называется микологией. По способу питания грибы – гетеротрофы, отличительный признак грибов – строение их вегетативного тела. Это грибница, состоящая из нитей – гифов. Размножаются грибы спорами.

Путешествуя по царству грибов, давайте вспомним некоторые из них и познакомимся с новыми представителями.  Слово предоставляется 1- му экскурсоводу по Царству Грибы. (По ходу рассказа ученики заполняют таблицу)

Название

Рисунок

Значение  в природе, жизни человека

1- ый  Экскурсовод .

( Используются плакаты по биологии «Плесневые грибы»)

 Я проведу вас по тропе  «Дейтеромицеты и зигомицеты».  Ученые микологи из большого разнообразия дейтеромицетов выделяют одну наиболее важную группу, к которой относятся аспергилл и пеницилл. Эти грибы распространены от Арктики до тропиков. В 1960г. в Великобритании в течение трех месяцев погибло   100 тысяч индюшек. Оказалось, что корм был заражен аспергиллом. Видя пятна плесени на книжных переплетах, мы с уверенностью можем сказать, что это аспергилл. Однако человек сумел использовать его и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока – Японии, Китая, Кореи невозможно представить без постоянной приправы – соевого соуса. «Закваской»  этого продукта является аспергилл. Пеницилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты, а в фармацевтической промышленности для получения лекарства – пенициллина. Ближайшим родственником пеницилла является широко распространенный плесневый гриб мукор, относящийся к классу зигомицеты.  Он поселяется на пищевых продуктах, овощах, хлебе, варенье. Посмотрим, как выглядит  плесневый гриб мукор под микроскопом.

Ученики рассматривают микропрепарат, делают записи в тетради.

Учитель. Продолжим путешествие. Перейдем на тропу «Аскомицеты».

2 – ой Экскурсовод . К  классу Аскомицеты относят дрожжи, сморчки, строчки.   Дрожжи были открыты случайно. Много тысяч лет назад люди обратили внимание на виноградный сок, который оказался в тепле. В нем всплывали пузырьки, а на дно опускались белые хлопья. И только в 1680г. после изобретения микроскопа, ученые поняли, что дрожжи – это грибы. Тело  дрожжей представлено 

  многочисленными делящимися клетками Сейчас человеку известны пивные, пекарские и медицинские дрожжи. Оказывается, не только человек научился использовать дрожжи для своих нужд. Обыкновенный комар выращивает их в своем пищеводе.  Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной впрыскивается растворенный в ней углекислый газ. Попадают туда и дрожжи. Углекислый газ помогает комару сосать кровь, а сами дрожжи вызывают, всеми известный зудящий волдырь на месте укуса.

Привал 

Физкультминутка

На поляне, возле елки (Руки вперед, вверх)

Где растет большой грибок (Руки  в стороны)

Гимнастической зарядкой  (Ходьба на месте)

Занимается енот.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Учитель: Наиболее широко известны шляпочные грибы. относятся они к классу базидиомицетов.  С  представителями этого класса, особенностями их строения  мы познакомимся по справочной литературе (изучение материала по учебнику, стр. 24)

Давайте вооружимся карандашами и в своих маршрутных листах  сделаем рисунок и записи о шляпочных грибах.

Работа в маршрутных листах.

Привал – сценки (выступление учеников – загадки, небольшие рассказы о грибах)

Боровик:

Под старою сосною,

Где склонился пень – старик,

Окружен своей семьею

Найден первый ……

Боровик. Белый гриб – мечта всех грибников. Растем мы в берёзовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. Нам хорошо расти под деревьями. Мы даем дереву воду, минеральные вещества, а от дерева получаем органические вещества. Наша взаимовыручка называется симбиозом. В одиночку растём мы редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют  царём грибов.

Лисичка 1  А теперь отгадайте, ребята, нашу загадку.

                     Очень дружные сестрички

                     Ходят в рыженьких беретах.

                     Осень в лес приносят летом.

                     Золотистые  …….    Лисички

Лисичка 1    

Сидят на полянке семейство лисичек-

Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их звери и птицы.

