План-конспект урока биологии в 11 классе на тему:" Происхождение человека"
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Алиева Назлы Уружбеговна

Тема: Происхождение человека

Класс: 11.

Тип урока: комбинированный.

Цель:

Создать условия для формирования представлений  о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида – человек  разумный.   

Задачи:

Образовательные:

1. Знать  предков  человека,  их  среду  обитания  и  образ  жизни;
2.Знать  усложнения  в  строении  и  поведении  предков  человека  в  процессе  исторического  развития;
3. Знать  основные  этапы  в  развитии  человека.

Развивающие:

1. Уметь  работать  с  различными  источниками  знаний,  извлекая  из  них  нужную  информацию;
2. Уметь  сравнивать,  анализировать,  обосновывать  и  делать  выводы;

Воспитательные:

1)  Развивать  умения  и  навыки,  необходимые  для  групповой  работы;
2)  Способствовать  формированию  толерантного  отношения  друг  к  другу.

Технологии обучения: технология развития критического мышления; технология игрового обучения; коммуникативно-диалоговые технологии.

 

 

Этап урока

Содержание урока

Методы обучения

Средства обучения

Организационный момент.

2 мин.

Ход урока.

Приветствие!

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка  к  восприятию  нового  материала
  3. Изучение нового материала
  4. Работа  в малых группах
  5. Обсуждение  и  анализ  работы  в   группах
  6. Закрепление и обобщение знаний: игра «Да-нетка»
  7. Рефлексия.

 

Словесные: беседа

Вербальные: речь учителя

Изучение нового материала

33 мин.

2.  Подготовка  к  восприятию  нового  материала

Учитель:  Когда  и  как  появилась  наша  планета? А  когда  и  как  на  Земле  появился  человек?  Вы  знаете?
Ученики: …..
Учитель:  Хотите  узнать?
Ученики:  Да!
Учитель:  этим мы займемся сегодня на занятии.  Тема  нашего  урока  « Происхождение  человека» (сформулировать  вместе).  И цель занятия я прошу вас записать самостоятельно.

Но  прежде  чем  начать  изучение  темы  я  попрошу  вас  заполнить  первую  колонку  таблицы

Я знаю

Я  хочу  узнать

Я  узнал

 

 

Учитель:  Спасибо.  Итак,  о  чем  мы  будем  сегодня  говорить?
Ученик:  Сегодня  мы  будем  говорить,  как  и  когда  появился  человек.

3. Изучение  нового  материала.

Учитель:  Существует  несколько  гипотез  появления  человека  на  Земле.  Кто-нибудь  знает,  что  такое  гипотеза,  и  какие  существуют  гипотезы  по  поводу  появления  человека  на  Земле?
Ученики: Обсуждение…..
Учитель:  Рассмотрим  две  гипотезы  появления  человека  на  Земле

А)  Библейская
Согласно  этой  гипотезе – творцом  человека  был  Бог. Отрывок  из  детской  Библии: « И  сказал  Бог:  сотворим  человека  по  образу Нашему,  по  подобию  Нашему;  и  да  владычествуют  они  над  рыбами  морскими,  и  над  птицами  небесными,  и  над  скотом,  и  над  всею  землею,  и  над  всеми  гадами,  пресмыкающимися  по  земле.  И  сотворил  Бог  человека  по  образу  Своему,  по  образу  Божию  сотворил  его;  мужчину  и  женщину  сотворил  их».

Существуют  легенды:

а)  вавилоняне  верили  в  то,  что  человек  был  слеплен  из  глины,  смешанной  с  кровью  бога  Бела;
б)  греки – язычники  считали,  что  царь  богов  Зевс  сделал  фигуру  человека  из  глины,  которую  оживило  дыхание  богини  Афины.  Кроме  того,  они  считают, что  бог  пользовался  различными  сортами  глины:  будто  из  белой  глины  и  песка  был  сотворен  белый  человек,  из  египетской – красный  и  коричневый,  а  из  черной – негр.

Б)  Научная

Человек  происходит  от  животных  предков – обезьяны.  Сторонником  этой  гипотезы  был  английский  естествоиспытатель  Чарльз  Дарвин.  В  своем  труде  «Происхождение  человека », он  на  основе  фактов  доказал,  что  человек  находится  в  родстве  с  обезьянами.  Что  человек  и  человекообразные  обезьяны  происходят  от  общих  предков, живших  в  далекие  времена.  Эта  гипотеза  подтверждается  многочисленными  находками  костных  остатков  древних  человекообразных  обезьян,  первобытных  людей.

Учитель:  А  какой  точки  зрения  придерживаетесь  вы?  И  почему?
Ученики: Момент обсуждения…….
Учитель:  Да,  учение  о  естественном  происхождении  человека  из животного  мира  сейчас  доказано  и  общепризнанно.  Тогда  давайте,  и  мы  познакомимся  более  тесно  с  этой  теорией.  Согласны.
Ученики:   Да.
Учитель:  Согласно  этой  теории  человек  произошел  от  обезьяны.  Так.
Ученики:  Так.
Учитель:  Раз многие ученые и другие люди разделяют эту идею значит имеются какие – то доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян?

Ученики: да.

Учитель: давайте попробуем их установить и ответить на вопрос: Теория о происхождении человека от обезьяны основана только “на внешнем сходстве человека и обезьяны”?

Ребята, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание.

Прочитайте  текст (Приложение №1)  и изложить его содержание в виде таблицы.(Технология игрового обучения, задания, способствующие развитию навыков работы с учебными текстами).

Группа доказательств животного происхождения человека

Что учитывает

1. Палеонтологические

Находки древних и древнейших людей 

2.Эмбриологические

Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных

3. Цитогенетические

Сходство генетического аппарата 

4. Сравнительно - анатомические

Учитывает данные сравнения внешнего строения

5. Физиологические

Сходство физиологических процессов

Учитель: молодцы! Теперь мы можем сказать, что человек и человекообразные предки имеют много общего.

Учитель:  Первый известный науке представитель своего вида это-«Люси». Скелет женской особи  австралопитека афарского, найденный французско-американской экспедицией во главе с  Дональдом Джохансоном 24 ноября   1974 года   в долине реки   Аваш   (впадина   Данакиль ) в   Эфиопии . Люси, которая по оценкам жила 3,2 млн лет назад.

Учитель: Вот скажите, ископаемый предок человека описан только по одной-единственной  находке?

Чтобы ответить на поставленный вопрос предлагаю выполнить задание.

4. Работа  в малых группах. (Коммуникативно-диалоговые технологии, организации группового взаимодействия).

Каждой  группе  дается  задание  изучить  одного  предка  человека  по  план:

а)  Когда  жили;
б)  где  жили;
в)  как  выглядели;
г)  какие  прогрессивные  черты  имели;
д)  какие  причины  привели  к  появлению  прогрессивных  черт.

Для  работы  учащиеся  используют  текст  учебника  и  дополнительную  информацию.

5.  Обсуждение  и  анализ  работы  в   группах.

Представитель  от  каждой  группы  выходит  к  доске  и  отчитывается  по  данному  плану (вывешивает  на  доску  картинку  предка  человека  и  время  когда  он  жил).
В  результате  обсуждения  на  доске  получается  лента  времени  и  таблица.

Предок 
человека

Когда     и    где
Жили

Прогрессивные
черты

Орудия
труда

 

Дриопитек

30 – 25  млн. лет
Африка

Рост  110  см,  жили
на  деревьях,  передвигались  на  4  ногах

отсутствуют

 

Австралопитек

5  млн.  лет,
юг  Африки

Рост  120 – 150 см,
Масса  20-50 кг,
Объем  головного  мозга  430-550 см3

Камни,  палки,  кости  крупных  животных

 

Человек  
умелый

2,5  млн.  лет,
Центральная  Африка

Рост  109 – 152  см,
Объем  головного  мозга   500 -  800 см3, изготовлял  орудия  труда, жилище.

Скребло,  каменный  молоток,  рубило

 

Человек
Прямоходящий (древнейший)

Европа,  Азия
1  млн.  лет

Рост  150 – 170 см,
Объем  1100 см3,
Использование  огня

Рубило,  деревянное  копьё

 

Неандерталец
( древний)

Европа,  Азия
400 тыс. лет

Развитие  членораздельной  речи,  огонь,  охота  на  крупных  животных

Нож,  деревянное  копьё

 

Кроманьонец
( современный)

Европа,  Азия

Менее  40  тыс.  лет

Строили  хижины,  шили  одежду,  украшения,  рост  до  180  см,  объем  головного  мозга  1600 см3

Нож,  игла,  проколка

 

 

Словесные: рассказ, беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические: заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесные:

беседа, рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические: заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические: групповая работа, заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесные: формулирование выводов.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вербальные: речь учителя и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вербальные: речь учителя и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вербальные: речь учителя и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаковые:

“Картина предка  человека”.