Такие весёлые эти сестрицы.

Любуются сосны на них и осинки,

А хитрым лисичкам охота в корзинки!

  Мы растём в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство у этих грибов - они никогда не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.

 Сыроежка.   Приходи  по утру в туманные низины

 Нас ты  наберешь полную корзину.

Разноцветных, молодых,

Самых-самых разных:

Под дубами голубых,

Под сосною красных,

                       А под клёнами зелёных,

Под осиной синих,

Пусть грибов и не ядрёных

Но зато красивых!

В лесу растёт больше всего сыроежек. Своё название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки-друзья малоопытных грибников.

Шампиньон. Добрый день! Я-шампиньон! Я росту не в лесной чаще, а в чистом поле или на огороде. Где жирная земля. Когда гриб молодой он как бы запеленат в пелёнку. А у старого гриба есть воротничок. Шампиньоны часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластинки под шляпкой белые, а у меня- розовые или даже черные. Шампиньоны очень питательны.

Бледная поганка. Я – бледная поганка. Самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен, змеиному, он сохраняется даже при длительной варке. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой

Мухомор. Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня красотой, но моя красота обманчива. Яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют как средство для уничтожения мух. Но такие лесные обитатели, как лоси, мною лечатся.

Учитель Спасибо ребята за интересный привал. Мы отдохнули с вами, и я предлагаю продолжить путешествие.

  У вас  на столах лежат наборы грибов. Вы должны найти съедобные и ядовитые грибы и сделать соответствующие записи в маршрутных листах.

(У каждой группы на столе лежит раздаточный материал «Съедобные и ядовитые грибы)

Учитель : Итак грибы собраны, мы идем по лесу дальше. Вдруг на стволе дерева видим наросты. Что это такое? Об этом нам расскажет  4 – ый экскурсовод.

4 – ый экскурсовод. Мы находимся с вами на тропе «Грибы – паразиты»

(Ученикам раздаются экспонаты гриба трутовика, гербарии грибов - паразитов)

Гриб трутовик относится к классу базидиомицеты.  Растет он на деревьях, разлагает их древесину. В древности трутовики  применяли для изготовления трутов, используемых при высечении огня. Было еще одно применение трутовиков. Их нижний слой отделяли от верхнего, затем месяц вымачивали, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу материал. Из этого материала шили шубы и шапки. Есть у трутовиков замечательное биологическое  приспособление. Как бы не стояло дерево, их нижний трубчатый слой всегда обращен к земле, для того, чтобы споры свободно высыпались.

Большой практический интерес представляют виды рода спорынья. (Класс аскомицеты) Большинство из них паразитируют на злаках. На пораженных спорыньей колосьях видны черные рожки. Это плотно сплетенные гифы гриба. Клетки   спорыньи содержат ядовитые вещества, которые при попадании в муку могут вызвать отравление животных и человека.

Очень важное практическое значение имеют грибы рода фитофтора. (Отдел Оомицеты).  Наиболее опасен паразит ботвы и клубней картофеля – картофельный гриб. Он наносит большой вред урожаю картофеля.

Учитель: на нашем пути поляна. Сделаем привал.

Физкультминутка для глаз. (Проводит учитель)

Не поворачивая головы, посмотреть на дверь, на окно, вверх, вниз. Повторить 3 раза. Закрыть глаза, слегка нажать пальцами на глазное яблоко.

Учитель: Дед – лесовик  наблюдал за вами во время путешествия и оставил для вас на пенечке сюрприз – тест по теме «Грибы».

Выполнение заданий теста.

Ответьте  на вопросы теста.

  1. Наука о грибах называется –

А. биология В. зоология С. микология  Д.  микробиология

2. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

      А. да      В. нет        С. только некоторые из грибов.

  1. Основа плодового тела гриба – грибница.

    А. да      В. нет        

4. Тело  дрожжей представлено:

     А. одной почкующейся клеткой  В. клеткой с выростами

     В. клеткой с выростами

     С. многочисленными делящимися клетками

     Д.  многоклеточным организмом

5. Клетки грибов имеют ядра.