 

 

Вербальные: речь учителя и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

6 мин.

 

Домашнее задание

2 мин.

6. Закрепление и обобщение знаний: игра «Да-нетка» (Технология творческого обучения на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

 1. Ископаемый предок человека описан только по одной-единственной  находке?  (Нет).

2. Человеческие расы относятся к 3 биологическим видам. (Нет, к одному).

3. Впервые описал австралопитека и дал им название "южная обезьяна" Раймонд Дарт. (Да).

4. Череп под №1470, обнаруженный антропологами Лики в Танзании, принадлежал человеку выпрямленному. (Нет, человеку умелому).

5. Первыми начали пользоваться огнём древнейшие люди. (Да)

6. Находки кроманьонцев обнаружены на всех материках. (Да).

7. Первые находки синантропов были сделаны в Германии. (Нет, в Пекине).

8. Самые примитивные орудия чопперы (галечная культура) изготовлял человек умелый. (Да).

9. Неандертальцы получили своё название в честь реки Неандер во Франции. (Нет, в Германии).

10. Ручное рубило впервые появилось у неандертальцев. (Нет, у питекантропов и синантропов).

11. Питекантроп имеет больший объем мозга, чем синантроп. (Нет, наоборот).

12. Для древнейших людей характерен каннибализм. (Да).

13. У неандертальцев впервые появились социальные отношения. (Нет, у кроманьонцев).

14. Австралопитеки изготавливали скрёбла, остроконечники. (Нет, не было орудий труда).

15. Расоведение - наука о расах. (Да).

16. Обнаруженным в 1891 году на острове Ява останкам древнейших людей Дюбуа дал название гейдельбергского человека. (Нет, питекантропа).

17. Первыми овладели членораздельной речью неандертальцы. (Нет, кроманьонцы).

18. Главным социальным фактором антропогенеза является речь. (Нет, труд).

19. Главным биологическим фактором антропогенеза является естественный отбор. (Да).

20. К биологическим фактором антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. (Да).

21. Акселерация характерна только для женского пола. (Нет).

22. Теория о происхождении человека от обезьяны основана только “на внешнем сходстве человека и обезьяны”?(Миф 7). (Нет).

 

Словесные:

беседа, рассказ

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Рефлективно-оценочный

2 мин.

Заполнить  вторую  колонку  таблицы (я  узнал).  Затем  обсудить  добились  ли  мы  поставленной  цели.

Я знаю

Я  хочу  узнать

Я  узнал

 

 

 

Практические: заполнение таблицы.

 

Словесные:

беседа.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

 

 

 

Приложение№1

 

Доказательства эволюционного происхождения человека

С некоторого момента главную роль стала играть социальная эволюция человеческого общества – когда качество коллективной работы стало важнее индивидуальных способностей отдельных особей. Однако сейчас существуют отдельные лица и целые организации, которые сомневаются в этой гипотезе. Они предполагают, что человек был создан сразу и никогда не подвергался эволюции. Таким образом, они оспаривают общую эволюционную связь человека со всем остальным животным миром.

Современная биология предлагает несколько основных доказательств эволюционного происхождения человека:

Палеонтологические: на временной шкале можно увидеть, что чем дальше в прошлое тем более "обезьяний" встречается облик человека. Собственно, на отметке ранее чем 20 000 лет назад скелет человека имеет много примитивных черт, большие надбровные дуги, сутулей осанку и т.д. На отметке 4 400 000 лет назад это обычная "обезьяна" - дравипитек. Современные типа человека не присутствуют в древних слоях, также и примитивные версии человека не присутствуют в новых слоях. Это говорит о постепенном изменении, приведшем наш вид из одной формы в другую

Эмбриологическое доказательство заключается в том, что в процессе внутриутробного развития человеческий зародыш проходит стадии, которые характерны для более примитивных существ. Так, существует так называемый закон Карла Бэра, согласно которому все зародыши проходят стадии, которые проходил их вид в эволюционном развитии.

Например, на определенном этапе у человеческого зародыша есть хорда и жабры. Это означает, что когда-то предок человека был водоплавающим хордовым животным.

Сравнительно-анатомические доказательства основаны на сравнении органов и тканей человека с органами и тканями других животных. Например, с приматами человек имеет минимальные отличия. В частности, нет принципиальных отличий в строении дыхательной, кровеносной, нервной, пищеварительной и других систем

Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян. Выражение обезьянами чувства радости, гнева, печали, забота о детенышах, хорошая память, развитая высшая нервная деятельность, использование предметов как орудий труда, сходные с человеком болезни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt-11.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Происхождение человека

Класс: 11.

Тип урока: комбинированный.

Цель:

Создать условия для формирования представлений  о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида – человек  разумный.   

Задачи:

Образовательные:

1. Знать  предков  человека,  их  среду  обитания  и  образ  жизни;
2.Знать  усложнения  в  строении  и  поведении  предков  человека  в  процессе  исторического  развития;
3. Знать  основные  этапы  в  развитии  человека.

Развивающие:

1. Уметь  работать  с  различными  источниками  знаний,  извлекая  из  них  нужную  информацию;
2. Уметь  сравнивать,  анализировать,  обосновывать  и  делать  выводы;

Воспитательные:

1)  Развивать  умения  и  навыки,  необходимые  для  групповой  работы;
2)  Способствовать  формированию  толерантного  отношения  друг  к  другу.

Технологии обучения: технология развития критического мышления; технология игрового обучения; коммуникативно-диалоговые технологии.

Этап урока

Содержание урока

Методы обучения

Средства обучения

Организационный момент.

2 мин.

Ход урока.

Приветствие!

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка  к  восприятию  нового  материала
  3. Изучение нового материала
  4. Работа  в малых группах
  5. Обсуждение  и  анализ  работы  в   группах
  6. Закрепление и обобщение знаний: игра «Да-нетка»
  7. Рефлексия.

 

Словесные: беседа

Вербальные: речь учителя

Изучение нового материала

33 мин.

2.  Подготовка  к  восприятию  нового  материала

Учитель:  Когда  и  как  появилась  наша  планета? А  когда  и  как  на  Земле  появился  человек?  Вы  знаете?
Ученики: …..
Учитель:  Хотите  узнать?
Ученики:  Да!
Учитель:  этим мы займемся сегодня на занятии.  Тема  нашего  урока  « Происхождение  человека» (сформулировать  вместе).  И цель занятия я прошу вас записать самостоятельно.

Но  прежде  чем  начать  изучение  темы  я  попрошу  вас  заполнить  первую  колонку  таблицы

Я знаю

Я  хочу  узнать

Я  узнал

Учитель:  Спасибо.  Итак,  о  чем  мы  будем  сегодня  говорить?
Ученик:  Сегодня  мы  будем  говорить,  как  и  когда  появился  человек.

3. Изучение  нового  материала.

Учитель:  Существует  несколько  гипотез  появления  человека  на  Земле.  Кто-нибудь  знает,  что  такое  гипотеза,  и  какие  существуют  гипотезы  по  поводу  появления  человека  на  Земле?
Ученики: Обсуждение…..
Учитель:  Рассмотрим  две  гипотезы  появления  человека  на  Земле

А)  Библейская
Согласно  этой  гипотезе – творцом  человека  был  Бог. Отрывок  из  детской  Библии: « И  сказал  Бог:  сотворим  человека  по  образу Нашему,  по  подобию  Нашему;  и  да  владычествуют  они  над  рыбами  морскими,  и  над  птицами  небесными,  и  над  скотом,  и  над  всею  землею,  и  над  всеми  гадами,  пресмыкающимися  по  земле.  И  сотворил  Бог  человека  по  образу  Своему,  по  образу  Божию  сотворил  его;  мужчину  и  женщину  сотворил  их».

Существуют  легенды:

а)  вавилоняне  верили  в  то,  что  человек  был  слеплен  из  глины,  смешанной  с  кровью  бога  Бела;
б)  греки – язычники  считали,  что  царь  богов  Зевс  сделал  фигуру  человека  из  глины,  которую  оживило  дыхание  богини  Афины.  Кроме  того,  они  считают, что  бог  пользовался  различными  сортами  глины:  будто  из  белой  глины  и  песка  был  сотворен  белый  человек,  из  египетской – красный  и  коричневый,  а  из  черной – негр.

Б)  Научная

Человек  происходит  от  животных  предков – обезьяны.  Сторонником  этой  гипотезы  был  английский  естествоиспытатель  Чарльз  Дарвин.  В  своем  труде  «Происхождение  человека », он  на  основе  фактов  доказал,  что  человек  находится  в  родстве  с  обезьянами.  Что  человек  и  человекообразные  обезьяны  происходят  от  общих  предков, живших  в  далекие  времена.  Эта  гипотеза  подтверждается  многочисленными  находками  костных  остатков  древних  человекообразных  обезьян,  первобытных  людей.