    А. да      В. Нет

6. Грибы размножаются:

    А. отводками В. спорами  С. корнями   Д.  семенами

7. Грибы питаются

    А. готовыми органическими веществами В. синтезируют вещества сами. С. смешанный тип питания.

8. Основа гриба:

          А. ножка.  В. мицелий   С. шляпка   Д.  споры

9. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев:

        А. паразитизм    В. симбиоз     С. фотосинтез  

10. Какой гриб используется человеком для получения лекарств:

        А. мукор   В. фитофтора  С. пеницилл    Д.  дрожжи

11.Наземная часть шляпочного гриба называется:

        А. грибница  В. пенек   С. шляпка    Д. плодовое тело

12. Гриб мукор относится к:

       А. дрожжевым    В. плесневым  С. шляпочным    Д.  сумчатым

    13. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится     черным, потому что:

 А. его нити загнивают и погибают

 В. образуется вещество черного цвета  

 С. в головках образуются споры

 

Подведение итогов. Сдача маршрутных  листов

Домашнее задание. Стр. 20 -25

Маршрутный лист.

1. Что такое грибы? _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

2. Заполни  таблицу.

Название

Значение  в природе, жизни человека

3. Собери грибы в корзинку

Съедобные грибы                                Ядовитые грибы

________________                               _________________

________________                              __________________

________________                              __________________

_________________                             ____________________

_________________                             ____________________

_________________                             ____________________

_________________

_________________

4. Ответь на вопросы теста

  1. Ответьте  на вопросы теста.

1. Наука о грибах называется –

А. биология В. Зоология С. Микология  Д.  микробиология

2. Грибы – это растения, лишенные хлорофилла.

      А. да      В. Нет        С. Только некоторые из грибов.

  3. Основа плодового тела гриба – грибница.

    А. да      В. нет        

4.  Тело  дрожжей представлено:

     А. одной почкующейся клеткой  В. клеткой с выростами

С. многочисленными делящимися клетками

 Д.  многоклеточным организмом

5. Клетки грибов имеют ядра.

    А. да      В. нет

6. Грибы размножаются:

    А. отводками В. Спорами  С. Корнями   Д.  семенами

7. Грибы питаются

    А. готовыми органическими веществами В. синтезируют вещества сами. С. смешанный тип питания.

8.  Основа гриба:

          А. ножка.  В. мицелий   С. шляпка   Д.  споры

9.  Как называется сожительство грибов с корнями деревьев:

        А. паразитизм    В. симбиоз     С. фотосинтез  

  1. Какой гриб используется человеком для получения лекарств:

        А. мукор   В. фитофтора  С. пеницилл    Д.  дрожжи

  1. Наземная часть шляпочного гриба называется:

        А. грибница  В. пенек   С. шляпка    Д. плодовое тело

12. Гриб мукор относится к:

       А. дрожжевым    В. плесневым  С. шляпочным    Д.  сумчатым

    13. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится      черным, потому что:

А. его нити загнивают и погибают В. образуется вещество черного цвета  С. в головках образуются споры

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

В

С

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Царство Грибы"

        Данная разработка урока позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения представителей царства Грибы, их многообразием и с...

“Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”

Разработка урока бисероплетения по теме “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”...

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

Многообразии птиц,  особенность строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп ( птицы леса, водоплавающие и околоводные птицы, дневные хищники, ночные хищники, или совы), их роль в ...

Проект урока: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб? Роль денег в жизни человека

Хэшээлэй темэ: Мүнгэн хүнэй ажабайдалда ямар hуури эзэлнэб?Хэшээлэй зорилго: Элдэб янзын источнигуудһаа һурагшадай эрдэм мэдэсэеэ гүнзэгырүүлхэдэ, ажал хүдэлмэри хэхэдэ таатай условинуудые бэлэдхэхэ. ...

Конспект урока: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека

Разработка содержит конспект урока с презентацией. В презентации много дополнительного материала по теме, который можно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся....

Конспект урока на тему "Царство Грибы"

этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...