Учитель:  А  какой  точки  зрения  придерживаетесь  вы?  И  почему?
Ученики: Момент обсуждения…….
Учитель:  Да,  учение  о  естественном  происхождении  человека  из животного  мира  сейчас  доказано  и  общепризнанно.  Тогда  давайте,  и  мы  познакомимся  более  тесно  с  этой  теорией.  Согласны.
Ученики:   Да.
Учитель:  Согласно  этой  теории  человек  произошел  от  обезьяны.  Так.
Ученики:  Так.
Учитель:  Раз многие ученые и другие люди разделяют эту идею значит имеются какие – то доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян?

Ученики: да.

Учитель: давайте попробуем их установить и ответить на вопрос: Теория о происхождении человека от обезьяны основана только “на внешнем сходстве человека и обезьяны”?

Ребята, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание.

Прочитайте  текст (Приложение №1)  и изложить его содержание в виде таблицы.(Технология игрового обучения, задания, способствующие развитию навыков работы с учебными текстами).

Группа доказательств животного происхождения человека

Что учитывает

1. Палеонтологические

Находки древних и древнейших людей 

2.Эмбриологические

Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных

3. Цитогенетические

Сходство генетического аппарата 

4. Сравнительно - анатомические

Учитывает данные сравнения внешнего строения

5. Физиологические

Сходство физиологических процессов

Учитель: молодцы! Теперь мы можем сказать, что человек и человекообразные предки имеют много общего.

Учитель:  Первый известный науке представитель своего вида это-«Люси». Скелет женской особи  австралопитека афарского, найденный французско-американской экспедицией во главе с  Дональдом Джохансоном 24 ноября   1974 года   в долине реки   Аваш   (впадина   Данакиль ) в   Эфиопии . Люси, которая по оценкам жила 3,2 млн лет назад.

Учитель: Вот скажите, ископаемый предок человека описан только по одной-единственной  находке?

Чтобы ответить на поставленный вопрос предлагаю выполнить задание.

4. Работа  в малых группах. (Коммуникативно-диалоговые технологии, организации группового взаимодействия).

Каждой  группе  дается  задание  изучить  одного  предка  человека  по  план:

а)  Когда  жили;
б)  где  жили;
в)  как  выглядели;
г)  какие  прогрессивные  черты  имели;
д)  какие  причины  привели  к  появлению  прогрессивных  черт.

Для  работы  учащиеся  используют  текст  учебника  и  дополнительную  информацию.

5.  Обсуждение  и  анализ  работы  в   группах.

Представитель  от  каждой  группы  выходит  к  доске  и  отчитывается  по  данному  плану (вывешивает  на  доску  картинку  предка  человека  и  время  когда  он  жил).
В  результате  обсуждения  на  доске  получается  лента  времени  и  таблица.

Предок 
человека

Когда     и    где
Жили

Прогрессивные
черты

Орудия
труда

Дриопитек

30 – 25  млн. лет
Африка

Рост  110  см,  жили
на  деревьях,  передвигались  на  4  ногах

отсутствуют

Австралопитек

5  млн.  лет,
юг  Африки

Рост  120 – 150 см,
Масса  20-50 кг,
Объем  головного  мозга  430-550 см3

Камни,  палки,  кости  крупных  животных

Человек  
умелый

2,5  млн.  лет,
Центральная  Африка

Рост  109 – 152  см,
Объем  головного  мозга   500 -  800 см3, изготовлял  орудия  труда, жилище.

Скребло,  каменный  молоток,  рубило

Человек
Прямоходящий (древнейший)

Европа,  Азия
1  млн.  лет

Рост  150 – 170 см,
Объем  1100 см3,
Использование  огня

Рубило,  деревянное  копьё

Неандерталец
( древний)

Европа,  Азия
400 тыс. лет

Развитие  членораздельной  речи,  огонь,  охота  на  крупных  животных

Нож,  деревянное  копьё

Кроманьонец
( современный)

Европа,  Азия

Менее  40  тыс.  лет

Строили  хижины,  шили  одежду,  украшения,  рост  до  180  см,  объем  головного  мозга  1600 см3

Нож,  игла,  проколка

Словесные: рассказ, беседа

Практические: заполнение таблицы.

Словесные:

беседа, рассказ

Практические: заполнение таблицы.

Практические: групповая работа, заполнение таблицы.

Словесные: формулирование выводов.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Знаковые:

“Картина предка  человека”.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Закрепление изученного материала

6 мин.

Домашнее задание

2 мин.

6. Закрепление и обобщение знаний: игра «Да-нетка» (Технология творческого обучения на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

 1. Ископаемый предок человека описан только по одной-единственной  находке?  (Нет).

2. Человеческие расы относятся к 3 биологическим видам. (Нет, к одному).

3. Впервые описал австралопитека и дал им название "южная обезьяна" Раймонд Дарт. (Да).

4. Череп под №1470, обнаруженный антропологами Лики в Танзании, принадлежал человеку выпрямленному. (Нет, человеку умелому).

5. Первыми начали пользоваться огнём древнейшие люди. (Да)

6. Находки кроманьонцев обнаружены на всех материках. (Да).

7. Первые находки синантропов были сделаны в Германии. (Нет, в Пекине).

8. Самые примитивные орудия чопперы (галечная культура) изготовлял человек умелый. (Да).

9. Неандертальцы получили своё название в честь реки Неандер во Франции. (Нет, в Германии).

10. Ручное рубило впервые появилось у неандертальцев. (Нет, у питекантропов и синантропов).

11. Питекантроп имеет больший объем мозга, чем синантроп. (Нет, наоборот).

12. Для древнейших людей характерен каннибализм. (Да).

13. У неандертальцев впервые появились социальные отношения. (Нет, у кроманьонцев).

14. Австралопитеки изготавливали скрёбла, остроконечники. (Нет, не было орудий труда).

15. Расоведение - наука о расах. (Да).

16. Обнаруженным в 1891 году на острове Ява останкам древнейших людей Дюбуа дал название гейдельбергского человека. (Нет, питекантропа).

17. Первыми овладели членораздельной речью неандертальцы. (Нет, кроманьонцы).

18. Главным социальным фактором антропогенеза является речь. (Нет, труд).

19. Главным биологическим фактором антропогенеза является естественный отбор. (Да).

20. К биологическим фактором антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. (Да).

21. Акселерация характерна только для женского пола. (Нет).

22. Теория о происхождении человека от обезьяны основана только “на внешнем сходстве человека и обезьяны”?(Миф 7). (Нет).

Словесные:

беседа, рассказ

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Рефлективно-оценочный

2 мин.

Заполнить  вторую  колонку  таблицы (я  узнал).  Затем  обсудить  добились  ли  мы  поставленной  цели.

Я знаю

Я  хочу  узнать

Я  узнал

Практические: заполнение таблицы.

Словесные:

беседа.

Вербальные: речь учителя и учащихся.

Приложение№1

Доказательства эволюционного происхождения человека

С некоторого момента главную роль стала играть социальная эволюция человеческого общества – когда качество коллективной работы стало важнее индивидуальных способностей отдельных особей. Однако сейчас существуют отдельные лица и целые организации, которые сомневаются в этой гипотезе. Они предполагают, что человек был создан сразу и никогда не подвергался эволюции. Таким образом, они оспаривают общую эволюционную связь человека со всем остальным животным миром.

Современная биология предлагает несколько основных доказательств эволюционного происхождения человека:

Палеонтологические: на временной шкале можно увидеть, что чем дальше в прошлое тем более "обезьяний" встречается облик человека. Собственно, на отметке ранее чем 20 000 лет назад скелет человека имеет много примитивных черт, большие надбровные дуги, сутулей осанку и т.д. На отметке 4 400 000 лет назад это обычная "обезьяна" - дравипитек. Современные типа человека не присутствуют в древних слоях, также и примитивные версии человека не присутствуют в новых слоях. Это говорит о постепенном изменении, приведшем наш вид из одной формы в другую

Эмбриологическое доказательство заключается в том, что в процессе внутриутробного развития человеческий зародыш проходит стадии, которые характерны для более примитивных существ. Так, существует так называемый закон Карла Бэра, согласно которому все зародыши проходят стадии, которые проходил их вид в эволюционном развитии.

Например, на определенном этапе у человеческого зародыша есть хорда и жабры. Это означает, что когда-то предок человека был водоплавающим хордовым животным.

Сравнительно-анатомические доказательства основаны на сравнении органов и тканей человека с органами и тканями других животных. Например, с приматами человек имеет минимальные отличия. В частности, нет принципиальных отличий в строении дыхательной, кровеносной, нервной, пищеварительной и других систем

Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян. Выражение обезьянами чувства радости, гнева, печали, забота о детенышах, хорошая память, развитая высшая нервная деятельность, использование предметов как орудий труда, сходные с человеком болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»

Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...